36. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5:3). Найти потаенную комнату Только тот, кто ничего не видит, сможет найти потаенную комнату, в которой нет ни стен, ни потолка, ни пола. Только тот, кто ничего не знает, сможет в ней поселиться. Только тот, кто не умеет говорить, сможет о ней рассказать. Только тот, кто совершенно глух, сможет услышать то, что ему расскажут. И только тот, кто ничего не имеет, сможет обрести то, что в этой комнате находится. 37. «…Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.» (Пс. 61:2). Редкое сокровище В стране слепых видящий одним глазом – король, В стране королей простой человек – большая редкость, В стране глупых толковый человек – великий ученый, В стране великих ученых простодушный человек – редкое сокровище. 38. «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.» (Пс. 62:1) Родная колыбел ь Для китов океан – родная колыбель, Для муравья и лужа – опасное плавание, Для ласточек небо – родной дом, Для комаров слабый ветер – источник тревог. 39. «…Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:2). Сердце не может пресытиться Богом Орел не устает от полета, Корове не надоедает жевать свою жвачку, Собака не ломает себе зубы, грызя кости, Сердце человека не может пресытиться Богом. 40. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир…» (Рим. 8:6). Хватит и одной дурной мысли Чтобы рыба оказалась в котле, ей достаточно один раз проглотить наживку. Чтобы стать вором, хватит и одной кражи. Чтобы разбиться в пропасти, достаточно и одного шага. Чтобы испытать бесчисленные горести, хватит и одной дурной мысли. 41. «…И в тот день вы не спросите Меня ни о чем.» (Ин. 16:23). Нет никаких сомнений Своего отца и свою мать узнаешь в любой толпе. Если пища вкусна – в этом нет никаких сомнений. Аромат благоухающей розы отличишь от любых запахов. Пение соловья в лесу не спутаешь с голосами других птиц. 42. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.» (Пс. 118:11).

http://isihazm.ru/1/?id=104

За что? За то, что « алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; наг » был, « и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне; был странником, и вы приняли Меня » (Матф. 25:31, 33–36). Тогда хорошо послужившие в этой жизни, взирая на собственную немощь и на достоинство взявшего взаймы, говорят: « Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили » (Матф. 25:37). Тебя, на Которого « очи всех уповают, и Ты даешь им пищу их в свое время » в изобилии (Пс. 144:15)? О, великая благость! Он скрывает Свое величие ради милосердия. « Алкал Я, и вы дали Мне есть ». О, великая благость! О, безмерная милость! « Дает пищу всякой плоти » (Пс. 135:25), отверзающий руки Свои и исполняющий « все живущее по благоволению » (Пс. 144:16), алкал, говорит, и « дали Мне есть », не по унижению Своего достоинства, а по человеколюбию Своему, ставшему порукой за бедных. « Жаждал, и вы напоили Меня ». Кто говорит это? Тот, Кто вливает водное естество в озера, реки и источники, Тот, Кто говорит в Евангелии: « кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » (Иоан. 7:38), Тот, Кто сказал: « кто жаждет, иди ко Мне и пей » (Иоан. 7:37). Но говорит еще: « наг » был, « и одели Меня ». Мы одели Того, Кто одевает небо облаками, Кто облекает всю церковь и вселенную. « Все вы », говорится в Писании, « во Христа крестившиеся, во Христа облеклись » (Гал. 3:27). « В темнице » был. Ты ли в темнице, « освобождает узников от оков » (Пс. 67:7)? Изъясни, что говоришь, потому что величие отрицает говоримое Тобой. Когда видели мы Тебя в такой нужде? Когда сделали это? « Так как », отвечает Он, « сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » (Матф. 25:40). Не истинно ли изречение: « Благотворящий бедному дает взаймы Господу »? И вот что, заметь, удивительно: ни о какой другой добродетели не упоминает Он, кроме дел милостыни, хотя и мог сказать: « придите благословенные », потому что вы целомудренно жили, потому что сохранили девство, избрали евангельское житие, но умалчивает об этом, не потому, чтобы недостойно было упоминания, а потому, что эти добродетели ниже милосердия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо «Враги мои, – говорит Давид, – сказали обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его?» ( Пс.40:6 ), «Надо мной смеялись сидящие в воротах, и обо мне пели пьющие вино» ( Пс.68:13 ). Так много, однако же, сделав у них – не так, как пророки, бывшие рабами, но как Бог, имеющий власть, – Он глядел на них как на неразумных, ничем не лучших скота по состоянию, ни пророческих слов не разумеющих, ни по сверхъестественным делам разума Его не постигающих, и, предоставив им радоваться, старался довести до конца прореченное о Нем. И, входя с учениками из Галилеи в Иерусалим, Он сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и передадут его язычникам, и будут бичевать Его, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (ср. Мк.10:33,34 ). Испытав от этих слов страдание, ученики последовали за идущим на смерть Учителем до самого конца. И, когда они были вблизи Иерусалима, Он послал двух Своих учеников, и они привели осла, сев на которого, Он вступил в город и был всеми, особенно же незлобивыми детьми, всячески восхваляем и воспеваем. Ибо все, идя толпой впереди, по сторонам и сзади, восклицали: «Благословен идущий во имя Господне, осанна в вышних, царь Израиля, мир на небесах и слава в вышних» (см. Мф.21:7–9 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:37 ; Ин.12:12–14 ). Это – то, что и ангелы возглашали при божественном Его Рождестве. Тогда сбылось пророчество Давида: «Из уст младенцев и сосунков Ты обрел хвалу» ( Пс.8:3 ). Ведь Того, Кому завидовали отцы, воспевали дети. Сбылись и слова Иакова: «Привязывающий к виноградной лозе осла своего и к лозе жеребенка осла своего» ( Быт.49:11 ); а с ним и Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, возвещай, дочь Иерусалима: вот, сам Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидя на подъяремном животном и на юном жеребце; тогда истребит Он боевые колесницы у Ефрема и коня в Иерусалиме» ( Зах.9:9–10 ). Это был намек на то, что Христос очистит все неразумие народов, исправит крестом и смертью их непокорность и своенравие и, восполнив честь, которую, имея, мы отринули, о которой и Давид говорит: «Человек, в чести будучи, этого не уразумел; присоединился к скотам несмысленным и уподобился им» ( Пс.48:21 ), – порадуется о погибших и восстановит их в прежнем достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Изъяснение псалма 122-го. «Песнь степеней». И этот псалом показывает благочестие тогдашних праведников. Пс.122:1 .   К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! «К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси». Пренебрегая всякое человеческое вспоможение, ожидаю Твоей помощи, Владыка, и от Твоего завишу промышления; ибо знаю, что Ты – Владыка небес. Сказал же Пророк, что Бог живет на небеси, не как описуемый местом, но как веселящийся о небесных силах, живущих на небеси. Пс.122:2 .   Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. «Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему». Как слуги смотрят в руки господам, потому что из них получают нужное для поддержания жизни: так и мы от Тебя, Владыка, ожидаем приять наслаждение благ. Упомянув же о рабыне, Пророк не тождесловит, но показывает большую меру расположения; потому что рабыни, пребывая непрестанно в чертогах с госпожами, обыкновенно более, нежели рабы, внимательны к ним, и желают их благоволения. «Дондеже ущедрит ны». Не ограничиваем надежды сей определенным временем, но ожидаем, пока сподобимся пощады. Пс.122:3 .   Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением. Пс.122:4 .   Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых. «Помилуй нас Господи, помилуй нас». Повторение показывает горячность молитвы. «Яко по многу исполнихомся уничижения:» «Наипаче наполнися душа наша». Просим милости, не как достойные сподобиться ея, но как соделавшиеся посрамленными. «Поношение гобзующим и уничижение гордым» 40 А Симмах перевел так: насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, уничижают нас гордые. Ибо печалят нас насмешки и поругания кичливых Вавилонян. А по переводу седмидесяти должно разуметь так: «поношение гобзующим и уничижение гордым», то есть, премени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия. Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

На литургии. Антифон первый. Гл. 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. – Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас (после каждого следующего стиха) . – За молитвы Богородицы, Спаситель, спаси нас. – В совете правых и сонме, велия дела Господня. – В совете праведных и в собрании, велики дела Господни, – Изыскана во всех волях Его. – вожделенны для всех любящих оные. – Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. – Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век ( Пс. 110:1–3 ). Слава и ныне. – Припев. Антифон второй. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. – Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы поющыя Ти: аллилуйя. – Сын Божий, родившийся от Девы, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя! – Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. – Сильно будет на земле семя его: род правых благословится. – Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. – Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает во век. – Возсия во тьме свет правым, милостив и щедр и праведен. – Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен ( Пс. 111:1–4 ). Слава и ныне. Единородный Сыне... (См. л. 40). Прокимен, гл. 8. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. – Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему (Вышний) ( Пс. 65:4 )! Ап. чт. Гал. 4:4–7 . Ев. Мф. 2:1–12 . Вм. – Достойно есть – Ирмос 9 п. 2 канона: Любити убо нам (л. 137). Причастен. Избавление посла Господь людем Своим. Причастен. Избавление послал Он народу Своему ( Пс. 110:9 ). По окончании Литургии в праздник Рождества, Христова совершается благодарственное молебствие (с коленопреклонением) об избавлении России от нашествия галлов, т. е. французов в 1812 г. Дни после праздн. Р. Хр. до Крещения (6 янв.) называются святками (святыми, праздничными днями): во все, дни эти разрешено мясо, сыр и яйца. – Священнослужители в праздн. Р. Хр. ходят с крестом по домам верующих, изображая собою Ангелов, возвестивших о рождении Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так… Полотенце я взял? Взял. Зубную щетку и пасту взял?» – «А галстук запасной взял?» – «Взял, взял! – Кричит муж. – Еще раз. Полотенце и зубную щетку я взял? Взял». – «А домашние туфли?» – опять кричит ему жена. «Взял, взял! Не мешай, а то и вправду что-нибудь забуду!» 38. «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» (Пс. 142:11). Тот, кто забыл Тот, кто забыл о радости, не огорчается, Тот, кто забыл о здоровье, не болеет, Тот, кто забыл о старости, не стареет, Тот, кто забыл о жизни, не умирает. 39. «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.» (1Кор. 8:3). Узнать директора Молодой человек пришел устраиваться на работу. Знакомые уже походатайствовали за него перед директором фирмы. Юноше осталось только самому подойти и поговорить с ним, когда у того найдется свободное время. Однако из-за большой занятости директор весь день не выходил из зала совещаний. Молодой человек расспрашивал у сотрудников, как выглядит их начальник, и как к нему лучше обратиться. Все наперебой засыпали его советами и рассказывали, как выглядит директор фирмы. Юноша совсем растерялся. Его не переставали терзать сомнения, узнает он директора, когда тот выйдет из зала совещаний, или нет? Тогда одна опытная секретарша сказала ему: «Молодой человек, что вы так переживаете? Когда сотрудники будут выходить из зала совещаний, директора вы узнаете сразу. Так что перестаньте волноваться». 40. «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:6). Смелость Зверь не бросается на человека, который смело смотрит ему в глаза, Зрелому мужу чужды детские страхи, Змеелов никогда не пугается змей и скорпионов, Мужественная душа разрывает мысленное рабство, как лев паутину. 41. «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.» (Пс. 118:1). Настоящее счастье Для человека счастье – быть здоровым, Еще большее счастье – быть здоровым и красивым, Гораздо большее счастье – быть здоровым, красивым и богатым. Настоящее счастье – быть духовно свободным от всего этого. 42. «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» (Пс. 142:10).

http://isihazm.ru/1/?id=120

«Удали от меня поношение мое, которое я (постоянно) видел, ибо суды Твои благи» ( Пс.118:39 ). Вместо «поношение», Акила перевел: «я устрашен», так же и Феодотион, а Симмах: «которого я боюсь». Поношение здесь разумеет то, которое явилось следствием греха. Его он страшился и боялся, и оно отрав­ляло его жизнь подозрением. Поэтому он не прибавил, как обык­новенно: судьбы Твои взыскал, или: сохранил, но: «ибо суды Твои благи». Судьбами же называет справедливые приговоры Божии. А «поношение» – значит: я сознаюсь, что я согрешил; и поно­шение мое в том и состоит, что, созданный по образу Твоему, я поскользнулся во грех. Итак, отними от мене грех мой, потому что Ты не только налагаешь наказание на согрешающих, но и каю­щимся даруешь еще большее спасение. Суды Твои благи – но прису­щей им силе добра: когда доброта усиливается, она делается благостью, как говорят умудренные в этом люди. «Вот я возжелал заповедей Твоих: правдою Твоею о живи меня« ( Пс.118:40 ). Я исполнен желания ходить в духе Твоих заповедей: исполни же мое желание и дай мне жизнь по правде. Поступая так, я обладаю началом всех добродетелей. »И да сой дет на мен я милость Твоя, Господи, по слову Твоему, спасение Твое» ( Пс.118:41 ). Все мы нуждаемся в божественном человеколюбии, даже достигши самой высочайшей вершины добродетели нуждается в ней постоянно, так как и грешники, и подвижники добродетели – все нуждаются в божественной милости. Все мы нуждаемся в человеколюбии Бо­жием «потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Римл.3:23 ). При содействии Божием грешник обращается от сво­его злого пути, а добрый делается еще более добрым и сохраняет свои добрые свойства. «И я дам ответ поносящим меня, ибо я уповал на слова Твои» ( Пс.118:42 ). 7. Спасение, которое Ты обещал, Владыка, в Твоем святом слове, доставь мне, чтобы я мог смело отвечать насмехающимся надо мной. Человек, постигнутый несчастьем, переносит укоризны молча, а кто находится в благоприятных обстоятельствах, тот отражает злословящих. И вот, некоторые из неверных, может быть, видя, что моя жизнь наполнена несчастьями и скорбями, станут поносить меня, но тогда я отвечу им, что Христос Бог наш определил день, когда Он будет судить Вселенную и «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! " ( Римл.2:6–9 ). Потому и богач услышал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ), Но что значат слова: «я уповал на слова Твои»? Я всецело вверился Твоим обетованиям и надеждой на них живу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VIII. 24. Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших 1390 . Точнее изъясняет полезное, и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путём они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, го- —275— ворит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верой в Него, как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа. И так, вы погибнете, говорит, не веруя, „что Я (это) есмь.“ Это „Я“, о Коем, говорит, написано у пророков: „светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой и слава Господня над тобой воссияла“ ( Ис.40:1 ). „Я, говорит, есмь, и некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: „обратитесь сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши“ ( Иер.3:22 ). Это „Я есмь,“ говоривший, что даруется тебе божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: „Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну“ ( Ис.43:25 ). Это „Я есмь, и говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: „омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших... и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут как пурпур, (то) как руно убелю“ ( Ис.1:16: 18 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: „на гору высокую взойди, благовествующий Сион! возвысь с силой голос, благовествующий Иерусалим! возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силой грядёт и мышца (Его) со властью! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! как пастырь будет пасти стадо Своё и мышцей Своей собирать агнцев и во чреве имущих утешать“ ( Ис.40:9–11 ). И опять: „тогда отверзутся очи сле- —276— пых, и уши глухих услышат, тогда вскочит как олень хромой, и ясен будет язык косноязычных“ ( Ис.35:5–6 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем также написано ещё, что „внезапно придёт в храм Свой Господь, Коего вы ищете, и Вестник Завета, Коего вы желаете: вот грядёт, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? ибо Он придёт как огонь в плавильнице и как щёлок моющих“ ( Мал.3:1–2 ). Это, говорит, „Я есмь,“ чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: „жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже“ ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–7 ). Это, говорит, „Я есмь,“ о Коем и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: „Пророка из братий твоих как меня восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания“ ( Втор.18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   40. Итак, сравнительно молодой возраст не является препятствием (к посвящению), но при этом принимается во внимание душа (девицы). Без сомнения, не старость, а добродетель прославила Феклу. И к чему мне распространяться далее, коль скоро всякий возраст можете быть угоден Богу и оказаться совершенным для Христа? Словом, мы полагаем, что не добродетель служит придатком к возрасту, а, наоборот, возраст к добродетели. И не удивляйся исповеданию (веры) со стороны молодых девушек, коль скоро ты можешь прочитать о страданиях отроковиц; ведь написано: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3). Ужели нам покажется невероятным, если юность последует воздержанию Того, Кого исповедуют своею мученическою кончиною младенцы? Мы считаем как бы невероятным, если девицы, способные к замужеству, следуют за Христом в царство (Его), тогда как даже дети следовали за Ним в пустыню; ведь были насыщены, как мы читаем, пятью хлебами четыре тысячи человек, «кроме жен и детей», как говорит (Евангелист) (Мф. 14:21).    41. Итак, не возбраняйте детям приходить ко Христу, потому что и они приняли мученичество за имя Христово: «ибо таковых есть царство небесное» (Мф. 19:14). Господь призывает их, а ты препятствуешь им? Ведь о них сказал Господь: «не препятствуйте им приходить ко Мне». Не удерживайте молодых девиц, о которых написано: «поэтому девицы возлюбили тебя» (Песн. 1:2) и ввели тебя в дом матери своей (Песн. 8:2). Наконец, даже детей не удаляйте от любви ко Христу: о Нем в пророческом ликовании свидетельствовали даже те, которые были заключены еще в утробе матери (Лук. I:41). Глава восьмая    42. Еще в самом начале (существования) Церкви толпы (народа) искали Его. По какой причине? По той, что «Он, возлагая... руки, — как сказано, — исцелял их» (Лук. 4:40). И для исцеления не избирается ни (особого) места, ни (особого) времени. Ибо врачеванием не должно пренебрегать во всякое время и на всяком месте. В доме приветствует ангел Марию (Лук. 1:28); в доме Давид помазывается в пророки (1 Цар. 16:3). И Христос везде врачует, везде исцеляет: на пути, в доме, в пустыне. На пути исцеляется коснувшаяся края Его одежды (Мф. 9:20); в доме воскрешается дочь начальника синагоги (Мф. 9:25); в пустыне исцеляется (целая) толпа. Наконец, мы читаем следующее: «при захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями приводили их к Нему; и Он, возлагал на каждого из них руки, исцелял их» (Лук. 4:40). Итак, Он исцелял и в пустыне и при захождении уже солнца, и исцелял, возлагая руки, дабы явить себя и Богом и человеком. Не напрасно, поэтому, при наступлении уже дня толпы народа искали Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский ; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы ; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный. История термина Греческое слово κανν родственно существительному κννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник (  ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш (  ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (     букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (=Ис 36. 6). Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (    ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость (  ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19). Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανν соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (καννες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (καννας)» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/1470223.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010