Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 . Но что мы скажем о пожертвовании «овна», купленного по цене священного сикля (ср. Лев.5:15 ), которого предписано принести в жертву для искупления греха? Чтобы очистить свое прегрешение ценой овна, человек должен быть богатым. Посмотрим, кто эти богатые. Мудрейший Соломон учит нас, говоря: «Выкуп собственной души – собственное богатство 13 » ( Прит.13:8 ). Слышишь, какой непреодолимой силой наполнено каждое слово Премудрости? Она говорит, что богатство присуще выкупу «собственной души», и не чье-то еще и не общее, но «собственное богатство». Этим показано, что одно богатство – «собственное», другое – нет. Господь утверждает это еще нагляднее, когда говорит в Евангелии: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» ( Лк.16:12 ). Он ясно показывает, что богатства этого мира – не наши, но чужие. Они проходят, «как уклоняющаяся тень» (ср. Пс.143:4 ). Но «собственное богатство» – то, о котором пророк говорит: «И собрано будет богатство всех окрестных народов» ( Зах.14:14 ). Возможно, из этого богатства «и был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом» ( Быт.13:2 ) и прочим домашним добром. Хочешь, я покажу тебе, из каких сокровищниц исходят эти богатства? Послушай, что апостол Павел утверждает о Господе Иисусе Христе: «В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). И Господь в Евангелии учит: «Книжник выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Об этом и апостол Павел говорит: «В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:5 ). Таким образом, на взятое из этого богатства, хранящегося в сокровищнице «премудрости и ведения» (ср. Кол.2:3 ), должно нам приобретать «овна», которого надлежит приносить в жертву за грехи, совершенные, разумеется, против святынь, и которого следует покупать по цене священного сикля. Мы уже сказали выше, что каждое жертвоприношение есть образ Христа, но более всего это справедливо в отношении овна, которым Бог некогда заменил Исаака, должного быть принесенным в жертву (ср. Быт.22:13 ). Поэтому Христа, искупившего наши грехи, надлежит нам сравнивать со священным сиклем. Этот священный сикль несет образ нашей веры. Ибо если ты принесешь веру как цену, то получишь от Христа прощение грехов, словно от овна без порока, принесенного в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

10:19–20, Откр.9:20 ). Господь от лица Иудеев говорит: мы знаем, чему кланяемся. Это означало, как мы уже отметили, что израильтяне в храме через изображения херувимов воздавали хвалу Богу. То есть, они покланялись всем духовным существам, находившимся на небе в Ветхом Завете: Богу и ангелам. Они знали, что херувимы, как и все ангелы – это не выдуманные, а реальные небесные духи, призванные служить Богу: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). По велению Божию, ангелы не раз являлись видимым образом людям, которые кланялись им, и Бог не гневался за это на людей. Так, ангелу поклонился Лот ( Быт.19:1 ), Валаам ( Числ.22:31 ), Маной ( Суд.13:20 ), Даниил ( Дан.10:9 ). И Богу было угодно, чтобы иудеи преклонялись перед иконами ангелов в храме, тем самым воздавая честь ангелам и Самому Господу, поскольку ангелы молятся Богу за людей, и Он являет Свою милость, внимая этим молитвам: И отвечал Ангел Господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему  со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные ( Зах.1:12,13 ).  Богу, восседающему на херувимах ( Пс.79:2 ), прежде всего, покланялись в Ветхом Завете, но не изображали, потому что Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). И если мы верим, что Бог явился во плоти , значит, верим, что Он был видим, следовательно, Его возможно было изобразить средствами искусства. И если в Ветхом Завете Бог определил поклоняться Ему в храме в присутствии изображений херувимов, то тем более уместно поклонение Богу после совершившегося Искупления в присутствии изображений Его Единородного Сына – Спасителя человеческого рода. И если среди многочисленных изображений на стенах и завесах ветхозаветного храма не было изображений усопших праведных людей, которых мы видим в Православных храмах, то лишь потому, что праведники тогда не пребывали ещё с Богом на небесах, но ожидали своего избавления, изведения из ада, где они находились в лоне Авраамовом ( Лк.16:22 ), и которое совершено нисшествием в ад и воскресением Христовым ( Мф.27:52-53 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, - говорит Божественная Милость, — и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Души бренноносные и трепетно-боязливые! Приступи к Источнику бессмертия и укрепись против страха смертного и ты, душа скорбная, униженная до праха и ропщущая на Бога за то, что тебя покрыла тень смертная ( Пс. 43; 26, 20 )… И ты, душа, считающая себя отчужденной от Господа, исполненная зол и приближенная аду, изнывающая от терзаний смертных ( Пс. 87 )… Душа спящая, когда конец приближается; душа, разлучающаяся от тела и слезящая… Все души земнородных, которым горька чаша смертная, придите и примите чашу спасения, упоявающую нас надеждой вечной, нетленной жизни! Грех и смерть, страшные не искупленному, не оправданному человечеству, не страшны причастникам Божественного естества. Грех бессилен, смерть беспечальна для них. Над грехом, крайне грешным, царствует преизбыточествующая благодать Божия. Смерть ведет нас в бесконечную, невообразимо прекрасную и вседовольную жизнь… Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Ив нем ( Ин.6:56 ). Это говорит Бог. Аминь. Плач на память Страстей Христовых (в Великий Пяток) Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его Плч.1:2 Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины; повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями (Плач Иерем.3:52–53), услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались (Плач Иерем.1:21). И стал посмешищем для всего народа моего, вседневной песнью их (Плач Иерем.3:14), все замыслы их против меня, речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день (Плач Иерем.3:61 62). Тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает (Плач Иерем.1:22), волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне (Плач Иерем.1:20), ибо далеко от меня утешитель (Плач Иерем.1:16)! Кто может исцелить тебя? (Плач Иерем.2:13.) Как близко совпадают с настоящим настроением наших чувств эти плачевные звуки, исторгшиеся из сердца скорбящего пророка! Кто может исцелить тебя? Как бы в ответ на это пророческое вопрошение возлюбленный Сын Божий воскликнул, предузрев близкий исход: Отче! избавь Меня от часа сего! — и Сам же присовокупил: Но на сей час Я и пришел ( Ин.12:27 ). И так как Сам Он предъизбрал решение положить душу Свою ( 1Ин.3:16 ) за люди Своя, то уже никто не мог спасти Его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

По отношению к людям слово « богатство » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4). Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.      Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19). Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7). Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9). На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

http://pravoslavie.ru/66151.html

И, проще говоря, всякое занятие становится предлогом для войны сего лукавого беса. Итак, оказывается тщеславный монах работником без воздаяния. Поскольку труд понес, а оплаты не получил. «Потому что тщеславие губит награды за добродетели. И так же как бросок камня не достигает неба, так и молитва человекоугодливого не взойдет к Богу. Муж же разумный скрывает сокровище и труд добродетели; смышленый монах подражает пчеле: снаружи облетает цветы, а внутри делает соты. Не продавай трудов твоих славе человеческой, не предавай будущей славы своей ради дешевой похвалы. Ибо слава человеческая в прах вселится (ср. Пс. 7:6), и молва о ней затухает. Слава же добродетели пребывает вовек». Посему мы, возлюбленные, не допустим, чтобы страсть сия господствовала над нами, боясь говорящего: яко Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6). А лучше, последуя апостольскому слову, искренне скажем: У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10). И еще говорит: так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой (1 Фес. 2:4-6), ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10:18), как говорит блаженная Анна Самуилова: да не хвалится мудрый мудостию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но еже разумети и творити суд и правду (Иер. 9:23-24). Царь же Езекия, гонясь за славой человеческой и одержимый радостным возбуждением, показал халдеям сокровища свои (4 Цар. 20:13). И послал Господь Исаию к нему, говоря: Се, дние грядут, взята будут вся, яже видеши, в Вавилон (4 Цар. 20:17). Как сейчас и с нами произошло. Ибо мы растолстели и стали отвержены (ср. Втор. 32:15), [Col. 1569] и потому предал Господь халдеям силу нашу и Честной Крест, и святыни наши опустели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Пс.49:16–20 . «Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё, и слова Мои бросаешь за себя?.. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Объяснение. Здесь чрез пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк его общение с грешником не молитвенное, а греховное общение в преступлениях («когда видишь вора... и с прелюбодеями сообщаешься»: ст.18–19), иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками (вспомни притчу о Мытаре и Фарисее: Лк.18:10–14 ). Только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, но святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . «Однажды Я поклялся святостью Моей: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мной». Объяснение. Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их; дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрождённые оным христиане, утверждённые на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим; сравни: Мф.13:39 . Ис.52:5 . «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится». Объяснение. Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно неосновательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах Церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своей праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает»: Рим.14:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, видишь, возлюбленный христианин, что наследие христианское нетленное, чистое, неувядаемое хранится для них на небесах (1 Петр. 1:4). А какое оно и как велико, не только описать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13:12), и с богомудрым Павлом, который восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12:2, 4), исповедуем и проповедуем, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного нетленное. Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, в воздухе и море, которым нет числа, то сколь велики будут те блага, которые наследуют избранные Божии в небесном отечестве, где увидят Его лицем к лицу! (1 Кор. 13:12). Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то каково то, что подаст в доме Своем, где слава Его сияет! Если для добрых и злых, праведных и грешных солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, которые для одних добрых уготованы! Если такими Его дарами наслаждаются друзья Его и враги, то каковы будут, сколь велики, бесчисленны, славны и чрезвычайны те, которые одним друзьям подаст в наслаждение! Если во дни плача такое утешение, то какое будет во дни брака! Сколь велико множество благости Твоей, Господи Боже, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя! – говорит Ему в песне своей Псалмопевец (Пс. 30:20). Тогда наследуют они всех желаний конец. Желают люди светлости – тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Желают люди легкости и крепости – тогда будут, как Ангелы Божии (Мф. 22:30). Желают люди нетления и целого здравия – тогда будут нетленными: ибо сеется в тлении, восстает в нетлении (1 Кор. 15:42, 52). Желают люди силы – тогда будут сильны, ибо сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:43-44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Некоторые толковники хотят видеть указание на духовную смерть, как на состояние духовного неведения, в словах псалма 151-го: Они сидели во тьме и тени смертной, окованные смертью и железом ( Пс.106:10 ), а также у пр. Исаии: Народ, ходящий во тьме, увиди свет великий; на живущих в стране тени смертной свет возсияет ( Ис.9:2 ) 52 . Однако значение в Ветхом Завете выражения «тень смертная» говорит против такого понимания приведенных слов. Оно употребляется или для обозначения шеола, где темно, как самая тьма 53 , или скорби душевной и телесной 54 . Для последнего употребления можно видеть то основание, что жизнь, удрученная несчастьями, столь горька, что может быть сравнена с пребыванием в страшном шеоле. В первом из приведенных мест «тень смертная» и указывает именно на стесненное положение «избавленных Господом» (ст. 1), как видно из Пс.106:12–13 : Воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их. Вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их. Что же касается места из пр. Исаии, то за понимание его в смысле указания на духовную смерть, состоящую в неведении истинного Бога, по-видимому, говорит стих 1-й, где «стране тени смертной» соответствуют выражения: «Заиорданская страна», «Галилея языческая». Однако необходимо обратить внимание на то, что народ изображается здесь ходящим во тьме, и страна называется страною тени смертной, а не смерти, так что состояние народа должно быть охарактеризовано, как тьма, а не как смерть. Контекст (не всегда будет мрак там, где теперь он опустел – Ис.8:22 ) и снесение с параллельными местами той же книги подтверждают ту мысль, что логическое ударение здесь на словах: «тьма» и «тень»; прибавление же к последнему эпитета «смертная» может указывать только на ее степень: такая тьма, какая в царстве смерти – шеоле. В Новом Завете понятие о смерти духовной раскрыто в связи и по противоположению с понятием истинной духовной жизни, а потому для правильного разумения первого мы должны, прежде всего, обратиться к изъяснению последнего 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010