Скачать epub pdf Аллилуиа, Аггея и Захарии (псалом) 145 Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так называемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа – и каждый из них надписывается словом Аллилуиа , что значит: «Хвалите Бога». Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию Аллилуиа имеют прибавление слов: Аггея и Захарии . Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов – происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии. Пс.145:1–2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. Как хорошо это начало псалма напоминает подобное же начало других псалмов словами: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс.102–103 ). Хотя не одно и то же лицо было составителем всех этих псалмов, но дух ревности о славе Божией одинаково проникал их душу и сердце и возбуждал их на хвалу и благословение Бога. Такая же хвала Господу, какою начинается сей псалом, была воспета и во всем содержании предыдущего (144-го) псалма. По такому характеру сих псалмов св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои; и здесь опять начинает: Хвали, душа моя, Господа. Ибо немало служит к очищению души сие, т.е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: «так да светит свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, Который на небесах» ( Мф.5:16 ); и Павел также: «прославьте Бога телом вашим и духом вашим» ( 1Кор.6:20 ). И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. Сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом поскольку праведники находятся с нами и поют вместе...» с. 11:31]. Из этих хвалебных воззваний видим, что псалмопевец старался постоянно держать себя в молитвенном настроении, чтобы всегда быть готовым к прославлению Бога, как в настоящей жизни, так особенно в будущей, где не будет к тому никаких препятствий, почему как в предыдущем (144-м) псалме говорил: «На всяк день благословлю Тя» (ст. 2), – так и здесь говорит: пою Богу моему, Дóндеже есмь, что самое буквально выразил и в псалме 103, стихе 33, т.е. буду петь хвалу Богу моему до тех пор, пока существую.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

О службах церковных Умилительна служба предпраздненства Введения «Священносицы Девы» Да, светло становится на душе от этих священосящих дум. Господь еще милостлив к нам, грешным. (21/XII 28) 2. Какое изысканное изящество и глубина мысли в Введенских стихирах! И как хорошо уходить в них (подбор сравнений, сопоставлений и образов поэтических). Такой просветляющий смысл, столько мыслей, такое переживание праздника, плодотворное для души, способное дать ей все новые и большие ощущения, чистые, неподдельные – подлинные церковные восприятия праздника. Какое счастье – переживать вместе с церковью (всею) подлинные церковные переживания. (21/XII 30) 3. Праздник Введения – предначатие рождественской радости. «Пойте Господевы вся земля, и веселием воспойте люди». Весело и чудесно петь ирмосы Р.Х. (21/XI 30) 4. Вот так бы построить жизнь свою – как пресв. Богородица во храме. И это был бы лад, духовная музыка гармонии божественной на струнах сердца в творчестве молитвы или осияния ся. Да, так внутренно хорошо бы наладить жизнь. (21/XI 31) 5. Храните слово, всаждаемое с кротостью примите ( Иак. 1:21 ), и оно да свеляется в вас богатно. Надо вырабатывать именно это вхождение внутрь себя. Да, внутрь Божественного храма… Дивно прислушиваться к давно знакомым и словно новым звукам, обновляющихсяв душе. (21/XI 30) 6. Храм Божий должен быть для нас школою благочестия, здесь мы должны воспитывать свой дух и исполняться премудрости Божией и благодати. (21/XI 24) 7. Какое для души наслаждение побыть в храме Божием и во внимании к богослужению и с самим собой. Да, какая-то простота входит в душу, именно; чувствуешь в полноте и простоте, что «настоящее найдено» и ничего больше не нужно (30 г.). Драгоценно оставаться долго в храме. Лучше день сидеть во дворах твоих, паче ты….. (29/XI 31) 8) «Хорошо вести б литургию» – да, это есть первее всего вхождение в себя, и потом вхождение в жизнь церкви. (20/VII 29) 9) «Аз же по множеству милости твоея вниду в дом твой» ( Пс. 5:8 ) Лучшее, что есть – это светлость благоговейного состояния. В чувстве благоговейного страха есть неизреченное веселье. (13/XII 32)

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй. Достоинство девства ...девственники,сии суть первенцы Богу ( Откр.14:5 ). Первобытное состояние человека, данное ему от Бога, было девственное; и хотя Бог создал и жену и велел плодиться и размножаться, но тогда уже, когда Адам увидел у скотов мужеский и женский пол, и захотел им уподобиться (Ср. Быт.2:20 ). При таком-то вот желании нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), и лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:9 ). Зато скоро первый человек, будучи еще невинным, в угодность своей жене, сделался непокорен Богу, навлек на себя проклятие и стал доставать себе пропитание в поте лица. Если таково следствие женитьбы, то и оказалось человеку, что лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Лучше и потому, что грешный человек и плодит и множит теперь одних грешников, из коих едва кто спасется, тогда как многие пойдут в муку вечную. Лучше и потому еще, что неженатый заботится об одном – как угодить Господу; а женатый более о мирском – как угодить жене ( 1Кор.7:32, 33 ). Попечение же о мирском производит смерть ( 2Кор.7:10 ), как сказано, – отвращает душу от Бога, заставляет забывать Его. А Писание ясно говорит: пойдут в ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), – ибо помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); и их конец погибель, кои мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Впрочем, если и женится человек, не согрешит в этом деле, и если девица выйдет замуж, не согрешит; но таковые будут иметь скорбь по плоти ( 1Кор.8:28 ), да и не в силах будут служить Господу без развлечения. Известно, что плоть желает противного духу ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, делается спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. От исполнения похоти плотской берется у нас начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ). Потому блажен, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит благая Господня, в сей юдоли слез обрящет благодать от Бога и человеков. Особенно великим благом девство служит для дев, избавляя их от Божьего приговора – быть в подчинении мужу и в болезни рождать детей (Ср. Быт.3:16 ). Кто ищет блаженной жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хощу, говорит он, вас беспечальных быти, – да вси человецы будут якоже аз ( 1Кор.7:31, 7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей на сынов века сего. «Жизнь безбрачная, – по слову Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает чистые желания свои одному Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вместо предисловия Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Пс. 36:30–31 Такими чертами псалмопевец описывает праведного, т. е. благочестивого человека, верного и строгого исполнителя Закона Божия, и в этих чертах ясно отражается нравственный облик в Бозе почившего 11 февраля сего 1898 года архипастыря нашей Церкви высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, который, в юности восприяв в сердце своё и усвоив себе закон Божий, до конца дней многолетней жизни своей остался верным исполнителем его, и ни разу не поколебались стопы его в этом исполнении. За то и Господь хранил и умудрял его, так что уста его изрекали премудрость и язык его произносил суд и правду. К голосу его прислушивались не только простые и лишь искавшие премудрости, назидания и суда, но и достигшие в той или другой мере обладания ею, правом назидания и суда люди, стоящие у кормила власти. При жизни своей почивший архипастырь не любил, чтобы о нём говорили, чтобы его восхваляли и т. п. «Обо мне же, – писал он в одном частном письме от 17 февраля 1894 года, – чем меньше упоминается, тем для меня приятнее» 1 . Как известно, он был враг юбилейных торжеств и чествований отдельных лиц и, ввиду приготовлений других к чествованию его собственного 50-летия общего служения Церкви и отечеству, имевшего исполниться именно в означенном 1894 году летом, решительно и во всеуслышание заявил, что «поздравлений принимать или на присланные отвечать не будет» 2 . Ещё в 1888 году в одной из проповедей с церковной кафедры, именно в слове на день Успения Пресвятыя Богородицы, сказанном на текст темже прежде времене ничтоже судите ( 1Кор. 4:5 ), в Бозе почивший архипастырь коснулся вопроса о «восхвалении живых» и, опираясь как на слова приведённого сейчас текста, так и на слова одной богослужебной книги, относящиеся к празднику Успения Богоматери понеже никтоже прежде смерти достойне блажим бывает 3 , сильно восставал против юбилейных чествований живых людей и находил, что «прославление живого преждевременно» 4 . В отношении к себе лично он и с этой стороны остался вполне верен. Ни одного юбилея в своей жизни он не допустил праздновать. Портретов с себя он также не дозволял снимать 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава 17 1–4. Стан в Рефидиме, ропот народа. 5–7. Моисей чудесно источает воду из скалы. 8–16. Битва с амаликитянами. Исх.17:1 .  И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. Промежуточными станами между Сином и Рефидимом были Дофка и Алуша ( Чис. 33:12–13 ), местоположение которых в точности неизвестно. Движение евреев определялось «повелением Божьим», т.е. указанием шедшего впереди их облачного столпа ( Исх. 40:34–38, 9:15–23 ). Последний пред Синаем стан Рефидим полагают или в долине Фейран, отличающейся плодородием и обилием вод, собирающихся в ручеек, вытекающий из скалы ( Исх.17:6 ), или в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый седалищем Моисея. Исх.17:2 .  И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? Исх.17:3 .  И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Со стороны народа ссора с Моисеем состояла в обвинении его за изведение из Египта и подвержение новому бедствию – смерти от жажды ( Исх.17:3 ). В ее основе лежало сомнение в божественной помощи: народ не был уверен в присутствии в своей среде Господа ( Исх.17:7 ), второй раз ( Исх. 15:24 ) делал греховную попытку убедиться, поможет Он Моисею или нет ( Пс. 77:18 и др.); ввиду этого ссора и являлась искушением Бога. Исх.17:4 .  Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. Исх.17:5 .  И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; С чудодейственным жезлом ( Исх. 7:20, 14:16 ) в руках Моисей выступает пред народом в качестве чудотворца. Евреи поверят ему, как посланнику Божию ( Исх. 14:31 ), исчезнет намерение убить его, а потому ему нет оснований бояться смерти: «пройди перед народом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 “В садах услады — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напар­ниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения — сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи” (Коран 56.12–19; 28–37; 78.31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева  — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр 21:2,12,21,25; 22:2–5). Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии — апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету — в доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2), говорит Господь, и апостолу Павлу, “знавшему человека, восхищенного в Рай” (см. 2 Кор 12:2), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр 11:16). И этот новозаветный образ “града Божия” в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс 45:5), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего (Ис 60:11,14,19).

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

Параграф I II III IV V «В садах услады – толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника – от него не страдают головной болью и ослаблением среди лотоса, лишенного шипов, и акации, увешанной плодами, под далеко раскинувшейся тенью, на берегу текучих вод и средь плодов обильных, не истощаемых и не запретных, и ковров разостланных, и Мы создали им (напарниц) творением особым и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами Для богобоязненных есть место спасения – сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи» (Коран 56:12–19, 28–37, 78:31–35) 1 . И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Откр.21:2,12,21,25, 22:2–5 ). I. Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов: в противовес коранической вечноцветущей идиллии – апокалиптический образ Града. Причем этот образ свойственен не только Апокалипсису, но и всему Новому Завету – в доме Отца Моего обителей много ( Ин.14:2 ), говорит Господь, и Апостолу Павлу, «знавшему человека, восхищенного в Рай » (см. 2Кор.12:2 ), пришлось обмолвиться: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город ( Евр.11:16 ). И этот новозаветный образ «града Божия» в свою очередь восходит к некоторым архетипам Завета Ветхого: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего ( Пс.45:5 ), и др.; особенно яркие параллели описание апостола Иоанна имеет с 60-й главой книги пророка Исайи, где Господь, обращаясь к Иерусалиму, говорит: И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего ( Ис.60:11,14,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клятва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения. Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими , — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ). Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ). Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему? Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми. Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ). В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ). Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля ) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ). Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

http://azbyka.ru/klyatva

Скачать epub pdf 5. Рождество Христово (по церковным песнопениям). Тайны Рождества Христова «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ). Через весь Ветхий Завет красной нитью проходят обетования о пришествии в мир Мессии. Чаяния этого пришествия, братия и сестры, составили «живую душу» Ветхого Завета, его движущую силу и конечную цель. Книги великих и малых пророков потому назывались и называются пророческими, что они устремлены были в грядущие дали, предрекая светлое будущее, связанное с явлением в мир Мессии ( Ис. 7:14; 9:6; 11:10; 40:3; 42:6; 49:8 ; Иер. 23:5–6; 31:31–35; 33:14–16 ; Иез. 34:23–24 ; Дан. 2:35; 4:44; 3:92; 7:13–14; 9:24–26 ; Зах. 3:8 ; Агг. 2:7 ; Мал. 3:1 ; Мих. 5:2 ; Пс. 2:6–7; 109:1–4 ). Из поколения в поколение ветхозаветные люди ждали пришествия в мир Славы Израиля ( Лк. 2:32 ), рождения от Девы Эммануила ( Ис. 7:14 ), восстановителя Царства Израиля ( Деян. 1:6 ) и тщательно составляли родословные таблицы в ожидании Его появления. Отголосок этого интереса к предкам мы находим и у евангелиста Луки, когда он, говоря о пророчице Анне, дополнительно замечает, что она дочь Фануилова, от колена Асирова ( Лк. 2:36 ). В воскресенье перед Рождеством Христовым, братия и сестры, своды наших храмов обычно оглашаются чтением Евангелия от Матфея родословной Иисуса Христа: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду, и прочее, и прочее 106 . Вторая половина этого чтения посвящается краткому повествованию о самом рождении Спасителя. Это повествование мы слышали и сегодня. Что совершилось при Его рождении? Совершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ): Вторая Ипостась (Лицо) единого Божества, Единородный Сын Божий вочеловечился, воплотился, принял человеческий образ, стал Сыном Человеческим, оставаясь сыном Божиим. Вочеловечение Сына Божия произошло, прежде всего, потому, что Бог, как всесвятой и всесовершенный Дух, не мог непосредственно явиться среди людей. «Если бы угодно Ему прийти неприкровенным Божеством, – говорит святой Макарий Великий , – кто бы мог вынести сие? Посредством же тела Он возглаголал к человекам» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010