Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

братис, гди, избави дш мою, спси м ради млти твое: 5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 5 . Обратись, Господи, от правосудия к милосердию, от гнева и ярости к милостям и щедротам Твоим, избавь душу мою от тяжких страданий; спаси меня не ради каких-либо моих заслуг, но ради милости Твоей (ср. Пс.50:3 ), – по свойственному Тебе состраданию к измученному страданиями грешнику (ср. Пс.102:8–14 ) и для того, чтобы он, по своём избавлении, мог всегда прославлять Твое милосердие к нему ( Пс.137:2; 91:3 ). к нсть въ смерти поминай теб, во ад же кто исповстс теб; 6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? 7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 7 . Тяжкие страдания, усиливаемые страхом смерти и ада, с лишением возможности прославлять Господа, поражают псалмопевца глубокою скорбью, которая не даёт ему покоя ни днём, ни ночью. Стараясь скрывать свою скорбь от людей, дни он проводит в тяжёлых вздохах, которые надрывают грудь его и доводят его до изнеможения; а по ночам, оставаясь без свидетелей, он весь отдается излиянию своего горя и проливает потоки слез, омывая ими постелю свою, напоминающую ему о тяжком преступлении его ( 2Цар.11:4 ), за которое он теперь тяжко страдает. и. Смтес рости ко мо, бетшахъ во всхъ вразхъ моихъ. 8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. 8 . От такой печали, вследствие постоянного плача, притупилось его зрение (ср. Иов.17:7 , Пс.30:10 ); а присоединяющиеся к тому неприятности со стороны коварных врагов, с злорадством объявляющих его совершенно оставленным от Бога (ср. ст. 9–11), еще более увеличивая печаль его, преждевременно состарили его, так что он видом своим напоминает дряхлого старика. Смтес рости (π θυμο) ко мо,=помутилось зрение мое, от представления грева Божия (Златоуст). Но слово θυμς у 7– толк. может значить щлесь (сходно с евр.-халд.-русск.) печаль или огорчение, как синоним слов λγμα ( Еккл.2:23 ), πνθος (5:16) πνος ( Пс.9:35 ), θλιψις ( Пс.30:10 ) и противоположное слову γλως смех ( Еккл.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ибо печаль ради Бога производит покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения ( 1Фес.5:9 ). И блажени нищие духом; блажени плачущии ( Лк.6:20,21 ). Сеющие здесь слезами, там радостью пожнут ( Пс.125:6 ). Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни (Ср. Пс.93:12 ). Блаженна жизнь бесстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и бесстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верою в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И блаженны все, уповающие на Него ( Пс.2:12 ), – говорит Писание. Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: благодатию вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8, 9 ). Все согрешили, – всех затвори Бог в противление, да всех помилует ( Рим.11:32 ). Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона ( Рим.3:28 ). И не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим.4:5 ). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет ( Пс.33:19 ). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо Господне есть спасение ( Пс.3:9 ). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ); Ты хощешь всем человекам спастись ( 1Тим.2:4 ); не погибну, не умру и я, но жив буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Трудными к объяснению считаются слова: и отделил (Бог) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердию. Многие толковники Св. Писания: римские, протестантские и еврейские объясняют это место так: древние евреи думали, что видимый свод небесный есть нечто твердое; Елиуй, один из друзей Иова, вопрошает его: ты ли с Ним (с Богом) распростер небеса твердыя, как литое зеркало ( Иов.37:18 ); потому и 70 толковников назвали этот свод твердию. Над этим сводом или твердью и находится вода, которая отделена от вод земных во второй день творения; потому и псалмопевец говорит: хвалите Его (Бога) небеса небес и воды, которыя превыше небес ( Пс. 148:4 ). Евреи думали, что во время сильных дождей на тверди открываются отверстия, чрез которые вода изливается на землю: потому о потопе говорится, разверзлись все источники великой бездны и окна небесныя отворились ( Быт.7:11 ; Мал.3:10 ). Но другие толковники думают, что под водой, которая над твердью или которая превыше небес, разумеются облака или облачные воды, так как облака в Писании называются небесными 158 . В таком случае под твердью должно разуметь не только видимый свод небесный, но и пространство, под ним находящееся, а под отверзением окон небесных только образное выражение излияния воды из облаков. Не невозможно думать, что в сказании о сотворении мира древние под водами над твердью разумели воды, находящиеся будто выше облаков и тверди. В Писании многое допущено в изображении явлений видимого мира соответственно мнениям о них древних народов, а не соответственно действительности; так говорится в одном псалме, что Бог утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ) а в другом, что Он поставил землю на твердых основах ( Пс. 103:5 ) или на столпах ( Пс.74:4 ) и не поколеблется она в веки и веки ( Пс. 103:5, 118:90 ). В одном месте книги Иова говорится, что Бог повесил землю ни на чем ( Иов.26:7 ), в другом месте говорится о землетрясениях, что Бог в гневе своем сдвигает землю с места ея и столбы ея дрожат ( Иов.9:6 ), в третьем месте написано, что неизвестно, на чем утверждены основания земли, неизвестна и широта земли ( Иов.38:6,18 ). Древние думали, что земля неподвижна, но что солнце восходит и заходит и спешит к месту своему, где оно восходит ( Еккл.1:5 ); если Бог повелит, оно останавливается на пути своем ( Нав.10:12 ), или даже возвращается назад ( Ис.38:8 ), скажет солнцу и не взойдет ( Иов.9:7 ). Древние евреи знали только, что солнце и луна и звезды назначены светить земле ( Быт.1:14–18 ; Иер.31:35 ; Сир.43:1–11 ) и возвещать славу Божию живущим на ней ( Пс.18:2–7 ; Ис.40:26 ), а что такое на самом деле светила небесные, о том древние понятия не имели. Вообще сведения и понятия древних евреев о небе и земле и явлениях природы были очень ограничены. Несомненно, что дух Святой в откровениях Своих не имел целью сообщать людям древних времен точных познаний о природе, о чем будем говорить еще ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всеведущий – во-первых, это значит, что Господу все известно. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его ( Евр.4:13 ). Он знает все, что было, что есть и что будет впредь. Он знает все наши дела, слова и самые наши мысли и намерения. Бог всеведущ – этим, во-вторых, означается то, что Он премудр. Премудрым образом Он устроил мир и премудрыми, хотя и неведомыми путями ведет каждое сотворенное существо к предназначенной ему цели. Всеправедный – это значит, что Господь, как Сам Свят и праведен, так и в других разумных существах любит и желает видеть только святость и правоту (см. Пс.10:7 ), неправду же и грех ненавидит и карает. Будучи Свят, Господь поэтому и праведен и правосуден. У Него нет лицеприятия и Он воздает каждому по делам его (см. Рим.2:6,11 ). Всемогущий – это значит, что для Бога нет ничего невозможного. Он силен сделать все, что только не противно Его премудрости и благости. Одним словом Он сотворил мир (см. Пс.32:9 ), и все сотворенное носит тем же глаголом силы Своея (см. Кол.1:17 ). Вездесущий – это значит, что Господь везде находится. Нет места в целой вселенной, где бы не было Бога. Камо пойду от Духа Твоего? – восклицает святой царь Давид. – И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси ( Пс.138:7–8 ). Неизменяемый – это значит, что Бог всегда одинаков и не переходит из одного состояния в другое. Все с летами ветшает и изменяется, а Бог всегда пребывает в одном и том же состоянии, и лета Его не оскудеют (см. Пс.101:27–28 ). Вседовольный – это значит, что Бог есть Существо всесовершеннейшее. В Нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна: Его есть Царство и сила и слава вовеки ( Мф.6:13 ), так что Богу нечего для Себя прибавить, тем более нечего требовать от других. Он Сам дает всему жизнь и дыхание ( Деян.17:25 ). А если Бог есть вседовольный, то и всеблаженный. Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), источник всякого счастья и всякого блаженства. О СКОТЕ . Бог не отдал нам тварь Свою в неволю тяжкую: ты можешь работать ею, получать от нее всякую выгоду, употреблять даже в пищу, потому что и на это есть позволение Божие, но не можешь мучить и бить ее, потому что она все-таки не твоя, а Божия. Жестокостью обращения с животными человек оскорбляет благость Творца, Который, как сказано в Писании, человека и скотов хранит (см. Пс.35:7 ), произращает для них траву, не оставляет даже птенцов ворона, взывающих к Нему (см. Пс.103:14, 146:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Объяснение. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святого Еммануила: Мф.1:2–3 , стала чужой Сыну Своему. Здесь нам даётся знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так что у кого же ещё больше было этой связи, как не у Матери Божией: Лк.1:30–49; 11:27 ? – Не оставил Своим попечением Иисус Хрис. Её, когда, был уже на Кресте: Ин.19:26–27 . Лк.1:47–48 . «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Объяснение. Эти слова служат нам основанием для прославления Богоматери, сказавшей: «Ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Святой Девы показали: Архангел Гавриил: Лк.1:28 ; праведная Елисавета: Лк.1:42 ; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс.44:10 . Лк.8:19–21 . (См. объясн. Мк.3:33–34 ). Лк.11:27 . «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Объяснение. Вот пример для прославления Богоматери во исполнение сказанного: «Отныне будут ублажать Меня все роды»: Лк.1:48 ; Пс.44:10 . Ин.8:58 . «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Объяснение. Господь Иисус Христос, как вторая Ипостась Святой Троицы, действительно существовал не только прежде Авраама, но и прежде всех веков: Ин.10:30 ; всё-таки это существование не отрицает первого пришествия на землю Господа во плоти по пророчеству Исаии: Ис.7:14–16:9:6–7 . Родившийся от Девы Младенец есть Бог: Лк.1:43:2:11 ; следовательно, родившая Христа есть Богородица: Лк.1:43 , Которую ублажат все роды: Лк.1:48 ; к какому же роду принадлежат те, кто не желает ублажать Её? Деян.19:35 . «Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Объяснение. Здесь говорится о служении Ефесян языческой «богине» Артемиде. К христианскому чествованию Божией Матери это место относиться не может уже и потому, что Божия Матерь никогда не именуется «богиней», а называется Царицей Небесной: Пс.44:10–11:18 ; ублажать Которую должны все роды: Лк.1:48:11:27 . Кто не только не ублажает Богоматери, но ещё дерзает приводить против Неё непристойные места Писания: Деян.19:35 или Иер.44:17 , над тем и сбываются слова апостола Петра: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Можно вспомнить и другие тексты, 618 в частности, те, что упоминаются в Деяниях апостольских: Пс.15:8–11 ( Деян.2:25–28; 13:35 ); Пс.109:1 ( Деян.2:34–35 ); Пс.2:7 ( Деян.13:33 ). Эти тексты в совокупности воспринимались в Древней Церкви как пророчество о воскресении. Не случайно автор Деяний, завершая свое Евангелие, говорит о воскресшем Иисусе: Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день ( Лк.24:45–46 ). Все четыре Евангелия содержат ссылки на Писания и рассматривают отдельные события жизни Иисуса как исполнение конкретных ветхозаветных пророчеств. Главное событие евангельской истории – воскресение Христа – тоже было предсказано в Ветхом Завете: в этом была глубоко убеждена раннехристианская Церковь , основывая свое убеждение на словах Самого Воскресшего. Употребленное Иоанном слово δε («надлежит») напоминает о других случаях, когда то же самое слово используется евангелистами для указания на пророчества, которые должны исполниться в жизни воплотившегося Сына Божия: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? ( Мф.17:10 ; Мк.9:11 ); ...и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену ( Мк.9:12 ); И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:30–31 ); Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим ( Лк.17:25 ). Картина, которую рисует Иоанн, свидетельствует о колебании двух учеников между неверием и верой. С одной стороны, о себе Иоанн говорит, что он увидел и уверовал. С другой, слова ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, относятся к обоим ученикам. Совместный путь двух учеников к пустому гробу – символ их перехода от неверия к вере. Такой же символический смысл вкладывает евангелист в историю Фомы ( Ин.20:24–29 ). 3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   По учению Священного Писания, Бог наполняет небо и землю (см. Иер.23:24); небо — Его престол, а земля — подножие Его ног (см. Мф.5:34—35); всё содержит Он «словом силы Своей» (Евр.1:3); всё оживотворяет (см. 1Тим.6:13); по-отечески печется о Своих творениях, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45; ср.: Лк.6:35); от сотворения мира Он непрестанно действует в мире (см. Ин.5:17); «все Им стоит» (Кол.1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов.12:10); от Него зависит и бытие, и жизнь, и движение, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28); Он определяет место и время жизни творений (см. Деян.17:26; Пс.103:8—9, 118:90—91), подавая им всё необходимое для существования; всем дает Он «жизнь, и дыхание, и всё» (Деян.17:25); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф.10:30); Он надзирает за землей и напояет ее; покрывает небо облаками, посылает дождь, производит траву, подает пищу скотам и птицам, одевает поля пшеницей; всё Он питает, всё содержит, на всё призирает; нет ничего, что без Него и вне Его, ибо от Него, и чрез Него, и в Нем — всё (см. Рим.11:36; 1Кор.12:6); Он сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, — и всё это Он оживляет (см. Неем.9:6); Он Сам зрит всё сущее под небом, ведая всё, что на земле: всё, что Он сотворил (см. Иов.28:24; Притч.15:3; Пс.32:14; Евр.4:13). По Своей неизреченной промыслительной любви Бог заботится о нуждах всех творений: как самых больших, так и самых малых (см. Мф.6:25—34; Пс.90:116); Он питает и одевает небесных птиц, а тем паче людей (см. Мф.6:26); Он дает силу полевым лилиям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф.6:28—29). Размышляя с молитвенным удивлением о всеобщем и многозаботливом Божием Промысле, премудрый Соломон так обращается к Богу: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем.11:25—26). «Вообще Божий Промысл так ясно раскрыт в Священном Писании, — говорит Климент Александрийский, — что не нужно того и доказывать, но, напротив, следует изобличать и наказывать мнящего, что Промысла нет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прем 7:22), сияние света вечного, разумеется [здесь] Отец, и образ благости Бога (см. Прем 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его (см. Евр 1:3), это же и в книге Притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: во свете Твоем видим свет(Пс 35:9), имеется в виду: в Духе Твоем — Сына. И снова о Сыне говорит: вся Премудростию сотворил еси(Пс 103:24) 13 и: На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род(Пс 118:89–90). И о Духе Святом: пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли(Пс 103:30) и дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня(Пс 50:12–13), Дух Твой благий да ведет меня в землю правды(Пс 142:10). И что же еще более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий. 16. Но кроме того нам необходимо громогласно исповедовать и то, что в дальнейшем Слово Божие воплотилось ради нас в последние веки, и по силе пытаться из пророков и закона доказать, что об этом все от начала возвещали. Ибо когда Слово и Дух Святой от начала существовали в Боге, умопостигаемое и чувственное творение из небытия в бытие было приведено Богом ради благости Его, тотчас научил его, что Сотворивший действительно любит все это, и даровал им бытие, и общается с ними из-за чрезмерной благости Его, так что к бытию, и благобытию направлял их, пока наконец воплотилось Слово Его, через Которое Он все сотворил в Духе Святом для исправления их по Его благости, ибо как Словом порождены они, так Словом и направляются. Ибо Само Слово из небытия произвело тварей, чтобы имели бытие и жизнь и общение с Богом. Однако то, что Он не только сообразно собственному Его бестелесному естеству соделал ангелов Словом Его, но и чувственный, видимый сей мир, хотя Бог невещественен, яснейшим образом доказывает в Духе Святом бесплотного Слова воплощение.

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010