реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном. Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” ( Иов.28:24-26 ); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” ( Пс.146:4 ); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” ( Пс.49:11 ). Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” ( Притч.15:3 ). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” ( Пс.37:10 ). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” ( 1Ин.3:20 ). Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” ( Деян.17:31 ), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” ( 1Кор.4:5 ) и “воздаст каждому по делам его” ( Рим.2:6 ). Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло. Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира. Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер” , по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” ( Пс.148:9 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Тому, кто забудет о прожитых годах, откроется красота жизни. 59. «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.» (Флп. 3:19). Трудно жить счастливо Каменистую землю тяжело вспахивать, В густом лесу не видно солнца, По высокой траве не легко ходить, Из-за множества дурных мыслей трудно жить счастливо. 60. «…Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Освободись от недобрых мыслей Вымоешь окна – в комнате станет светлее, Вылечишься от болезни – почувствуешь в себе новые силы, Вернешься в родной дом – в сердце придет покой, Освободишься от недобрых мыслей – увидишь свет иной жизни. 61. «…Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3). Корабль, мост и здание Чем больше корабль, тем меньше его качает, Чем больше мост, тем меньше на нем заторов, Чем больше здание, тем строже его архитектура, Чем чище сердце, тем меньше в нем суетных мыслей. 62. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели.» (Иак. 5:11). Истинное терпение Если стерпишь малую неприятность – найдешь малое счастье, Если претерпишь большую беду – обретешь счастье с избытком. Если в терпении упустишь самую малость – придется начинать все сначала, Истинное терпение не имеет конца. 63. «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14). Сомнение На расшатанном верстаке неудобно работать, На пугливой лошади опасно ездить. Дерево, неглубоко пустившее корни, упадет от первого сильного порыва ветра, Человек, который сомневается, не пригоден ни к какому делу. 64. «…Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.» (Пс. 138:18). Прекрасное Прекрасное зрелище: Парящая над морем чайка, Тающее в небе облако, Далекая снежная вершина, Сияющие глаза младенца. 65. «…Буду обуздывать уста мои…» (Пс. 38:2). Укорить человека Укорить человека – все равно что: Засыпать себе глаза известью, Порезать себя ножом, Проглотить расплавленное железо, Сделать свою жизнь адом. 66. «…И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа…» (Пс. 37:15). Удержать осуждение Удержать слова осуждения, готовые сорваться с уст – все равно что:

http://isihazm.ru/1/?id=121

Как следует относиться к нераскаянному грешнику? Господь повелел: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Апостол учит: «Завещеваем вам... удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, принятому от нас» ( 2Фес.3:6 ). Каким образом душа может приобретать уверенность, что она очищается от грехов? Такая уверенность приобретается тогда, когда кто почувствует в себе настроение святого царя Давида, который говорил: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118:163 ); когда кто приметит, что на нем исполнилось заповеданное апостолом, сказавшим: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет» ( Кол.3:5–6 ); когда кто может сказать о себе: «Сердце развращенное будет удалено от меня, злого я не буду знать» ( Пс.100:4 ); когда кто достигнет такого настроения, что к согрешающим будет чувствовать, как святые, нежное сострадание, подобно святому Давиду, сказавшему: «Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» ( Пс.118:158 ), или подобно апостолу, свидетельствовавшему о себе: «Кто изнемогает, с кем и я не изнемогал? кто соблазняется, за кого бы я не воспламенился?» ( 2Кор.11:29 ). Поистине, душа больше тела. Если всякой телесной нечистоты мы гнушаемся, если вид всякого страдания тела или даже умысел причинить такое страдание производит в нас печаль и скорбь, то тем более свойственно любящему Бога и ближнего чувствовать в отношении к грешникам то, о чем сказано выше, когда он видит, что душу согрешающих как бы изъязвляют и пожирают звери и она как бы покрывается гноем и гнилью. Святой царь Давид сказал: «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя, отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего; я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» ( Пс.37:5–7 ). И апостол говорил: «Жало смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). И вот если кто заметит, что душа его при своих собственных или при чужих грехах приходит именно в такое настроение, тогда да будет он уверен, что он очищается от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А что, действительно, так называемый гнев (ργ) Божий и так называемая ярость (θυμς) Его являются воспитательными средствами (παιδεει) – о каких именно говорит Писание – все это явствует из слов шестого Псалма, где говорится: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня» ( Пс. 6:2 ; ср. 37:2). А также и из слов, приводимых у Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» ( Иер. 10:24 ). И если кто прочтет Вторую Книгу Царств, то и там найдет, что гнев Божий побудил Давида исчислить народ ( 2Цар. 24:1 ); а в Первой Книге Паралипоменон такое же действие приписывает дьяволу ( 1Пар. 21:1 ). По сличении только этих двух мест между собой и то всякому будет ясно, в каком именно смысле нужно понимать слово «гнев». Апостол Павел говорит, что все люди были сынами гнева (Божия), выражаясь буквально так: «и были по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф. 2:3 ). Гнев в Боге отнюдь не страстное чувство: его каждый человек навлекает на себя своими же грехами. Такое понимание вытекает из слов того же Павла, который говорит: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Римл. 2:4–5 ). Каким же образом каждый может навлекать на себя гнев «в день гнева», если под «гневом» нужно разуметь страсть? Как может страсть гнева служить воспитательным средством? И Писание, дающее нам наставление – никогда не гневаться 422 и представляющее в Псалме тридцать шестом такое повеление: «Перестань гневаться, и оставь ярость» ( Пс. 36:8 ), и говорящее устами Павла: «вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» ( Кол. 3:8 ), – конечно, самому Богу не приписывало той страсти, от которой желает освободить нас. Слова Писания о гневе Божием несомненно нужно понимать в переносном смысле (τροπολογεσθαι). Это ясно из тех слов Писания, где Богу приписывается сон, от которого, желая как бы возбудить Бога, пророк выражается: «Восстань, что спишь, Господи,» ( Пс. 43:24 ) и дальше: «как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином» ( Пс. 77:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

В ряде библейских текстов говорится о том, что Яхве бросает вызов «иным богам», вступает с ними в спор. Это описывается таким образом, как будто они могут защищаться: «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. ...И мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас» ( Ис.41:21–24 ). «Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои» ( Пс.85:8 ). С течением времени упоминание о «иных богах» не только не исчезло, но они были низведены до уровня узурпаторов и демонов ( Пс.105:35–37 ; Втор.32:17 ). В Новом Завете эта тема вновь прозвучит в писаниях апостола Павла и в Апокалипсисе, когда речь будет идти о полном подчинении этих сил владычеству Христа. в. Близкий Бог Библейские утверждения о том, что Бог един и надмирен, приводят к учению о Его всемогуществе. Тварь предстоит пред лицом Божьим в священном трепете, ибо Его нельзя увидеть и не умереть. Взирая на Его святость и славу херувимы и пламенные серафимы, закрывают крыльями свои лица: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:2–3 ). Рудольф Отто в своём размышлении о «священном» 7 , комментируя этот библейский отрывок, говорит о mysterium tremendum 8 . В последние века своего религиозного развития, к концу эпохи Ветхого Завета, Израиль постарался максимально усилить выражения, говорящие об абсолютной трансцендентности Бога, не только по отношению к человеку, но и, если так можно выразиться, по отношению к Себе Самому. Но всесвятость Бога переживается в интимной тайне личной встречи. Слово Божие проникает в глубину человеческого сердца. В Ветхом Завете Бог mysterium tremendum одновременно открывает Себя как Бога любви и милости. Библейский монотеизм не есть философское понятие. Он говорит о Живом Боге, Боге Авраама, Исаака и Иакова, то есть о Боге отцов. Еще прежде, чем Бог называется Отцом, именование Его Богом отцов вводит понятие отцовства, нежности не только отеческой, но и материнской: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив... Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его» ( Пс.102:8–11 ). Удивительные слова, в которых подчёркивается без какой-либо идеи разделения неизмеримость величия Божественной любви: «...Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ); «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» ( Втор.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю. Вопрос 296 Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов? Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118, 163), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание… за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» (Кол. 3, 5–6), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пс.100, 4). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Пс.118, 158); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» (Пс.37, 5–7); и апостол говорит:»Жало же смерти — грех» (1 Кор. 15, 56). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха. Вопрос 297. Как надобно обращаться от грехов?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Изъяснение псалма 111-го. «Аллилуия». И сей псалом в надписании называется песнию; предлагает же он желающим учение благочестия. Пс.111:1 .   Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. «Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Кто украшен таким благоговением, и огражден Божиим страхом, тот все думы свои обращает на исполнение Божиих словес, и со всем усердием спешит исполнять сие. Потом Пророк показывает плод таковых семян. Пс.111:2 .   Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. «Силно на земли будет семя Его». поскольку жившим тогда людям казалось сие вожделенным; то обещает, что дано будет это хранящим заповеди. И Бог дал сие ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшим от него, и ради Израиля потомкам, которые были даже и беззаконны. «Род правых благословится». Прилагающие попечение о наблюдении равенства и о правде пожнут плоды Божия благословения. Пс.111:3 .   Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. «Слава и богатство в дому его». И сие обетование дает как еще несовершенным, неспособным постигнуть совершенное. А совершенных Владыка Христос учит противному, говоря: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни сапог, ни жезла» ( Матф. 10, 9–10 ): и еще: «иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» ( Лук. 14, 33 ); и: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение Твое, и даждь нищим» ( Матф. 19, 21 ). Впрочем, узаконяя последнее, несовершенным и обещает и дает первое: так Соломону приложил и славу и богатство; так сынам израилевым даровал богатство Египтян. «И правда его пребывает в век века;» потому что Бог всяческих имеет не забывчивую память, и славу Свою хранит приснопамятною. Пс.111:4 .   Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. «Возсия во тме свет» языкам 37 . Тьмою именует Пророк, иногда неведение, а иногда бедствия, а также и светом называет, иногда ведение, а иногда избавление от зол. Посему говорит, что и неведущим покажет истину, и когда приразится что скорбное, подаст помощь Свою; так Иосифа исхитил из братоубийственных рук, так соделал его победителем клеветы; так при похищении Сарры оказал помощь Свою Аврааму; так устрашил Лавана, и спасающагося бегством от преследующаго явил сильнейшим. Посему, вот признак божественной силы – попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но разсеять сию тучу, и даровать благоведрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 90-го. «Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога. Пс.90:1 .  Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту. Пс.90:2 .  Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою. Пс.90:3 .  Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше. Пс.90:4 .  Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» ( Втор. 32:10–11 ). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» ( Мф.23:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

" От века престол Твой у готован: Ты от века существуешь» ( Пс.92:2 ). Пророк называет че­ловеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и пре­столом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» ( Ис.16:5 ). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» ( Пс.88:37 ). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «у готован от века», т.е. от на­чала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно. »Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои» ( Пс.92:3 ). Под реками разумей действия Духа Св., потому что Христос говорит: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), а Евангелист, изъясняя эти слова, сказал: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). Эти-то дары Духа воз­двигли, т.е. возвысили свои голоса, потому что они проявились по всей земле как ниспосланные с небесных высот. Они воздвигли голос свой чрез уста пророков, пророчествовавших в прежние времена. «Поднимут высоко реки волны свои, от шумного движения вод многих: дивны высокие волны морские, дивен в вышних Господь» ( Пс.92:4 ). Посредством каких орудий? Несомненно, чрез апостолов, так как пророк, упомянул здесь о будущем времени, когда дары Духа возвысились чрез апо­столов и особенно возвысили свои «волны». Под «волнами» можешь разуметь или глубины, как перевел Симмах, или уничижение, как переведено в пятом и шестом издании, и разу­мей или глубины мысленных рек, т.е. сокровенные таинства да­ров Духа, или уничижение, в каком остается у многих слава Св. Духа, которая, оставаясь для многих неизвестною, возвышается и про­является чрез апостолов. От гласов вод… Недостает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010