Пс.9:2 .  Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Пс.9:3 .  Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. «Возвещать все чудеса Твои» – воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. – «Торжествовать о Тебе» – устраивать во имя Бога торжественные праздники. Пс.9:5 .  ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Пс.9:6 .  Ты воз­негодовал на народы, по­губил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено ( «имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.) ). Пс.9:8 .  Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, Пс.9:9 .  и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. Пс.9:10 .  И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника. Пс.9:11 .  и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. «Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значит признать Его единственным истинным Богом и служить Ему. Пс.9:12 .  Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал. Пс.9:13 .  ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приблизится время открыто действовать Ему среди людей, и пошлется ангел пред лицем Его уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис.40:3; Мал.3:1). Затем внезапно явится Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем, и почиет на Нем Дух Господень (Ис.11:2), о чем Он Сам потом засвидетельствует: Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). В первый раз свет проповеди Его воссияет в Галилеи языков, около Иордана и моря Тивериадского, в пределах завулонских и неффалимских (Ис.9:1). Затем три с половиною года Он будет благовествовать, врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем (Ис.61:1), проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:5-6). Он трости сокрушенной не преломит и льна курящегося не угасит, но воистину изнесет суд (Ис.42:3). Но напрасно будет простирать Он руце Свои весь день к людям непокаряющимся и противу глаголющим: они не пойдут путем истинным, а вслед грехов своих (Ис.65:2). Внемля внушению пророческому, возрадуется дщи Сионя, начнет проповедовать дщи Иерусалимля, видя Царя крепкого, грядущего к ней на жребяти (Зах.9:9). Из уст младенцев и ссущих (грудных; питающихся молоком матери. - Ред.) совершится Ему хвала (Пс.8:3); но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2:2). Один из ядущих с Ним хлеб восстанет против Него (Пс.40:10) и продаст за тридцать сребренников (Зах.11:12). Тогда враги Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его; пожените и имите Его, яко несть избавляяй (Пс.70:11). Тогда взят будет Пастырь и разыдутся овцы стада; посмотрит Он одесную Себе и не увидит никого, кто бы узнал Его (Пс.141:5). Восстанут свидетели неправедные и солжет неправда себе (Пс.26:12). Но Он не отверзет уст Своих; яко овча на заколение поведется, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако и Он не отверзет уст Своих (Ис.53:7). Враги будут скрежетать на Него зубами, а Он не воспротивится и не станет прекословить: плещи Своя вдаст на раны и ланиты на заушения, и лица Своего не отвратит от студа заплеваний (Ис.50:6). При посредстве древа предадут Его смерти (Иер.11:19); ископают руки и ноги Его, и изочтут все кости Его; разделют ризы Его между собою и об одежде Его метнут жребий (Пс.21:17-19); дадут на снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом (Пс.68:22); вси видящии Его поругаются Ему и, покивая головами, скажут: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей, обличая и запрещая их, посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут» ( Пс.93:3 ). «Расточи их силою Твоею» ( Пс.58:12 ). «Воздай им по делам их, ...за то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его» ( Пс.27:4–5 ). «Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» ( Пс.72:20 ). Или, воссылая моления свои к Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он, сам сойдя с небес, исполнил просьбу его: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» ( Пс.143:5 ); «Господи! не замедли» ( Пс.69:6 ). «Скоро да предварят нас щедроты Твои» ( Пс.78:8 ). И что же человеколюбец Бог , хотящий всем человекам спастись и в познание истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в истине? Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых, но «наклонил Он небеса и сошел» ( Пс.17:10 ) и все устроил для спасения рода нашего, всему научил нас и словом и делом. Так, желая научить, как будущие предстоятели церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). Слушайте же, предстоятели церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков. Затем, изгоняя вон всех, очевидно противомыслящих, и, предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Мф. 15:13 ), – что и сбылось. И именно Он сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые соборы, бывавшие по временам, утверждая их Божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: «Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, – цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Желают люди в милости быть у Царей, князей и вельмож. Ты, христианин, желай и старайся быть в милости у Бога, Вседержителя, Небесного Царя. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» ( Пс.145:3 ). «Но вы, как человеки, умираете и падете, как всякий из князей» ( Пс.81:7 ). «Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не презри» ( Пс.137:8 ). «Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповали на Тебя» ( Пс.32:22 ). «Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей» ( Пс.117:8–9 ). Желают люди видеть Царя или высокопоставленное лицо. Ты, христианин, больше всего желай и старайся видеть Бога. Это всех желаний конец! «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек» ( Пс.72:25–26 ). «Как лань желает к источникам вод..., так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь лицу Божию» ( Пс.41:2–3 ). «Явится Бог богов в Сионе» ( Пс.83:8 ). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ). И «увидим Его, как Он есть» ( 1Ин 3:2 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Вот, возлюбленный христианин, желания души христианской! Вот воздыхания и внутренние движения христианина, пекущегося о своем спасении! Кто чего желает усердно, того усердно ищет и обретает. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Желай и ты, душа моя, и ищи добра своего, здоровья своего, богатства своего, покоя и мира своего и прочего. «Желания убогих Ты услышал, Господи. Преданности сердца их вняло ухо Твое» ( Пс.9:38 ). «Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. Сердце мое смутилось; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Блажен народ, у которого Господь есть Бог» ( Пс. 143:15 ); что не безнаказанно грешим мы, но будет воздаяние: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс. 61:13 ); почему же не воздает ежедневно? – потому, говорит, что «Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый]» ( Пс. 7:12 ); что смиренномудрие – благо: «Господи! – говорит, – не надмевалось сердце мое» ( Пс. 130:1 ); что высокомерие – зло: «Оттого, – говорит, – гордость, как ожерелье, обложила их» ( Пс. 72:6 ); и опять: «Бог гордым противится» ( Иак. 4:6 ); и опять: «Выкатила сь как от жира неправда их» ( Пс.72:7 ); что милостыня – благо: «Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки» ( Пс.111:9 ); что милосердие похвально: «Добрый человек милует и взаймы дает» ( Пс. 111:5 ). Найдешь там и много других догматов любомудрия, – например, что злословить не должно: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс. 100:5 ). Верные знают, каков гимн вышних сил, что говорят херувимы, что говорили ангелы на земле. «Слава Богу на небесах». Потому, после псалмопения, гимны – дело более совершенное. «Псалмами, – говорит, – славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». (Павел) этим говорит или что Бог даровал им это для благодати, или что песни их были благодатные, или что они должны были вразумлять себя и научать благодатью, или что в них благодатно были эти дары, или же это есть объяснение. От благодати Духа, говорит, «воспевая в сердцах ваших Господу»: не просто, говорит, устами, но со вниманием. Это последнее и значит петь Богу, а то первое – воздуху, так как голос попросту разливается (в воздухе). Не для того, чтобы выказать себя, говорит. Будь ты хоть на торговой площади, – можешь сосредоточиться в себе и петь Богу, не будучи никем слышим. Ведь и Моисей так молился, и был услышан. Что взываешь ко Мне, говорит ему Бог ? А он ничего не высказал, но взывал мысленно, с сокрушенным сердцем. Потому и Бог слышал его один. Не мешает и во время пути молиться сердцем и быть горе. «И все, – говорит, – что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно; где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Вот лишь несколько наиболее выразительных примеров: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ); «Да защитит тебя имя Бога Иаковлева ( Пс.19:2 ); «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ); «Вечно буду славить Тебя… и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ); «Боже! Именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь» ( Пс.67:5 ); «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ); «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ). Возведение Иерусалимского храма Соломоном и перенесение в него ковчега Завета. Роспись кафоликона монастыря Дионисиат. Афон. 1546–47 гг. Мастер Дзордзис Критский В Новом Завете сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для Ветхого Завета. В Своих беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорит об имени Отца. Уже в Ветхом Завете Бог нередко назывался Отцом ( Пс.102:13 ; Ис.9:6; 63:16 ; Иер.31:9 ; Мал. 1:6; 2:10 ; и др.), однако именно в Новом Завете, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится главным образом как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» ( Ин.5:43 ); «дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» ( Ин.10:25 ). Описывается беседа Иисуса с иудеями и эллинами, в ходе которой Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое», – на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю» ( Ин.12:27–28 ). Иисус Христос благословляет детей. Миниатюра из Евангелия. 1262 г. Художник Торос Рослин (Художественный музей Уолтерса, Балтимор. Cod.539)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 83 Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83:3 и Пс.83:11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия ( Пс.83:10 ). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» ( Пс.83:12 ). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии. Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13). Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Пс.83:5 .  Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1:3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое». 2 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 3 ...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 4 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 5 Миры — город в Ликии. 6 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8. 7 Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10 8 ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11. 9 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11. 10 Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3:3. 11 ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). 12 ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 13 ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7. 14 ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 15 Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11. 16 Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 17 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 18 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66:2. 19 ...диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3918...

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) – научи следовать Твоим заповедям. – «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» – пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности. Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома. Пс.85:13 .  ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. «Избавил душу мою от ада» – спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели. Пс.85:14 .  Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. «Не представляют они Тебя пред собою» – см. Пс. 53:5 . Пс.85:16 .  призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; «Даруй крепость» – силу перенести преследования. «Даруй» эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида. Псалмы 83, 84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из «долины плача» ( Пс. 83:7 ), из плена греха ( Пс. 84:2 ), даровав ему новозаветные милости и блага ( Пс. 84:11 ). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников ( Пс. 85:9 ) и будет достойно восхваляться " во век» ( Пс. 85:12 ). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.138:6 .  Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его! Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть. Пс.138:7 .  Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя. Пс.138:8 .  Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Пс.138:9 .  Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – Пс.138:10 .  и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Пс.138:11 .  Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; Пс.138:12 .  но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле – Ты там. «Взять... крылья зари» – двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. – «Край моря» – Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. «Рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» – тоже, что и в 5 ст. «Ты... полагаешь на мне руку Твою», т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. – «Тьма скроет меня» – если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека. Пс.138:13 .  Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Пс.138:14 .  Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010