Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11), и следует за нашей волею, почему и говорится: рано утром молитва моя предваряет Тебя (Пс 87, 14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: простирал Я руки Мои к народу непокорному (Ис 65, 2); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас (Ис 30, 18), и мы Его ожидаем, ибо говорится: твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне (Пс 39, 2). Бог укрепляет нас, ибо говорит: Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня (Ос 7, 15), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие (Ис 35, 3); Иисус Христос взывает: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7, 37); а пророк взывает к Нему: я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего (Пс 68, 4); жалуется Бог: Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слу- 503// шали (Ис 66, 4); жалуется и невеста: на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его (Песн. 3, 1). глава 13 О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение — делом милосердия Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» ( Пс.58:11 ), и следует за нашей волею, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» ( Пс.87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «простирал Я руки Мои к народу непокорному» ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: «и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас» ( Ис.30:18 ), и мы Его ожидаем, ибо говорится: «твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне» ( Пс.39:2 ). Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» ( Ос.7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис.35:3 ); Иисус Христос взывает: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» ( Пс.68:4 ); жалуется Бог: «Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали» ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» ( Песн.3:1 ). Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение – делом милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Выходит дух его, и возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его ( Пс. 145:4 ). Смотрите предыдущий стих: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, т.е. не надо уповать на людей, ибо умрет человек и все чаяния и сила его пропадут. Надо надеяться только на Бога, ибо и сильные мира сего смертны: блажен, кому помощник Бог Иаковлев (ст. 5). В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? ( Пс. 6:6 ). Типичное Ветхозаветное представление о загробной участи грешника: ад – место (состояние) максимального удаления от Бога, место где Бог не слышит грешных. Не мёртвые восхвалят Бога, ни все нисходящие в могилу ( Пс. 113:25 ) О духовно мертвых и нравственно умерших. Мы, живые, будем благословлять Господа отныне и вовек (ст. 26). Будет ли прах славить Тебя ( Пс. 29:10 ). Давид молит об избавлении от преждевременной смерти, дабы являть Бога людям, прославлять Его, Буду славить Тебя вечно (ст. 13). Живой, только живой прославит Тебя ( Ис. 38:19 ). Так думали в Ветхом Завете. Однако разлучение души от тела Езекия описывает так: жилище мое снимается с места и уносится от меня… Он отрежет меня от основы, день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину (ст. 12), т.е. душа его не умрет, а лишь «снимается с места», «уносится». Прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Вспомним, что лишь тело Адама было взято из праха, а дух был дан от Бога, а потому возвратится прах в Землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его ( Еккл. 12:7 ). Лазарь спит. Слово «спит» о бездейственности тела. Христос «разбудил» ( Ин. 11:11 ) Лазаря, т.е. воскресил тело его. У спящего душа остается живой. По отношению к духу слово «воскреснуть» применяется только к живым ( Кол. 2:12 ), а по отношению к телу – оживить его. Воскресение во плоти Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:37–39 ). Неужели Спаситель обманывал?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

И на этот раз он опровергает данное ему имя; Вигилянций хочет спать, и не слушает слов Спасителя: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мф. 26:40–41 ). И в другом месте воспевает пророк: в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). В Евангелии мы читаем, что и Господь проводил ночи без сна ( Мф. 14:23 и след.); и апостолы, заключенные в темнице, проводили всю ночь в бдении, так что вследствие псалмопения их, потряслась земля, уверовал страж темничный, ужаснулись правители и граждане города ( Деян. 16 ). Павел говорит: будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол. 4:2 ); и в другом месте: часто в бдении ( 2Кор. 11:27 ). Итак, пусть спит Вигилянций, и ждет во сне погибели вместе с египтянами от руки погубляющей Египет ( Исх. 12 ). Мы же будем говорить с Давидом: не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс. 120:4 ); да не сойдет к нам Святый и air, что переводится – «бодрый» ( Дан. 4:10 ). И если когда-нибудь, по грехам нашим, уснет, скажем Ему: восстань, что спишь, Господи! ( Пс. 43:24 ) и разбудим Его; и когда волны станут топить ладью нашу, воскликнем: Господи! спаси нас, погибаем ( Мф. 8:25 и Мк. 4:39 ). Впрочем, оружие наше – Христос; апостол Павел в послании к Ефсеям учит: приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой ( Еф. 6:13 ), и еще: станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (там же, ст. 14–17). Сим-то облекшись оружием, царь Давид выходил некогда на единоборство, и, взяв из потока пять гладких камней, испив от потока на пути 18 , показывал, что в его расположении нет ничего грубого и нечистого из треволнений мира сего, и посему вознес главу и прегордого Голиафа умертвил более своих собственным мечем, поразив богохульника в лоб, нанесши удар в ту часть тела, в которую поражен был проказой и незаконно восхитивший священство Озия ( 2Пар. 26 ), тогда как святой хвалится о Господе говоря: яви нам свет лица Твоего, Господи ( Пс. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О действиях божественной благодати    Это слово будет посвящено, главным образом, теме «возвращения благодати». То, что мы описываем здесь, известно нам не только из отеческого предания. Многое мы узнали из опыта нашего святого Старца, и многое нам довелось видеть собственными глазами, живя рядом с ним.    После жестокого испытания, когда удалившаяся благодать научит подвижника, она снова возвращается как награда для законно подвизавшихся. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом; время плакать, и время смеяться» (Еккл. 3:1, 4), — говорит Соломон. «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою; и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя» (Пс. 39:2—3). Вслед за зимой вновь приходит весна, и после бури наступает затишье. Когда посредством многоразличных искушений, испытаний и оскудения благодати кающийся пройдет сквозь огонь злоключений и воду отчаяния, он достигает заслуженного отдыха. Подобный затишью зрак Божественного утешения, словно восходящее солнце, освещает и согревает временно помраченную душу подвижника и подает ему в награду прибавление опыта, дабы научились «руце его на ополчение и персты его на брань» (Пс. 143:1), дабы чувства его были «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Тогда возрастает разумение внутреннего смысла Писания, и человек, претерпевший до конца и победивший, непрестанно благодарит Божественное домостроительство. Он понимает, что значат слова Апостола: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:8), «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» (Пс. 123:6), «но при искушении дал и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10:13).    Те, кто испытывается удалением благодати, обычно получают помощь от других духовных людей: «Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя» (Пс. 118:79). Когда пройдет урочное время испытания и наглый помысл, вызвавший оскудение благодати, получит достаточный отпор, потерянная благодать возвращается и расширяет помраченный ум, который смиряется и становится способным принять наставления ко спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Там смешал Господь язык всей земли ( Быт.11:9 ), – только Самому Богу. Объяснение обычаем сильных мира говорить о себе в числе множественном – потому, что обычай этот появился только со времени развития политического устройства в народе и что „подлинно странное пустословие, скажем словами Василия Великого , утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно“ 269 . Мало того, есть даже места, которые дают понять, что лиц в Боге именно три. Сюда относятся: явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех мужей ( Быт.18:1–2 .); формула священнического благословения, соединенная, по указанию Самого Бога, с троекратным повторением имени Иеговы и с усвоением каждый раз разнообразных, хотя и принадлежащих одному и тому же Богу, действий, а именно: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир ( Чис.6:24–26 ); троекратное воззвание Серафимов к Богу: Свят, свят, свят Господь Саваоф, слышанное Пророком Исаией во время видения ( Ис.6:3 ). Конечно, вполне выразительными назвать такие места нельзя, но, в связи с контекстом речи и другими близкими к ним местами, они, с полным нравом, могут быть рассматриваемы, как приготовительные к восприятию тайны Святой Троицы. Притом же, так именно понимаются они и церковию святою в лице большинства пастырей и учителей ее 270 . Особенно это сказать нужно о явлении Бога Аврааму и о славословии Серафимов. Об отношении славословия к Святой Троице она засвидетельствовала во многочисленных песнопениях своих 271 , а об отношении к Ней явления Аврааму – не только в песнопениях 272 , но и в иконографии: ибо древнейшим изображением Свят. Троицы было именно изображение явления Аврааму трех странников. Немало есть, наконец, мест, указывающих и на личную деятельность лиц Божества. Первое, что главным образом сюда относится, есть сказание о Мессии. Он изображается таким лицом, которое хотя и имело быть посланным от Бога, но которое принимает возложенную на Него миссию добровольно ( Пс.39:9 ), которое есть предвечно по Своему бытию ( Мих.5:2 ), есть Еммануил ( Ис.7:13–14 ), Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6–7 ), Сын, предвечно рождаемый от Господа ( Пс.2:7 ), Господь, седящий одесную Господа ( Пс.109:1 ), Бог, помазанный от Бога ( Пс.44:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

11. Вертоград (сад) был местом погребения, и насажденная в нем виноградная Лоза изрекла: «Я есть лоза» ( Иоан. 15:1 ). Поэтому в земле была насаждена, чтобы искоренилась за Адама наложенная клятва. Земля осуждена была произращать терния и волчцы, но взошла из земли истинная виноградная лоза, чтобы исполнилось сказанное: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» ( Пс. 84:12 ). Что же изречет погребаемый в вертограде? «Набрал мирры моей с ароматами моими» (Песн. Песн. 5:1 ). И еще: «Мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (4:14). Но это – признаки погребения, и в Евангелиях сказано: «приидоша жены на гроб, носяще яже уготоваша ароматы» ( Лук. 24:1 ), и «Никодим принес состав из смирны и алоя» ( Иоан. 19:39 ). Затем написано: «Поел сотов моих с медом моим» (Песн. Песн. 5, 1), т. е. горькое пред страданием и сладкое по Воскресении. Потом воскреснув, вошел «дверем затворенным» ( Иоан. 20:19 ); ученики не поверили, потому что «подумали, что видят духа» ( Лук. 24:37 ). Но Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите» (39); «вложите персты в раны от гвоздей», как требовал этого Фома ( Иоан. 20:25 ). И «когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» ( Лук. 24, 41 , 42). Видишь, как исполнилось сказанное: «поел сотов моих с медом моим». 12. Но прежде нежели «дверем затворенным» вошел сей Жених и Врач душ, искали Его оные доблестные мужественные жены. Пришли блаженные ко гробу и искали Воскресшего, слезы еще капали из глаз их, когда должно было опять веселиться и ликовать о Воскресшем. Приходила, по Евангелию, Мария, искала и не нашла; потом услышала от ангелов, а впоследствии увидела Христа. Ужели и это написано? В Песни Песней говорит: «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн. Песн. 3:1 ). В какое же время? «На ложе моем ночью искала я того, которого возлюбила душа моя». А «Мария, сказано, приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Иоан. 20:1 ). «На ложе моем искала ночью и не нашла Его». И Мария говорит в Евангелии: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его» ( Иоан. 20:13 ). Тогда предстоящие ангелы врачуют от неведения, сказав: «Что ищете живого с мертвыми» (Лук. 24:5)? Не только воскрес, но воскрес, с Собою воскресив и мертвых. Но не знала Мария, и от лица ее сказала Песнь Песней ангелам: «Не видали ли вы того, Которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла Того, Которого любит душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его» (Песн. Песн. 3.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.  «сатана будет освобожден» – это произойдет во времена антихриста. «на четырех углах земли» – то есть по всей земле. «Гога и Магога» – этим именем названо собрание боговраждебных народов – каких именно, сказать трудно. Слово «Гог» упоминается в Числ. 24, 7 (только в переводах 70-ти и славянском). Магог – сын Иафета, внук Ноя (Быт. 10, 2). Также о Гоге и Магоге повествуется у пророка Иезекииля, в главах 38–39.  «на брань» – в рамках принятой ныне большинством схемы толкования 20-й главы эта война и поражение Гога тождественны Армагеддону и поражению богоборцев, описанному в конце 19-й главы. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. «и вышли» – дословно «поднялись», «взошли» (греч. ανβησαν) . 175 175 У пророка Иезекииля (по тексту 70-ти) о Гоге говорится похоже: «И возведу тебя на землю Мою» (Иез. 38, 16) – слово ανγω означает «поднимать», «выводить наверх». «на широту земли» – на пространство земли. «стан святых и город возлюбленный» – святой Андрей и блаженный Августин разумели под этим Христову Церковь.  Также можно понимать под «городом возлюбленным» Иерусалим, против которого будет вестись война богоборцами, о чем также говорит святой Андрей.176 176  «Возлюбленным» Иерусалим именуется в Пс. 77, 68; 86, 2; 131, 13–14.  О том, какие святые будут тогда находиться в Иерусалиме, можно только высказывать предположения. Это, например, могут быть обратившиеся ко Христу евреи, согласно Рим. 11 (см. также комм. на 16, 16 и 16, 19.). 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; У пророка Иезекииля также говорится о пролитии огня на полчища Гога (Иез. 38, 22; 39, 6).  Огонь с неба посылался некогда на Содом и Гоморру и на пятидесятки Ахава. Также об огне с неба просили апостолы, чтобы наказать селение, где не приняли Христа.  Также в этой связи можно вспомнить поражение Ангелом Господним под стенами Иерусалима 185-тысячного ассирийского войска (4 Цар. 19, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В. Иисуса Христа во время Его земной жизни Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф 1. 1-16); евангелист приводит офиц. список наследников царского престола; наследование происходило в пределах рода (ср.: Basil. Magn. Ep. 236), не обязательно от отца к сыну; к роду Давидову принадлежал не только прав. Иосиф, офиц. признавший Иисуса своим сыном, хотя Он и не был ему сыном по крови (ср.: Мф 1. 20-25), но и Дева Мария ( Sym. N. Theol. Or. 45. 9; см. ст. Богородица ); Он неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф 9. 27; 12. 23; 15. 22; Мк 11. 9; Лк 1. 32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф 2. 2). Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Предста царица. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГМЗРК) В то же время В. Иисуса Христа не ограничивается земными представлениями о царской В. (ибо, «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» - Мф 22. 42-45; Лк 20. 41-44), Он является носителем В. Божия посланника: Он учит «как власть имеющий» (Мф 7. 29; Мк 1. 21; Лк 4. 32; ср.: Ин 13-18), Он обладает В. «над всякою плотью» (Ин 17. 2), имеет В. (ξουσα) над силами природы и «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Лк 8. 22-25; Мк 4. 39, 41; ср.: Пс 106. 23-30), В. над бесами (Мф 5. 2-18; Мк 5. 1-20; Лк 4. 36; 8. 26-39), над болезнью (Мф 8. 8 и слл.; 9. 20-22, 27-29; Мк 2. 11; 5. 25-34; Лк 5. 17 слл.; 8. 46-50), Его В. давать физическое исцеление является свидетельством еще большей В.- даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф 9. 6 слл.; Мк 2. 10; Лк 5. 24; ср.: Ин 8. 11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5. 27 слл.). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12. 8; Мк 2. 23-27; 3. 1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет В. над смертью, Он Господин жизни и смерти («Я есмь воскресение и жизнь» - Ин 11. 25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-23, 35-42; Лк 8. 41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк 7. 11-17), Лазаря (Ин 11. 1-44). Наконец, Он имеет В. над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 18).

http://pravenc.ru/text/155023.html

На всё это протестанты, конечно же, скажут, что о помазании здесь Иоанн Богослов пишет образно . Но исключительно образное толкование слов Апостола является в этом случае произвольным, ибо для такого толкования должна быть причина. Если мы понимаем многие слова Христа только образно, то на это есть ясная причина. Например, если Христос говорит, что Он есть пастырь, а верующие – овцы; что Он есть виноградная лоза, а верующие – ветви, то понимать эти слова исключительно образно есть ясная логическая причина, ибо человек не может в прямом смысле слова быть овцой или виноградной ветвью. Но когда говорится о помазании, то ясной причины понимать эти слова только образно нет, ибо человек легко может быть помазан в прямом смысле слова. Более того, когда в Ветхом Завете говорится о помазании, то имеется в виду физическое , буквальное помазание, и помазанники Божии потому так назывались, что были действительно помазаны елеем или миром, и через это действо, естественно, они получали особую Божию благодать. Так, Давид называет царя Саула и себя самого «помазанником» Господним ( 1Цар.24:7,11 ; Пс.27:8; 88:39 ) именно потому, что они действительно, а не образно были таковыми: «взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула), и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» ( 1Цар.10:1 ); «И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16:13 ). Так же и царь Соломон потому был помазанником, что «взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона» ( 3Цар.1:39 ). Исключительно образно нужно понимать только те места Библии, где Помазанником называется Христос, ибо телесно человеком Он помазан не был. Но для этого есть понятые причины, ибо Христос всегда был исполнен Духом Святым, и не было никакой нужды в том, чтобы помазывать Его и сообщать Ему благодать и дары Св. Духа. Итак, мы видим, что когда в Ветхом Завете говорится о помазанниках людях, то это всегда значит, что они были буквально, физически помазаны елеем или миром. Когда же говорится о Христе, то помазание нужно понимать образно. С кем же мы должны себя отождествлять в данном случае? С Богочеловеком Иисусом Христом, или с Божьими людьми? Очевидно, с последними. Потому и помазание должны понимать в отношении себя буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010