Пс.25:3 . Яко милость твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине твоей. Дает причину, чего ради просит испытания у Бога, понеже надеялся на совесть свою, которая подавала ему доброе свидетельство о себе, аки бы сказал: прошу, искуси и испытай мя, яко аз в путех Твоих ходих: ибо вси путие Твои милость и истина ( Пс. 24:10 ). На сию милость Твою я всегда взираю, и о ней размышляю, дабы подражать ей и жить с ближними моими по правилам ея. Равным образом всегда была мне приятна истина Твоя, и потому тщился я последовать ей. Пс.25:4 . Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Пс.25:5 . Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Блаженный Феодорит место сие толкует о соборищах идолопоклонников, бывающих в их языческих храмах, которыми Давид всегда гнушался, будучи странником у царя Филистимскаго, как видно из нижеследующих в сем же псалме слов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. И немного выше: обыду жертвенник Твой, Господи. И ниже: в церквах благословлю Тя, Господи. Впрочем, нарицает соборище идолопоклонников сонмом суетным, потому что нет ничего суетнее идолов, которые не что иное суть, как ложныя изображения, по оному Апостольскому изречению: вемы, яко идол ничтоже есть в мире ( 1Кор. 8:4 ). И повсюду в Писании идолы нарицаются суетными, или еще и самою суетою, яко во Второзаконии в Втор. 32:21 тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих (по иным переводам, в суетных своих): и 1Цар. 12:21 и не приступите в след ничтоже сущих, иже не пособствуют, и не изимут, яко ничтоже суть. Зри еще 3Цар. 16 , и 4Цар. 17 ; Иерем. 2, и инде. Те же самые идолопоклонники прилично нарицаются законопреступными: ибо не величайшее ли законопреступление оказывать тварям почтение, должное единому Богу? А что наименовал сонмом суетным, то в следующем стихе нарицает церковию лукавнующих, которое наименование свойственно приличествует почитателям или служителям идолов, коих иначе нарицает нечестивыми. Пс.25:6 . Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи,

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.6:3 . Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, Пс.6:4 . и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? Дабы удобнее преклонить Бога на милость, приводит кающийся Давид несколько доводов, из которых первый берет от признания греха и немощи своея, аки бы сказал: я признаюсь, что прогневал Тебя моими грехами, и потому достоин Твоего наказания. Но ты, Господи, помилуй мя. Не зри на грехи мои яко на вины, преогорчевающия Тя, но яко на немощи, или паче, на бедствия, происходящия от растленнаго грехом естества: и сего ради не накажи яко Судия, но исцели яко Врач. Жги и секи, аще потребно, но с милостию, да исцелею, а не с гневом и яростию, да не погибну. Грехи нарицает бедствиями: и праведно; истинныя суть бедствия, и чем от большия злобы содеваются, тем большее бедствие наносят, и чем меньше познаем мы их, тем беднейшие есмы. Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. То же повторяет иными словами: ибо когда милосердствует Бог, тогда отъемлет бедность и, следовательно, врачует и исцеляет; почему одно и то же есть: помилуй мя, и: исцели мя. Равным образом, одно и то же есть: яко немощен есмь, и: яко смятошася кости моя, ибо под именем костей означается крепость и сила, кости же мятутся тогда, когда изнемогает сила, что относится ко внешнему чувствованию презельныя болезни, проницающия самыя кости; оныя же слова: и душа моя смятеся зело, означают зельность болезни внутренния, каковую чувствует душа, поражаемая страхом Божия суда за грехи. И ты Господи, доколе? Сии слова хотя неполны, но имеют великую силу: ибо означают, что произнесены от души зело смущенныя, и не могущыя составити целаго и порядочнаго слова. Пс.6:5 . Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: Вторый довод берет от милости Божией, глаголя: обратися, Господи, то есть: воззри на мя милосердым оком, и якоже прежде отвратил еси лице Твое от Мене за беззакония моя, тако ныне обрати очи Твои на мя за покаяние мое. Воззрение бо Божие есть вина всех наших благ. Обрати лице Твое, и спасемся ( Пс. 79:4 ). И паки: отвратил еси лице Твое, и бых смущен ( Пс. 29:8 ). Воззрел Господь на Петра – и Петр, изшед вон, плакася горько ( Лк. 22:61–62 ). И святый Иаков того ради нарицает Бога Отцем светов ( Иак. 1:17 ); понеже как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела: тако Бог, взирая на человека оком любви, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Сего-то ради и Пророк зде глаголет: обратися Господи. Потом присовокупляет: избави душу мою. Изведи от рова, в негоже грехом падеся; исхити от сети ловящих, еюже запутана держится; свободи из рук врагов, имже предана греха ради. Спаси мя от последующаго осуждения во ад и избави от предстоящей опасности смерти. Сего великаго дара дерзаю просити, не яко аз достоин есмь, но яко Ты милостив еси. Спаси мя ради милости Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

2-й глас. Прокимен: Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение ( Пс. 117, 14 ). Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя . Эти слова прокимна и стиха Церковь влагает в уста Самого воскресшего Христа, который прославляет Бога Отца за спасение от смерти, претерпенной Им в наказание не за Свои грехи, – ибо Он безгрешен, – а за грехи людей. 3-й глас. Прокимен: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте ( Пс. 46, 7 ). Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Теми и другими словами весьма благоприлично выражается радость о воскресении Христа, спасительном для всех народов, и о Его благотворной для всех царственной власти, достигнутой Им по Своему человечеству через воскресение. 4-й глас. Прокимен: Яко возвеличишася дела Твоя Господи! Вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103, 2 ). Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело . Псалмопевец в обоих стихах изливает чувства изумления и благоговения перед мудрым, всеблагим и всемогущим Творцом мира. Но те же слова пригодны для выражения нашей благоговейной радости о нашем воссоздании через воскресение Христово. 5-й глас. Прокимен: Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век ( Пс. 11, 8 ). «Сохрани нас Господи в безопасности от нечестивых и злонамеренных людей современного нам и грядущих ( во век ) поколений». Стих: Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный . «Не стало праведных и честных людей». Празднующие день воскресения Христова могут употреблять оба псаломские стиха в следующем смысле: «Как Сам Ты, Господи, воскресением Твоим восторжествовал над кознями врагов Твоих, так и нас Твоей всемогущей силой избавь от погибели, угрожающей нам от искушений со стороны мира сего». 6-й глас. Прокимен: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое ( Пс. 27, 9 ). В Ветхом Завете достоянием (наследием, уделом) Божиим были евреи, отделенные от всех народов на служение Ему. В Новом Завете достояние Божие суть христиане, искупленные Кровию Христовою. Стих: K Тебе, Господи, воззову: Боже мой, да не премолчиши от Мене . «Не будь безмолвен для меня, отзовись милостиво на мою мольбу о том, чтобы мне (как далее говорится в псалме) не сравняться с отходящими в могилу». Подобно этому Христос Спаситель молил Бога Отца, да не оставит души Его в аде, в области смерти, вместе со всеми земнородными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если когда говорится в Священном Писании , что Бог живет на небесах, или пребывает в каких-либо местах на земле, то сим означается, что в сих местах действия и благодать Божия являются очевиднее и многократнее. На небесах, говорит Св. Иоанн Дамаскин , живет потому, что там Ангелы, творящие волю Его; на земле, ибо на ней во плоти обитал с человеками; в св. Церкви, ибо в ней преимущественным образом дается благодать Его верным и проповедуется слово Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-либо образом открывается благодать Бога, называется местом Его (Прав. исп. Вопр. 15, ч. 1). Всеведение Бог есть ум высочайший, обладающий ведением совершеннейшим. Бог знает и видит все вдруг и совершеннейшим образом, знает все, что существует, что может существовать, прошедшее, настоящее и будущее, знает все отношения существ сотворенных, все мысли и намерения людей, предметы самые великие и малые. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его ( Евр.4:13 ; Пс.138:1–3 ; 1Пар.28:9 ). Воля Божия Воля Божия есть то свойство, по которому Бог хочет всем Своим созданиям единственно только блага и Свое хотение совершает без всяких препятствий и без всякого затруднения. Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори ( Пс.113:11 ). Рече и быша, повеле и создашася ( Пс.148:5 ). Принадлежности воли Божией Принадлежности воли Божией суть: свобода, всемогущество, святость и правосудие. Свобода Свобода воли Божией заключается в том, что Бог имеет силу желать и действовать, не встречая ни в чем Себе ни насилия, ни принуждения. Бог свободно сотворил мир, вся елика восхоте, сотвори ( Пс.113:11 ), Он совершает все только по изволению воли Своей ( Еф.1:11 ). Причина всего, что Бог сделал, есть воля Его, говорит Блаж. Августин (на Пс.134 ). Всемогущество Всемогущество воли Божией заключается в том, что Бог может делать все, что хочет и как хочет; но делает только сообразное с Его Божеством, ибо отречься Себя не может ( 2Тим.2:13 ). Никто и не может воспрепятствовать или остановить на мгновение совершение хотения Его. Вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже ( Иов.42:2 ). Святость

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Пс.88:2 .  Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. «Милости Твоя, Господи, во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими». Прося Божией милости, песнословят милость, и желая увидеть истину данных Давиду обетований, дают обещание научать каждый род. Пс.88:3 .  Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал. «Зане рекл еси, в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя». Таково слово Божие, изреченное Давиду, что в век сохранит милость семени, поэтому молящиеся напоминают о сем обетовании. Ты, говорят, изрек, что будешь возращать, а не умалять милость. Ибо слово: «созиждется», употреблено вместо: «возрастет». Симмах перевел: «утвердится», то есть, Ты обещал истину слов подтвердить делом. Пс.88:4 .  «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему. Пс.88:5 .  навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». «Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему»: «До века уготоваю семя Твое и созижду в род и род престол Твой». И сии слова поставлены в связи с словом: «рекл еси»: то есть, заветы сии учинил Ты с избранными. А избранными Пророк называет Авраама, Исаака и Израиля. Кроме же них, сказано, клялся Ты и Давиду, что семя его сохранишь негибнущим, и что престол его будет процветать во всяком роде. Так, представив обетования Божии и не видя исполнения оных на деле, даже и бедствиями не вынуждаются молящиеся сказать что-либо неприличное, но песнопениями чествуют Правителя всяческих. Пс.88:6 .  И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. «Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви Святых». Феодотион же перевел: «и веру Твою в Церкви Святых». Тебя надлежит песнословить всем, особливо же живущим на небесах, которые подробнее видят чудеса Твои, и знают твердость обетований. О сей небесной Церкви упоминает и блаженный Павел, говоря: «приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному: и Церкви первородных на небесех написанных» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Слова святого апостола Фаддея, исполненные силой Божией, обратили ко Христу жителей Эдессы. Приникнем и мы к духоносным словам — углубимся в Священное Писание и Священное Предание. «Если доискиваешься причины пришествия Христова, обратись к первой книге Писаний, — пишет святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — Мир создан ради человека. Солнце сияет пресветлыми лучами, но оно получило бытие, чтобы светить человеку. И все животные созданы, чтобы нам служить. Травы и деревья сотворены для нашего наслаждения. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека». «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), — таинственно совещался в Самом Себе и с Самим Собою Бог-Троица перед сотворением человека, и был новосотворенный образ Божий — человек — премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения. И это лучшее из созданий, ликующее в раю, низринула оттуда дьявольская зависть… Впоследствии за великое лукавство людей землю наводнил потоп; за беззаконие содомлян сошел с неба огонь. Со временем Бог избрал израильтян для служения Ему; но и избранный народ развратился: когда Моисей предстоял Богу на горе, евреи вместо Бога поклонялись тельцу. После Моисея Господь посылал пророков уврачевать Израиль, но пророки не могли преодолеть недуга и оплакивали это: «Горе мне!.. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих. 7, 1—2). И еще: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13,3). «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4,2). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105,37), гадали по внутренностям птиц, чародействовали, волхвовали. «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (Амос. 2, 8). При законодателе Моисее, изрекшем: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), израильтянин, вошедши в блудилише, осмелился непотребствовать (Чис. 25, 8). Велика была язва на человечестве: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1, 6). Сетуя и скорбя, пророки говорили: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (Пс. 52, 7); «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном Человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» (Пс. 79, 18-19); умоляли: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 143, 5), язвы человечества превышают наше врачебное пособие! «Разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» (3Цар. 19, 10). Зло неисправимо в нас— Тебе нужно быть исправителем.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

Смерть, как орудие возмездия Божия, проявляет себя через болезни, боли, гонения, одиночество, нужду, страх, богооставленность и угрожает жизни как отдельного индивидуума, так и целого общества людей (ср. Пс. 6, 5-9; Пс. 21, 12-22; Пс. 29, 2-4; Пс. 37; 59, 3-5; 78, 1-5). Пророки дерзновенно могли объявить целый город или целую страну повергнутыми в прах, хотя в момент пророчества эти места были процветающими, и им, казалось, ничто не угрожало. Такое пророчество Исаия изрекает о Сионе (Ис. 1, 21–23), а пророк Амос – о доме Израилевом (Ам. 5, 1–2) . 1.3. Смерть в Ветхом Завете связана с преисподней или шеолом, который находится в недрах земли и является общей могилой всего человечества. Сойти в шеол или быть погребенным означало стать жертвой могущественной силы смерти. И хотя с шеолом связывалась идея о жизни после смерти, существование в этом царстве теней было безысходным, поскольку смерть является результатом греха и наказанием за грех (Быт. 2-3; Прем. 1 13-16; 2, 22-24) . Однако во времена Маккавеев в связи с борьбой с иноземным порабощением отношение к смерти меняется, и в первой книге Маккавеев впервые в Ветхом Завете смерть героизируется (1 Мак. 13, 25 -30). С этого времени постепенно развивается идея ожидания воскресения умерших, высказанная уже в книге пророка Даниила (Дан. 12-13; Ср. 2 Мак. 7, 9, 14). Она подхватывается затем в еврейской апокалиптике, письменности мудрых Израиля (Сир. 15, 6; Прем. 2, 23) и в сочинениях книжников, близких к фарисейской партии (Деян. 23, 8) .   2. Смерть в Новом Завете 2.1. В Новом Завете смерть человека рассматривается через призму крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа. Бессмертие принадлежит только Богу (1 Тим. 6, 16), и люди, естественно, боятся смерти (Мф. 4,16; Евр. 2, 15). Но поскольку Бог является животворящим источником всякой жизни (Рим. 4, 17), то смерть могла появиться только в результате отрешения человека от Бога, что и произошло с Адамом (Рим. 5, 15, 17- 18; 1 Кор. 15, 22) и что повторяется в жизни всех людей (Рим. 6, 23; Евр. 9, 27). Таким образом, смерть овладевает человеком не только в конце его телесной жизни, но господствует в нем всю его жизнь. Это так называемое плотское мудрование, нравственная, или духовная, смерть (Рим. 8, 6; 1 Ин. 3, 14), ибо грех, порождающий смерть и являющийся её жалом, живет в человеке вопреки Божественному закону (Рим. 7, 9; 1 Кор. 15, 56; Иак. 1, 15). Потому диавол, от которого грех, называется в Писании имеющим державу смерти (Евр. 2, 14), а сама смерть считается демонической силой (1 Кор. 15, 26-27; Откр. 6, 8; 20, 13-14).

http://bogoslov.ru/article/2698699

аломъ Двд, не надписанъ у а. Радйтес, гд: правымъ подобаетъ похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 1 . Тема псалма. Благочестивые верующие должны радоваться о Господе (ср. выше Пс.31:11 ). Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, по преимуществу прилична им и составляет их всегдашний, непременный нравственный долг, потоку что «пребывая в Самом Господе и, сколько возможно, созерцая чудеса» Его (св. Василий В.) божественного величия и Им же Самим исполняемые духовною радостию ( Рим.15:13 ; Гал. 5:22 ) и возбуждаемые к выражению ее ( Деян.2:4 и 11; 2Кор.4:15 ), они всего более достойны и способны и естественно обязаны славословить Его ( Пс.118:7 и 171). От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ): посему любящее Господа сердца по необходимости должно благодушествовать я веселиться и «от восторга любви к Благому» порываться к хвалению Его (св. Василий В.) Напротив того, не красна похвала во устах грешника ( Сир. 15:9 ). в. Исповдайтес гдеви въ гслехъ, во алтири дестострннмъ пойте 2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; г. воспойте пснь нов, добр пойте со 3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, Во 2–3 ст. указывается способ достойного прославления Господа. 2 . В церкви ветхозаветной со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16–28; 16:4–5; 25:1–6 )». Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом были – струнные: гусли, иди арфа, евр. Киннор (, κινρα, κιθра=цитра, гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и, большею частью, треугольного (бл. Иероним) ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами ( 1Цар.16:23; 18:10; 19:9 ), или особою палочкою (πλκτρω – И. Флавий – Древн. Иуд.7:12:3 ), – и Псалтирь (ψαλτριον, Пс.151:2 ), евр. Невел (, νβλα), также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок, который своими изгибами придавал инструменту форму меха ( первонач. – мех: см. Якимова, толк. на Ис.5:12 ). Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятиструнной псалтири. Но прав. христ. церковь , по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.16:25 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никакой музыки. Поэтому 00. и учители церкви сказанное здесь музыкальных инструментах в применении к правосл. христианам толковали в «духовном смысле» о прославлении Господа «чувственными и умственными способностями души» (бл. Феодорит) и всеми членами нашего тела, удерживая их от грехов и направляя их действия к служению Богу (св. Афанасий, Василий В. и св. Иоанн Златоуста на Пс.143:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 126), в большинстве рукописей этого памятника, говорится, что при совершении богослужения в честь З. А. Б. следует ориентироваться на службу 9 сент. (день памяти св. праведных Богоотец Иоакима и Анны). Тем не менее в нек-рых рукописях под 9 дек. указаны тропари в честь З. А. Б. 4-го гласа: Σμερον τς εσπλαγχνας Θεο φανρωσις (Днесь благоутробия Божия явление) и Σμερον παρχ τς σωτηρας μν (Днесь начало спасения нашего). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 301-302), содержащему самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, служба в честь З. А. Б. совершалась с особой торжественностью. Указаны отпустительный тропарь 1-го гласа    ()       и кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»    ()   на вечерне поется «Блажен муж» ; стихиры на «Господи воззвах» исполняются на 6 (2 цикла стихир-подобнов по 3 стихиры); указан самогласен праздника на стиховне вечерни; утреня совершается с пением «Бог Господь»; поются каноны З. А. Б.: 1-го гласа, ирмос:       1-го гласа, ирмос:  ()   2-го гласа, ирмос:      ()   светилен    [  ]   на хвалитех указан цикл из 3 стихир-подобнов; на стиховне утрени вместе со стихирами Октоиха исполняются 2 подобна праздника. На литургии - прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 333-335), вечерня в день памяти З. А. Б. совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6 (указан один цикл стихир); на стиховне вечерни - стихиры праздника, на «Слава и Ныне» - самогласен праздника; отпустительный тропарь Σμερον παρχ τς σωτηρας μν (Днесь начало спасения нашего); на утрене поется «Бог Господь», по 2-й кафизме указан седален праздника (в Студийско-Алексиевском Типиконе этот текст выступает в качестве отпустительного тропаря); поются 3 канона, Октоиха и 2 праздника: канон 1-го гласа, ирмос: Ωδν πινκιον (    ) и канон того же гласа с алфавитным акростихом; по 3-й песни следует седален праздника и чтение слова Георгия Никомидийского на З. А. Б.; по 6-й песни - кондак; ексапостиларий Αγιος Κριος Θες μν (        ); указан цикл стихир-подобнов для пения на стиховне утрени и подобен на «Слава и Ныне»; на литургии поется тропарь праздника, прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Евр 9. 1-7, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Пс.64:3 . Услыши молитву мою: к тебе всяка плоть приидет. Понеже сказал: Тебе воздастся молитва во Иерусалиме, того ради в лице народа молится, дабы Господь благоволил ему возвратиться из плена во Иерусалим, и там воздать жертву хвалы и благодарения. И не одному токмо себе желает, дабы позволено было возвратиться, но дабы и все обратилися к Богу и пришли чрез веру прежде во Иерусалим, сущий на земле, то есть в церковь , а потом, чрез умозрение, в Сион, сущий на небеси. Якоже бо Бог хощет всем человеком спастися, и в разум истины приити ( 1Тим. 2:4 ): тако и народ Божий желает и молит, дабы все человеки пришли к познанию и хвалению Бога. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет. Аки бы сказал: аще мене услышиши, то не я один, но и все человеки приидут хвалить Тебя, и молитвы воздавать. Сего бо желаю и прошу, и елико возможно будет мне, потщуся и словами и делами то доказать. А что под именем всякия плоти разумеются здесь все люди, то явствует из многих Священнаго Писания мест. ( Быт. 6:12 ; Иоил. 2:28 ; Ис. 40:5 ; Мф. 24:22 ; Ин. 17:2 ). Пс.64:4 . Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очистиши. Приводят другую причину, чего ради народ Божий просит у Бога избавления от плена, и возвращения в отечество: понеже де за грехи родителей своих преданы в плен. Ибо люди молящиеся здесь, все почти родилися в Вавилоне, и потому плен свой справедливо могли приписывать грехам родителей, так как и мы все плен диавола, под которым стенали, приписываем первым праотцам. Аки бы рекли: злыя дела отцев наших обременили нас, сынов их, и подвергли тяжчайшему пленения игу; но Ты, премилосердый Отче, очисти нечестия наши, которыя наследовали мы от родителей наших, и которыя сами еще, последуя примеру их, приумножили! А что словеса положены здесь вместо дел, тому никто не подивится, кто только упражнялся в чтении Священнаго Писания ( Лк. 2:15 ; Пс. 21:2, 104:27 ; 2Цар. 1:4 ). Пс.64:5 . Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. Исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010