29. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.» (Пс. 36:4). Что лучше Стремиться взойти на вершину, а подняться только на перевал – лучше, чем вообще никуда не ходить. Желать переехать в столицу, а поселиться в ее пригороде – лучше, чем остаться в своей деревне. Побывать в интересной стране даже проездом – лучше, чем только услышать о ней. Понять хотя бы часть Истины – лучше, чем вообще не знать о ней. 30. «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:2-3). Кто что види т Лесник видит лес, а лесоруб – деревья, Капитан видит море, а рыбак – рыбу, Прохожий видит поле, а крестьянин – землю, Странник видит небо, а моряк – тучи. 31. «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). Начало беды Пока дом не заселен, – нет забот о ремонте, Пока поле не засеяно, – нет забот об урожае, Пока в пруду нет рыбы, – не видно и рыбаков, Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды. 32. «Тайна Господня – [открыта] боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.» (Пс. 21:14). Постижение истины Когда человек только учится плавать, ему совершенно не понятно, как это делается. Но как только он поплывет, ему все становится ясно. Когда человек только слышит об Истине, ему совершенно не понятно, что это такое. Но как только он постигнет Истину, – ему все становится ясно. 33. «…Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7:14). Узкая Тропинка Горожанин приехал в деревню и вместе с деревенским жителем отправился в лес собирать ягоды. Незаметно увлекшись сбором ягод, они попали на болотистый участок. Деревенский житель обнаружил опасность и предупредил горожанина: «Теперь будь внимателен. Нужно держаться только той тропинки, по которой мы пришли сюда, потому что справа – болото, а слева – трясина». – «А какая разница между ними?» – спросил горожанин. «В общем – никакой, только в трясине быстрее пропадешь». 34. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6:33).

http://isihazm.ru/1/?id=104

Vnde et addidit: Inquire pacem etsequere eam; pax in caelo est. Denique de caelo ueniens dixit: Pacem do uobis, pacem meam relinquo uobis. Ergo quia fugienda et declinanda sunt mala, mala autem in terris, in terris iniquitates, fugiamus terrena, ne nos conprehendant iniquitates, quae etiam sanctum Dauid conprehenderunt, sicut ipse testatur dicens: Conprehenderunt me iniquitates meae, et non potui ut uiderem, eo quod fumo iniquitatis oculus animae caecatur, ne uideat quae sunt lucida. Sic ergo et Laban bona Iacob uidere non potuit et princeps mundi gloriam Christi. Нам надо бежать отсюда, где нет ничего, где ничтожно всё, почитаемое великим, где мнящийся быть чем-то есть ничто, совершенно ничто. Я видел нечестивого, вознёсшегося и возвысившегося выше кедров Ливанских, и прошёл мимо, и вот его не стало ( Пс.36:35–36 ). А ты пойди, как Давид, пойди, как верный раб, чтобы тебе было сказано: Пойди и садись за стол ( Лк.17:7 ). Пойди, как Моисей, чтобы увидеть Бога Авраама, Исаака и Иакова 88 , увидеть великое явление. Это явление великое, и если хочешь его увидеть, сними обувь с ног твоих ( Исх.3:5 ), сбрось с себя узы неправды, расторгни узы мира сего. Сними обувь, потому что обувь – земное. Вот почему Иисус не снабдил апостолов ни обувью, ни золотом, ни серебром 89 , чтобы не было у них с собой земных вещей. Тот, кто ищет благо, хвалим бывает не за обувь, а за быстроту и красоту ног, как сказано в Писании: Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! ( Рим.10:15 ; Ис.52:7 ). Так сними же обувь с ног твоих, чтобы они стали прекрасны для благовествования. Сними, сказано, а не привяжи. Сними, когда отправишься в путь, и убедишься, что удивлявший тебя на земле нечестивец – ничто и ничего не может. Итак, уходи, то есть беги от земных дел, где зло, где алчность. Недаром говорит тебе Давид: Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс.33:15 ). Уклоняться – значит бежать, ведь зло в земных делах, а добро – на небе, посему пророк и добавляет: Ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Мир находится на небе, вот почему Сошедший с небес сказал: Мир даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин.14:27 ). Значит, если надо бежать и уклоняться от зла – а зло на земле, на земле беззаконие, – то будем избегать привязанностей к земному, чтобы не опутали нас беззакония, которые опутали даже святого Давида, как сам он свидетельствует: Настигли меня беззакония мои, так что видеть не могу ( Пс.39:13 ), ибо от дыма беззаконий слепнет око души и оно не видит очевидного. Поэтому Лаван не смог увидеть добродетель Иакова, равно как и князь мира сего – славу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Митрофан называет прп. Паисия Израилем, потому что имя Израиль у Филона Александрийского, а вслед за ним и в православном Предании толкуется как «Боговидец» или же «ум, видящий Бога». Серпухов 2014 . С. 281. Цитаты из Митрофана, свидетельствующие о прозорливости прп. Паисия будут даны нами в рассказы о платоновском житии. Исаак уточняет, что этот брат «на четвертый день умер в дороге». Серпухов 2014 . С. 295. Там же. С. 281. Там же. С. 281 Более того, род Величковских, как и прп. Антоний Печерский, происходил из Любеча. Тропарь Сретения Господня. См. Мф. 13: 23. Там же. Тропарь Сретения Господня. Серпухов 2014 . С. 209. См.: Ваш отец диавол . Когда говорит он ложь, говорит сво е, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8: 44; Всякая ложь не от истины . 1 Ин. 2: 21. Пс. 67: 36. ЦС Ср.: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали . Мф. 13: 16–17. Ср.: Блажен муж, уповающий на Него . Пс. 33: 9. Син.; и: взыскающие же Господа не лишатся всякого блага . Пс. 33: 11. ЦС. Ср.: Милосердие к отцу не забыто. Сир. 3: 14. Син. Ср.: Кто верил Господу — и был постыж ен? Сир. 2: 10. Син. Ср. Возн ес избранного из народа Моего. Пс. 88: 20. Так Исаак передает речь настоятеля Медведовского монастыря, когда прп. Паисий проспал начало службы и от горя плакал. Ср.: «Основание всего доброго, возвращение души из вражеского плена, путь ведущий к свету и жизни — все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься . Отсюда тот пламень ревности, который попирает всякую опасность и превозмогает всякий страх; та горячность, которая пренебрегает всяким вожделением…» Исаак 1998. С. 374–375. На Афоне. Также описывается жизнь старца в первые годы на Афоне. «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует  (имярек),  благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Молитва при возложении рук на посвящаемого в священники.

http://bogoslov.ru/article/6195625

Мудрые теряют, невежды приобретают. 32. «…Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Флп.3:13-14). Оставь малое, чтобы получить большее Оставив красивое, придешь к прекрасному, Оставив хорошее, придешь к превосходному, Оставив приятное, придешь к необходимому, Оставив удобное, придешь к полезному. 33. «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.» (Пс. 13:2). Напрасные раздумья Ничего не выходит, когда: Слепой обдумывает, что такое – горизонт, Глухой обдумывает, что такое – хорошая музыка, Немой обдумывает, что такое – ораторское искусство, Голодный обдумывает, что такое – царский стол. 34. «Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.» (Пс. 61:10). Суетные поиски Что сказать: Тому, кто ищет вечной молодости, Тому, кто ищет вечного здоровья, Тому, кто ищет вечного богатства, Тому, кто ищет вечного счастья? 35. «И погубил дни их в суете и лета их в смятении.» (Пс. 77:33). Неудержимое падение Может ли остановиться: Тот, кто падает в пропасть, Тот, кто начал копить деньги, Тот, кто начал проигрывать, Тот, кто любит этот суетный мир? 36. «…Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.» (Пс. 36:9). Успей прекратить Можешь ли прекратить стонать, если ударил молотком себе по пальцу? Можешь ли прекратить ссору, если уже разгневался? Можешь ли прекратить осуждать других, если уже привык? Можешь ли прекратить думать об этом мире, если уже умираешь? 37. «…Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Бодрствование Хорошо, когда не имеешь: В глазу ни одной соринки, В делах ничего корыстного, В словах ничего обидного, В сердце ни одной плохой мысли. 38. «…Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.» (Рим. 11:8).

http://isihazm.ru/1/?id=115

Также Моисей, желая показать с начала, что Бог имеет Слово и Дух и что в них и с ними Он есть Един Бог Творец всего сотворенного, сказал: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Он сказал: да произрастит земля зелень… и стало так» ( Быт.1:3, 11 ). И, чтобы мне не повторять всё, как рек Давид: «Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось» ( Пс.33:9 ). Следовательно, слова «Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось» показывают, что Бог имеет Слово, ибо нельзя сказать что-то без слов. Это также показывает, что всё сотворенное было сотворено помышлением о них. Так это Слово Божие существует прежде всего созданного и Само не сотворено. Слово Божие, будучи несотворенным, как может не быть Богом, раз лишь Бог несотворен? Моисей, научая также о человеке, сказал: «Бог вдохнул ему в ноздри дух жизни и стал человек душою живою». Значит, говоря о вдохновении Божием и о том, как человек был сотворен, он [Моисей] показывает, что Бог имеет также Духа и это Дух творящий. Но лишь Бог есть Творец живых существ. Вот почему Иов говорит: «Дух Божий создал меня» ( Иов.33:4 ). Епископ Солунский хотел ещё соединить вместе остаток доводов от пророков и особенно тех, чрез которые показывается, что Бог делает обновление человека и всего мира, «Своим Духом» как Давид говорит: «Послал слово Свое, и исцелил их и избавил их от погибели (растления) их» ( Пс.106:20 ), и ещё здесь: «Пошлешь Духа Твоего и будут созданы, и обновишь лице земли» ( Пс.103:30 ). Это были слова, которые епископ хотел было привести, когда все слышащие прервали его, говоря: «То, что ты говоришь есть правда и не может быть иначе». Тогда епископ отвечал им: «Бог, следовательно, те три и один Бог , Творец». А они, все подвигнутые божественной силою сделать так, ибо были не в силах отрицать, согласились опять, говоря: «Это то, что ты показал и это – истина. Это то, что мы такожде утверждаем». Епископ сказал: «Хорошо. Слава Богу нашему, Который изволил так». Но они, тоже, сказали опять: «Но скажи нам, как ты исповедуешь Христа, как Бога, тогда как Он был человек и рождён, как человек?» Снова епископ сказал: «Бог не только Владыка и Всемогущий, но и праведный также, как Давид пророк рек» ( Пс.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Ибо печаль ради Бога производит покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения ( 1Фес.5:9 ). И блажени нищие духом; блажени плачущии ( Лк.6:20,21 ). Сеющие здесь слезами, там радостью пожнут ( Пс.125:6 ). Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни (Ср. Пс.93:12 ). Блаженна жизнь бесстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и бесстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верою в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И блаженны все, уповающие на Него ( Пс.2:12 ), – говорит Писание. Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: благодатию вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8, 9 ). Все согрешили, – всех затвори Бог в противление, да всех помилует ( Рим.11:32 ). Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона ( Рим.3:28 ). И не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим.4:5 ). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет ( Пс.33:19 ). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо Господне есть спасение ( Пс.3:9 ). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ); Ты хощешь всем человекам спастись ( 1Тим.2:4 ); не погибну, не умру и я, но жив буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Но да не хвалятся сильные своей силой» (1Цар. 2 10) и в то время как, по-видимому, медлит на них суд Господень, но втайне, в самих успехах неправды их, творится и, по словам провидевшего их судьбы: «еще немного, и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» (Пс. 36:10). «Страшен Господь, Он укрощает дух князей» (Пс.75:13) и сильных земли, но также щедр и милостив, даруя божественные силы царям и народам, на Него уповающим. Царь, устами и сердцем исповедывающий себя только орудием невидимой руки Бога-Царя, и народ, полагающий все упование на единого «Бога» всякой «немощи» (Пс.60:18), имеют истинное могущество и неотъемлемое блаженство. Они, обретая «Бога крепкого посреди себя» (Пс.65:6), и тогда, как «мятутся» сильные «племена, уклоняются» великие «царствия, не подвижутся» . Если терпят от сынов чужих, тайно протягивающих руки на хищение, успокаиваются в Боге Судье, «дающем отмщения вскоре» . Не страшатся неожиданных нападений, имея «хранителем» Бога, Который не «воздремлет, ни уснет» (Пс.120:4). Не оскудевают в видимых благах, надеясь на Господа, «богатого в милостях» , Который «раскрывает сокровища невидимые и сокровенные» (Ис.65:3). Если же лишаются создателей внешнего благоденствия, Господь возводит им «судью, и смотрителя, и старца, и дивного советника, и премудрого начальника» (Ис.3:2). Если исходят на брань, «Господь браней» управляет их оружием, рукой крепкой прокладывает им пути и против всех усилий «препоясует Своей силой. Какой народ» (Пс.42:33),— восклицал вождь Израиля, руководимого Богом,-» есть ли какой великий народ, к которому боги его были стол близки, как близок к нам Господь Бог наш» (Втор. 4:7) среди мира и войн, «когда не призовем Его?» Нет, подлинно, величественнее и сильнее народа, кроме того, которому Всесильный Бог — прибежище и сила, и который Богу есть орудие, являющее на земле Его величие и славу. «Господне есть царство и сила и слава» . Трудно удерживать сердца людей в пределах такого смирения, чтобы не возмечтали о своем могуществе в то время, когда Господь являет ими Свою силу другим народам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

477 + 6=483 года. Как предполагают эти расчёты, «семьдесят седмин» (490) у Даниила не являются круглым числом, что вполне возможно. Числа в Библии нередко округляются (см. Библия: предполагаемые ошибки; полнота родословий). Как бы то ни было, пророчество Даниила указывает именно на время Христа. Псалом 15:10 – о воскресении Христа. В Ветхом Завете предсказывается также воскресение Мессии из мёртвых. В Пс. 2:7 сказано: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». В Пс. 15:10 Давид продолжает тему: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Оба эти текста цитируются в Новом Завете в качестве предсказаний о воскресении Христа. Пётр так характеризует пророчество Давида из Пс. 15 : «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:30–31 ; ср. Деян. 13:35 ). Псалом 2 цитируется как предсказание Воскресения в Деян. 13:33–34 (ср. Евр. 1:5 ). Действительно, и Павел, обращаясь к таким текстам, «по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» ( Деян. 17:2–3 ). Вряд ли это оказалось бы возможно, если бы его скептически настроенные иудейские слушатели не признавали, что такие тексты, как Пс. 2; 15 , представляют собой именно предсказания о грядущем. Вознесение Христа. В Пс. 109:1 Давид предсказал даже вознесение Христа: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ср. Пс. 2:4–6; 67:19 ; цитируется в Еф. 4:8 ). Иисус соотносит этот текст с Собой ( Мф. 22:43–44 ). Пётр тоже считает его предсказанием о вознесении Христа: «Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " » ( Деян. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

И опять: « Не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем »  (Мих. 1:11). Хотя (грешники) и справедливо наказываются, однако (Бог) хочет, чтобы мы соболезновали об этом, а не радовались и веселились. Ежели Я, Который наказываю, говорит Он, делаю это, не радуясь, и не услаждаюсь их мучением (« Разве Я хочу смерти беззаконника?» — Иез. 18:23, 32; (не хочу смерти грешника) сн. 33:11); то и ты должен подражать Господу, и болезновать о том самом, что (грешник) дал случай и повод к праведному наказанию. Посему кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающие побои блаженнее тех, которые наносят их, если наши  страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие — веселящихся, то какой же еще может быть у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. « Блажен ,  — говорит,  — муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1). « Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим » (Пс. 93:12). « Блаженны непорочные в пути » (Пс. 118:1). « Блаженны все, уповающие на Него » (Пс. 2:12). « Блажен народ, у которого Господь есть Бог » (Пс. 32:12). « Блажен, кого не зазирает душа его » (Сир. 15:2). « Блажен муж, боящийся Господа » (Пс. 111:1). И Христос опять (говорит) так: « Блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду » (Мф. 5:3–11). Видишь, как божественные законы везде ублажают не кого–либо из богатых, не из знатных родом, не из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел, или страданий, был страх Божий; и если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Боге принесет нам великую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Однажды пожелал он отправиться в Лавру святого Афанасия 21 , сел в челн с братьями и поплыли они по морю. Близь Лавры схватили их разбойники, но по Божьему усмотрению один их них убежал и пошел в Лавру святого Афанасия, рассказал он игумену о напасти, что нашла их. Услышав рассказ, опечалились игумен и вся братия о святом юноше и, получив совет Божий, послали за ними одного богоумного брата. Этот святой вопиил из глубин души к своему хранителю Христу: “К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня ( Пс.119:1 ); и Господи, сказал ты: “Воззовет ко Мне, и услышу его” ( Пс.90:15 ); и сейчас взываю и вопию непрестанно гласом Давида: помилуй меня, боже, помилуй меня ( Пс.50:1 ). Я взыскал Господа, и Он услышал меня ( Пс.33:4 ) и вот пришел”. И появился тот богоразумный чернец, посланный игуменом, и сказал им: “Хорошо, что пришли вы; придите в монастырь и утешьтесь всем, что потребно вам, что хотите”. Взглянув на святого юношу, как будто с великим гневом сказал ему: “Куда идешь ты? Разве не послал тебя игумен к нам, а ты чинишь по своей воле?” И бросился к нему, будто желая ударить его. А тот, охваченный великим страхом, побежал от него и выскочил из лодки. Те, как безумные, забыли обо всем и ничего не сказали. А он, Святой, избежал рук врагов своих и возблагодарил Бога -избавителя: “Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю”. ( Пс.123:7–8 ). Узнав его, в монастыре поняли, кто он, и воцарили меж ними великая печаль и скорбь, будто потеряв великую ризницу. Воистину была великая ризница, хранимая Господом, и не получил ее враг, ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию ( Пс.124:3 ). Этот святой юноша вопиил к Господу, давшему ему добро: “Благодарю тебя, благодетель мой, за то, что с первого часа рождения моего и до сего часа делала, и что со мной делаешь и будешь делать”. И остался здесь, в Лавре святого Афанасия, и принял духовное и телесное веселие с игуменом и братией, и исполнил свое желание – поклонился гробу святого, облобызав церковь и игумена и всю братию, вернулся в дом Святой Богородицы Ватопедской, провожаемый Богом и братией Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010