Глава 16 1–14. Наказание египтян через животных и облагодетельствование через них евреев. 15–29. Второе сопоставление: наказание египтян грозными стихийными явлениями и благодетельное действие их на евреев. Главы 16-я и 19-я, сопоставление событий из истории египтян и еврейского народа во время освобождения его из рабства. В этом последнем отделе книги Премудрости Соломона писатель возвращается к той же теме, какая раскрывалась им в Прем. 10:15–11:1–17 ст. и которая была прервана рассуждением о Божией любви (XI:18-XII) и о происхождении и неразумности идолопоклонства (XIII-XV). Выясняя противоположную участь покровительствуемых премудростью Божией евреев и отверженных египтян он делает пять сопоставлений событий периода выхода евреев из Египта. Сопоставления эти сделаны весьма искусно, в описании событий немало новых, сравнительно с книгой Исход, подробностей и объяснений, а самые описания нередко весьма художественны (напр., XVII гл.). Начальные 14 стихов XVI гл. содержат первую параллель между противоположной участью египтян и израильтян, именно в отношении наказания одних и облагодетельствования других через животных. Израильтяне утоляли свой голод посылаемыми им животными, у египтян же, напротив, вид посланных во 2-й казни животных вызывал отвращение к пище (1–4 ст.). Если же израильтяне наказывались через животных, то, в противоположность египтянам, на короткое время и притом с тою целью, чтобы быстро следующее за наказанием спасение напомнило им о милости Божией (5–14 ст.). Прем.16:1 . Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных и терзаемы множеством чудовищ. 1 . См. замечание к XI:16 ст. Первый стих тесно связан с двумя последними стихами XV гл. Нелепое до крайности почитание отвратительных животных было причиной того, почему египтяне «достойно были наказаны чрез подобных животных». Прем.16:2 . Вместо такого наказания Ты благодетельствовал народу Твоему: в удовлетворение прихоти их Ты приготовил им в насыщение необычайную пищу – перепелов, 2 . Ср. Прем.19:11–12 ; Исх. 16:13 ; Чис. 11:31 ; Пс. 104:40 . Переходя к судьбе израильского народа, писатель наказанию египтян через животных противопоставляет облагодетельствование евреев посланием им в пищу перепелов. Это было сделано «в удовлетворение прихоти их», т.е. когда евреи настоящего голода еще не чувствовали, а прося мяса, как замечает писатель в другом месте, «увлеклись пожеланием» ( Прем.19:11 ). Эта черта здесь отмечается писателем для противопоставления голоду египтян 3-го стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 1–8. Притча о вдове. – 9–14. Притча о фарисее и мытаре. – 15–30. Благословение детей и опасность богатства. – 31–43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона. Лк.18:1 .  Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда ( Лк.17:22 ), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их. «Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» ( προσεχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» ( πντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», – Пс.37:18 ; «пребывали всегда в храме», – Лк.24:53 ). «Не унывать» – по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408). Лк.18:2 .  говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. Лк.18:3 .  В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Лк.18:4 .  Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, Лк.18:5 .  но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. «Судья» (см. Мф.5:25 ). Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу ( Лк.11:5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака Быт.22:1 . И было, после сих происшествий Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое время, сколько на последовательность событий. Из последующего контекста ( Быт. 22:6 ) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду. Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар. 32:31 ); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии ( Исх. 16:4 ; Втор. 8:2, 13:3 ; Пс. 25:2 ; Иак. 1:12 ; 1Пет. 1:7 ; 1Кор. 10:13 и др.). Быт.22:2 . Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание! пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Евр.8:1 . Глава же о глаголемых: Оглавлением и как бы сжатым, кратким изложением всего сказанного о Христе будет то, что сейчас будет сказано Апостолом. Или же: слово «глава» употреблено вместо: самое важное. Такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех. Предстояние Богу прочих священников свойственно рабам. Сей же, совершив дело домостроительства, совоссел, как Сын, «одесную». Такое выражение употребил Апостол для того, чтобы показать Его близость к Отцу. Престолом величествия Апостол назвал царское и превышнее успокоение и блаженное пребывание на небесах. Евр.8:2 . Святым служитель Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которые в дальнейшей речи он назовет и истинной скинией. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм. и скинии истинней, Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше. юже водрузи Господь, а не человек. Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила ( Исх.31:2 ); небо же сотворил Господь: ибо «словом Господним, – говорит Писание, – небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Евр.8:3 . Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и сему, еже принесет. Если обязанность священников – приносить Богу дары и жертвы, то и Христу, как первосвященнику, необходимо было иметь нечто такое, что Он мог бы принести Богу Отцу, как (жертвенное) приношение. По сему-то Он и воспринял на Себя плоть, которую и принес в жертву. Евр.8:4 . Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава XVI 1 . Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; 2 . ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. В 4Цар. 3мы видели, что Моав был данником Израиля и платил ему дань агнцами. Ту же дань он, вероятно, платил прежде Давиду ( 2Цар. 8:2, 12:31 ), а после его Соломону. Пророк, напоминая Моаву прежнее подчинение Израилю, указывает ему, что его единственное спасение подчиниться и платить ту же дань, посылая ее „на гору дочери Сиона“. Упоминание в 1 стихе имени Селы 773 связует судьбы Моава с судьбой Едома и указывает обоим народам необходимость подчиниться народу обетования. В историческом смысле исполнение пророчества близко. Ряд Ассирийских царей ходит на Дамаск и Израильское царство и на Египет, и разграбляет города Иуды, но ни один не смеет тронуть Иерусалима, и тот из них, который дерзнул послать к нему войско, поражен Господом на границе Египта. Поэтому единственное убежище для спасавшихся Моавитян, стоявших у бродов Арнонских, и Идумеян были горы Иудины и Иерусалим, а потому в ст. 4 этой главы Господь как бы просит народ свой дать временный приют Моаву, ибо скоро, очень скоро идущая грозная туча разлетится как дым. И действительно, после гибели армии Сеннахерима, несомненно, что Моавитяве возвращаются в жилища свои и снова отстраивают свои города, так как царство Моавитское упоминается и пророком Софонией Соф. 2и прор. Иеремией Иер. 25:21, 40:11 ; и пр. Иезекиилем Иез. 25:8–11 . Но произнесенное пророчество обширнее, чем кажется с первого взгляда. Обратим внимание, что дань должна быть принесена „дочери Сиона“. Между тем толпа Моавитян на бродах Арнонских (или реке Аравийской) называется „дочерью Моава“. Эти два выражения переносят нас внезапно в будущее, как самое пророчество очевидно относится к тому времени, когда, по словам Господа Амосу: „Он восстановит Давидову скинию падшую.... когда возвестится имя Господне между всеми народами“ ( Ам. 9:11–12 ); и „вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Ним все племена язычников: ибо Господне есть царство, и Он владыка над народами”. ( Пс. 21:28–29 ) 774 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книга девятая Занятые разными неприятностями, мы диктуем толкования на пророка Исаию с перерывами. Посему, окончив восьмую книгу, мы теперь, после небольшого промежутка времени, переходим к девятой: не без язвления и ругательств завистников, которые, не ведая, что они слышат и что говорят, осмеливаются судить о том, чего не знают, и прежде презирают, нежели исследуют, и считают себя учеными и красноречивыми, если поносят всех писателей. Презирая их недоброжелательство и болтливое ворчание, испросим помощь Божий и скажем молением Псалмопевца: расточи языки хотящыя бранем ( Пс. 67:31 ). Ибо место Господне в мире, который превыше всякого ума ( Филип. 4:7 ). Его желал и Пророк, восклицая: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам ( Ис. 26:12 ). Но нам пора уже предложить отдел Исаии и с Моисеем войти в облако и мрак, чтобы взор наш просиял, и, по еврейскому, лицо было рогато [испускало лучи], и чтобы слышны были и сверкали громы и молнии, которых презренный народ не мог видеть (Исход. 19, 20 и 34). Глава XXVIII. Ст. 1–4. Горе венку гордости – пьяницам Ефрема, и опадающему цвету славы восторга его, которые находились на вершине весьма тучной долины, шатаясь от вина. Вот сильный и крепкий Господа, пак сокрушительный вихрь стремительности града, как напор многих вод, разливающихся и извергшихся на обширную землю. Ногами будет попран венок гордости пьяниц Ефрема. И опадающий цвет славы восторга его , который находится на вершине долины туков, будет как созревшее прежде времени осенняго созревания, на что когда обратит взоры увидевший, тотчас, как скоро возьмет в руку, проглотит оное. LXX: Горе венку оскорбления, наемники Ефремовы: цвет, падающий с славы на вершине горы тучной, вы, которые пьяны без вина. Вот сильная и жестокая ярость Господа, как несущийся на покатость, не имеющую прикрытия, град, который с силою падает вниз, как множество вод, уносящее землю и пролагающее себе путь: руками и ногами будет попран венок оскорбления, – наемники Ефремовы. И цвет, спадающий с надежды славы на вершине высокой горы, будет как преждевременно созревшая смоква, увидевший которую пожелает проглотить ее, прежде нежели возьмет в руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий 65. Пищевое богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждать варианты домашниего богослужения. И сегодня наш разговор пойдет… о еде. Вы спросите, а какое отношение к богослужению имеет еда? Ведь она, как говорит ап. Павел, не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ). Это все так, но тем не менее, церковный Устав много внимания уделяет тому, что и как, когда и сколько мы едим! А если вспомнить, что Типикон – это система правил, регламентирующих богослужение, то из этого можно вывести предположение, что не только молитвословия, окружающие трапезу, но и сам прием пищи им воспринимается как часть или вариант богослужения. Так, в богослужебных книгах нередко можно прочитать на одной строке: ПРИЧАСТЕН ТАКОЙ-ТО… НА ТРАПЕЗЕ УТЕШЕНИЕ БРАТИИ, ЯДИМ РЫБЫ И ВИНО ПИЕМ ИЛИ УЧРЕЖДАЕТСЯ ВАРЕНИЕ СО ЕЛЕЕМ И Т.Д. Из чего уже заключаем, что трапеза рассматривается Уставом как непосредственное продолжение службы. На самом деле в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что первоначально Таинство Причащения совершалось во время трапезы (на Тайной Вечери, на Агапах). Это одна из главных причин того, что наш церковный Устав вкусившим Пищи Небесной предлагает вкусить и земные снеди, завершая тем самым Литургию ( 1Кор.10:31 ) или Вечерню, к концу которой он приурочивает благословение хлебов или колива, включая их в богослужение в виде малой трапезы, от коей как предполагается и вкушают все присутствующие при богослужении во славу Божию… И хотя теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах, Устав все еще ее предполагает, запрещая после Литургии совершать какие-либо другие виды богослужения – молебны или панихиды. В конце Литургии может быть только чин над кутией в честь праздника или в память усопших, как часть или вариант трапезы. Более того, сам конец литургии представляет собой предначатие трапезы. Поется 33 пс. во время которого следует раздавать антидор, а по отпусте предписывается пение 144 псалма в качестве сопровождения из храма в трапезу. Как говорится в Уставе непосредственно “по отпусте божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (т.е. попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы “Отче наш”. Обратите еще внимание на то, что перед обеденной трапезой нет особого начального возгласа, что опять же указывает на продолжение богослужения, начатого в храме.

http://azbyka.ru/video/65-pishhevoe-bogo...

Скачать epub pdf Псалом 106 Псалом сей так же, как и два предшествующих ему, вместо надписания, имеет одно и то же краткое славословие Богу: Аллилуиа («хвалите Бога»). И начинается он теми же словами, как и предыдущий, 105-й, псалом. Кроме того, и по содержанию своему, т.е. и по мыслям и выражениям, он имеет большое сходство с псалмом 105, а равно и с 104. На основании такого сходства, многие ученые исследователи и толкователи псалмов выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю, и что они составлены не раньше, как в последнее время плена вавилонского, и не позже, как в первое время после возвращения из сего плена. Кроме сходства с предыдущими двумя псалмами, 104 и 105, по содержанию своему, псалом сей представляет некоторую значительную разницу с ними и свою особенность: так, в 104-м псалме описываются чудеса Божии, совершенные для народа израильского, во время пребывания его в Египте и при выходе из сей страны, а в псалме 105 перечисляются разные заблуждения и грехи израильского народа, во все время двадцатилетнего странствования его по пустыне Аравийской и при вступлении его в землю обетованную, и затем вместе указываются и различные наказания, последовавшие от Бога, как возмездие за те грехи. В настоящем же, 106-м, псалме пророк псалмопевец призывает народ к исповеданию и благодарению Бога за Его милости и благодеяния, указывает примеры сих благодеяний в различных периодах исторической жизни народа: и в путешествии израильтян, под предводительством Моисея, по Аравийским пустыням (ст. 4–18), и в сказании о морских бурях, которые Господь воздвигает и утишает, и проч. Кроме сего, в одном только этом, 106-м, псалме введено повторение, до четырех раз, стиха: Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим (ст.8, 15, 21 и 31), – и другого стиха: Я воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я (ст. 6, 13, 19 и 28). Пс.106:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf «Человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи» ( Лк.14:16 ). Повествование Пророка Моисея о сороколетнем странствовании сынов Израилевых в пустыни представляет между прочим три особенно предмета достойные внимания нашего. Первый: каким чудесным образом, и с каким изобилием Бог питал их. Путешествующим чрез пустыню безводную и бесплодную Израильтянам оставалось погибнуть от глада и жажды: но Господь по беспредельной благости Своей уготовляет для них богатую трапезу; из камене источает воду, с неба посылает манну, которая называется «хлебом Ангельским» ( Пс.77:25 ); потому ли, что ниспосылалась при содействии Ангелов; или потому, что и сами Ангелы, если бы только имели нужду в пище, с удовольствием ее вкушали бы по причине превосходной ее сладости. Второй предмет, обращающий внимание наше, есть великая неблагодарность строптивого народа к своему Избавителю и Господу: «роптаху людие на Бога и на Моисея глаголюще: вскую извел еси нас из Египта убити нас в пустыни; яко несть хлеба и воды? и душа наша негодует о хлебе сем тщем... Седше плакаху сынове Израилевы, и рекоша: кто ны напытает мясы? помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей, и огурцы и дыни, лук и червленный лук и чеснок. Ныне же душа наша изсохла, ничтоже точию манна пред очима нашима» ( Чис.21:5, 11:4–6 ). Какое сравнение манны, хлеба небесного с мясами, огурцами безвкусными и не питательными, и даже с луком и чесноком? Третий предмет, достойный внимания, есть казнь, поразившая строптивых плотеугодников. «Слыша Господь, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа, и потреби часть некую от полка... И посла Господь на люди змиев умерщвляющих, и умроша людие многи от сынов Израилевых» ( Чис.11:1, 21:6 ); и наконец в праведном гневе Своем Господь изрек на них последний приговор: «в пустыни сей падут телеса ваша; чада ваша наследят землю, от неяже вы отвергостеся» ( Чис.14:29–31 ). В сем повествовании предлагается нам, яко в зерцале, все содержание чтенной ныне Евангельской притчи. Какое поразительное сходство и единство Ветхого Завета с Новым. Там Израильскому народу посылаема была с неба манна: «здесь уготована вечеря велия, и званы многие». Там Израильтяне, воспоминая котлы Египетские, предпочли грубые брашна хлебу Ангельскому: здесь выгоды мирские, удовольствия чувственные и домашние занятия заставили званных отказаться от вечери. «Начаша вкупе отрицатися вси» ( Лк.14:18 ). Там презревшие манну положили кости свои в пустыни, и не удостоились увидеть земли обетованной. Здесь разгневанный Домовладыка определил, что из презревших приглашение его никто уже не удостоится вкусить вечери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010