19. В чреве отделяется чистое пищи от нечистого: но какую мысль принимает сердце, такая и входит в него, и выходит. 21. Если кто помыслил зло и принял оное сердцем, то помышления делаются уже злыми. Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. Мф.5:28 . Гл. 8. Ст. 33. Мудрый одному дает наставление словом, а другого учит взором. 34. Самоотвержение делает легкой всякую скорбь ( Мф.11:30 ); ибо кто отвергается себя для Бога, тот ни о чем не помышляет кроме Бога ( Деян.20:23–24 ). 34–35. Кто не хочет отвергнуться себя, тот не может нести и креста своего: а кто предпочитает жизнь свою смерти за исповедание Христа и за благовествование о Нем, тот погубит душу свою. Ибо нет другого имени кроме Христова, которым бы можно было спастись нам ( Деян.4:12 ). Без самоотвержения спасение невозможно ( Рим.8:8, 13 ), а отвергается себя тот только, кто хочет во всем последовать Христу. 36. Мирские удовольствия губят душу: все теряет тот, кто приобретает мир; только исполняющий волю Божию пребывает во век ( 1Ин.2:17 ). 37. Дорог выкуп за душу ( Евр.2:14 ), если кто потеряет ее; человек отнюдь не освободит от смерти, и не даст Богу выкупа ( Пс.48:9 ,). 38. Кто соблазняется смирением Иисуса Христа ( 1Кор.1:23 ) и Его учением ( Мф.15:12 ), тот отвержен будет Им, когда приидет во славе Отца Своего с Ангелами святыми (См. Флп.2:5–11 ). Грешники – род прелюбодейный; и кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу ( Иак.4:4 ). Гл. 9. Ст. 10. Кто не умрет, тот и не воскреснет; а если есть воскресение ( Ин.11:24 ), то необходима и смерть ( 1Кор.15:35–36 ): хотя и написано, что Христос пребывает во веки ( Ин.12:34 ). 10–11. Есть смерть телесная, и есть смерть духовная ( 1Тим.5:6 ); первой умирают как праведники, так и грешники ( Евр.9:27 ), а второй только грешники: перед вторым же пришествием Христовым телесной· смертью ·не все умрут, но все оставшиеся в живых изменятся ( 1Кор.15:51 ), подобно не умиравшему еще пророку Илии ( Мк.9:11 ). 24. Веруй Господу, и не заставляй себя Ему не верить: крепко веруй, и получишь, чего ни попросишь: впрочем, не полагайся только на свое расположение к вере, а помни, что и вера есть дар Божий ( Еф.2:8 ). Веруй Господу со смирением!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

В Ветхом Завете Божественная благость является предметом молитвенного славословия: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс 117:1 ); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс 33:9 ); «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс 85:5 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Боге: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф 5:45 ). Благость Божия показывается через сравнение с действиями человека: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф 7:11 ). По словам Христа, Бог «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк 6:35 ). Благость Бога проявляется в Его милости к человеку, порабощенному грехом. Бог как Верховный судия имеет власть не только карать, но и миловать. Ибо Он желает, чтобы грешник обратился к Нему ( Ис 55:7 ; Иер 18:8 ; Иез 18:21; 33:11 ). Он — «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов» ( Исх 34:6–7 ). Пророки Ветхого Завета постоянно возвещают милосердие Божие: Бог «не вечно будет негодовать» ( Иер 3:12 ); Он помилует обратившегося грешника ( Ис 55:7 ); «перевяжет наши раны» ( Ос 6:1 ); «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» ( Мих 7:18 ). В притчах Господа Иисуса Христа о пропавшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне ( Лк 15:1–32 ) говорится о Боге, Который не наказывает за грехи, а прощает их. Господь Иисус Христос не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин 8:3–7 ). Распятый на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ). Бог милосерд по отношению к грешникам. Апостол Павел именует Бога «Отцом милосердия и Богом всякого утешения» ( 2Кор 1:3 ). Обращаясь к народу, Господь Иисус Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк 6:36 ). Лишь упорство и нераскаянность грешника вызывают праведный гнев Божий ( Рим 2:5 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

1626.  …печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35. 10). 1627.  …не будет взирать на величие Господа (Ис. 26. 10). 1628.  …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 3. 14). 1629.  …«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34). 1630. Алфавитный патерик. 1631.  …дорожа временем (Еф. 5. 16). 1632. Алфавитный патерик. 1633. Алфавитный патерик. 1634.  …разумный человек молчит (Притч. 11. 12). 1636. Алфавитный патерик. 1637. Алфавитный патерик. 1638. Vitae Patrum, Patroiogiae, tom LXXXIII, pag. 857, cap. 23. 1639. Pag. 858, cap. 20. 1640. Pag. 857, cap. 19. 1641.  Любящие Господа, ненавидьте зло! (Пс. 96. 10.) 1642. Pag. 887, cap. 22. 1643. Pag. 857, cap. 21. 1644. Pag. 860, cap. 14. 1645. Pag. 866 и 864, cap. 21. 1646. Pag. 864, cap. 22. 1647. Pag. 864, cap. 33. 1648. Pag. 864, cap. 24. 1649. Сар. 25. 1650. Сар. 26. 1651. Pag. 864, cap. 27. 1652.  Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих (Пс. 117. 7). Pag. 805. 1653. Pag. 793, cap. 1 1654. Pag. 740, cap. 2. 1655. Pag. 1019, cap. 27. 1656. Пролог, 22 мая. 1657. Pag. 877, cap. 15. 1658. Pag. 877, cap. 16. 1659.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Pag. 877, cap. 17. 1660. Папирус — растение, из которого прежде делали бумагу. 1661. Pag. 882, cap. 33. 1662.  А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5. 3). 1663. Pag. 890. 1664. Pag. 890. 1665. Pag. 900, cap. 26. 1666. Cap. 28. 1667. Сар. 29. 1668. Pag. 901, cap. 32. 1669. Сар. 34. 1670.  …без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 1671. Pag. 902, cap. 36. 1672. Pag. 902, cap. 38. 1673. Pag. 904, cap. 45. 1674. Pag. 909, cap. 23. 1675. Pag. 909, cap. 24. 1676. Четьи-Минеи, 21 июля. 1677. Pag. 911, cap. 10. 1678. Pag. 927, cap. 77. 1679. Pag. 927, cap. 79. 1680. Pag. 927, cap. 80. 1681. Мф. 7. 14. 1682. Pag. 927, cap. 81. 1683. Сар. 82. 1684. Pag. 927, cap. 83. 1685. Pag. 928, cap. 86.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По примеру Спасителя и Апостолов поступает Православная Церковь : она не запрещает частной молитвы ни в доме, ни на поле, ни во время путешествия по морю; но указывает на св. храмы, как на преимущественные места для общественной молитвы, в особенности же – для совершения таинства Евхаристии. Молокан смущает то благоговение, с каким православные христиане относятся к св. храмам. Но в этом случае православные поступают только по указанию слова Божия. Патриарх Иаков с уважением относился даже к Вефилю, как к месту особенного присутствия Божия: «Истинно Господь присутствует на месте сем, сказал он ( Быт. 28:16–17 ); а я не знал. И убоялся, и сказал: как страшно сие место. Это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Давид учил: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ): «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс. 121:1 ). «Я по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). «Одного просил и я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его». «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим» ( Пс. 137:2 ). «Услышь голос молений моих, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27:2 ; Срав. 133:2). Когда Давид шел в храм для молитвы, он предварительно умывался, помазывался и переменял одежды свои, пищу принимал только по возвращении из храма ( 2Цар. 12:20 ). Спаситель запретил даже клясться храмом ( Мф. 3:21 ), «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк. 11:16 ), Апостолы также заповедали нам благоговейно относиться к св. храму и прилично вести себя в нем (Срав. 1Кор. 11:18, 22; 14:34, 35 ). В доказательство своего лжеучения, отрицающего необходимость св. храмов, молокане, как и другие сектанты, ссылаются еще на 1Тим. 2:8 ; 1Пет. 2:5 ; 1Кор. 3:16–17; 6–19 ; 2Кор. 6:16 ; Евр. 3:6 ; Еф. 2:21 ; Деян. 2:46 . Но в этих местах речь идет только о том, чтобы христиане заботились о своей нравственной чистоте, так как каждый христианин должен воспринять в себя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   7) Широкий путь потому так называется, что путники его по воле своей живут, делают, что хотят, не взирают на волю Создателя свое­го и Бога, не подклоняют воли своей под иго Христово, но расширяют волю сердец своих, они отвергли крест и возлюбили век сей, и не­сут на плечах своих иго сатанинское, грехами и беззакониями обремененное. Сюда относят­ся сластолюбцы, любящие роскошь, взяточ­ники, лихоимцы, маммоне, а не Богу служа­щие, блудники, прелюбодеи, хищники, воры, пьяницы, ненавидящие ближних, злобные и мстители, клеветники, злоречивые, ругатели, лживые и льстецы, сквернословцы, любящие глупые речи, кощунники, скупые, немило­сердные, картежники, особенно на деньги играющие, и все творящие неправду и Бога не боящиеся, и пред словами Его не трепещу­щие, ибо все таковые в широте прихотей сво­их живут.    Не войди, душа моя, в совет их. «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут. Покорись Господу и моли Его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь место его и не найдешь. Беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых будет ис­треблено; праведницы же наследуют землю, и вселятся в век века на ней. Уповай на Господа, и храни путь Его, и Он вознесет тебя, чтобы на­следовать землю; и ты увидишь, когда будут истреблены грешники» (Пс 36:1—2, 7, 10, 28—29, 34). «Уповай на Господа, мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и уповай на Господа» (Пс 26:14). Да будет тебе «закон уст Божиих лучше тысяч золота и серебра» (Пс 118:72). «Не Богу ли будет повиноваться душа моя ? Ибо от Него спасение мое. Ибо Он Бог мой, и Спаситель мой, Заступ­ник мой» (Пс 61:2—3).    Путь нечестивых широк, но в тесноту веч­ных мучений ведет. Смотри об этом Святое Писание, которое есть «светильник ногам на­шим», нижеозначенные места (Пс 49:17—22; 51:3—9; 1 Кор 6:9—10; Гал 5:20—21; Мф 25:41—46; Откр 21:8; Ин 3:14—15; Мф 6:15; 7:23; 8:12; 18:23—25; Еф 5:5; Ис 1и прочее), которые все показывают, что беззаконная и простран­ная жизнь в вечную пагубу ведет. Причина то­му та, что таковые люди противятся воле Бо­жией, которая «хочет, чтобы все спаслись»; и не хотят истинно каяться, чего воля Божия хо­чет, но последуют воле сердец своих. И Гос­подь явно говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). Если же недостоин Христа, то кого до­стоин как не противника Его, воле которого последует?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:34, 46 ). Итак, как говорил Он ученикам Своим: «научитесь от Меня» ( Мф.11:29 ), то наученные – «все они, – как сказано, – единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:14 ). Не напрасно же Писание убеждает нас: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» ( 1Фес.5:17–18 ). Как шествующие в землю обетованную питались манной, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвой к Богу. О тех сказано: «хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ); но чем бесплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него, как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвой, не допускает до сердца никакую греховную мысль. Напротив же, без молитвы ослабевает всякая добродетель, уменьшается вера, водворяется в душе попечение о земном, и уничтожается всякое помышление о Боге – духовная жизнь прекращается в человеке. И Златоуст потому говорит: «не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит человека в состояние, высшее всякого земного состояния и творит его равным ангелам». Проходя долиной плача, идущие к горнему блаженству ныне говорят: «как очи рабов обращены на руку господ их… так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс.122:2 ). «И приходят от силы в силу, являются пред Богом» ( Пс.83:8 ), с благодарением взывая: «просвещаешь Ты дивно от гор вечных» ( Пс.75:5 ). Великого просвещения духовного достигает человек молитвой – прилежной и продолжительной; даже и при начале усердный молитвенник чувствует в себе некий свет ума и говорит, как и Давид пророк: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» ( Пс.17:29 ). Чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий, или, что то же, выйти из-под власти сатаны ( Деян.26:18 ) и водвориться в Царствии Божием, нужно усердно вразумлять себя «псалмами, славословиями и песнопениями духовными, и стараться о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.5:19, 6:18 ). «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ), чтобы мы могли противостоять козням дьявольским, потому что борьба у нас с миродержителем тьмы века сего, с духами злобы поднебесными ( Еф.6:12 ). «Сей же род, – как Господь говорит, – ничем не побеждается, как только постом и молитвою» ( Мф.17:21 ). Посему и говорит нам Писание: «бодрствуйте в молитвах» ( 1Пет.4:7 ), «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

3:12). Неверие бывает от же­стокости. Как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так, и ожесточившиеся души не повину­ются слову Божию. Вероятно, между ними были не веровавшие в истину сказанного; потому он и говорит: " Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго " . Так как речь о будущем прини­мается не с таким убеждением, как речь о прошедшем, то он напоминает им об исторических событиях, в которых также недоставало веры. Если, говорит, отцы ваши, не уповая так, как должно было уповать, потерпели такие бедствия, то тем более (потерпите) вы, потому что и к ним от­носится сказанное. Слово: " ныне " означает: " всегда " , пока стоить мир. " Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне " " т.е. назидайте друг друга, исправляйте себя, чтобы (и с вами) не случилось того же. " Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом " (Евр.3:13). 2. Видишь ли, что грех производит неверие? Как неве ри e бывает причиною порочной жизни, так и наоборот, когда душа нисходит во глубину зол, то она делается непослушною, а сделавшись непослушною, не хочет и верить, чтобы заглу­шить в себе страх. " И сказали " , говорит (Писание), " не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев " (Пс. хсш,, 7); и еще: " уста наши с нами; кто нам господин " (Пс. 11:5)? и еще: " Зачем нечестивый пренебрегает Бога " (Пс. 9:34)? и еще: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " . Они развратились, совершили гнусные дела " (Пс. 13:1); и еще: " нет страха Божия пред глазами его " ; и еще: " ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его " (Пс. 35:2, 3). И Христос выражает то же самое, когда говорит: " ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету " (Иоан. 3:20). Затем (апостол) продолжает: " Ибо мы сделались причастниками Христу " (Евр. 3:14). Что значит: " сделались причастниками Христу " ? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он - Глава, а мы -тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3:12). Неверие бывает от жестокости. Как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так, и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Вероятно, между ними были не веровавшие в истину сказанного; потому он и говорит: " Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго " . Так как речь о будущем принимается не с таким убеждением, как речь о прошедшем, то он напоминает им об исторических событиях, в которых также недоставало веры. Если, говорит, отцы ваши, не уповая так, как должно было уповать, потерпели такие бедствия, то тем более (потерпите) вы, потому что и к ним относится сказанное. Слово: " ныне " означает: " всегда " , пока стоить мир. " Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне " " т.е. назидайте друг друга, исправляйте себя, чтобы (и с вами) не случилось того же. " Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом " (Евр.3:13). 2. Видишь ли, что грех производит неверие? Как неверие бывает причиною порочной жизни, так и наоборот, когда душа нисходит во глубину зол, то она делается непослушною, а сделавшись непослушною, не хочет и верить, чтобы заглушить в себе страх. " И сказали " , говорит (Писание), " не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев " (Пс. хсш,, 7); и еще: " уста наши с нами; кто нам господин " (Пс. 11:5)? и еще: " Зачем нечестивый пренебрегает Бога " (Пс. 9:34)? и еще: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " . Они развратились, совершили гнусные дела " (Пс. 13:1); и еще: " нет страха Божия пред глазами его " ; и еще: " ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его " (Пс. 35:2, 3). И Христос выражает то же самое, когда говорит: " ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету " (Иоан. 3:20). Затем (апостол) продолжает: " Ибо мы сделались причастниками Христу " (Евр. 3:14). Что значит: " сделались причастниками Христу " ? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он - Глава, а мы -тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1607...

4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует 35 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 36 . Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). 5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) — они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) — это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню 37 . Послание пятое 1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща] 38 . 2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19) 39 . А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей] 40 . Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины 41 . И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие — конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) 42 . Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2)”.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010