7. Видишь, что пророк говорит о правителях римской импе­рии; что последние угнетают иудеев, – очевидно. Но они еще возвы­сили и десницу, т.е. свое могущество, расширив свое царство, почему и разорили страну иудейскую. «Возвеселил всех врагов его». Если врагами пророк называет язычников, то Бог возвеселил их не бед­ствиями, какие причинил Он иудеям, а благами, которые даровал нам; если же врагами называет демонов, что возвеселил их тем, что лишил иудеев своего покровительства и попустил им терпеть козни от всякого желающего. " Ты отклонил помощь (Свою от) меча его и не защищал его на брани» ( Пс.88:44 ). Меч благочестивого мужа – Божие повеление, потому что им мы побеждаем супротивные силы, почему Павел и говорил: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 ), мечом же иудеев, в частности, был закон Моисеев. Его помощь Бог отвратил, потому что упразднил его исполнение по букве. " И не защищал его на брани». В какой? Во брани с нами, потому что иудеи часто борются с нами на основании закона и пророков, но помощь писаний Бог подает не им, а нам, предста­вляя все писания к их обвинению и к нашему оправданию. «Прекратил у него очищение, престол его поверг на землю» ( Пс.88:45 ). Каким образом? Установив истинное очищение – крещение, потому что, когда возвещено было совершенное очищение, частные очищения иудеев естественно упразднились. Вот почему, вместо: разорил, в шестом издании переводчики сказали: погрузил. «Престол его поверг на землю». Престол разумей или царский, или учительский или священнический; все эти престолы иудеев, составлявшие гордость их царей, священников и учителей, были сокрушены, почему и говорится, что они повержены были на землю. «Сократил дни времени его..., покрыл его стыдом» ( Пс.88:46 ). Жизнь иудеев не осталась навсегда и не была утверждена, как жизнь языч­ников, до кончины мира, почему справедливо и говорится, что они покрыты были стыдом. А что время жизни их сокращено было по причине беззакония их, это ясно показывают слова, сказанные Богом Соломону относительно храма: «если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» ( 3Цар.9:6–7 ). Перемена тона прерывает пророчество, потому что пророк, оставив лицо иудеев, обра­щается к Богу с просьбою о всем человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

8) Неправильно называет Бога своим Богом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: Кто говорит: я познал Его, – но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:4). Поэтому называющему Бога своим Богом и говорящему: Господи Боже мой, – должно и послушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19). 9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем (Пс 7:11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чистосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, – таковым помощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.   Размышление XIII С небес посмотрел Господь, и увидел всех сынов человеческих; из украшенного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их (Пс 32:13-15). Смотрите и видите, христиане. 1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом. 2) И всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. 3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, христианин, Бог наш есть огнь поядающий. Для памяти: 1. Присутствие Божие. 2. Молитва – это беседа с Богом. 3. Святых Тайн причастие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   8) Неправильно называет Бога своим Бо­гом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: «Кто говорит: я познал Его, — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4). По­этому называющему Бога своим Богом и го­ворящему: «Господи Боже мой, -» должно и по­слушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: «Что вы зо­вете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? «Да отступит» же «от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).    9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: «Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем» (Пс 7:11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чи­стосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, — таковым по­мощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.     «С небес посмотрел Господь, и увидел всех сы­нов человеческих; из украшенного жилища Сво­его посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал сердце каждого из них, и вникает во все дела их» (Пс 32:13—15).    Смотрите и видите, христиане.    1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом.    2) И всякое дело, слово и помышление на­ше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их.    3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и кле­ветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: «Обличу тебя, и пред­ставлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс 49:21). Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, хри­стианин, Бог наш есть «огнь поядающий».     «Для памяти»:    1. Присутствие Божие.    2. Молитва — это беседа с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А так, подъять грехи, начиная с Адама и будущих поколений, и всё взять на Себя, и быть Мужем Скорбей и изведавшим болезни, изъязвленным ( Ис. 53 ) – как Его представил пророк Исаия – это представить невозможно; и говорить на эту тему нужно очень осторожно. Далеки от спасения Моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем – и Ты не внемлешь мне; ночью – и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:2–7 ). Которое Он однажды и на Кресте-то испытал. Или, Или, ламма савахфани (см. Мф. 27:46 ). Или – “Элои, Элои” (см. Мк. 15:34 ), а пророк Илия – Элиягу. То есть созвучно, но всё-таки разница. Элои и Элиягу – так в насмешку, или не разобрали, то ли специально в насмешку: смотрите, Илию зовет, посмотрим, придет ли он спасти Его (см. Мк. 15:35–36 ). Поношение у людей и презрение в народе (см. Пс. 21:7 ): вот Он поношение терпел, будучи уже распятым. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа (см. Пс. 21:8–9 ). Посмотрите Матфея, 27-ю главу, 43-й стих, с 40-го: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста [кстати, эти слова, знаете, как понимают отцы-то? Это агония диавола: это наступила агония диавола; сейчас он будет убит, и его держава будет разорена, держава смерти – смертию смерть поправ (см. тропарь Пасхи). Вот он и подущает людей: сойди со креста и уверуем в Тебя]. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: “Я Божий Сын”. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его». Оба поносили вначале, а потом один одумался. Так в 21-м псалме это почти что так и сказано: Он уповал на Господа, – 9-й стих, – пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Возражая против православных постов, сектанты стараются доказать, что в Св. Писании пост означает только полное воздержание от пищи, а не от известных только родовъ ее. Но доводы их прямо опровергаются словами прор. Даниила: «в эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмины дней; вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–2 ). 669 9) О святых храмах. Храмом Божиим называется особое здание или помещение, предназначенное для общественного богослужения и молитвы ( Мф. 21:12,18 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Деян. 16:13,16 ). В обыкновенной речи и даже слове Божием ( 1Кор. 11:18,22; 14:35 ) храм часто называется церковью, так как в нем собирается общество христиан, которое есть церковь Христова; но, очевидно, такое название усвояется ему не в собственном, а в переносном смысле, и, в сущности, храм и церковь не должны смешиваться ( 1Кор. 11:18,22; 14:34, 35 ). В храме Господь являет «Свое особенное присутствие, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими» (Прав. Катих.), Свою особенную милость к молящимся ( Деян. 22:17,18 ; 3Цар. 8:11 ) и как бы Сам живет там ( Мф. 23:21 ; 3Цар. 9:3 ), почему в слове Божием храм называется Его «домом» ( Агг. 1:9 ; Иер. 12:7 ; Мк. 11:17 ; Пс. 121:1 ), Его «жилищем» ( Лев. 26:11 ; Ис. 131:3–5, 13–14; 77: 58–61 ; 2Пар. 29:6 ; Иез. 37:26–27 ), Его «престолом» ( Иез. 43:5–7 ), местом «святым» ( Пс. 78:1 ; Исх. 30:1–29 ), освящающим другие предметы ( Мф. 23:16–17 ) и требующим от верующих благоговейного почитания и поклоненния ( Пс. 133:2 ; 3Цар. 8:38 ). Строить храмы повелел людям Сам Бог . Так, Он сказал Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25:1 – 9 ; 1Пар. 22:19 ). Давиду также сказал: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет из чресл твоих, – он построит храм имени Моему» ( 2Пар. 6:8–9 ); и «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумит меня на все дела постройки храма» ( 1Пар. 28:11,19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:8 ). Когда храм Соломонов был разрушен, то Господь через прор. Аггея повелел евреям строить новый храм, говоря: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг. 1: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

е. Христа, и означает, что вера и множество уверовавших будут высоки и велики. Это-то он и хотел показать, говоря, что выше Ливана вознесется и процветут, как трава земная: Ливан – это символ высоты, трава же – множество уверовавших. Приближаясь к концу псалма, Давид говорит: «Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все колена земные, все народы будут признавать Его блаженным» ( Пс.71:17 ). Разве возможно целиком возвести к человеку слова «прежде солнца пребывает имя Его»? Никак нельзя, но только – к Богу. Слова же «благословятся в Нем все колена земные» и «все народы будут признавать Его блаженным» предсказывают веру во Христа всей земли. После всего этого, как бы удивленный, Давид возопил: «Благословен Господь Бог Израилев, единственный творящий чудеса, и благословенно славное имя Его вовек и во веки веков» ( Пс.71:18–19 ). Итак, всеми этими словами неужели же пророк не показал ясным образом Христа одновременно как Бога и как человека? Всякий это скажет, кроме разве имеющих желание придирчиво противоречить. Затем, как бы молясь о сказанном выше, пророк говорит: «Исполнится вся земля славой Его, да будет, да будет!» ( Пс.71:19 ). Слово шестое Император: Вот тебе малое из великого множества свидетельств о божественном вочеловечении Христа. И пусть не все мы еще сказали, на время мне хочется эту тему оставить и поговорить о Троице, как ты недавно и попросил. Имея много средств для явления истины и богат будучи доказательствами, каковые мне во множестве представляет Новый Завет, я не воспользуюсь ни одним из них, так как нет в этом крайней необходимости. Ведь сердце твое по отношению к ним жестко и необрезано, по словам пророка (ср.: Лев.26:41 ; Ис.46:12 ; Иер.9:26 ; Иез.2:4,3:7,44:7 ), так что все они будут бездейственны и окажутся приведенными понапрасну. Потому что, если говорящие не согласны друг с другом в предпосылках, как вообще они могут о чем-либо договориться? Мог ли бы, например, Эпикур воспринять, что Бог – Троица, совершенно не веруя, что Бог вообще существует? Так что не имеет смысла браться убеждать себя свидетельствами оттуда, то есть из Нового Завета, какового ты вовсе не приемлешь, несмотря на то, что он сам по себе является истиной и ярче солнца сияет, но будем черпать их из Ветхого, вашего Завета, и нами чтимого и принимаемого как святой и справедливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Забвенъ быхъ к мертвъ сердца: быхъ к сосдъ погбленъ. 13. Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый, к слышахъ 139 многихъ живщихъ крестъ: внегда собратис имъ вкп на м, дш мою совщаша. 14. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. 13–14. Так. обр. у одних, которые прежде питали к нему сочувствие и расположение, он оказался забытым и покинутым, будто давно умерший, – выброшенным из их сердца подобно тому, как выбрасывается за негодностью к употреблению разбитый ( погбленъ) сосуд; в других напротив, почти не знавших его, нашёл себе многих пори цаплей и врагов, так что со всех сторон слышит себе злословие ( или и внушающие ужас совещания о том, как бы лишить его жизни (ср. Пс.7:3 , слав. – дш мою; правильнее бы и яснее переводить изти, как в 1Цар.24:12 , или взти, как в Псалт. Скорины и Иез.33:6 ). Разность в переводе выражений 14 ст. в русск.-евр.: отовсюду ужас, и в слав.-грек.-лат.: живщихъ крестъ:, – объясняется тем, что евр. слово (магор)=страх, ужас, – от =(гур) (ягор) – бояться (Ср. Иер.6:25; 20:3, 4, 10 лат. 46:5; 49:29 лат.-слав.; ср. греч. в посл. месте απλεια), – 70 толк. производили от – жить, обитать, читая вероятно во мн. ч. (мегуре). Прош. вр. слышахъ в слав.-гр.-лат., также как в ст. 15 уповахъ, рхъ – букв. перев. евр. 1-го аориста, который однако же здесь правильнее принимать в смысле настоящего, как все русск. переводы и друг. новейш. языков. Ср. Псал. 1:1 прим. Азъ же на т, гди, уповахъ, рхъ: ты бгъ мой. 15. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Въ рк мо: избави м из рк врагъ моихъ и гонщихъ м. 16. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. 15–16. Но, не смотря на свое опасное и совершенно беспомощное положение, псалмопевец не падает духом, не предается отчаянию, а возлагает надежду на Господа и с спокойною уверенностью молит Его об избавлении (ср. Пс.7:2 ): а я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю Ты мой Бог (Элогим=всемогущий), т. е. Ты мой всесильный Владыка и Защитник (ср. Пс.5:3: 17:31–32 ); в Твоей руке жребий мой, т. е. в Твоей всесильной власти, в Твоем полном распоряжении (ср. выше ст. 6) воя моя судьба, – и жизнь и смерть, в радости и печали (ср. бл. Феодорита и Зигабена); без Твоей воли, без Твоего попущения враги мои не в силах достигнуть исполнения своих коварных замыслов; от Тебя единственно зависит, предать ли меня им на погубление, или избавить от них; поэтому молю Тебя: избавь меня от руки, т. е. от власти, или от попущенных Тобою гонений и преследований (ср. выше ст. 9) врагов моих и гонителей, и от замышляемого ими (ср. ст. 146) лишения меня жизни (ср. 1Цар.24:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4).      Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).      Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.      В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.      Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его .      И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.      Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих .      В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4). Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга. В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга. Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его. И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Сегодня Сын плотника ( Мф.13:55 ) – Вседетельное Слово сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] – как перстом – притуплённое тесло 17 нашего естества, построил Себе одушевленную Лестницу, основание Которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [Лестницу], на Которой почил Бог и образ Которой видел Иаков ( Быт.28:12–13 ). Сойдя по Ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). Сие – сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней. Мысленная Лестница – Дева – утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава – муж ( 1Кор.11:3 ), но для Этой, ибо мужа Она не знала, Главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами ( Ин.1:14 ). Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого. Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф.19:12 ; Лк.8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству. Свидетель тому – Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Слово " ныне» не имеет отношения к предвечному рождению, которое вне времени. 4. Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, Врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и Ворота (сии) будут затворены (см. Иез.44:1–3 ). В Вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10: 7 ) и Восток – имя Того ( Зах.6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу (см. Еф.2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры – предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ( Пс.95:11 ), ибо в нем рождается Раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую Жемчужину – Христа (см. Мф.13:46 ). Из этой [Раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс.27:3 , Ис.61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности. Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исаии, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 , Мф.1:23 ). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог . Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас (см. Ис.8:8–9; 63:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010