В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28–29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2–3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20–21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10–11) и кущ (Втор 16:13–14). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…” (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5–10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Но как от Адама мог родиться Каин и от Ноя – Хам, так от Сима и Иафета могли произойти своего рода Каины и Хамы, ибо зло в роде человеческом присуще не той или другой отдельной воле, а свойственно, родственно и собственно вообще падшей природе человека; равно как наоборот – добро и благочестие не случайны для воли каждого из сынов человеческих, а имеют свое прирожденное основание в душе человека – в «законе его ума». Следовательно, отдельная человеческая воля может быть зла или добра не по отсутствию одних расположений и по присутствию других, а по личному усилию – прилежать одним расположениям, сокращать и обуздывать в себе другие. Голос об этих расположениях раздается не извне, а внутри самого человека, от двух законов, действующих в нем, – «закона уд и закона его ума», и в то время как одни из людей – Каины, Ламехи, Хамы «влекут на себя, – по выражению Св. Писания, – беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными» ( Ис.5:18 ), «ищут широкого пути и врат пространных, вводящих в пагубу» ( Мф.7:13 ), другие – Авели, Сифы, Нои, Симы преклоняют свою волю под иго закона Божия и являют послушание воле Божией, стараясь идти «узкими вратами и тесным путем, вводящим в живот» ( Мф.7:13–14 ); в то время как одни, «преуспевая на горшее» ( 2Тим.3:13 ), идут на совет нечестивых, останавливаются на пути грешных, садятся на седалище губителей ( Пс.1:1 ), болеют неправдою, зачинают болезнь и рождают беззаконие ( Пс.7:15 ), приходя в глубину зол ( Прит.18:3 ), другие всем сердцем своим ищут Бога и, размышляя о заповедях Божиих, взирают на пути Его ( Пс.118:10–15 ); они говорят Господу: «Удел мой, Господи... соблюдать слова Твои... закон Твой. Он стал моим, ибо повеления Твоя храню... Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» ( Пс.118:54–57 ); наконец, как под одними «шатается земля», по выражению Св. Писания, «как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней» ( Ис.24:20 ), и сама земля как бы свергает их с себя за то, что они сквернят собою землю ( Лев.18:24 ...28, 20, 21), другие – «семя святое» бывают «стоянием» земли ( Ис.6:13 ) и, будучи «лишени, скорбяще, озлоблени: их же не бе достоин весь мир» ( Евр.11:37–38 ), утверждают собою основания земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Говорит же и пророк Наум: Благ Господь терпящим его в день скорбения ( Наум. 1:7 ). Другой же: Не рцы: отмщу врагу: но потерпи Господа, [Col. 1668] да ти поможет ( Притч. 20:22 ), ибо не оскудеет терпение благочестивых. Так же терпел и кротчайший Давид: когда он лежал ниц, а в него бросал камни Семей и говорил: изыди… мужу беззаконный! ( 2Цар. 16:7 ), то он не негодовал на него. Когда же племянник его рассердился на того и сказал: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя; ныне пойду, и отыму главу его ( 2Цар. 16:9 ), [то Давид] запретил ему, сказав: оставите его, и тако да проклинает… и возвратит ми Господь благая ( 2Цар. 16:10, 12 ). Посему он справедливо пел: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою ( Пс. 39:1 ). Увещевая же нас, говорит:мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа ( Пс. 26:14 ); терпящии же Господа, тии наследят землю живых ( Пс. 36:9 ). И:да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил ( Пс. 68:7 ); Сосуды скудельничи искушает пещь и искушение человека в помышлении его ( Сир. 27:5 ); и: Горе погубльшим терпение, и что сотворят, егда посетит их Господь? ( Сир. 2:14 ), иботерпение убогих не погибнет до конца ( Пс. 9:19 ). И Софония: аще умедлит, потерпи ему, яко идый придет и не умедлит ( Авв. 2:3 ), а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр. 10:38 ). И Павел: Если терпим, то с Ним и царствовать будем ( 2Тим. 2:12 ). И опять-таки: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ( Евр. 10:36 ). И Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие. И прибавляет: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни ( Иак. 1:2–4, 12 ). И Господь говорит: претерпевший же до конца спасется ( Мк. 13:13 ) и: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Не войди, душа моя, в совет их. Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут. Покорись Господу и моли Его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь место его и не найдешь. Беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых будет истреблено; праведницы же наследуют землю, и вселятся в век века на ней. Уповай на Господа, и храни путь Его, и Он вознесет тебя, чтобы наследовать землю; и ты увидишь, когда будут истреблены грешники (Пс 36:1-2, 7, 10, 28-29, 34). Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс 26:14). Да будет тебе закон уст Божиих лучше тысяч золота и серебра (Пс 118:72). Не Богу ли будет повиноваться душа моя ? Ибо от Него спасение мое. Ибо Он Бог мой, и Спаситель мой, Заступник мой (Пс 61:2-3). Путь нечестивых широк, но в тесноту вечных мучений ведет. Смотри об этом Святое Писание, которое есть светильник ногам нашим, нижеозначенные места (Пс 49:17-22; 51:3-9; 1 Кор 6:9-10; Гал 5:20-21; Мф 25:41-46; Откр 21:8; Ин 3:14-15; Мф 6:15; 7:23; 8:12; 18:23-25; Еф 5:5; Ис 1:31 и прочее), которые все показывают, что беззаконная и пространная жизнь в вечную пагубу ведет. Причина тому та, что таковые люди противятся воле Божией, которая хочет, чтобы все спаслись; и не хотят истинно каяться, чего воля Божия хочет, но последуют воле сердец своих. И Господь явно говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф 10:38). Если же недостоин Христа, то кого достоин как не противника Его, воле которого последует? 8) Поэтому говорит Господь: входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф 7:13-14). Почему многие ходят широким путем? Потому что каждый хочет в пространстве воли и похотей своих жить. Почему мало кто обретает тесный путь? Потому что мало кто хочет смиряться, волю свою пленять и воле Божией покорять, и терпеть то, чего тесный путь требует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Неотвратимость ада для всех людей ясно осознавалась великими праведниками Ветхого Завета. Патриарх Иаков, когда услышал о гибели своего праведного сына Иосифа, сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт. 37:35 ). Он знал о праведности своего сына, знал о милости Божией и данных ему обетованиях и, тем не менее, понимал, что местом встречи их душ будет именно ад. Святой царь и пророк Давид, будучи одним из величайших духоносных мужей Ветхого Завета, вопрошал Бога: Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? ( Пс. 88:49 ). Он знал, что ад неизбежен для всех, но верил в грядущее спасение: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс. 48:16 ); ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе (слав. – во аде) кто будет славить Тебя? ( Пс. 6:6 ); Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс. 15:10 ). Пророк Давид сознавал, что, несмотря на все явленные ему Богом милости, душа его после смерти сойдет во ад, но надеялся и молил Господа, чтобы грядущий Мессия не оставил его там навсегда. Последний процитированный стих является пророческим, он указывает не только на неизбежность ада, но и на Воскресение Христа, Его победу над адом, грехом и смертью. Так толковали эти слова псалма святые отцы начиная с апостольских времен (см.: Деян. 2:27–31 ; Деян.13:35–38 ). Именно надежда на Христа – победителя ада – не давала лучшим представителям ветхозаветного человечества впасть в отчаяние. О будущем избавлении было провозглашено ещё праматери Еве перед изгнанием людей из рая, и впоследствии Бог многократно свидетельствовал об этом через пророков (см.: Пс. 48:16 , и др.). Вот почему в Ветхом Завете почти не говорится о загробной участи душ людей. Зачем ввергать в отчаяние слабые души? Призывы к богоугодной жизни обосновываются не надеждой на вечную радостную жизнь с Богом – об этом почти ничего не говорится. Главная идея Ветхого Завета – это верность Единому Богу и подготовка своей личной богоугодной жизнью прихода Христа Спасителя, Который даст всем людям полноту благ, в том числе избавит от уз диавола и ада тех, кто хранил истинную веру и исполнял заповеди: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос. 13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

И можно обобщить: те, кто ради Христа проводят здесь жизнь в большой скорби и великих искушениях, будут там со Христом и будут зреть Христа лицом к лицу, беседуя с Ним сладко-сладко, подобно тому как любящий отца сын беседует с любящим сына отцом. Итак, Христос станет для них всяким утешением и всякой радостью. Потому что там они уже не будут алкать, как алкали здесь ради заповеди Христа, которая гласит: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь И насытятся они не едой и питьем, но славою Христовою, как говорит и божественный пророк Давид: Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей И жаждать там они уже не будут, как добровольно жаждали здесь, дабы причинить скорбь телу. И они уже не будут опаляться пламенем скорбей и искушений, как опалялись скорбями и искушениями здесь, подобно золоту в горниле, и таким образом являли истинную любовь ко Христу, любовь, сияющую сильнее, чем раскаленное и семикратно очищенное серебро. Потому что Христос, Добрый Пастырь овец, там, в Своем Царстве, будет пасти их и приведет на райские и всегда цветущие и благоуханнейшие луга, откуда истекают потоки сладости и прохладные источники приятнейших вод бессмертной жизни. Ибо снова говорит возлюбленный Иоанн в своем Апокалипсисе: Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их Дал бы и нам Бог когда-либо в этой жизни великую скорбь и обильные слезы в очах наших, чтобы там, в Его Царстве, с очей наших была отерта всякая слеза и сердце наше радовалось истинной и вечной радостью. Этой радости да сподобимся в Самом Христе и Боге нашем. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. См.: Мф. 11, 30. Ср.: Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5. Ср.: Мф. 20, 28. Лк. 10, 21. Пс. 83, 3. Пс. 113, 4. Пс. 83, 8. Флп. 4, 13. Гал. 2, 20. Ср.: Евр. 11, 38. См.: Мф. 14, 25-33. Пс. 102, 5. Флп. 3, 13. Откр. 7, 9. Гал. 3, 27. Откр. 7, 14. Ср.: Ин. 16, 33, 20. Ср.: Мф. 5, 11. Лк. 6, 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Правосл. учение об О. человека существенно отличается от восточных и оккультных учений, обожествляющих человека в рамках пантеистического мировоззрения и выстраивающих аскетическое учение на принципах самосовершенствования. В Священном Писании Термины θεοποησις, θωσις и их производные отсутствуют в Свящ. Писании, но сама идея О. человека через приобщение Божественной благодати имеется в ВЗ и наиболее полно представлена в НЗ. Ветхий Завет О людях, особо близких к Богу, наделенных благодатными дарами или стяжавших святость, часто говорится как о «сынах Божиих». Так назывались праведники ВЗ (напр.: Прем 2. 18; Пс 28. 1), народ израильский (Прем 18. 13) и даже ангелы (Иов 1. 6; 2. 1; 38. 7). Во всех этих случаях выражение «сын Божий» указывает не на онтологическую божественность или единосущие с Богом, но на приобщенность благодати Божией. Идея О. как богосыновства выражена в Пс 81, где раскрывается призвание людей стать богами по благодати; люди, однако уклонившись от Бога, утратили понимание своего достоинства: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81. 1-7). Из всех ветхозаветных текстов этот псалом чаще всего использовался св. отцами для обоснования идеи О. Новый Завет В проповеди о Своем богосыновстве Господь Иисус Христос цитирует Пс 81 и подтверждает призвание людей стать сынами Божиими по благодати: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин 10. 34-36). Однако призвание к О. в полной мере, согласно учению Христову, осуществится лишь в буд. жизни, после всеобщего воскресения мертвых, когда обнаружится, что праведники «суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20. 36). Усыновление верующих Богом приводит к богоуподоблению и дает способность созерцать Бога: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3. 2). Полнота усыновления доступна лишь в Царстве Христовом, когда будут упразднены все греховные преграды между людьми и Богом: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Все люди призваны к О., чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4).

http://pravenc.ru/text/обожении.html

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

«Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их. И из вел их из тьмы и тени смертной, и узы их растерзал» ( Пс.106:13–14 ). Пожалев как тех, так и других, одних Он избавил от по­стигших их несчастий, а других освободил из тьмы неведения и расторг узы их рабства. Тенью смерти ты можешь назвать идолослужение и безбожие, которые прежде удаляли нас от истинной жизни, огорчая Бога и раздражая совет Вышняго. Тогда сердце наше смири­лось под тяжестью греха, так как нас оставила врожденная ра­зумная сила, которой никто не мог возвратить, потому что все изне­могли и не было помощника. Совершение этого великого дела сохраня­лось для одного только Слова Божия. Что же касается слов: " узы их растерзал», то они означают совершенное отпущение грехов, какое нам даровала благодать Спасителя. «Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил» ( Пс.106:15–16 ). Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить дер­жаву и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благо­деяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, по­чему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и по­тому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: «отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» ( Иов.38:17–18 ) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых. «Взял их с пути беззакония их, и бо за беззакония свои они смирены были» ( Пс.106:17 ). Ни для иудеев, ни для людей вообще бедствия не были несправедливыми, но и те, и другие несли наказание за то, в чем согрешили. Однако и тех, и других, утопавших в столь великом зле, Господь удостоил спасения. «Всякой пищи возгнушалась душа их, и... приблизились ко вратам смерти» ( Пс.106:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

25 ...облачить вас в святое и ангельское одеяние.— Пострижение волос и сложение мирской одежды — подготовительный этап посвящения в монахи. 26 Воски— особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 27 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 28 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 29 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 30 Под пророкомподразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 31 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 32 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира —ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 33 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 34 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 35 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3. 36 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 37 Избавивший пророка Своего из пасти львиной...— речь идет о библейском пророке Данииле, по наветам врагов ввергнутом в ров со львами, но чудесно спасенном Богом.— Дан. 6, 23. 38 ...не попустит вам быть искушаемыми сверх сил.— I Коринф. 10, 13. 39 Никто, возложивший руку свою на плуг...— Лук. 9, 62. 40 ...начали строить, и не достало сил и охоты довершить основание.— Ср. Лук. 14, 30. 41 Било— на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 42 Давай повернем в правую сторону, ибо правая сторона благая.— Правая сторона в отличие от левой считалась благой и счастливой. Впрочем, оказать здесь влияние могла и описанная Матфеем сцена: во время Страшного суда Христос ставит праведников по правую руку, а грешников — по левую.— Матф. 25, 33. 43 ...желание боящихся Его Он исполняет...—Пс. 144, 19. 44 Беспечальна— т. е. смертью избавлена от мирских печалей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010