1013.  …ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе (Пс. 33. 11); Слово 28. 1014. Слово 28. 1015.  Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15. 16); Слово 28. 1016. Слово 28. 1017. Слово 28. 1018. Требник. Последование малой схимы. 1019.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41). 1020. Мк. 13. 37. 1021. Глава 3. Добротолюбие. Ч. 2. 1022. Гл. 1. 1023. Главы 5 и 6. 1024.  Берегитесь, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). 1025. Гл. 2. 1026. 2 Кор. 14. 1027.  Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5. 8, 9). 1028. Наставления Евфимия Великого иноку Климатию. Четьи Минеи, 20 января; житие преподобного Евфимия Великого. 1029. Ответы 260, 261 и 583. 1030.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21. 34–36). 1031. Лк. 12. 37–39. 1032.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 1033. 2 Пет. 1. 19. Канонник. Молитва утренняя, 5. 1034. Отселе заимствовано из 5 го Слова преподобного Нила Сорского. 1035. Доселе из преподобного Нила. 1036. 1 Кор. 15. 50. Поклоны, как выше сказано (главы 21 и 22), согревают тело естественно, что располагает, оживляет человека для душеспасительной деятельности. Отвлекает от этой деятельности противоестественное разгорячение крови, со вершившееся под влиянием какой либо страсти. 1037. Ис. 6. 6. 1038. Слово 85. 1039.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица будешь есть хлеб (Быт. 3. 17–19). 1040. Преподобного Марка Подвижника Слово 7 О пощении и смирении; — святого Исаака Сирского Слово 19; — Преподобного Макария Великого Беседа 26, гл. 21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

341. 4 ответ святого Нифонта Цареградского в «Руководстве к духовной жизни» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. 342. Рим. 12. 2. 343. Слова преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 31. 344.  …каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1. 14). 345. Слово 4, гл. 6. 346. Рим. 8. 28. 347. Святой Исаак Сирский. Слова 46, 58, 61. 348. Слово 7, гл. 14. 349. Лк. 23. 39. 350. Деян. 3. 18. 351. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 352.  Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного (Пс. 9. 30). 353. О мнящих оправдаться делами, гл. 102. 354. Мф. 17. 24. 355.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к искушению, управь сердце твое и будь тверд… будь долготерпелив (Сир. 2. 1–4). 356.  Все, что ни приключится тебе, принимай охотно (Сир. 2. 4). 357.  …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 358. Sancti Macarii Aegiptii opera omnia, Liber de Übertäte mentis, caput XIII. 359.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 360. Liber de libertate mentis, cap. 14. 361. Liber de libertate mentis, cap. 31. 362. Ин.14. 6. 363. Homilia XV, cap. XII. 364. Liber de libertate mentis, cap. XV. 365.  …нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18). 366. Liber de libertate mentis, cap. XVI. 367. Liber de libertate mentis, cap. XVII. 368.  …дерево познания добра и зла (Быт. 2. 9). 369. Лк. 6. 37. 370.  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31). 371. Мф. 6. 372. Лк. 6. 37. 373.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 374.  С чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его (Пс. 17. 27). 375.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5. 11). 376. Еф. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Подобную радость проявляли и грудные дети в момент входа Господня в Иерусалим: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» ( Пс. 8: 3 ). Господь Бог проявляет Свою заботу о зачатом ребенке еще до его рождения и продолжает заботиться о нем на протяжении всей его жизни: «Послушайте Меня… принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас» ( Ис. 46: 3 –4). С другой стороны, и греховность проявляется уже при зачатии: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50: 7 ). Творец заботится о нерожденном человеке и еще от чрева его матери избирает (призывает) его на религиозное служение: «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков… которого Я избрал» ( Ис. 44: 2 ). Об этом же свидетельствует и другой текст: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» ( Иер. 1: 5 ). Спаси Вас Христос! (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 757 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Е 17 октября 2016, 18:40 Впечатляет!!! Отлично!!! Спаси Вас ГОСПОДЬ!!! Светлана 11 октября 2016, 13:12 Спаси Вас Господи, отец Олег! Помощи Божией Вам и редакции портала Православие.Ru. р.Б.Алла 8 октября 2016, 12:39 Спаси Бог,о.Олег!С нетерпением жду продолжения. Владимир Астраков 7 октября 2016, 07:26 СПАСИБО Вам, о. Олег. ХРАНИ Вас БОГ. Александр 6 октября 2016, 22:17 Я не понимаю, почему многие священнослужители упорно советуют читать только Новый завет. Ветхий завет - это великая книга мудрости,веры и самопожертвования. Если кто находится в депрессии и не знает как жить, почитайте не модные романы, а Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, и сразу же станут понятны " ориентиры жизни " . А Псалтирь?! Когда тебе плохо, отягощают жизненные невзгоды, уйди в уединенное место и прочитай псалмы, и почувствуешь как " душа оживает " . И что интересно, сколько раз не читаешь, и каждый раз опять хочется читать.

http://pravoslavie.ru/97571.html

Итак, устрашимся (говорит святитель Иоанн Златоуст ) и положим великое старание о жизни своей и не станем думать, что он, не производя теперь чудес, по сему самому имеем менее благодати. Ибо от чудес никогда ничего не пребудет нам, т.к. ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаёмся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником... Есть люди, которые ищут знамений и говорят: «почему ныне знамений нет? Почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет?» Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, то ты не имеешь нужды в знамениях; ибо они даются более неверным. В то время люди, как недавно отставшие от идолов, были более несмысленны, ум их был более туп и груб. Они не знали даже, что благодать духовная и созерцаема одной любовью. Поэтому тогда и были знамения. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения, как залог веры, так что знамения давались им не как верующим, но как ещё неверным, чтобы они сделались верными. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании ими чудес и знамений Мф.4:6–7 . «И говорит Ему (диавол): если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано:«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей» ( Пс.90:11–12 ). Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» ( Втор.6:16 ). Объяснение. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39:16:4 ; Мк.15:29–32 ; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество пред Богом: Мф.8:9:9:22 . Мф.7:22–23 . «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Объяснение. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте»: Мф.10:8 , а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13–16:13:6:11 , и к «живущим по плоти»: Рим.8:5–6 . Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10 , но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18–19 , а о чудесах сказано: Мф.17:20 ; Ин.14:11 . Ср. Ин.4:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1 . Пойдем, братья, от чудес к чудесам Господним, устремимся как бы от силы в силу. Все равно как в золотой цепочке, состоящей из колечек, каждое колечко держит одно другое и каждое из соединенных касается одно другого и сопровождает друг друга, так и чудеса святых евангелий направляют взаимно от одних к другим любящую празднества Церковь Божию и услаждают ее не тленною пищею, но пребывающею в жизнь вечную. Итак, вот и мы сегодня, возлюбленные, с сердечной готовностью и внимательными ушами выслушаем то, что скажет нам Господь Бог через пророков и в евангелиях о божественности этого праздника. «Из речет, – конечно, – «мир на народ... Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему» ( Пс. 84:9 ). Ныне пророческие трубы пробудили вселенную, и сделали повсюду церкви Господни веселыми и украшенными ветвями, и, освободив верных от упражнения во святых постах и в борьбе со страстями, научили воспевать победную песнь и (явили) новое зрелище мира в честь Победителя Христа. Итак, придите все, возрадуемся о Господе; придите все народы, возрукоплещем и воскликнем Богу Спасителю нашему гласом радости! Никто не должен быть лишенным радости, никто не останется без приглашения, потому что родилось семя на погибель неверующим. Никто пусть не будет неразумным при встрече царя, чтобы не оказаться запертым вне брачного чертога. Пусть никто не будет среди нас при встрече печальным или сердитым, чтобы не стать осужденным вместе со злыми гражданами; а злыми я называю граждан, не пожелавших принять к себе Господа Царя. Все с радостью соберемся, с готовностью встретим и самым торжественным образом проведем праздник. Вместо одежд (расстилавшихся некогда по пути Его) откроем перед Ним сердца наши, устремимся к Нему с псалмами, песнями и благодарениями и будем непрестанно восклицать: «благословен Грядый во имя Господне» ( Мф. 23:39 , Лк. 13:35 )! Ведь прославляя Его, мы сами получаем благословение, и проклиная Его, сами подпадаем проклятию. Опять и опять буду говорить я о том же и не перестану внушать вам доброе: придите, возлюбленные, прославим Благословенного, чтобы самим получить от Него благословение! Это слово собрало всякий возраст и достоинство для одной и той же цели – для прославления Господа: «цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы» ( Пс. 148:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

37 . Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Исаией: «Вол знает владельца своего и осёл ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы, народ грешный, народ, исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа» ( Ис.1:3, 4 ). И ещё в другом месте тот же пророк говорит также от лица Отца: «Какой дом построите Мне, – говорит Господь. – Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И ещё в другом месте: «Новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя, и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придёте явиться Мне, не услышу вас, – руки ваши исполнены крови. И если принесёте Мне пшеничную муку, или курение, это – мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших ( Ис.1:11–15 ). Но разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой» ( Ис.58:6 ). Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога. 38 . Когда же говорит пророчественный Дух от лица Христова, так Он вещает: «Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путём не добрым» ( Ис.45:2 ). И ещё: «Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеваний. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Своё, как твёрдый камень; Я знал, что не буду посрамлён, ибо близок оправдавший Меня» ( Ис.50:6 ). И опять говорит: «Они бросили жребий об одежде Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня» ( Пс.21:16, 18 ). И опять говорит: «Говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасёт Самого Себя» ( Пс.21:8–9 ). Всё это сделано иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами и кивая головою, говорили: «Воскресивший мёртвых, пусть спасёт Самого Себя» ( Мф.27:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Бог делает Себе славное имя Своими чудесами ( Ис.63:14 ), евреи прославляют имя Его 11 и сами хвалятся Им 12 . Когда Израиль обесславил имя Божие, Сам Бог «пожалел святое имя Свое» и «освятил великое имя Свое, бесславимое среди народов», тем, что «явил перед глазами их» Святость Свою 13 . Именно ради святости имени Своего Бог возвращает «плен Иакова» ( Иез.39:7, 25 ), предсказывая, что впредь «дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего» ( Иез.43:7–8 )… Бог свят и имя Его свято; Бог велик и имя Его велико 14 , но и люди могут возвеличивать его ( 1Пар.17:24 ). Бог един и вечен, и имя Его едино и вечно 15 … И силу Свою Бог проявляет через Свое имя. «Боже, именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ). «Помощи наша в имени Ягве» ( Пс.123:8 ). Поразительно, что и на войне Бог помогает Израилю Своим именем: «иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога... хвалимся» 16 … Естественно, что без имени Божьего невозможно никакое благословение: все колено Левиино избрано, чтобы «благословлять именем Божиим» ( Втор.10:8 ), а сыны Аарона должны «возлагать имя Божие на сынов Израиля» ( Числ.6:27 )… Евреи имеют право клясться именем Божиим и даже называются «народом, клянущимся именем Ягве» (хотя и не в истине ( Ис.48:1 ). Сам Бог становится судьей между теми, кто клянется именем Его ( 1Цар.20:42 ), как бы лично присутствуя между ними. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое» 17 . Поистине, ветхозаветный праведник чувствовал всем сердцем и разумом близость имени Божьего и в нем – Самого Бога… Весь народ Израильский есть народ, на котором наречено имя Божие ( 2Пар.7:14 ; ср. Иер.14:9 ), но и на каждом еврее наречено оно, ибо сотворил его Бог для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:6–7 ). «Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господь Бог Саваоф» ( Иер.15:16 ) 18 … Быть может, более всего имя Божие пребывает в храме, о котором еще Моисей говорил: «к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Если мы рассмотрим те случаи, в которых употребляется имя ’eser, то обнаружим подтверждение сделанным выводам. Выражения типа «быть наверху блаженства», которые предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями, не употребляются в Ветхом Завете. В выражении «полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ) не употребляется имя ’eser. Напротив, имя ’eser всегда употребляется в выражениях типа: «блажен человек, который…», – и далее следует указание на характерную черту в поведении этого человека, способствовавшую обретению им состояния блаженства. Например, «Благо тебе, земля (блаженна земля), когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» ( Еккл.10:17 ), – то есть страна при таком устроении будет благоденствовать. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» ( 3Цар.10:8 ), – то есть люди и слуги при царе будут находиться под его мудрым контролем и руководством и вследствие этого жить успешно. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» ( Притч.3:13-15 ), – то есть приобретение мудрости более, чем земные богатства, содействует человеку в достижении полной и счастливой жизни. Особо надежное блаженство у человека, чей успех обусловлен содействием Бога: Втор.30:19 ; Ис.30:18 ; Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее. В Ветхом Завете никогда не говорится, что Бог прямо сообщает блаженство – ’eser человеку, но содействие Бога, направляющего путь человека, приводит человека к блаженству. Хотя понятие ’eser не предполагает, как русское слово блаженство , воспарение над жизненной ситуацией, его нельзя все же переводить словом счастье , так как счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей.

http://azbyka.ru/blazhenstvo

И ректъ: чистите пред лицемъ пти и имите пт моихъ. 14. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Ст. 14. Уверовавшие в Господа, наследившие землю обетованную и гору святую, будут заботиться об изъятии преткновения от пути народа израильского ( Рим.9:32–33; 11:25 ). «Сам Господь, – говорит здесь бл. Иероним, – повелел апостолам и всем учителям церкви, чтобы они толкованием разрешали всё, что покажется неясным и трудным, открывали путь разумению, и изымали все соблазны из среды так, чтобы народ Господень разумел, чтетъ, и преуспевал в страхе Божием. О сих словах и Иоанн Креститель говорит: уготовайте пть Господень и пр. ( Мф.3:3 ). Еврейск. – в р.-с. и сказал, 70 поняли как аор. 1 с vav consecutive после аор. 2-го в ст. 13, и согласовали с ο ντεχμενο μου= мен, а посему: κα ροσιν= и ректъ. глетъ гдь иже живетъ во высокихъ во вкъ, стый во стыхъ им во стыхъ почивай, и малодшнымъ дай и дай животъ сердцемъ: 15. Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, – Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых. Ст. 15. Обитающий в высших сферах, Святой и Вечно живой Господь близок к сокрушённым сердцем и смиренным духом (ср. Пс.33:19; 137:6 ), чтобы оживить их. слав. во свтыхъ=ν γοις не им. соотв. в евр.-м. т. Вместо =в р.-с.=Я живу, 70 читали: , почему ναπαυμενος= почиваяй. не во вкъ мщ вамъ, ни всегда гнватис бд на вы: дхъ бо изыдетъ, и вское азъ сотворихъ. 16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворённое. Ст. 16. Он не вечно будет гневаться на народ Свой (ср. Рим.11:1:25 ): дхъ бо, говорится, мен изыдетъ, и вское азъ сотворихъ (ср. Пс.77:39 ). Под духом и дыханием, по мнению бл. Иеронима, здесь разумеются дух и дыхание, о которых написано в книге Бытия: и вдн въ лиц ег жизни: и бысть человкъ въ дш жив ( Быт.2:7 ), о чём и Иов говорит: и дхъ въ ноздрехъ моихъ ( Иов.27:3 ). Некоторые из современников блаж. Иеронима готовы были понимать эти слова в смысле учения стоической философии, т. е. видеть здесь указание на дух, одушевляющий мир и правящий миром, – от которого всё имеет ведение Бога; другие же разумели здесь Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, носившегося в начале творения вверху воды и всё оживотворяющего, в день же пятидесятницы сошедшего на бывших в сионской горнице учеников Христовых. Замечательно понимание этих слов в Таргуме Ионафана: т. е.: ибо Я намерен восставить души мёртвых и дыхание Я сотворил. По смыслу Таргума, здесь говорится о воскресении мёртвых, в частности мёртвых в Израиле (ср. Иез.37:5 ). слав. вское=πσην не им. соотв. в евр.– м. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010