35 . Как еще могли мы проявить большее послушание, чем последовав примеру Христа, Который по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2:7–8 ). Он всех освободил послушанием: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:19 ). Если Он послушен, то пусть они усвоят пример послушания, которому мы следуем, говоря тем, кто обвиняет нас и возбуждает против нас императора: «Мы платим кесарево кесарю, а Божие – Богу». Подать принадлежит кесарю, этого никто не отрицает, но Церковь принадлежит Богу, и не надо присуждать ее кесарю, ибо право кесаря не может распространяться на храм Божий. 36 . Никто не может отрицать, что я говорю с почтением к императору. Что более почтительно, чем называть императора сыном Церкви? Когда его так называют, имеют в виду не грех, а благодать. Император пребывает внутри Церкви, но не над Церковью ; благой император ищет помощи Церкви, не отвергает ее. Это мы говорим со смирением и утверждаем с постоянством. Но некие люди угрожают нам пожаром, мечом, изгнанием. Мы, рабы Христовы, научились не бояться, а тем, кто не боится, никакой страх не в тягость, ибо написано: Стрелами младенцев стали их удары ( Пс. 63:8 ). 37 . Очевидно, что мы ответили на их вопросы. Теперь я задам им вопрос, который задал Спаситель: Крещение Иоанново с небес было или от человеков ( Лк. 20:4 )? Не могли иудеи Ему ответить. Если иудеи не объяснили крещения Иоаннова, то неужели Авксентий отменил крещение Христово? Ибо это крещение не от людей, но с неба, его принес нам Ангел великого совета ( Ис. 9:5 ), чтобы мы оправдались пред Богом. Так почему же Авксентий считает нужным заново крестить верный народ, уже крещенный во имя Троицы, когда апостол говорит: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 )? Почему Авксентий называет себя противником людей, а не Христа, хотя презирает волю Бога и осуждает крещение, которое Христос даровал нам во оставление наших грехов? 76 (Maur. 20). О передаче базилики (брат сестре) 360

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

39–39. Кто находится в состоянии нравственной беспечности, тот не смотря на общее бедствие, настоящее или грядущее, предается веселостям ( 1Кор.15:32 ). В последние дни появятся наглые ругатели, которые станут поступать по собственным своим похотям, и говорить: где обетование пришествия Христа. Ибо с тех пор, как стали умирать отцы наши от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:3–4 ). 40–41. Во время общего бедствия Бог одного милует, а другого наказывает. Язва ходит во мраке, зараза опустошает в полдень: но кто живет под покровом Всевышнего, того зло не коснется ( Пс.90 ). Гл. 25. Ст. 1–13. Да будут чресла ваша (ума вашего – 1Пет.1:13 ) препоясаны (истиною – Еф.6:14 ), и светильники (мысли, сердце) горящими. Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, как придет и постучится, тотчас отворить ему ( Лк.12:35–36 ). В ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и раскалившиеся стихии растают, потщитесь явиться пред Богом нескверными и непорочными в мире ( 2Пет.3:12 ). Во всяко время да будут ризы твоя белы (т. е. ризы души твоей), и елей (добрых дел) на главе твоей да не оскудеет. Еккл.9:8 . Сл. Мф.6:17 . 8–9. Бесполезны молитвы к праведникам, когда Господь приидет судить живых и мертвых, самые праведники будут чувствовать тогда недостаток в своей вере и добрых делах. 13. Не коснит Господь (исполнением) обетования (прийти на суд), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да все в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). 37–39. Если праведник делает кому добро, то он не примечает, когда и кому делает: ибо все, что ни делает, делает в Боге и для Бога, чтобы в будущем достигнуть вечной жизни ( 1Тим.6:18–19 ). Берегитесь раздавать милостыню вашу пред людьми, с тем чтобы они вас видели: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного ( Мф.6:1 ). Раздавай милостыню так, чтобы левая рука твоя не ведала, что делает правая ( Мф.6:3 ). 42–45. Не забывайте странноприимства ( Ис.58:7–8 ): ибо чрез сие некоторые, не зная, угостили Ангелов. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:2–3 ), подверженном страданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

4. Святость человека не мыслится вне Тела Христова, которое есть Церковь (Еф. 1, 23). Святость исходит от Того, Кто един Свят . Она есть приобщение человека святости Бога в «общении святых», как об этом провозглашает возглас иерея во время Божественной Литургии: «Святая святым», и ответ верующих: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». В этом же духе святой Кирилл Александрийский подчёркивает, что Христос, «будучи Богом, святым по природе… освящается нас ради в Духе Святом… Сделал же Он сие для нас, не ради Себя Самого, а с тем, чтобы таким образом из Него и в Нем, Первым получившим это освящение, благодать освящения была бы утверждена во всем роде сем». ( Толкование на Иоанна , 11. – PG 74, 548). Таким образом, согласно святому Кириллу, Христос есть «о бщее лицо наше », воссоединяющее в своей человечности человечность всего человеческого рода, «все же были во Христе, и общее лицо человечества восходит к Его лицу» ( Толкование на Иоанна , 11. – PG 73, 157-161), потому он является единственным источником освящения человека Духом Святым. Таким образом, святость – это участие человека как в таинстве Церкви, так и в священных таинствах, центральное из которых – Святая Евхаристия, которая есть «жертва живая, святая и благоугодная Богу» (Рим. 12, 1). «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 35-37). Святые воплощают в себе эсхатологическую идентичность Церкви, как вечное славословие перед земным и небесным Престолом «Царя Славы» (Пс. 23, 7), являя образ Царства Божия. 5. Православная Соборная Церковь состоит из четырнадцати Поместных Автокефальных Церквей, всеправославно признанных. Принцип автокефалии не может функционировать в ущерб принципу соборности и единства Церкви. Мы считаем таким образом, что создание Епископских Собраний в православной Диаспоре , сформированных из всех канонически признанных епископов в каждом из установленных регионов, которые продолжают относиться к тем же каноническим юрисдикциям, что и в настоящее время, является положительным шагом в направлении их канонической организации. Их последовательная работа гарантирует уважение к экклезиологическому принципу соборности.

http://pravoslavie.ru/94676.html

50. И справедливо Господь повелел, чтобы раны уязвленных были исцелены вознесенным ввысь медным змеем 34 , потому что медный змей являлся образом креста. Христос был вознесен ввысь во плоти, но Он был распят для мира и мир был распят для Него: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Мир был распят в своих соблазнах, и потому не настоящий змей, но медный был вознесен, ибо Господь принял образ грешника в подлинном теле, но без подлинного греха, чтобы изображением змея показать человеческую тленность и, совлекши плотские покровы, сокрушить коварство подлинного змея. Крестом Господним, который приходит на помощь в искушениях, я изобличаю оскорбление, нанесенное еретиками Троице, получая от Троицы врачевание. 51. Когда ты читаешь в книге Моисея 35 , что Господь, будучи искушаем, насылает змей на иудейский народ 36 , тебе необходимо или признать единство божественного величия Отца, Сына и Святого Духа, или согласиться, что апостол, говоря, что Дух был искушаем, словом «Господь» называет Духа. Обращаясь к евреям, апостол говорит, что был искушаем именно Святой Дух: так говорит Дух Святый: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали и видели дела Мои. Сорок лет был Я рядом с этим поколением и сказал: они непрестанно заблуждаются сердцем и не познали путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 ). 52. По словам апостола, Дух был искушаем. Если Он был искушаем, то Он же водительствовал иудейский народ в Землю обетованную, как об этом написано: вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не уставали, и как стадо в долине; от Господа сошел Дух и вел их ( Ис. 63:13–14 ). Именно Дух посылал безоблачный дождь небесной пищи 37 ; Он же плодородным ливнем взращивал ежедневный урожай, который земля не производила и крестьянин не сеял 38 . 53. Рассмотрим по порядку. Бог обещал иудеям покой 39 , Дух этот покой называет Своим. Бог Отец вспоминает, что был искушаем нечестивыми, и Дух говорит, что был искушаем теми же нечестивыми, потому что одним искушением искушали святотатцы единое Божество Троицы. Бог выносит приговор иудейскому народу, который не сможет вступить в землю, изобилующую молоком и медом 40 , то есть в покой воскресения; и тот же приговор выносит Дух: Не войдут в покой Мой ( Пс. 94:11 ; Евр. 3:11 ). Таково выражение единой воли и превосходство единой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

6. Возлюбив эту Красоту, посредник, соединяющий брачными узами жениха и невесту, — имею в виду боговдохновенного Павла — изрек такое преисполненное любви слово: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс.43,23) (Рим.8,35–36). Затем Апостол показывает и причину их стойкого терпения: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас Бога» (Рим.8,37). Поэтому, рассматривая, кто мы такие и каких вкусили благ, можно сказать, что не мы первые возлюбили, но были прежде возлюблены Богом, а потом уже воздали любовью (1 Ин.4,10 и 19); ненавидящие, мы были возлюблены, и, «будучи врагами, мы примирились» (Рим.5,10). И не мы сами умолили сподобить нас этого примирения, но получили, как Ходатая за нас, Единородного Сына; обидевшие, мы были утешены обиженным. А кроме того, подумаем о Том, Кто был распят за нас, о Его спасительных страданиях, о смерти, ставшей отдохновением, и о дарованной нам надежде Воскресения. 7. Принимая во внимание эти и подобные им благодеяния Божий, мы преодолеваем случающиеся с нами скорби и, сравнивая память о благодеяниях с временным злостраданием тела, радостно переносим удары невзгод. Ибо, соизмеряя все печали житейские с любовью к Владыке, мы находим их весьма легкими. А если соберём все вместе мнимые удовольствия и приятности жизни сей, то, противопоставленные Божественной любви, они покажутся нам слабой тенью и мимолетным цветением весенних цветов. Об этом ясно говорит Апостол и в приведённой выше, и в следующей за ней фразе: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38–39). Поскольку выше, представляя только одно печальное, Апостол говорил о скорби, тесноте, гонении, голоде, наготе, опасности и мече, то есть насильственной смерти, то здесь он вполне справедливо к горестному присовокупляет и радостное: к смерти жизнь, к чувственному — умопостигаемое, к видимому — незримые Силы, к настоящему и преходящему — будущее и постоянное, а сверх того — глубину геенны и высоту Царства Небесного. Но противопоставив всё это любви и найдя, что оно — и печальное, и радостное -уступает ей, и что утрата любви мучительнее наказания в геенне, а также показав, что он (если бы только это было возможно), при наличии Божественной любви, предпочел бы грозящее наказание обетованному Царству Небесному без любви, Апостол в упоении любви взыскует даже несуществующего ныне и, сравнивая это с Божественной любовью, настаивает: «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

– Во-первых, на это указывает название книги, о чем ранее уже было сказано. – В ст. 1:5 говорится о завесах Соломона , а они едва ли могли быть после Соломона. – В ст. 3:7 и далее говорится о брачной процессии Соломона, причем описывает ее явно свидетель этой процессии. – То, что говорится о башне Давидовой (4:4) и о винограднике Соломона в Ваал-Гамоне (8:11) и условиях, на которых он был отдан на хранение (ст. 12), явно могло быть известным именно жителям Иерусалима и владетелю виноградника. По крайней мере, невероятно, чтобы такие подробности были известны людям, жившим гораздо позднее Соломона. Нелишне заметить, что вся книга свидетельствует о великолепном знании и любви ее автора к природе Святой Земли, ее ландшафту, растениям, животным. А это вполне созвучно с тем, что мы знаем о Соломоне: «И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» ( 3Цар. 4:33 ). – В Песни Песней упомянут нард (1:12; 4:13.14). Это слово санскритское и указывает на траву, растущую в Индии на Гималайских горах. Известно, что корабль Соломона с корабельщиками Хирама Финикийского из Ецион-Гавера отправлялся за золотом в Офир (Индию) ( 3Цар. 9:26–28 ). Золото было доставлено (ср. Пс. 44:10 ). Это было скорее всего первое знакомство евреев с Индией. Тогда могли привезти и нард. Уже в последние годы Соломона Идумея отделилась от его царства и путь к Ецион-Гаверу из Иерусалима перестал быть свободным для евреев. Впоследствии, когда царь Иосафат поразил идумеян (обитателей горы Сеира), он построил было корабли в Ецион-Гавере, но они были разбиты бурею ( 2Пар. 20:35–37 ). Так что связи с Индией у Израиля больше не было. Итак, упоминание нарда явно указывает на времена Соломона. – Можно, конечно, возразить, что израильтяне, познакомившись с нардом при Соломоне, знали его и потом. К этому можно добавить, что целый ряд естественно-исторических наименований впервые упомянут в книге Песнь Песней, а потом уже появляется в более поздних книгах Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Впрочем, мы или многие из нас не только правилами церковными пренебрегаем, но наравне с ними ничем считаем и законоположения Господни. Хотя пророк Давид неложно сказал пред Богом: далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут ( Пс.118:155 ); однако ж, мы так точно делаем: законоположений Господних отстраняемся, как бы противных нам, трудных, неудобоисполнительных для нас. Господь же о Своем законе засвидетельствовал истинно: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф.11:30 ). Хотя Небесная Истина и не скрывает Сама Себя, называя свои уставы игом и бременем; однако ж, истинно же называется благим игом и легким бременем. И, действительно, чего, например, трудного в том, чтобы не божиться, не произносить имени Божия напрасно? А мы, хотя и хорошо знаем, что клятву запретил Господь совершенно (не клянитесь, – Он сказал, – ни небом, ни землею; ни головою твоею не клянись ( Мф.5:35,36 ), мы вовсе не обращая на сие внимания, как часто случается, произносим такие страшные слова: «клянусь Богом! ей Богу! вот-те Христос!» И не разумеем мы, бедные умом, что чрез то подвергаемся великому гневу Божию, такою дерзостью вооружаем на себя страшную Божию правду. Не клянитесь, – Господь Сам говорит, – именем Моим, да не оскверните имени святого Бога вашего ( Лев.19:12 ); но да будет слово ваше в утверждение; да, да, и в отрицание; нет, нет; а что сверх сего, то от лукавого ( Мф.5:37 ). Мы же, как настоящие ученики лукавого духа, не только сами зачастую божимся, но еще других принуждаем. «Ну-ка побожись!» – говорим мы другому. О люте нам, грешным! Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – сказано в законе Божественном; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ). Свято и страшно имя Его, – сказано в Писании; и, действительно, для благоразумных тварей столь оно досточтимо, что с великим благоговением и трепетом произносят его херувимы. Губительно – страшно имя Господне даже и злым демонам: именем Моим будут изгонять бесов ( Мк.16:17 ), – сказал Господь о верующих в Него; и потому сказано еще, – всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Впрочем, мы или многие из нас не только правилами церковными пренебрегаем, но наравне с ними ничем считаем и законоположения Господни. Хотя пророк Давид неложно сказал пред Богом: далеко от нечестивых спасение, ибо они уставом Твоим не держатся ( Пс.118:155 ); однако ж, мы так точно делаем: законоположений Господних отстраняемся как бы противных нам, трудных, неудобоисполнительных для нас. Господь же о Своем законе засвидетельствовал истинно: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф.11:30 ). Хотя небесная истина и не скрывает сама себя, называя свои уставы игом и бременем; однако ж, истинно же называется благим игом и легким бременем. И, действительно, чего, например, трудного в том, чтобы не божиться, не произносить имени Божия напрасно? А мы, хотя и хорошо знаем, что клятву запретил Господь совершенно: не клянитесь, – Он сказал, – ни небом, ни землею; ниже главою твоею клянися ( Мф.5:35, 36 ), мы вовсе не обращая на сие внимания, как часто случается, произносим такие страшные слова: «клянусь Богом! ей Богу! вот-те Христос!» И не разумеем мы, бедные умом, что через то подвергаемся великому гневу Божию, такою дерзостью вооружаем на себя страшную Божию правду. Не клянитесь, – Господь Сам говорит, – именем Моим, да не оскверните имени святого Бога вашего ( Лев.19:12 ); но да будет слово ваше в утверждение: да, да, и в отрицание: нет, нет; а что сверх сего, то от лукавого ( Мф.5:37 ). Мы же, как настоящие ученики лукавого духа, не только сами зачастую божимся, но еще других принуждаем. «Ну-ка побожись!» – говорим мы другому. О люте нам, грешным! Не помяни Господа Бога твоего всуе, – сказано в законе Божественном, – не очистит бо Господь приемлющего имя Его всуе ( Исх.20:7 ). Свято и страшно имя Его, – сказано в Писании; и, действительно, для благоразумных тварей столь оно досточтимо, что с великим благоговением и трепетом произносят его херувимы. Губительно, страшно имя Господне даже и злым демонам: именем Моим бесы ижденут ( Мк.16:17 ), – сказал Господь о верующих в Него; и потому сказано еще, – всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Деян.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства употребили не на то, для чего получили его ( 5, 70 ). Если станешь беречь богатство – оно не будет твоим; если станешь расточать [нуждающимся] – не потеряешь ( Пс. 111, 9 ). Святитель Василий Великий ( 7, 91 ). Бог попустил тебе иметь больше других не для того, чтобы ты тратил на блудодеяния, пьянство, пресыщение и предметы роскоши, но для того, чтобы уделял нуждающимся ( 35, 805 ). Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал ( 36, 34 ). Трать богатство на нужное, когда имеешь его, чтобы, когда лишишься, иметь двоякую пользу – уготованную тебе награду за прекрасную трату и происходящую от презрения богатства мудрость ( 36, 698 ). Богатство, если его запирают, бывает свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь его из мрака и поселишь в недра бедных, этот зверь становится овцою, предатель – защитником, подводный камень – пристанью ( 37, 432 ). Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостаток у других ( 2Кор. 8, 14 ) ( 38, 186 ). Как же можно спастись богатому? – Все стяжание свое сделав общим для нуждающихся, ... изгоняя из души пристрастие к большему и ни в коем случае не преступая пределов необходимого ( 41, 751 ). Кто попрал страсть к богатству, тот богаче всех ( 41, 51 ). Если хочешь истинно обогатиться, сделайся бедным (через милостыню). Таковы-то чудные дела Божии: Он не хочет, чтобы ты был богат вследствие собственных усилий, но по Его милости ( 45, 694 ). Будем расточать богатство на бедных, чтобы ... погасить адский огонь, чтобы в иной жизни иметь дерзновение ( 46, 16 ). Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою гибель, а чтобы расточал для своего спасения. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 564 ). Небесное Царство получил Закхей, бывший богатым, да и не только богатым, но начальником мытарей, несмотря на то, что тесны врата в Небесное Царство. Как же богатый Закхей мог войти в них? Разве потому он мог войти, что был мал ростом, и ему легко было войти? Но не думаю так, ибо хотя и мал был этот верблюд, зато имел великий горб, был очень богат, и пока он этого горба, то есть богатства, не сбросил, до тех пор врата небесные были тесны для него. Только отказавшись от него одним словом: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19, 8 ), он тотчас смог пройти. Если и ныне кто-либо из богатых скажет: «Господи! Вот я половину имения отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», то и ему будет сказано: «ныне пришло спасение дому сему» ( Лк. 19, 9 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 578 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ин.9:34 .  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Выведенные из себя фарисеи объявляют исцеленному, что он, очевидно, уже родился грешником, обремененным грехами при самом своем появлении на свет. Так говорили фарисеи, принимая во внимание его прежнюю болезнь, которая, по их мнению, вызвана была грехами исцеленного (ср. Пс.50:7, 57:4 ). Затем они выгоняют его. Этим они ясно показали, что им нечего сказать против той истины, какую высказал этот простец (стих 31). Со своей стороны пострадавший за Христа человек обнаружил всем своим образом действий, что в нем постепенно совершился переход от доверия, которое он сначала имел к Христу как к чудесному целителю, к вере в Него как в посланника Божия, как в благочестивого и сильного Молитвенника, Которому Бог дает власть совершать чудеса. Ин.9:35 .  Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Ин.9:36 .  Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Ин.9:37 .  Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Ин.9:38 .  Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. Когда Христос от кого-то услышал, что фарисеи выгнали исцеленного, Он приблизился к нему, чтобы помочь достигнуть полной веры в Него. Встретив его, Христос просил его: «веруешь ли ты в Сына Божия» 32 ? Христос этим показывает исцеленному, что Ему известно, как этот человек защищал Его перед фарисеями. Исцеленный, как сказано выше, утверждал, что Иисус от Бога (стих 33). В этом исповедании уже лежал зародыш веры в Иисуса как в Богопосланного Мессию. Ведь слепой должен же был сообразить, что Христос не напрасно послал его омыть глаза в Силоамском источнике. Он не мог не понять, что его исцелитель этим намекал на пришествие «посланника от Бога» (Силоам значит «посланный»). В то время иудеи, особенно обделенные судьбой, вроде слепца только и думали о посланнике, который должен был прийти от Бога для облегчения их страданий, о Том Мессии, Который был обещан пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010