Иоан. XIII, 18 и XV, 25. В последней своей любвеобильной беседе с учениками Своими Господь наш Иисус Христос два раза привел слова из псалмов 40-го и 68-го. В главе XIII, 18 Он с глубокою скорбью говорит о предающем Его: «но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Пс. 40 ст. 10). В главе же XV, 25, говоря о ненавидящих Его, Господь глаголет: «но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» ( Пс. 68 ст. 5). Но важнейшим из пророческих псалмов мы считаем псалом XXI, в котором Давид, находясь сам в скорби, рисует такую картину своего горя и страдания, которая по выражениям своим прообразует в самых точных подробностях страшнейшие человеческие страдания Того, – который благоволил восприять на Себя человеческую плоть со всеми ее скорбями, чувствованиями, страданиями и немощами кроме греха. Псалом XXI начинается тем воззванием к Богу, которое произносит Господь наш Иисус Христос, по человечеству на кресте. Устами скорбящего Давида псалом предрекает (ст. 8–9), как мимоходящие будут ругаться над Господом Иисусом, пригвожденным ко кресту, кивая головами своими и говоря: «Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет» (пс. 21, ст. 9). И разве мы не читаем Лyku XXIII, 35 : «и стоял народ и смотрел; насмехались же вместе с ним и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». И в Ев. от Mamфeя XXVII, 42–43 читаем: «Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его»; и у Mapka XV, 29 читаем: «проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря:… спаси Себя Самого». Далее ст. 15–18 псалма 21-го изображает такие страдания тела, которые вполне соответствуют страданиям смерти на кресте. Псалом говорит: «Все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей... ибо псы окружили меня; скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои. А они смотрят и делают из меня зрелище».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ис.51:11 . И воз­вратят­ся избавлен­ные Го­с­по­дом и при­дут на Сион с пе­нием, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалят­ся. «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия – одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ( Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.11:1 ; Ис.35:10 ; Ис.43:1 ; Ис.44:22 ; Ис.49:7, 26 и др.). Ис.51:12–13 . Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо. Ис.51:12 . Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что бо­ишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, «Я, Я Сам – Утешитель ваш.» Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа ( Ис.49:13 ; Ис.51:3 ); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка ( Ис.11:1–2 ; Ис.48:16 ), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа. «Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава?» Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс.8 и Пс.143:3 . А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов ( Пс.102:15 ), не раз встречается и у самого пророка Исаии ( Ис.37 и Ис.40:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Псалом 11 Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: В конец, о осмей, псалом Давиду . Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания. В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него. Пс.11:2 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей. Пс.11:3 Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Нет искренности и правды во взаимных отношениях людей: каждый говорит с ближними своими притворно и лживо, с намерением обольстить и обмануть; у каждого лесть на языке, а в сердце зло. На языке и в словах – доброжелательство; а в сердце скрытое зло. Пс.11:4–5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (язык велеречивый) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида ( 1Цар.23:20 ); таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?» ( Исх.5:2 ). Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского ( 4Цар.18:28–32 ); таков был Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан.3:15 ). Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:42–43 ). Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Так и христианин, верой просвещенный, хотя и не видит Бога присутствующего — и видеть Его невозможно, однако видит Его внутренним оком веры, и Невидимого, как видимого, зрит перед собой. Так говорит псаломник о себе, верой и Святым Духом просвещенный: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Так пишется о Моисее-пророке: «Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр.11:27). Свойство веры в том, что она невидимого Бога, как видимого, душевным очам представляет. Просвещенная такой верой душа везде и на всяком месте ходит перед Богом со страхом и благоговением, и всего бережется, что Ему противно, и поступает перед Ним так, как ученики перед своим учителем, рабы перед своим господином, дети перед своим отцом, и подданный перед своим монархом. С такой душой Человеколюбивый Бог во всех бедах, напастях и искушениях — Защитник, Помощник и Заступник. «Ты Мой. И если переходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если пойдешь через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой», — говорит Господь (Ис.43:1—3). Об этом дерзает верная душа и возглашает: «Господь пасет меня и ничего меня не лишит. На месте злачном — там Он поселил меня, у тихой воды воспитал меня, направил меня на пути правды ради имени Своего. Если я пойду и среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мной» (Пс.22:1—4). «Господь — просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь — Защитник жизни моей: кого устрашусь? Когда приближались ко мне злодеи, оскорбители мои и враги мои, чтобы съесть плоть мою, то они сами изнемогли и пали. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня брань, и на Него я уповаю» (Пс.26:1—3). Поэтому, верная душа, «не давай споткнуться ноге твоей, не воздремлет Хранящий тебя; не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Господь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, и луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скачать epub pdf Глава 15 Статья сорок пятая О семи Ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении Откр.15:1 . И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Везде берется число семь и этим указывается, что неправды, дерзновенно допущенные в семь дней нашей жизни, будут обузданы семью язвами и семью Ангелами. Под видом же стеклянного моря показывается будущая жизнь и прославление святых. Откр.15:2 . И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, «Стеклянное море», думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют подобно солнцу ( Мф. 13:43 ). Море «смешено с огнем», и это нужно понимать из слов апостола: «когождо дело, яковоже есть, огнь искусит» ( 1Кор. 3:13 ). Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца ( Пс. 28:7 ), обладает двумя свойствами: одним – попаляющим грешников, и другим, как понимал это Василий Великий , – просвещающим праведных. Правдоподобно будет и то, если понимать под «огнем» Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Святый сошел на апостолов в виде огненных языков. «Гусли» указывают на умерщвление плоти и жизнь, руководимую Духом Святым и благоустроенную в гармонии добродетелей. Откр.15:3 . и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Откр.15:4 .  Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. И «пояху песнь Моисеи». По песни Моисея мы предполагаем, что здесь воссылается Богу песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни Агнца – что праведно пожившие на земле после пришествия Христова возносят Ему непрестанное песнопение и благодарение за посланные им на род наш милости и благодеяния, ибо к познанию Своему Он призвал чрез божественных апостолов все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Ибо в то время, когда ты говоришь: " Я согрешил пред Господом " , - дается ответ: (14) " Отпускаются твои грехи (ср. Мф.9,2). Аз есмь изглаживающий [их] и не помяну (Ис.43,25). Ибо как далеко отстоит восток от запада, так удалил Я от тебя беззакония твои, и как отец милует сынов, так Я милую тебя (ср. Пс.102,12.13) " . (15) Только ты не отставай и не отступай от Того, Кто избрал тебя на псалмопение и молитву, но прилепись к Нему во всю свою жизнь или чистым дерзновением, или благочестивым непостыдством и твердым исповеданием Ему. И Сам Он очищает тебя Своим собственным мановением. (16) Ибо что Бог очищает Своим хотением, того не будет в состоянии и сам великий апостол Петр признать нечистым или осудить. Ибо сказано ему: " Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым " (Деян.10,15). Ведь разве не Бог оправдал нас Своим человеколюбием? Кто же будет осуждать нас? (ср. Рим.8,34). Ибо когда мы призываем имя Господа нашего Иисуса Христа, то легко очищается совесть наша, и [тогда] не бывает никакой разницы между нами и пророками и прочими святыми. (17) " Ибо Бог определил нас не на гнев, но к получению [спасения] через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли в добродетелях, или спим по некоему обстоянию, как естественно при некоторых слабостях, жили вместе со Христом " (1Фес.5,9.10), взирая на Него с великими стенаниями и непрестанным плачем и Им дыша. (18) Итак, " облечемся в броню веры " и возьмем " шлем надежды спасения " (1Фес.5,8), чтобы не нашли доступа к нам стрелы отчаяния или безнадежности. (19) Но ты говоришь опять: " Я сержусь всякий раз, когда вижу, что мipяhe нисколько не подвергаются искушению, и сильно раздражаюсь " . Так знай, возлюбленный, что сатана не имеет надобности искушать тех, кто сам себя искушает и житейскими делами увлекается всегда к земному. Познай также и то, что искушаемым уготованы награды и венцы, конечно, не тем, которые не думают о Боге, и не тем мipяhaм, которые лежат ниц и храпят. (20) " Но я, - говорит [малодушный], - терплю слишком много искушений, ибо чресла мои полны воспалений (Пс.37,8), как говорит пророк, и [только] бедствие и угнетение, и нет исцеления для плоти и попечения о костях (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/685/...

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ( Рим.7:14–15 ). Эти последние слова и о том и о другом, потому что один – это тот, кто хочет, другой – кто ненавидит, другой – кто делает. Затем апостол прибавляет: Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим.7:16–17 ). И еще более выразительно: Вижу... закон плоти моей, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим.7:23 ). И он, провозгласив, что в человеке борются двое: то есть внутренний человек борется с внешним, – предпочел встать на сторону души, а не тела, потому что его душа-пленница влекома ко греху, а он предпочел бы пребывать в ней и в ней, по собственному утверждению, пребывает, когда говорит: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим.7:24 ) – словно он желает освободиться от внешнего врага. 4 . Следовательно, душа не кровь, ибо кровь принадлежит телу, и душа не гармония 41 , ибо и такого рода гармония присуща телу, и душа не воздух, ибо одно дело – струя дуновения, а другое дело – душа, и душа – не огонь, и душа не энтелехия 42 , но душа – живая, потому что Адам стал душою живою ( Быт.2:7 ), поэтому душа животворит бесчувственное и бездушное тело и управляет им 43 . Существует и лучший человек, о нем говорит апостол: Человек духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:15 ). Это тот, кто превосходит прочих. Поэтому и Давид говорит: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? ( Пс.8:5 ). Человек суете уподобился ( Пс.143:4 ). Не является человеком суеты тот, который был создан по образу Божию, но лишь тот, кто этого лишился, и впал в грех , и соскользнул в вещественное, – тот становится человеком суеты. 5 . Следовательно, по своей природе душа – лучшая часть человека, но по большей части из-за своей неразумности становится подвластной тлению, так что склоняется к удовольствиям тела и к своеволию 44 и не соблюдает меру вещей, или ошибается во мнении, или, склонившись к вещественному, прилепляется к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но посмотрим: ужели невозможно каким-либо образом уразуметь то, что невозможно исповедать? Не всегда бывает так, чтобы мы не могли даже понимать того, что мы не можем исповедать. Конечно, говорит, мир превышает всякий разум; потому говорится: мир Божий, который превыше всякого ума (Филип.4:7). Здесь говорится, скажут, о мире, мы же исследуем о милосердии и о величайших дарах. Что же, скажи, находится более прево­сходного, чем мир с милосердием? Мир есть великий и особенный дар милосердая. Но обратимся умом к тому, где особенно находится преспеющее милосердие Божие: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если же иногда бывает речь отно­сительно меры, то ты остерегись думать, что милосердие Бо­жие имеет такую меру. Вот я разъясню сказанное: как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его (Пс.102:13); в евангелии же читается так: вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7:11). И сам пророк говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Эти примеры приведены здесь не для того, чтобы показать, что мера милосердия Его одинакова с теми, но потому, что мы не знаем милосердия больше отеческого, оно является самым великим в наших мыслях. Чтобы ты таким обра­зом верил в сказанное, выслушай, что говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Таким образом, когда ты слышишь: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши (Пс.102:12), то ты остерегись думать, что таково только расстояние, но считай его гораздо большим. Так как ты не знаешь иной меры больше той, то псалмопевец и воспользовался известным тебе примером. Но что это расстояние гораздо больше, ясно из следующих слов: Я Сам изглаживаю преступления (Ис.43:25), истребив (Колос.2:14). Здесь, таким образом, больше, чем отдаление грехов: то, что отдалилось, может придти вновь; но то, что однажды уничтожено, больше уже не пишется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но посмотрим: ужели невозможно каким-либо образом уразуметь то, что невозможно исповедать? Не всегда бывает так, чтобы мы не могли даже понимать того, что мы не можем исповедать. Конечно, говорит, мир превышает всякий разум; потому говорится: мир Божий, который превыше всякого ума (Филип.4:7). Здесь говорится, скажут, о мире, мы же исследуем о милосердии и о величайших дарах. Что же, скажи, находится более превосходного, чем мир с милосердием? Мир есть великий и особенный дар милосердая. Но обратимся умом к тому, где особенно находится преспеющее милосердие Божие: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если же иногда бывает речь относительно меры, то ты остерегись думать, что милосердие Божие имеет такую меру. Вот я разъясню сказанное: как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его (Пс.102:13); в евангелии же читается так: вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7:11). И сам пророк говорит: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Эти примеры приведены здесь не для того, чтобы показать, что мера милосердия Его одинакова с теми, но потому, что мы не знаем милосердия больше отеческого, оно является самым великим в наших мыслях. Чтобы ты таким образом верил в сказанное, выслушай, что говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15). Таким образом, когда ты слышишь: насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши (Пс.102:12), то ты остерегись думать, что таково только расстояние, но считай его гораздо большим. Так как ты не знаешь иной меры больше той, то псалмопевец и воспользовался известным тебе примером. Но что это расстояние гораздо больше, ясно из следующих слов: Я Сам изглаживаю преступления (Ис.43:25), истребив (Колос.2:14). Здесь, таким образом, больше, чем отдаление грехов: то, что отдалилось, может придти вновь; но то, что однажды уничтожено, больше уже не пишется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010