– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13–16. В подтверждение того, что враги псалмопевца за добро воздают ему злом, он кратко изображает свое поведение в отношении к ним (ст. 13–14) и наоборот – поведение их в отношении к нему (ст. 15–16). Азъ же, внегда н стжах м, блачахс во вретище и смирхъ постомъ дш мою, и молитва мо въ ндро мо возвратитс. 13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. к ближнем, к брат нашем, так угождахъ: к плач и ст, так смирхс. 14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. 13–14. Он всегда питал к ним искреннюю любовь и расположение: во время болезни их одевался во вретище, то есть сильно скорбел (см. объяснение на Пс.29:12 ) и от великой скорби (ср. Пс.101:5 ), особенно же, чтобы умилостивить Господа к исцелению болящего (ср. 2Цар.12:16–17 ; Ин.3:5 ), подвергал себя строгому посту, изнурял ( смирхъ) постом душу свою (=себя, ср. Пс.3:3 ) и молитва его возвращалась в недро его, то есть он усердно молился с глубоко поникшею на грудь или склоненною на колена головою (ср. 3Цар.18:42 ), причем исходившая из груди от сокрушенного сердца ( Пс.33:19; 61:9 ) молитва его, будучи произносима склоненными к груди устами, казалось, опять возвращалась в грудь к сердцу, откуда и входила 143 . Вообще он относился к ним, как друг, как брат, то есть с искреннею любовию и с совершенно родственном сочувствием и участием, а в их несчастьях ходил скорбный ( ст, букв. с евр. мрачный или черный, ср. Иер.14:2 ; Мих. 3:6 , так как черный цвет был знаком печали, – Мал. 3:4 ; греч. σκυθρωπζων=мрачно высматривая), с поникшею головою (слав.-греч. смирхс, то есть принизился, согнулся, почему в Пс.37:7 тоже выражение и переведено слкохс, как вообще свойственно печальным (ср. объяснение на Пс.3:4 ), будто оплакивающий мать свою (=пер. русск. халд.), то есть соболезновал им с такою непритворно-глубокою скорбию, как будто бы в их несчастии сам понес тяжелую утрату, равную потере своей родной матери (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Солнце всю поднебесную согревает и как бы оживляет. Так и Бог, Солнце вечное, теплотой любви Своей, все создание, а больше всего род человеческий, согревает и оживляет. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). А более всего всю теплоту любви Своей излил на нас, послав Единородного Сына Своего к нам — к нам, отступившим от Него и погибшим. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16—17). «Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все племена; ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек» (Пс.116:1—2). Хвали и ты, душа моя, Господа! Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века! Думай, христианин, об этом великом деле и благодари Бога!    На солнце все смотрят и, желая теплом его согреться, тянутся к нему. Так и на Бога все верные взирают и теплотой милости Его согреваются. «Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пишу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15—16). «Услыши нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс.64:6). Возводи и ты, христианин, свои очи к Богу — да согреешься теплотой милости Его — и почаще говори с Пророком из глубины своего сердца: «К Тебе возвел я очи мои, Живущему на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы — на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:1—2).    Без солнца никакой плод не растет и не созревает. Так и без Бога, вечного Солнца, никакое доброе дело не начинается, не делается, не совершается. Доброе желание наше, доброе начало наше, середина и конец — Его дело. Он в нас начинает, делает и совершает. Без Него не можем ничего творить: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому, христианин, учись: 1) Познавать свои немощь, окаянство и ничтожество, познавать что ты сам по себе не что иное есть, как иссохшее дерево, которое никакого плода дать не может. 2) Из этого учись смирению. 3) Всякое доброе дело, какое ты сделал или делаешь, Богу единому приписывай — да не присвоишь себе дело Его, и славу Его не похитишь, и тем тяжко не согрешишь. 4) Во всякое время воздыхай к Богу — да не отнимет от тебя всемогущей руки Своей, так как без помощи Божией будешь от греха в грех впадать. Повторяй часто молитву псаломника: «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего!» (Пс.37:22—23). 5) Когда Бог посылает тебе напасть, скорбь и печаль, то хочет исправить тебя и сотворить тебя деревом плодовитым. Потерпи Господа твоего, как терпишь врача, лечащего тебя горьким лекарством. Горькое лекарство — для плоти скорбь и печаль, но им душа больная исцеляется. «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует 35 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 36 . Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). 5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) — они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) — это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню 37 . Послание пятое 1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща] 38 . 2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19) 39 . А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей] 40 . Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины 41 . И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие — конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) 42 . Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2)”.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

" И вывел их с серебром и золотом, и не было в коленах их больного» ( Пс. 104:37 ). После того, как египтяне не позволяли иудеям взять даже их собственного имущества, теперь сверх своего они взяли и богатство египтян, получив золото и серебро как бы в плату за тяжкое рабство. И повеление Божие, по которому произошло это, не было несправедливым: для угнетателей это было наказанием, а для угнетенных – вознаграждением. «И не было в коленах их больного». Постигшие египтян казни их не коснулись. Бог повелел им обобрать египтян, как побежденных и притом обязанных вознаградить их за долговременное рабство. Но замеча­тельно было и то, что из страны, пострадавшей самым жестоким образом, они вышли невредимыми – все до одного из стольких ты­сяч, так что никто не остался в Египте, никто не был задержан телесной немощью. Так предал истории Моисей. «Обрадовался Египет исшествию их, ибо напал на него страх пред ними» ( Пс. 104:38 ). Так они были измучены всякими бедствиями, что освобождение евреев сочли благодеянием для себя. «Рас простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью» ( Пс. 104:39 ). Одно и тоже облако днем служило для них шатром и защищало от знойных лучей, а, ночью делаясь огневидным, освещало им путь. " Просили они – и налетели перепела, и хлебом небесным насыщал их» ( Пс. 104:40 ). Когда они пожелали мяса, поставил им в добычу птиц без всякого с их стороны труда, а когда нуждались в хлебе, послал его с неба, из облаков подавая не дождь, а саму пищу. Называет манной, не потому, чтобы она имела происхождение с самого неба, но вообще сверху – из воздуха, что Священное Писание также называет небом, и вместе с тем и по­тому, что она служила прообразом небесного хлеба, дарованного Церкви в таинстве (евхаристии). " Расторг камень, и потекли воды, потекли реки в безводных местах» ( Пс. 104:41 ). Утолил и жажду их необычайным порождением скалы: в безводной и сухой пустыне повелел явиться рекам. Называет реками потоки изведенных из скалы вод. Если читать «реками», то ты можешь сказать, что хотя из истории известно о переходе их только чрез Иордан, но они были бы в состоянии перейти и чрез другие реки, если бы они явились препятствием на пути. «Ибо Он вспомнил слово святое Свое, которое (сказал) Аврааму, рабу Своему. И из вел народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» ( Пс. 104:42–43 ). Неложно было то, что Бог обещал патриархам относительно умно­жения семени их числом и славой. И Моисей во Второзаконии гово­рит евреям: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего» извел «Господь, Бог твой» из земли Египетской, но «дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» ( Втор.9:4–5, 8:1, 8 ), потому что «творящий милость до тысячи родов любящим» Его, вместе с тем наставляет и потомков их, чтобы они сохранили оправдания Его ( Исх.20:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. Приклоните ухо ваше, и приидите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Ст. 2–3. Вместо обманчивой и не насыщающей дух человека пищи, на приобретение которой призываемые истощают свой силы, они, чрез послушание Господу, приобретут блага, насыщающие и оживляющие душу; вступив в завет с Ним, они получат милости, обетованные Давиду (ср. 2Цар. 7:14–16 ; Пс. 88 ). В ст. 3 выражение во благих=ν γαϑος не имеет соотв. в евр. м. т. 4. Се свидетельство во языцех дах его, князя и повелителя языком. 5. Се языцы, иже не ведах тебе, призовут тя, и людие, иже не познаша тебе, к тебе прибегнут ради Господа Бога твоего, святага исраилева, яко прослави тя. 6. Взыщите Господа, и внегда обрести вам того, призовите: егда же приближится к вам: 7. Да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится к Господу, и помиловн будет, яко попремногу оставит грехи ваша. 4. Вот, Я дал Его свидетелем для нардов, вождем и наставником народам. 5. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые ткбя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. 6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Ст. 4. Господь дал им Отрока Своего возлюбленного (=Давида) во свидетеля истины, вождя и повелителя ( Ин. 18:37 ; Иезек. 34:23, 24; 37:24, 25; Иер. 30:9 ; Ос. 3:3 ). Ст. 5. Он призовет к себе народы, прежде не знавшие его, которые устремятся к нему ради Господа, Бога его, Святого Израилева, прославившего его (ср. 42:1, 4:6). Ст. 6–7. Требуемые от призываемых нравственные качества суть: искание ими Бога ( Пс. 33:5 ; Прем. Сол. 1:1:2), яко недалече от единаго коегождо нас суща ( Деян. 17:27 ), оставление греховной жизни (ib. 30; Рим. 13:12–14 и под.) и обращение к Господу. Имея таковые качества, они будут помилованы и получат отпущение грехов ( Рим. 4:5–8 ). В ст. 7 евр. выражение =в р. с. и к Богу нашему, у 70, а посему и в слав., оставлена без перевода; а в слав. выражение грехи ваша=τς μαρτας μν не имеет соотв. в евр. м. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

—249— Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него», объясняет евангелист Иоанн (7:37–39). Соотношение между окончившейся ветхозаветной религиозной церемонией и новозаветным учением – пророчеством должно было действовать глубоко на чуткие умы и отзывчивые сердца... Как Иудеям, слушавшим в праздник Кущей слова закона Божия не из живых уст Моисея, – так и нам в день Преполовения теперь приходится слушать слово жизни не от Самого Слова жизни, которое Его непосред­ственные слышатели – ученики видели своими очами, рас­сматривали, даже осязали руками ( 1Ин.1:1 ), а чрез посредство лишь написанных книг ( Ин.21:25 . Деян.1:1 ). Слово, заповеданное в тысячу родов, в завет веч­ный ( Пс.104:8–10 ), хотя бы оно передавалось в уши людей и чрез книгу, должно было бы вызывать единствен­ный ответ, созвучный ответу Самуила: вот я! Говори, Господи, ибо слышит раб твой! ( 1Цар.3:4–10 ). Од­нако же есть люди, которые не только ушами с трудом слышат ( Ис.6:9–10 . Мф.13:15 ), или совсем не слышат ( Пс.134:17–18 ); но, по древнему воззрению, как аспиды затыкают уши свои, чтобы не слышать го­лоса заклинателя, даже самого искусного в заклинаниях ( Пс.77:5–6 ). Кто терпит от этого? Человек ли, затыкающий свои уши для всякого слышания, или – живое слово и написанная книга, – приглашающие одинаково: кто имеет уши слышать, да слышит! ( Мф.11:15 ). Кто жаждет, иди и пей! ( Ин.7:37 ). Это, конечно, совсем напрасный вопрос. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». ( Ис.55:10–11 ). Слово Божие, как посеянное сеятелем семя, несомненно —250— должно принести свой плод и ни в каком случае не может быть названо напрасным сеянием; только различны почвы, различна восприимчивость, различны и плодоношения: иное на доброй земле приносит плод сторичный, иное упало при дороге и потоптано... ( Лк.8:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Литургийное евангельское чтение Недели 4-й Великого поста заканчивалось словами Спасителя: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31).    Евангельское чтение Недели 5-й говорит о том же, но подробнее (Мк. 10:32-34). Апостолы и на этот раз (Лк. 18:34) не могли понять, как это может случиться с их Учителем. А апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему с просьбой о первых местах для себя в славе Его (Мк. 10:37).    Желая привести апостолов к правильному пониманию предстоящих Ему страданий, смерти и воскресения, а также и ожидающего их самих жребия, Христос говорит им «о чаше и крещении», которые и им предстоит принять вслед за Ним. «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:39, 40).    О какой чаше и каком крещении говорит Спаситель? Под чашей Он разумел Свою крестную смерть (Мф. 26:38-44), а под крещением – не только гефсиманские борения и голгофские муки, но и то томление духа, которое Христос испытывал еще задолго до Голгофы (Лк. 12:50). Апостолам Христос предсказывал, что по любви своей к Нему они примут страдания и даже смерть за имя Его.    Но было и есть особое крещение, которое принимали несметные сонмы подвижников веры и благочестия и к которому призывает нас Святая Церковь в преддверии Страстной седмицы евангельским чтением Недели 5-й. Святой Григорий Богослов († 389) говорит о нем: «Зная еще слезное, труднейшее крещение, им крестится «измывающий на всяку нощь ложе и постелю слезами» (Пс. 6:7), кому «воссмердеша раны» греховные (Пс. 37:6), кто «плача и сетуя», ходит (Пс. 34:14), кто произносит в храме слова мытаревы, кто припадает с хананеянкой (ко Христу), прося крошек милосердия».    Слезное крещение – это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. «Ты не принимаешь покаяния, – продолжает святой отец, – не даешь места слезам? Не плачешь слезно?.. Неужели не трогает тебя человеколюбие Иисуса, Который «недуги наша прият и болезни понесе» (Мф. 8:17), Который не к праведникам пришел, но к грешникам, прощая им грехи «до седмьдесят крат седмерицею» (Мф. 18:22)?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Ныне же, пока еще не все мы совершенны, но пребываем во грехах (ср. Фил.3:15 ; Рим.5:8 ), не удостоится прийти в ту меру, чтобы повторить за Апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). И потому ныне, по словам Апостола, «порознь» мы – «члены» Его (ср. 1Кор.12:27 ) и кости Его. Когда же соединятся «кости, кость с костью своею, сустав с суставом» (ср. Иез.37:7–8 ), согласно сказанному выше, тогда исполнится о нас пророчество: «Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе?«», потому что «все кости» произносят эти слова, воспевают гимн и воздают хвалу Богу, ибо помнят они благодеяния Его, и потому «все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного?»» ( Пс.34:10 ). Об этих костях, ибо были они рассеяны, покуда не пришел Тот, Кто собрал их «воедино» (ср. Ин.11:52 ), изречено пророчество: «Сыплются кости наши в челюсти преисподней» ( Пс.140:7 ). И так как они были рассеяны, говорит Он через другого пророка: «Стали соединяться кости, кость с костью своею, сустав с суставом, и жилы были на них, и кожа покрыла их» ( Иез.37:7–8 ). Ибо когда это свершится, тогда «все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного? " » ( Пс.34:10 ). Ибо каждая из костей сих была слабой и истощенной рукой «сильного», так как не было у нее ни «сустава» любви, ни «жил» терпения, ни «вен» животворной души, ни силы веры. Но когда приходит Тот, Кто собирает «воедино» то, что было рассеяно, соединяет Он «кость с костью, сустав с суставом» и начинает создавать священное тело Церкви. Все это, безусловно, выходит за рамки нашего исследования, но по необходимости мы представили объяснения, чтобы понятней стало, как мой Первосвященник входит в святилище и не пьет вина, прежде чем совершить священническое служение. Однако потом Он будет пить вино, но «вино новое»; новое вино на новом небе, в земле новой и в новом человеке и с новым народом, с теми, кто поет Ему «новую песнь» (ср. Мф.9:17 ; 2Пет.3:13 ; Еф.2:15 ; Откр.5:9 ). Ты видишь, что невозможно пить новую чашу новой жизни, не «совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:9 ). Ибо сказано: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» ( Мф.9:17 ). Если хочешь ты пить это «новое вино», обнови себя и скажи: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). И сказанного о сих предметах достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13 ) и ушел оправданным. Часто ли мы размышляем, сколько милосердия содержится в словах Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Зная, как часто люди страдают маловерием, Спаситель побуждает нас к настойчивости примером вдовы, которая неотступно просила бессердечного судью. Господь заповедал нам: «должно всегда молиться и не унывать Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ). О крещении беременных иеромонах Адриан (Пашин), насельник Сретенского монастыря Уважаемая Анастасия! Никаких препятствий для крещения беременной женщины нет. Естественно, что после рождения необходимо крестить и ребенка. Для Вас может быть интересной книга «Первые шаги в храме», электронная версия которой в скором времени будет опубликована на нашем сайте. Каково значение шестопсалмия? иеромонах Иов (Гумеров) Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 . В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую ( Пс.3:8; 62:6 ) от увеличения преследований (пс.3:2–3; 37:7–8; 87:4–5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» ( М.Скабалланович .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010