В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

115 Farioli R. Ravenna paleochristiana scomparsa//Felix Ravenna. Ser. 3. – 1961. – T.32 (83). – P.5–88; Бородин О. P. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. – СПб., 2001. – С. 258–259. 116 Ср.: Бертье-Делагард А. Л. Древности юга России. Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – 12. – С. 39–42. 117 Гийу А. Византийская цивилизация. – С. 274; Георгиев П. Церковное строительство в Болгарии во второй половине IX в.//Труды V Международного конгресса славянской археологии: В 3 т. – М., 1987. – Т. 3. – Вып.2а. – С. 68. 119 Тафт Р Ф. Указ. соч. – С. 33, 44–46; Kieckhefer R. Theology in Stone: Charch Architecture From Byzantium to Berkley. – New York, 2003. 121 См.: Беляев С. А. Из истории социальной жизни Херсонеса второй половины IV–VI в.//ПС. – 1987. – Вып.29 (92). – С. 75–79, 1–10. Число подобных находок, учтенных С. А. Беляевым , можно дополнить фрагментом мраморного карниза, открытого во время раскопок 1895 г. на южном склоне городища. Надпись на нем гласит: «В моление за Евсевия и весь его дом» ([Yp]er euches Eu[s]ebiu k[ai panton ton diapheronton auton) (Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева//МАР. – СПб., 1899. – 23. – С. 51, 49). 123 Другие 3/4 предназначались для епископа, для клириков и для пропитания странников, бедных, нищих. 125 Agnelliqui et Andreas Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Scriptores rerum langobardicarum et italicarum. – Hannoverae, 1878. – P.324. 126 Corpus juris civilis. – Berolini, 1904. – Vol.3: Novellae/Rec. R. Shoell. Opus Shoellii morte interseptum absolvit G. Kroll. – 163, cap. 2, p. 751. 127 Удальцова 3. В. Византия и Западная Европа (типологические наблюдения)//Византийские очерки. – М., 1977. – С. 118. 128 См.: Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – 12. – С. 22–31; Измайлова Н. В. Византийская капитель в Херсонесском музее//Semiarium Kondakovianum. – Прага, 1927. – Т. 1. – С. 121–125; Домбровский О. И. Херсонесская коллекция средневековых архитектурных деталей//СХМ. – 1963. – Вып.З. – С. 79–82, рис. 2–3; Беляев С. А. Новые памятники ранневизантийской мраморной пластики из Херсонеса (К вопросу об интерьере херсонесских базилик)//ВВ. – 1987. – Т. 48. – С. 142–148. Готовящийся А. Бернацки второй том «Архитектуры ранневизантийских сакральных построек Херсонеса Таврического, который должен появится в Познани, целиком посвящен ранневизантийским архитектурным элементам и деталям, что уже само по себе говорит об обилии этого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Всякой твари определил Бог свое дело, и всякая тварь от сложения мира до сего дня со всяким тщанием исполняет дело свое. Почему святой Пророк, славословя Творца всяческих, воспевал: «хвалите Господа от земли: змиеве, и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово Его» (Пс.148:7-8). Один человек в начале еще тотчас по создании своем оставил дело свое, послушав совета диавола, и возмечтав быть Богом. От сего впал он в бедственную и неизмеримую пропасть. Грех одеял его в кожаные ризы, то есть, в грубейшую и смертную плоть: помрачил ум его, и уклонил сердце его во все душепагубные страсти. Почему и сказано о нем: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт.8:21). Грех соделал его рабом диавола: откуда «князем мира сего» диавол назван (Ин.12:31): сделал его всего плотяным, почему и отступил дух Божий от него. «И рече Господь Бог: не имать дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт.6:3). Одним словом, грех изменил и самые свойства естества его: «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:21). Ни закон, ни Пророки, ни все Праведные, ни Ангелы не могли восставить его от толико жалостного падения. Сие совершило единое бесконечное благоутробие Божие. Един Единородный Сын и Слово Божие от недр Отчих во утробу Девы Матери сошедши и воплотившись, и вторым человеком быв, возобновил, воссоздал, и восставил падшее естество человеческое. Он воскресением Своим из мертвых совоскресил и нас: Он небесным Своим учением наставил ум человеков к служению единосущному и триипостасному Божеству, и обратил сердце их к желанию творить дела Божественные. Он всемогуществом Своим дал человекам власть над силою диаволею, рекши: «се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит» (Лк.10:19). А Божественным Своим дуновением возобновил и воссоздал всего человека, дав ему Духа Божия, Коего он лишился грехом. «И сие рек дуну, и глагола им: приимите Дух Свят» (Ин.20:22). Ежели снесешь слово оное, которое произрек Бог, создав человека, то есть сие: «и взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити» (Быт.2:15), со словом, которое произрек Богоглаголивый Павел, по Христовом нас воссоздании, то есть, с сим, «создани в Христе Иисусе на дела благая» (Еф.2:10): то увидишь, что одна и та же цель и создания, и воссоздания нашего, увидишь, что для одного и того же конца и созданы мы от Бога, и воссозданы Единородным Его Сыном, то есть, для делания благих дел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

1074. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 653 B – 656 A. 1075. Ср. перевод П. К. Христу, предполагающий иную синтаксическую разбивку: «… говорили о подчиненном по причине и следствию, а не по тварному и нетварному или, иначе, низшему и высшему…». 1076. Помимо Священного Писания и святых отцов. 1077. Аналогичное выражение о самом свт. Григории Паламе использует Никифор Григора (История ромеев, XVIII, 6, 5//Vol. 2, p. 899: 19, ed. Bonnae; PG 148, 1160 CD). 1078. 2Тим. 2, 9 (Изд.). Палама намекает и на собственное заключение (Пер.). 1079. Ср.: 2Тим. 1, 12. 1080. 2Тим. 3, 12. 1081. 2Тим. 3, 13. 1082. Ср.: 2Тим. 2, 18. 1083. 2Тим. 2, 17. 1084. 2Тим. 2, 4. 1085. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, IV, 1//Vol. 2, p. 20: 13–15 Heil; PG 3, 177 C. 1086. Ср.: свт. Григорий Нисский. На блаженства, 7//Vol. VII/2, p. 150: 25–27 Callahan; PG 44, 1280 B. 1087. Свт. Иоанн Златоуст. О непостижимости Бога (Против аномеев), I, 4//SC 28, p. 116: 192–198 Malingrey; PG 48, 705: 10–17. 1088. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 769 A 8–9. 1089. Там же, 772 C. 1090. Там же. 1091. Ин. 16, 15. 1092. Теоретически запятая может стоять также после «существуют». По контексту Афанасия запятая, скорее, должна стоять там, где мы ее поставили, но при сокращенной цитате такая пунктуация невозможна. 1093. Свт. Афанасий Великий. Беседа на «Все Мне предано Отцом» [Мф. 11, 27 пар.], 4//PG 25, 216 B. 1094. Цитата не установлена. 1095. Цитата не установлена. Ср., однако: свт. Фотий. Послания, 1//Vol. 1, p. 13: 346–352 Laourdas-Westerink (cf.: p. 12: 317; 13: 361–362)=ep. I, 8, 17//PG 102, 649 A. Ср. также примеч. 278. Конец цитаты ср.: прп. Максим Исповедник. Диспут с Пирром//PG 91, 341 A (ср. выше, примеч. 87). 1096. Сущности и энергии. 1097. Подразумевается: без обожения (авторская ирония). 1098. Ср.: свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 656 A. 1099. Слово ατομετοχα встречается только у Пс.-Дионисия Ареопагита дважды в трактате О божественных именах (V, 5 и XII, 4//Vol. 1, p. 184: 12; 225: 18 Such la; PG 3, 820 C, 972 B).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

1 чл.) Итак, целью творения мира была, во–первых, слава Самого Творца. Господь вся содела Себе ради, говорится в слове Божием ( Притч.16:4 ). И действительно, по слову Божию, небеса поведают славу Божию ( Пс.18:1 ) и вся земля исполнена славы Господа Саваофа ( Ис.6:3 , ср. Пс.148:1–15 ). Но прославление Бога было целью особенно при сотворении человека. Человек, как образ и подобие Божие, должен стремиться к своему Творцу всеми силами своей души, познавать Его и прославлять. Художеством разума исполни я, говорит Премудрый о Боге и первых людях, положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел Своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его ( Сир.17:6–8 ). Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ). Заповедали и св. апостолы: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ). Прославляя Бога добрыми делами, человек будет уподобляться своему Творцу и таким образом достигать своего назначения. В ветхом завете Господь говорит людям: будете, святи, яко Аз свят Господь Бог ваш ( Лев.11:44 ); и в новом завете Спаситель заповедал: будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Другая цель сотворения мира состоит в блаженстве тварей. Из слова Божия известно, что Господь дает всему жизнь, дыхание и все необходимое для жизни ( Деян. 17:25 ), и исполняет всяческая Своея благости ( Пс.103:28 ). Но и помимо этого, прославляя Бога добрыми делами, человек этим самым достигает блаженства. Следствием добрых дел, благочестия, и наградою за них бывает блаженная жизнь, по учению Спасителя о блаженствах ( Мф.5:3–12 ). Благочестие, поучению апостола Павла, на все полезно есть, имуще обетование живота нынешнего и грядущего ( 1Тим.4:8 ). Наконец, при сотворении человека, ясно было высказано Богом и назначение его по отношению ко всем тварям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Мать, питающая чад своих, – да радуется вместе с Анной, воспитавшей Чадо, дарованное ей в неплодстве по молитве. Неплодная, нераждающая, лишенная благословенного плода – да приходит с верою к Богоданной Отрасли Анны и отложит неплодие. Дева, непорочно живущая, – да будет матерью слова, украшая словом благолепие души. Брачная – да приносит умную жертву от плодов молитвы. Вместе богатый и убогий ( Пс.48:3 по LXX), юноши и девы, старцы с молодыми ( Пс.148:12 по LXX), священники и левиты, цари и царицы – все вкупе да торжествуем в честь Отроковицы, Матери Бога и Пророчицы: из Нее исшел Пророк, предвозвещенный Моисеем, Христос Бог, Истина (см. Втор.18:15 ). Поспешим за текущими девами: внидем во Святая святых. Там созревает прекрасный Цвет; там уготовал Бог для Отроковицы воспитательный чертог. Посему-то девы – ближние Ее – ликуют, предустрояя будущее. Посему-то дочери Сиона идут за Ней как за Царицей, привлекаемые благовонием Ее мира. Храм отверз священные врата, чтобы воспринять всецарственную славу; тогда-то открылось Святое святых, чтобы заключить в свои недоступные недра Пресвятую Матерь Святого. У Нее чудная пища: питает Ее – без помощи рук – Тот, Кто Сам вскоре имел питаться Ее молоком. Ее Питателем был Дух Святой – до времени Ее явления Израилю, когда приспело время обручения, и Иосиф, потомок Давида, обручил себе Дщерь Давидову, и Она восприяла глас Гавриила вместо семени; после чего, будучи непричастна браку, явилась имущей во чреве и родила Сына без содействия отца, осталась чистой, не потеряв девства, потому что Родившийся от Нее и по рождении сохранил невредимыми знамения [Ее] девства. Он есть Христос Иисус Назорей, грядущий в мир. Он есть истинный Бог и Жизнь Вечная. Ему слава, и честь, и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Гомилия четвертая на Рождество Пресвятой Богородицы Если можно измерить землю горстью и обвить море вервием; если можно измерить небо пядью (ср. Ис.40:12 ) и исчислить множество звезд (ср. Пс.146:4 ); если можно постигнуть капли дождя (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Но самая главная опасность заключается в том, что грех – это не просто отступление от каких-то общепринятых нравственных правил, заповедей и законов. Грех – это отступление и капитуляция человека от своей глубинной, сокровенной бытийной сущности. От того, каким его задумал и хочет видеть Бог. Грех – это предательство сáмой главной встречи, которая только может быть у каждого из нас, – встречи со Христом! Проблема не просто в том, что человек не может отказаться от алкоголя, игральных автоматов, не может оторваться от телевизора, изменяет жене, врет, ворует, выкручивается. Все это страшно и печально… Но главная суть в том, что человек не хочет жить в благодатном, таинственном потоке Промысла Божия, что человека нещадно поглощает тотальный хаос (а он не понимает этой трагедии), что человек не хочет освободить, расчистить в своей душе место для Бога! Самая главная беда и катастрофа заключается в том, что человек хочет автономности от своего Творца! У современного румынского старца отца Арсения как-то спросили: «Какая сегодня самая страшная духовная болезнь?» И старец ответил: «Забвение Бога! Надо постоянно помнить, что Господь каждую минуту присутствует посреди нас. Он не заставляет нас совершать какие-то подвиги, а просто хочет, чтобы мы помнили о Его присутствии, чтобы у нас было осознание, что мы ходим под Ним». У каждого человека внутри, в душе есть священная лампада образа Божия. Эта лампада может оказаться потухшей, без масла, с порванным фитилем. Надо только подлить елей, поправить фитиль, убрать нагар и зажечь эту лампаду любви и веры! Преподобный Иустин Сербский говорил, что «христиане – это паломники Вечности. Они непрестанно ищут Божественное золото в земном болоте». Каждый человек приходит в Церковь со своей судьбой, со своими переживаниями, со своей болью, со своим биением сердца. В Церкви вместе старцы с юнотами (Пс. 148:12), вкупе богат и убог (Пс. 48:3). И глубина духовной жизни не зависит от глубины кошелька или высоты общественного положения. Сердца верующих должны биться в одном такте – такте любви и взаимопонимания. И объединяться вокруг одной Чаши – Евхаристической Чаши Тела и Крови Христовых! Однажды каждого из нас Господь привел в этот мир, в поток бытия. Для чего? Если всё в мире видимом создано для человека, то сам человек создан для Бога! «Ты сотворил нас для Себя, – восклицает блаженный Августин, – и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

http://pravoslavie.ru/110850.html

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010