В русском богословии, когда говорят о динамической (органической) теории, то используют аналогию с догматом IV Вселенского Собора, и называют её «учением о богочеловеческом характере Священного Писания». Разбирая вербальную и динамическую теорию, нельзя не указать на проблему степени и глубины боговдохновенности. Господь наш Иисус Христос произносит слова, которые утверждают подлинность каждой буквы Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:17–18 ). «Иота» – это буква [йод], самая маленькая буква в еврейском алфавите. «Черта» – это, возможно, буква [вав], но, скорее всего, это небольшая горизонтальная чёрточка, отличающая буквы [реш] и [далет], [каф] и [бет]. Если рассмотреть, как новозаветные авторы используют Ветхий Завет, то можно столкнуться со свидетельствами, что они считали существенным и значительным каждое слово, каждый слог, каждый знак препинания. Иногда вся их аргументация основывается на особенностях того текста, к которому они обращаются. Например, в Ин.10:35 Христос строит Свой довод на использовании множественного числа в Пс.81:6 : «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: „богохульствуешь“, потому что Я сказал: „Я Сын Божий“?» ( Ин.10:35–36 ). В Мф.22:32 , Христос цитирует Исх.3:6 : «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», и обращает внимание на время глагола, которое позволяет Ему сделать вывод: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых». В Мф.22:44 аргументация опирается на притяжательный суффикс в древнееврейском языке: «Сказал Господь Господу моему». В Гал.3:16 св. ап. Павел основывает свою аргументацию на форме единственного числа в Быт.12:7 : «Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос». Поскольку новозаветные авторы расценивали эти тонкости Ветхого Завета как необычайно важные, они считали, что выбор слов и даже их грамматических форм осуществлялся под водительством Святого Духа. Основываясь на таких цитатах, можно было бы сделать вывод о столь значительной степени богодухновенности Писания, что её действие распространяется даже на выбор конкретных слов 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Мф.10:32 . «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;» " Ст. 32. Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня... Теперь есть много отвергающихся Спасителя пред людьми. Не помышляют они, бедные, какой стыд и ужас ожидают их в будущем – во веки веков. Их отвергнется пред Отцом Сын Божий, Отец будущего века» 68]. Мф.10:34 . «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,» Мф.10:35 . «ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.» Мф.10:36 . «И враги человеку – домашние его.» Мф.10:37 . «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;» «27 июля после соборной Литургии. О кое блаженство мое бяше и есть от причащения пречистых и животворящих Тайн Господа моего! Как мне хорошо! Слава Тебе, Господи! А пред Литургией враг запнул было меня и уязвил мое сердце жалением для брата тленной снеди и гневом на него. Долго я стенал сердцем и молился Господу и Пречистой Его Матери, и наконец Господь помиловал меня. Я вообразил твердо и признал сердцем, что все пред Господом моим, который есть един Сущий ( Исх. 3:14 ) – ничто, и всякая пища и питие, все богатства мира и его удовольствия – ничто; вся земля и исполнение ея (Ср.: Пс. 23:1 ) – как ничто, и что на Него единого, от небытия в бытие все приведшего, должно все совершенно надеяться и всего от Него ожидать: ибо Он всегда со мною все может сделать. Что блюсти единение духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ) с братией есть жизнь моя и всех людей, что этого единения духа не должно ничто разделять, как разве явные грехи брата, ибо в этом случае необходимо разделение и не впасть в противление Господу, чтобы не быть во единомыслии лукавства. – Сам Господь говорит, что Он пришел разлучити таким образом даже отца на дщерь и сына на матерь... и что враги человеку домашнии его (Ср.: Мф. 10:35, 36 )» 595].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мф.22:41 .  Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: У Мк.12:35 этот стих имеет очевидное отношение к Мк.12:34 . Значит, вопрос законника был дан в то время, когда (по Матфею) фарисеи собрались для совещаний. У Матфея эта связь выражена довольно ясно, но не так ясно у Луки. Собственно, этот вопрос и служит у Матфея началом дальнейших обличений ( Мф.23 ). Мф.22:42 .  что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. (Ср. Мк.12:35 ; Лк.20:41 .) Христос спрашивает не о том, за кого считают Его люди и считают ли Его за Сына Давидова, а предлагает общий вопрос о происхождении Мессии. «Сын Давидов» было обычным названием Мессии (Schürer, Geschichte, II, 615). Мф.22:43 .  Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Мф.22:44 .  сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Ср. Мк.12:36 ; Лк.20:42 ). Ссылка на Пс.109:1 . В иудейских писаниях весь этот псалом прилагался к Мессии и считался мессианским. Христос не опровергает правильного (в стихе 42) ответа фарисеев, которые назвали Христа Сыном Давидовым, и не считает ответа недостаточным, а напротив, подтверждает его, задавая Свой вопрос в видах его истолкования. Толкование псалма в том смысле, что он во время Христа будто бы был сравнительно недавним произведением, было совершенно неизвестно ни саддукеям, ни фарисеям (Эдершейм). В еврейской Библии псалом надписывается «ледавид мизмор» (псалом Давида), в греческом переводе Семидесяти так же ( ψαλμς τ Δαβδ). Мф.22:45 .  Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Ср. Мк.12:37 ; Лк.20:44 ). Некоторые думали, что Христос опровергает здесь мнение фарисеев, утверждавших, что Мессия есть Сын Давидов. Но весь контекст против такого толкования. Вероятнее предполагать, что вопрос Христа был вызван распространяемыми со стороны Его врагов слухами о том, что Он не Сын Давидов и, следовательно, не Мессия, каким признавали Его ученики и народ. Если так, то вопрос Христа становится понятен. Если Он не Сын Давидов и не Мессия, то о ком же говорит Давид, называя сына своего Господом? «Истинный ответ не приходил им на ум. Он мог бы состоять в следующем. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению, но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его своим Господом правильно. Но такое двоякое отношение Мессии к великому еврейскому царю и вместе с тем истинная оценка достоинства и служения Мессии не были известны в богословии раввинов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они названы камнями вставными, так как вправлялись в наперсник, расположенный на груди первосвященника, и на них были вырезаны «имена сынов Израилевых». Наперсник, размещавшийся на груди первосвященника, означает рациональное понимание, 27 которое есть в нас. На нем, как сказано, расположены «камни вставные», а сам он соединен с ефодом золотыми цепочками. Украшенный ефод указывает на добрые дела. Таким образом, дела соединяются с разумом, а разум – с делами, так что они гармонируют друг с другом, ибо «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). Так пусть же наша речь покоится на делах, и пусть дела украшают нашу речь, ибо они связаны, как украшения первосвященника. Но требуется, чтобы так поступали князья; так украшаются те, кто возвысился до того, чтобы управлять народом. Князья также приносят елей, применяемый в двух целях: для светильников и для помазания. Ибо свечу тех, кто правит людьми, не скрывают и не ставят «под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф.5:15 ). Но князья приносят и смесь благовоний, составленную Моисеем в «благоухание приятное, в жертву Господу» ( Исх.29:41 ), чтобы и они могли сказать: «Мы Христово благоухание» ( 2Кор.2:15 ). И после того, как люди сделали приношения, сказано: «И призвал Моисей… всех мудрых сердцем… приступить к работе» ( Исх.36:2 ) и сложить все принесенное вместе. Но были призваны «и все женщины, мудрые сердцем» ( Исх.35:25 ), чтобы сделать то, что должно им, в скинии Господа. Итак, ты видишь, что все сделано мудрыми, призваны и мудрые мужчины, и мудрые женщины. Ибо «дела Твои, Господи», соделаны «премудро» ( Пс.103:24 ). Поэтому все «мудрые сердцем» ( Исх.35:25 ) приходят и делают дела Господа. Недостаточно, чтобы мы сделали только приношения, мы должны премудро соединять то, что находится в нас: должно нам знать, как сочетать золото с виссоном и двойной багряницей или соединять ее с порфирой. Ибо какая тебе польза, если у тебя все это есть, но ты не знаешь, как их использовать, и не ведаешь, как каждый из них должен подходить к определенному времени и месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2 . Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 . Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53 , с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49 ), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ ( Мф. 4:4 ), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“ 1685 . „Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“ 1686 , так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16 ), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его 1687 . (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36 ). Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ ( Пс. 88:49 , – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, ( Пс. 15:10 ) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“ 1688 . И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ ( Ис. 9:6–7 ), и что „Он узрит потомство долговечное“ ( Ис. 53:10 ); „Он будет светом народов“ ( Ис. 49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2) Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Его за оказанные и оказываемые Им неисчислимые благодеяния. Он нас создал, и разумной душей и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас, падших, восставил, заблудших взыскал и погибших искупил «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровью Христа» ( 1Петр 1:18–19 ), да усердно и от любви благодарим Его. Он, как чадолюбивый Отец, милостиво промышляет о нас, питает, поит, одевает, сохраняет нас от козней вражьих, Духом Своим Святым нас просвещает и оживляет, движет нас к желанию и исканию небесных Его благ, поощряет к истинному покаянию, и кающимся отпускает грехи, верующим отверзает двери царствия небесного, и прочие блага даром нам подает, да " приносим Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Такой жертвы требует от нас Бог: «Принеси Богу жертву хвалы». Такая жертва Ему благоугодна, как говорит пророк: «Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием; и это будет угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31–32 ). Эту жертву должно христианам приносить вечером, утром и в полдень, по примеру Псаломника: «Вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу " ( Пс.54:18 ), – прежде же всего во всякое время благословить Господа, как тот же пророк Божий о себе говорит: «Благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» ( Пс.33:2 ). Итак, если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает Его здесь хвалить и славить. 3) Жертва милости и милосердия. Ибо как Сам Господь Щедр, Долготерпелив и Многомилостив, так и за приятное приношение Себе считает, когда мы братии нашей милость являем, страдающим сострадаем, бедствующим подаем руку помощи. «Ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). Потому Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). К этому Христос иудеев отсылает: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ( Мф.9:13 )? Такое жертвоприношение перед всем миром превознесет Христос, и приносившим любезно скажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня», и прочее ( Мф.25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

34 . Великая добродетель, – а особенно в царе, – такое глубокое смирение (sic obire humilitatis munia), (какое обнаружил Давид, между прочим, в том), что он разделял долю рядовых воинов (communem se exhiberet etiam infimis), что не захотел (вкушать той) пищи и отказывался от (того) питья, (которые ему доставали) другие с (смертельной) для себя опасностью ( 2Цар.23:13 и сл.), а также и в том, что исповедал свой грех и самого себя обрек на смерть за народ, дабы гнев Божий излился на него (, а не на народ; именно: видя) ангела поражающего (людей) он, предлагая (в качестве искупительной жертвы) себя, говорил: «Вот я, я согрешил, и я, пастырь, совершил беззаконие, а что стадо, что оно сделало? Пусть рука твоя будет на мне» ( 2Цар.24:17 ) 454 . 35 . И что мне сказать о прочих (его добродетелях), именно, как он не отверзал уст своих 455 замышлявшим обман и, как бы не слышавший, не считал нужным отвечать им; не мстил (non respondebat) за поношения, молился за обижавших его, благословлял злословивших его ( Пс.37:13 и сл.)? Он ходил в простоте 456 , избегал гордых, держался непорочных; он, когда оплакивал грехи, то прах мешал с хлебом своим и питье свое растворял слезами ( Пс.101:10 ). По справедливости весь народ так возжелал его, что все колена израильские пришли к нему, говоря: «Вот мы кости твои и плоть твоя; вчера и третьего дня, когда был Саул и царствовал над нами 457 , ты был тем, который выводил и приводил Израиля. И сказал тебе Господь: ты будешь пасти народ мой» ( 2Цар.5:1–2 ). И что мне много говорить о том, когда нам известен такой приговор о нем (самого) Господа: «Я обрел Давида по сердцу моему» ( Пс.88:21 )? Кто (другой) подобно ему ходил в святости и правде сердца, дабы исполнить волю Божию, – (подобно ему), ради которого дано прощение согрешившим потомкам его и сохранена царская власть (praerogativa) его наследникам ( 3Цар.11:12, 13 )? 36 . Кто мог не любить того, который, как он видел, так дорог был своим друзьям (ita carum amicis)? Он сам искренно любил своих друзей, и потому мог быть уверен, что и его любят так же, как и он. И действительно: родители предпочитали его своим детям, а дети – родителям. Поэтому-то и Саул, сильно рассерженный (на сына), хотел копьем 458 поразить Иоанафана, потому что тот, по его мнению, ставил выше сыновней любви и родительской власти дружбу с Давидом ( 1Цар.20:30 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

34. И наоборот, мы читаем, что Дух – это перст Божий 26 , и заключаем, что перстом 27 назван как Сын, так и Дух. И святой, напоминая, что он был освящен и Сыном и Духом, говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118:73 ) 28 . 35. Почему мы не хотим принять единообразие в словах там, где провозглашаем единство власти, коль скоро это единство власти таково, что Дух обличает так же, как обличает Отец и обличает Сын? Об этом так написано: Господи, не в ярости Твоей обличи меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). И в сорок девятом псалме Господь говорит: Изобличу тебя и представлю пред глазами твоими грехи твои ( Пс. 49:21 ). Так же о Святом Духе сказал Сын: Если Я пойду, то пошлю Утешителя к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:7–8 ). 36. Но куда ведет нас безумие этих нечестивых людей, что мы взялись доказывать как нечто сомнительное, что Святой Дух обличает, когда и сами судьи могут судить только с помощью Духа? Лишь по дару Святого Духа воссиял знаменитый суд Соломона 29 , когда царь, пребывая в нерешительности перед спорящими женщинами, одна из которых, заспав рожденного ею младенца, хотела забрать себе сына второй, а та защищала собственного ребенка, увидел ложь в тайных помыслах одной и материнскую любовь в сердце другой. Только меч Святого Духа, о котором Господь говорит: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ), – ибо не железо, но Дух входит в глубины нашего разума – смог проникнуть в тайники совести этих двух женщин. Есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, и далее добавляет: всевидящий ( Прем. 7:22–23 ). 37. Слышишь, что говорит пророк? – Всевидящий. И потому увидел Соломон, и, приказав принести меч, сделал вид, что хочет разрубить младенца пополам, полагая, что истинная мать будет более озабочена жизнью сына, чем собственным удовлетворением и предпочтет своим правам милость по отношению к сыну, а не свои права милости, тогда как та, что лишь изображала материнские чувства, помраченная желанием победы в тяжбе, ни во что не поставит смерть ребенка, по отношению к которому она не почувствовала бы никакой утраты. Сей муж духовный, судящий обо всем, ибо духовный судит обо всем ( 1Кор. 2:15 ), искал в чувствах сокровенное, что не удавалось найти в словах, и, ища истину, обратился к материнской любви. Победила мать благодаря своей любви, которая является плодом Духа 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

66) учит, чтобы и мы были благи и милосерды к своим ближним: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6:36); вв) учит смело взывать к Нему о помощи во всех наших нуждах, с твердой уверенностью, что мы получим просимое (Матф. 7:11), если только не просите не на добро (Иак. 4:3); гг) наконец, учит тому, чтобы мы никогда не отчаивались в своем спасении, как бы ни были тяжки наши беззакония, а скорее обращались бы в чувствах истинного раскаяния к Отцу небесному, который говорит: Я не хочу смерти умирающего,…; но обратитесь, и живите! (Иез. 18:32). г) Бог совершенно истинен и верен. Здесь aa) непоколебимое основание для нашей веры: все, что ни сообщил нам Господь в своем откровении, мы должны принимать и содержать с безусловной покорностью, хотя многого и не постигаем. Здесь - бб) непоколебимое основание и для нашей надежды: Он, без сомнения, исполнит все то, что обетовал нам, — исполнит, если не здесь, то в вечности. Здесь же — живой урок для нас, чтобы и мы, отвергнув ложь , говорили истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25), и, давая другим обещания или обязательства, всегда свято исполняли свое слово. д) Бог бесконечно-правосуден: как много для нашей нравственности могла бы сделать одна эта мысль, если бы мы живо и глубоко содержали ее в своем уме и сердце! Она - аа) удерживала бы нас от грехов и возбуждала бы к покаянию, представляя нам непрестанно грозный меч Божий, невидимо висящий над головой преступника, и тот огонь вечный, который ожидает нераскаянных грешников за гробом. Она - бб) возбуждала бы нас к добродетели, и утешала бы, подкрепляла и ободряла на скорбном пути ее, всегда напоминая нам те высочайшие и нескончаемые блага, какие уготованы для праведников в обителях Отца небесного. И наконец - вв) постоянно живописуя перед нами образ нелицеприятного Судии и Мздовоздаятеля, учила бы нас быть также справедливыми и нелицеприятными к своим ближним и воздавать всякому должное (Рим. 13:7). Словом, если бы мы решились ходить во свете лица Твоего, Господи (Пс. 88:16) и непрестанно памятовать бесконечные совершенства своего Господа; для нас всегда ясен был бы прямой путь (Пс. 106:7), и в размышлении об этих совершенствах мы могли бы находить для себя вразумление и наставление среди всех, самых трудных и разнообразных обстоятельств нашей тревожной жизни. Не напрасно сказал Псалмопевец: во свете Твоем , Боже, мы видим свет (Пс. 35:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010