Еще более боялись они признаться в том, что Он есть истинный Мессия: это означало бы перейти в Его ученики. Но вопрос стоял неотвязно: «Кто Он?» И совсем незадолго до входа в Иерусалим однажды иудеи обступили Его в храме, в притворе Соломоновом… и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо! ( Ин. 10:23–24 ). Спаситель сказал им прямо, что Он Сын Отца Небесного, и больше того: сказал «прямо», что Они одно: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). Иудеи хотели убить Его за это, по их мнению, «богохульство», и уже схватили каменья… А Он после кратких слов о выражении царя Давида: вы – боги ( Пс. 81:6 ), приведших их в недоумение, и повторив, и утвердив совершенно ясно, что Я – Сын Божий ( Ин. 10:36 ), уклонился из толпы, ибо иудеи опять раздражились и хотели схватить Его ( Ин. 10:39 ). Еще более раздражены были «начальники» народа: они давно уже поняли, что Он – не то, чего они ищут в Нем. Он не вождь восстания против римлян за свободу Израиля… Он о Небесном Царстве учит. Это расслабляет руки национальных борцов за еврейское царство, которому Сам Бог через настоящих, истинных пророков обетовал всемирное господство. Это совершенно противоречит делу их, фарисеев: или – мы, или – Он! Среднего быть не можно… А если – Он, то… конец всем мечтам о «славе Израиля». Он учит смирению, какому-то «непротивленчеству» (говоря современным языком)… Что нам делать? Этот вопрос давно стоял у них в душе. И Господь уже знал, что назрел почти и ответ на него, ответ страшный: вы ищете убить Меня ( Ин. 8:37 ). И это повторил дважды (ст. 40); а их назвал детьми диавола – человекоубийцы (ст. 44)… Но вот совершилось последнее громовое чудо: смердевший Лазарь на глазах людей вышел из гроба… Множество людей уверовали… Первосвященники и фарисеи немедленно созывают экстренный чрезвычайный совет и задают себе последний вопрос: – Итак, что нам делать? – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него. Ну и что же худого в том? – Придут римляне и овладеют местом нашим и народом ( Ин. 11:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Когда рассмотришь все это [как следует], Феодул, и осознаешь, как много ваятели и художники поспособствовали упрочению заблуждений в человечестве, то, полагаю, не сможешь без великого насилия над собой проникнуться неким уважением к сим корифеям искусств. И поныне таковы они, какими были всегда. А были они соработниками жрецов, которые, в свою очередь, служили орудием того, чье имя Господь потребил в век и во век века ( Пс.9:6 ). Но сей «непоминаемый» смеется слаще всего, когда ученые головы с профессорскими очками отрицают его существование. Святые Божии пророки громогласно ополчались против творцов «вольного» искусства, состоящих в услужении у ложных богов. Проклят, кто сделает изваянный ши литый кумир (в серб.: лик резной ши литой. – Пер.), мерзость пред Господом, произведение рук художника ( Втор.27:15 ). Так [говорит] Моисей. Вторит ему и Исаия: Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом ( Ис.40:19 ). В другом же месте он же с усмешкой отмечает, как плотник (в серб.: художник. – Пер.) срубает дерево в лесу, чтобы одну его часть сжечь в огне [для обогрева, другой частью сварить и поджарить себе снедь. – Пер.], а из остатков... делает бога, идола своего ( Ис.44:13–17 ). Впрочем, ничье слово не способно так отобразить приукрашенную ложь идольских храмов, как Христова укоризна, адресованная фарисеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. ( Мф.23:27 ). Многие исследователи древнего зодчества утверждают, что языческие храмы по своей стройности, грандиозности и по богатой палитре материалов далеко превосходнее христианских базилик. Пусть так, но при этом сии изыскатели не хотят признаться, что все это великолепие – лишь пестрая оболочка фальши. Ложь – ее содержание. Ложь – суть этих святилищ. Ложь – то, что образует их подоплеку. В самом сокровенном углу их внутреннего микромира лежит свившаяся кольцом змея. Но при этом наружное одеяние лжи столь нарядно и притязательно, что не легко перед ним устоять. Эту внешнюю личину языческой фальши сотворили художники. И тем самым стали основными глашатаями и агентами идолопоклонства по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но вот настало время самой Крестной смерти Спасителя. Сначала определим, кто приносится в Жертву. Однажды Иисус Христос, отвечая неверовавшим в него иудеям, сказал: «Когда вознесете Сына Человеческого , тогда узнаете, что это Я…» (Иоан. 8:28, см также Мф. 17;22, Мф. 20;18 и др.). Словами «Сын Человеческий» Спаситель определяет, что в Его лице в Жертву приносится благая, безгрешная часть всего человеческого рода. Прежде чем предать Себя в руки беззаконников, Спаситель обращается к ученикам: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30). Теперь скажем несколько слов о жертвователях. Вспомним слова Иисуса, обращенные к иудеям: « Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину… Вы делаете дела отца вашего Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего…» (Иоан. 8:40-44). Таким образом, Спаситель был принесен в жертву не просто служителями, а «сынами» дьявола. Наверное, стоит провести аналогию с жертвоприношением Каина и задаться вопросом, имели ли «дети» дьявола юридическое право распоряжаться «собственностью» своего отца? Подобно тому, как власть к Каину перешла в связи с тем, что этой власти был лишен его отец Адам ( смертию да умрешь), так и сатана был лишен власти на земле Боговоплощением и последующей проповедью Христовых учеников, о чем Спаситель свидетельствует словами: « Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук. 10:18,19). Поэтому юридическое право «сынов диавола» на подобное жертвоприношение не вызывает сомнения. Теперь задумаемся о Жертвопринимателе. Не только логика размышлений приводит нас к пониманию того, кому приносится Жертва. На это указывают сами распинатели: « Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Матф. 27:42,43). Иудеи прямо указывают на того, от кого они ждут реакции на данное жертвоприношение, они ждали реакции Бога.  Это единственное человеческое жертвоприношение, которое было угодно Богу и было Им принято. И здесь понятна логика. Любую другую человеческую жертву Господь просто отринул бы как нечистую, как о том свидетельствует Писание: « Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Если обратиться к прообразам, то ветхозаветные установления о жертвах прямо говорят о необходимой непорочности приносимых жертв: « Никакого [животного], на котором есть порок, не приносите; ибо это не приобретет вам благоволения , таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» (Лев. 22:20-22).

http://bogoslov.ru/article/5824367

Одним из этапов спасительного дела Христа, наряду с Его страданиями и смертью, было Его сошествие во ад. В отличие от анафоры Иоанна Златоуста , где о сошествии Христа во ад не упоминается, в анафоре Василия Великого об этом говорится. Автор анафоры не мог обойти вниманием это событие, осмысление которого занимает важное место в богословии IV века. Василий Великий развивает тему сошествия Христа во ад в беседе, содержащей аллегорическое толкование слов «Все одежды Твои, как смирна и стакти 1267 и касия 1268 от риз Твоих» ( Пс.44:9 по переводу LXX). В этих словах Василий видит пророчество о погребении Спасителя: Что смирна есть символ погребения, научает нас евангелист Иоанн, повествуя, что Иосиф Аримафейский при погребении употребил смирну и алоэ ( Ин.19:39–40 ). А стакти есть тончайший вид смирны. При выжимании этого благовонного вещества то, что в нем является жидкостью, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирной. Поэтому и благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий и как стакти – потому что Он не недвижим и не бездействен оставался в продолжение трех дней и трех ночей, но нисходил во ад ради домостроительства Воскресения, чтобы исполнить всё, что Ему надлежало… Поэтому видишь смирну по причине погребения, стакти – по причине сошествия во ад… и касию по причине домостроительства, совершённого плотью на кресте 1269 . Сошествие во ад Учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии 1270 . Вера в то, что после Своей смерти на Кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, выражена в речи Петра из книги Деяний ( Деян.2:22–24, 29–32 ). Однако наиболее важным новозаветным текстом, говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: Христос, чтобы привести вас 1271 к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши) 1272 , Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды 1273 . Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа... ( 1Пет.3:18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Откуда же она, по Цельсу, должна получить свою качественную определенность – для меня так и остается неизвестным, так как Цельс все, подверженное тлению, совершенно не расположен считать произведением Божиим. Впрочем, Цельс, припертый к стене, здесь может быть, выражает намерение перескочить от Платона 405 , выводящего душу как бы из какого-то сосуда, и найти себе пристанище у Аристотеля и перипатетиков, которые признают, что эфир есть сущность нематериальная и составляет пятую природу, созданную иначе, чем прочие четыре элемента (στοιχεα). Но такому взгляду сильно противятся и платоники, и стоики. И мы со своей стороны, несмотря на презрительное отношение к нам со стороны Цельса, выскажемся против этого мнения, если от нас потребуют объяснить следующие слова пророка, который говорит: «Они (небеса) погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, их переменишь их и изменятся; но Ты тот же и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ). Этими замечаниями, впрочем, уже в достаточной степени ниспровергается утверждение Цельса, который говорит, что «душа есть произведение Божие, и что природа тела иная». Отсюда ясно следует, что между телом летучей мыши, червя или лягушки, с одной стороны, и телом эфирного существа, с другой стороны, все равно нет никакой разницы. LVII. Итак, можно ли согласиться с человеком, который сам придерживается подобного (нелепого) мнения и обвиняет к тому же христиан, – можно ли оставлять то учение, которое различие тела объясняет различием присущих им внешних и внутренних качеств? Что касается нас, то мы знаем также, что «есть тела небесные и тела земные» (Ср. 1Кор. 15:40, 41 ), что одна слава телам «небесным», и другая слава телам «земным», и что у небесных тел слава не одна и та же, ибо «иная слава солнца, иная звезд», да и в самих звездах «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:42 ). Вот почему мы и утверждаем, что при воскресении мертвых, которого мы чаем, тела изменяются в своих качествах. Ибо то, что сеется в тлении, будет восстановлено в нетлении, – что сеется в бесчестии, будет восстановлено в славе, – что сеется в немощи, будет восстановлено в силе, – сеется тело душевное, а восстанет тело духовное ( 1Кор. 15:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Последняя фраза, за которой следует молитва «Помяни мя, Господи», в современной редакции читается так: «Но яко разбойник исповедаю Тя». Глагол «исповедать» в церковнославянском языке имеет широкое значение: 1) «Исповедаю едино крещение во оставление грехов» (10-й член Символа веры ); 2) «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» ( Пс. 9,1 ); 3) Исповедь – самая полная откровенность, искреннее сокрушение о содеянных прегрешениях с решимостью исправиться и надежда на Иисуса Христа» 577 . Читатель может сказать, что в данном случае подходит третье из перечисленных значений. Это верно. Но почему в конце греческой фразы стоит не «исповедаю Тя», а «исповедаюся Тебе» ( ομολογ Σου)? В дониконовском тексте это исповедание усилено еще глаголом «вопити» – «исповедаяся вопию Ти». Согласно евангелисту Марку, Распятого Христа злословили не только случайные прохожие, но и первосвященники с книжниками, и даже «распятые с Ним поносили Его» (15,29–32). Подтверждает это и евангелист Матфей: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (27, 44). Евангелист Лука не говорит о том, что оба разбойника поносили Христа. Он сосредоточивает внимание на том моменте, когда один из поносивших прекратил злословие и стал унимать другого злословящего: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (23, 40–41). У этого разбойника была искра веры в Бога, и видя, что всеми Поносимый молится за поносивших, он в последние часы своей жизни духовно перерождается. Словами молитвы «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» он исповедался Христу в своем грехе злословия. Это подтверждается и ответом Христа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» [стих 43]. Слова «исповедаю Тя» не раскрывают того глубокого значения, которое вытекает из слов «исповедаюся Ти» и еще сильнее – из фразы «исповедаяся вопию Ти», где глагол «исповедаться», данный в причастии настоящего времени, усилен еще глаголом «вопити» в первом лице единственного числа настоящего времени и обращен в дательном падеже ко второму лицу в личном местоимении – «исповедаяся вопию Ти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» 1. «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» Пс.40:10 Почему богословы говорят, что речь именно об Иуде? Т.е. почему пророчество Давида в этом псалме применяют к пророчеству о Христе? Почему христиане считают,что речь именно об Иуде? Ведь должно быть четкое основание для такого утверждения. 2. Иудеи ждут Машиаха из колена Давида. Но антихрист придет из колена Дана. Иудеи знают про колено Давида, но почему примут рожденного от Дана? Похожие вопросы 2 Ответа Здравствуйте! 1. Потому что, христиане считают, что весь Ветхий Завет это детоводитель ко Христу, и верят Евангелиям Христовым. И здесь не только пророчество, но и прообраз. Давид говорит свою историю, его предал его друг царедворец Ахитофел переметнувшись на сторону восставшего против него его сына Авессалома. Ахитофел давал Авессалому советы как свергнуть отца, но когда увидел, что один из двух его главных советов не выполнен, вернулся в свой дом и покончил с собой удавившись ( 2Цар.17:23 ). Трудно в этих одинаковых с Иудой подробностях не видеть сходства. Помимо этого, Сам Господь Иисус Христос во время Тайной вечери цитирует Псалтырь указывая любимому ученику на Иуду: “ Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Ин.13:18 )”. 2. Это мнение не догматизировано, поэтому не все христиане так считают и из какого колена будет Антихрист ни на что собственно не влияет. Да, некоторые раннехристианские авторы (св. Ипполит, Ириней и др.) говорили о существовании такого еврейского Предания,  но ясного и бесспорного указания на это в Священном Писании нет. Кроме того, если допустить что так будет, что мешает Антихристу соврать о своём происхождении евреям? Дьявол, когда говорит: “ ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 )”. Благодарю. Но проблема в том, что я не уточнила. Одно дело — Православные рассуждают. Другое дело — отстаивать свою Веру. Раввину эти доводы не предъявишь, или иудею. Зачем что-то доказывать иудею? Бывают и такие обстоятельства, что мы обязаны отстаивать свое вероучение. И слова из Нового Завета для иудеев не будут аргументом(

http://azbyka.ru/vopros/ps-40-pochemu-hr...

Софония связывает также судьбу нации с судьбой всего человечества. В повествовании о кровавых трагедиях, которыми наполнена история Иудеи и Израиля, Иеремия, Аввакум, Иезекииль, Аггей, Захария запечатлевают несравненное звучание эсхатологического лиризма, который достигает вершин в некоторых Псалмах и особенно в последних главах (40–65) Книги Исайи. Во 2-й книге Исайи содержится наиболее полное изложение мессианской эсхатологии Израиля. Придет день Господень, день искупления. Яхве освободит свой народ благодаря своему милосердию: новая Пасха отметит возрождение Сиона, куда стекутся спасенные после Апокалипсиса. Иерусалим и Храм будут восстановлены ( Ис.44:28 ). Яхве царствует в Сионе над своим народом, окончательно избавленным от своих врагов. Апокрифическая литература откроет путь появлению образа Иисуса и Новому Завету. Мессия – это помазанник Господа, «мешиах». Будучи избранным Им, он получает то же помазание, что царь или священник ( Исх.19:6 ). Это своего рода идеальный царь или священник, через него реализуются все обетования завета. Он установит мир и уничтожит врагов; его власть имеет источником Господа, он Его любимый сын ( Пс.1, 19, 20, 71 ; Vuillaud P. Les Psaumes messianiques). Исайя и Михей в древней традиции предусматривают для этого персонажа чудесное рождение: Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир ( Мих.5:2 ; Ис.7:14 ). Исайя детально описывает грядущий райский мир: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой вол, и лев будут вместе, и малое дитя будет водить их… И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться, И благодарны слезы лить. Прочитав строфу сию, помяни молитвенным поминовением наставников наших, под пестунством которых мы лепетали ее, в златом детстве нашем. Письмо 15. О самобытности Божией Все существа видимые и невидимые, духовные и вещественные ограничены по началу своего бытия и продолжению, и находятся в постоянной зависимости от него, и частью друг от друга. Един Бог самобытен – не обязан бытием своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что имеет, от Самого Себя. Что это Я, глаголет Господь Бог о Себе Самом, прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. ( Ис.43:10 ). И пророк Исаия сказал о Нем: кто прежде даде Ему, и воздастся Ему ( Ис.40:14 ). Он есть первый, – есть начало всего. Так говорит Господь, Царь Израиля: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис.44:6 ). Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ). По разумению св. отцов и учителей Церкви, никакое имя из всех имен, приписываемых Богу, не выражает так самобытности Его, как: Сый – имя, открытое Им Самим Моисею: Аз есмь Сый... Тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя ( Исх.3:13 ). Бог есть Сый потому, что Он в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы беспредельное море сущности. Он имеет живот в Себе Самом, и есть источник живота ( Ин.5:26 , Пс.35:10 ). Как возможно такое существо, которое не имеет никогда начала и существует от себя и через себя, ни ты, ни я и никто не понимаем; но цепь случайных существ, происходящих друг от друга, простирать в бесконечность было бы нелепостью. Эту истину изучили мы еще в нашем детстве, нередко повторяя: Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает. Я есмь – конечно есь и ты. Ты есь: природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то. ……………………………… Ты цепь существ в себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь, Конец с началом сопрягаешь ……………………………… Ты был, Ты есь, Ты будешь в век...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010