Нет Его воли, чтобы погиб и один человек ( Мф.18:14 ) и даже один волос с головы человеческой (10:30). Посему Он более родной матери печется о человеке, как Сам свидетельствует о Себе через пр. Исаию: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис.49:15 ). Спаситель учил: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ( Мф.23:9 ). По изображениям Писания, жизнь каждого человека есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией к нему, устрояющей его судьбы, начиная от рождения и даже утробного образования ( Пс.21:10; 138:15 ; Иов.10:11 ; 2Мак.7:22–23 ) до самой смерти. Он даст каждому человеку жизнь и дыхание и все ( Деян.17:25, 28 ), т. е. все необходимое для жизни (что особенно выразительно изображено в нагорной беседе Спасителя). Сам же Он дает каждому определенную меру способностей или дарований ( Исх.4:11 ; Пс.93:9 ; Сир.1:6, 8–11 ; Мф.25:15 ; Иак.1:17 ), Сам назначает пределы земной жизни каждого человека ( Иов.14:5 ), награждая благочестивых долгоденствием ( Пс.90:14–16; 127:1, 7 ; 3Цар.3:14 ; Исх.20:12 ), иногда впрочем попуская долголетие и нечестивых ( Прем.12:20 ), а другим посылая раннюю смерть, – иногда в наказание за порочную жизнь ( Притч.10:27; 13:2, 24 ), а иногда по особым благим целям Своего промысла ( Прем.4:7–18 ). Все судьбы и обстоятельства человеческой жизни определяются Богом. Он располагает всеми событиями счастливыми и несчастливыми: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар.2:6–7 ). Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их ( Иов.5:18 ). Не стесняя дарованной человеку свободы, сохраняющейся и в падшем состоянии, Он однако руководит и управляет также свободными намерениями и действиями человека: сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9, 33 ; сн. Иер.10:23 ). Он указывает путь жизни человеку ( Пс.142:8 ): от Господа направляются шаги человека ( Притч.20:24 ), разумная жена – от Господа ( Притч.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По плодам их узнаете их (Мф. 7:15-16). Ему же, человеколюбивому Богу, слава во веки. Аминь.    Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца (Мф. 12:35). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово (Ис. 50:4). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша (Ис. 55:3). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души (Притч. 16:24). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих (Притч. 16:20). И: устне облобызают отвещающие словеса благая (Притч. 24:26). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно (Притч. 26:23). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть (Притч. 15:1-2), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати (Притч. 10:31-32), уста же смиренных поучаются премудрости (Притч. 11:2). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему (Притч. 12:14). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся (Притч. 12:19-20). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44:2) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67:12). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:17). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (Рим. 1:11-12). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога (1 Фес. 2:12). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант (Мф. 25:18, 25-30). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [Col. 1621] словеса Моя вспять (Пс. 49:16-17). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе (Лк. 6:45). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

1041. Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4:2–3; Иов. 1:8. 1044. Рим. 4:2–8; Гал. 3:18–26. 1045. Мф. 10:39. 1046. Мф. 16:24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048. Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14:22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24:15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21:21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21:22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24:18–20; Иов. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Думаю, что таким, а не иным образом должно понимать то, что Завулон поселится в стране приморской. «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт. 49:14—15). Иссахар значит «награда» (ср.: Быт. 30:16—17). Судя по этому значению, он может быть некоторым предызображением и ясным образом тех, которые находятся в положении как бы отделенных Богом и Отцом Христу за вознаграждение. Ибо «проси у Меня , — говорит Давид, — и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли» (Пс. 2:8). Он же поет и в другом месте, едва не указывая, думаю, на отданных Еммануилу: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3). Даны, как бы так говорит он, Еммануилу, в виде некоего награждения уверовавшие из племени Израиля и из иного множества, разумею язычников. Наименовав же Иисуса Господом он сказал, что сей Иисус соделался и плодом чрева, по причине уподобления нам. Ибо Он рожден от жены и явился плодом девической утробы. Итак, Христос приобрел верующих. И о них-то Он говорит Небесному Отцу и Богу: «которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне» (Ин. 17:6) Они-то и возжелали «доброе», то есть все, что может быть называемо и поистине есть избранное и наиболее любезное Богу. Это они считают за важное и стараются совершать, чтобы от чистого сердца, возглашая, говорить: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого» (Пс. 18:10—11). К тому же доброе дело желать быть в подчинении у Самого Христа, о чем говорит и невеста в Песни Песней: «В тени ее люблю я сидеть» (Песн. 2:3). Достигший такого расположения народ с точностью усматривает назначенные от Бога пределы (жребии) наследия, то есть обетованные благочестивым блага, составляющие предмет надежды их. Об этом и божественный Давид сказал: «В Твоей руке дни мои» (Пс. 30:16). Он как бы успокоится на них, и во всяком случае и непременно почиет, потому что достигнет предмета ожидания своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном. Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” ( Иов.28:24-26 ); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” ( Пс.146:4 ); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” ( Пс.49:11 ). Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” ( Притч.15:3 ). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” ( Пс.37:10 ). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” ( 1Ин.3:20 ). Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” ( Деян.17:31 ), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” ( 1Кор.4:5 ) и “воздаст каждому по делам его” ( Рим.2:6 ). Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло. Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира. Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер” , по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” ( Пс.148:9 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Виждь враг мо, к умножишас, и неправеднымъ возненавидша м. 19. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. к. Сохран дш мою и избави м, да не постыжс, к уповахъ на т. 20. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. ка. и прилплхс мн, к потерпхъ т, Гди. 21. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. 19 . неправеднымъ возненавидша м – возненавидели меня несправедливо, без достаточного с моей стороны повода и основания, – букв. с евр. (=халд.) «ненавистью насилия» или «притеснения» (), оттуда: жестокою, лютою (ср. Пс. 17:49 ). 20 . Сохран дш мою и избави м=сохрани мою жизнь (ср. Пс.16:13 ), или не дай ненавидящим меня врагам моим (ср. ст. 19) исторгнуть из меня душу мою (ср. Пс.7:3 ) т. е. лишить меня жизни, и избавь меня от замышляемой ими насильственной смерти. 2-я половина ст=1-й пол. ст. 2-го. 21 . Русск. пер.=еврейскому т. и переводам халд. и бл. Иеронима; слав.=грек.-лат. и сирск. Происхождение последних объясняется тем, что 70 толк. отвлеченные понятия непорочность и правота понимали в конкретном смысле о ставших на сторону Давида, честных и верных израильтянах, причём, может быть, вместо (том-вейёшер.) читали (там-веяшар), а слово (иццеруни)=да охраняют меня (от нацар, ср. ст. 10) производили отъ (царар)=тискать, тесниться, оттуда: приставать. Слова Господи после та в евр.-халд-, в Син. код., у Евсевия, бл. Иеронима и в Вульгате нет. Вероятно, его и не было в первоначальном тексте 70-ти, но потом оно прибавлено было в некоторых кодексах для большей ясности речи, в соответствие употреблению его после подобных же местоимений в том же Пс.в ст. 1, 4, 6, 7 и 11. По слав.-греческ. пер. ст. 21 служит к усилению высказанной в 20 ст. псалмопевцем мольба об избавлении его от погибели и посрамления перед врагами, представляя фактическое, убедительное основание к исполнению ее: «Сохрани мою жизнь и избавь меня от погибели, чтобы мне не осрамиться в своём уповании на Тебя, Господи; – тем более, что лучшая часть народа, доброе и верные израильтяне, стали на мою сторону, с полною уверенностью, что я не буду посрамлен Тобою в своём уповании на Твою милость, и след., лишение испрашиваемой мною милости и избавления может послужить к их огорчению и соблазну, и подорвать в них веру в спасительную силу упования на Господа и Его промысл о боящихся Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вопрос представляется нам очень трудным и стоящим в непосредственной связи с проблемой конвергенции божественной воли и человеческой, благодати и свободы, сложность которой мы уже имели случай охарактеризовать выше. Более того, он в какой-то мере аналогичен великой тайне объективного спасения, когда Бог, возлюбив грешный мир, преподал ему спасение не иначе, как отдав Сына Своего Единородного на страдания и смерть ( Ин.1:16 ). Спасение было не внедрено императивно или механически, а соделано посреде земли, и Спаситель «пречистеи руце Свои простерл, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе». 127 Итак, спасение было соделано Богом, Он собирает людей вокруг добровольно висящего на кресте Спасителя, а собираемые и спасаемые молятся и славят Бога. Как мы видели, основными типами молитвы являются славословие, благодарение и прошение. Понимание славословия и благодарения в указанном выше смысле представляет меньше затруднения, чем просительных молитв. Господь знает, что Его прославление является высшим назначением человека, наиболее совершенным и возвышенным видом человеческой жизнедеятельности. «Благо есть славить Господа и петь Имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» ( Пс.91:2–3 ). Когда человек чувствует себя в единении со своим Богом, он счастлив, уста его отверзаются для хваления, и он говорит: «Я всегда с тобою; Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою я ничего не хочу на земле… А мне благо приближаться к Богу!» ( Пс.72:20–25, 28 ) Один день там, где славят Бога, лучше, чем тысячи там, где не раздается хвала Ему, и любящий Бога желает «лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия»( Пс.83:11 ). Бог влагает в душу человека славословие не для собственного услаждения, ибо Он вседоволен и ни в чем, и ни в ком не нуждается ( Ис.1:10–15 ; Пс.49:8–15 ). Даже совершаемое нами добро или зло ничего не нарушает в Божестве, не производит и не может производить на него воздействия: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? И если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей?» ( Иов.35:6–7 ). Делая зло и удаляясь тем от Бога, человек вредит только самому себе, а творя добро и приближаясь к Богу, самому себе приносит радость и блаженство. Если даже доброделание – высшая форма прославления Бога ( Ис.1:16–20 ; Мф.7:21–27 )ничего не «дает» Богу, ничего не меняет в Его всеблаженстве и вседовольстве, 128 ибо Он «не требует служения рук человеческих, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.17:25 ), то тем более Бог не нуждается в чувствах славословия, благоговения и в их словесном проявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ибо «Враги мои, – говорит Давид, – сказали обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его?» ( Пс.40:6 ), «Надо мной смеялись сидящие в воротах, и обо мне пели пьющие вино» ( Пс.68:13 ). Так много, однако же, сделав у них – не так, как пророки, бывшие рабами, но как Бог, имеющий власть, – Он глядел на них как на неразумных, ничем не лучших скота по состоянию, ни пророческих слов не разумеющих, ни по сверхъестественным делам разума Его не постигающих, и, предоставив им радоваться, старался довести до конца прореченное о Нем. И, входя с учениками из Галилеи в Иерусалим, Он сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и передадут его язычникам, и будут бичевать Его, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (ср. Мк.10:33,34 ). Испытав от этих слов страдание, ученики последовали за идущим на смерть Учителем до самого конца. И, когда они были вблизи Иерусалима, Он послал двух Своих учеников, и они привели осла, сев на которого, Он вступил в город и был всеми, особенно же незлобивыми детьми, всячески восхваляем и воспеваем. Ибо все, идя толпой впереди, по сторонам и сзади, восклицали: «Благословен идущий во имя Господне, осанна в вышних, царь Израиля, мир на небесах и слава в вышних» (см. Мф.21:7–9 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:37 ; Ин.12:12–14 ). Это – то, что и ангелы возглашали при божественном Его Рождестве. Тогда сбылось пророчество Давида: «Из уст младенцев и сосунков Ты обрел хвалу» ( Пс.8:3 ). Ведь Того, Кому завидовали отцы, воспевали дети. Сбылись и слова Иакова: «Привязывающий к виноградной лозе осла своего и к лозе жеребенка осла своего» ( Быт.49:11 ); а с ним и Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, возвещай, дочь Иерусалима: вот, сам Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидя на подъяремном животном и на юном жеребце; тогда истребит Он боевые колесницы у Ефрема и коня в Иерусалиме» ( Зах.9:9–10 ). Это был намек на то, что Христос очистит все неразумие народов, исправит крестом и смертью их непокорность и своенравие и, восполнив честь, которую, имея, мы отринули, о которой и Давид говорит: «Человек, в чести будучи, этого не уразумел; присоединился к скотам несмысленным и уподобился им» ( Пс.48:21 ), – порадуется о погибших и восстановит их в прежнем достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010