Псалом 131 Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131:8 , где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на « место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» ( Пс.131:10 ). Стихи Пс.131:8–10 , кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма ( 2Пар. 6:41–42 ). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени. Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18). Пс.131:1 .  Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: «Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался. Пс.131:3 .  «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; Пс.131:4 .  не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, Пс.131:5 .  доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова». Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии. Пс.131:6 .  Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим. Пс.131:7 .  Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. «Подножие ног Его» – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 .  Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 .  И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 .  Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 .  Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 .  Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещен при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо «воссел одесную величия на высоте» ( Евр.1:3 ), т. е. одесную Бога, в то время как Ангелы «суть служебные духи» ( Евр.1:14 ). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя «Сына Божия» (Пс.2и 2Цар.7:14 ), «Первородного» ( Евр.1:6 ), Христос прямо именуется «Богом», престол, Которого «в век века», т. е. вечен ( Пс.44:7–8 ) и «Господом», сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем как лета Его не кончатся ( Евр.1:10–12 , Пс.101:26 ). Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время как об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» ( Евр.1:7 ; Пс.103:4 ) (в еврейском подлиннике это место читается так: «Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами», и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более как тварные, служебные силы у Бога), т. е. все они суть только «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которому «Бог покорил будущую вселенную» ( Евр.2:5 ), Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерти, за что и Бог «славою и честию увенчал Его... все покорил под ноги Его» ( Евр.2:7–8 ; Пс.8:7 ) (слова: «не много Ты унизил его пред Ангелами» ( Евр.2:7 ), сказанные прор. Давидом ( Пс.8:7 ), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми людьми ( Ис.53:3 ; Пс.21:7 ). Как Богочеловек, Он стал «вождем спасения», приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий ( Евр.2:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Приблизится время открыто действовать Ему среди людей, и пошлется ангел пред лицем Его уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис.40:3; Мал.3:1). Затем внезапно явится Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем, и почиет на Нем Дух Господень (Ис.11:2), о чем Он Сам потом засвидетельствует: Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). В первый раз свет проповеди Его воссияет в Галилеи языков, около Иордана и моря Тивериадского, в пределах завулонских и неффалимских (Ис.9:1). Затем три с половиною года Он будет благовествовать, врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем (Ис.61:1), проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:5-6). Он трости сокрушенной не преломит и льна курящегося не угасит, но воистину изнесет суд (Ис.42:3). Но напрасно будет простирать Он руце Свои весь день к людям непокаряющимся и противу глаголющим: они не пойдут путем истинным, а вслед грехов своих (Ис.65:2). Внемля внушению пророческому, возрадуется дщи Сионя, начнет проповедовать дщи Иерусалимля, видя Царя крепкого, грядущего к ней на жребяти (Зах.9:9). Из уст младенцев и ссущих (грудных; питающихся молоком матери. - Ред.) совершится Ему хвала (Пс.8:3); но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2:2). Один из ядущих с Ним хлеб восстанет против Него (Пс.40:10) и продаст за тридцать сребренников (Зах.11:12). Тогда враги Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его; пожените и имите Его, яко несть избавляяй (Пс.70:11). Тогда взят будет Пастырь и разыдутся овцы стада; посмотрит Он одесную Себе и не увидит никого, кто бы узнал Его (Пс.141:5). Восстанут свидетели неправедные и солжет неправда себе (Пс.26:12). Но Он не отверзет уст Своих; яко овча на заколение поведется, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако и Он не отверзет уст Своих (Ис.53:7). Враги будут скрежетать на Него зубами, а Он не воспротивится и не станет прекословить: плещи Своя вдаст на раны и ланиты на заушения, и лица Своего не отвратит от студа заплеваний (Ис.50:6). При посредстве древа предадут Его смерти (Иер.11:19); ископают руки и ноги Его, и изочтут все кости Его; разделют ризы Его между собою и об одежде Его метнут жребий (Пс.21:17-19); дадут на снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом (Пс.68:22); вси видящии Его поругаются Ему и, покивая головами, скажут: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Псалом 83 Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83:3 и Пс.83:11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия ( Пс.83:10 ). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» ( Пс.83:12 ). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии. Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13). Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Пс.83:5 .  Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21:23). «Чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Пс. 25:7). «Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25:8). «Возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5). «Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим» (Пс. 17:22). «Уста праведника изрекают премудрость и язык его произносит правду» (Пс. 36:30). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9). «Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5).     Тропарь священномученику, гл. 4: «Соучастник образа жизни Апостолов и преемник их служения, ты достиг дара восхождения на высоту богопознания; поэтому изъясняя слово истины, ты ради веры пострадал до смерти, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ.     Прокимен, гл. 4: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».     Стих: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1, 5).     Тропарь священномученикам, гл. 4 (3 и 4 Октября Дионисия, Ареопаг, и Иерсфея-еп. Афинск): «Научившись в совершенстве добродетели, умеренный во всем, облекшийся благопристойно доброю совестью, ты почерпнул таинственное от избранного сосуда — Апостола Павла, и, сохранив веру, совершил течение, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобномученику, гл. 4 Андрею Критскому (15 Октября) и Стефану Новому (28 Ноября): «Укрепленный подвигами благочестия на горе, ты оружием креста уничтожил полчище невидимых врагов, после этого и к страданиям мученическим мужественно приготовился, поразив Копронима мечем веры, и за подвиги украсился венцом от Бога, преподобномученик (имя) всегда памятный».     Тропарь мученице, гл. 4: «Агница Твоя Иисусе (имя) громко взывает: люблю Тебя, Жених мой, и, ища Тебя, страдаю, распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении и переношу мучения за Тебя, чтобы царствовать с Тобою, и умираю за Тебя, чтобы жить в Тебе; но, как жертву непорочную, приими меня, с любовию приносящуюся Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ей, Отче Святый, покрый Твоим милосердием раба Твоего и не остави меня, да не рекут о мне враги мои: пожрохом его (Пс. 34:25). Потому что Ты — Защитник мой, Господи, и о Тебе пение мое выну (Пс. 70:6) и во веки веков. Аминь». [Col. 1697]    Посему так придем к Благому Владыке и не будем малодушествовать в чем-либо, но будем подвизаться мужественно, помня написанное: Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. И прибавляет: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:1, 7-8). Ему же слава во веки. Аминь.    То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся.    «Пастырь Ерма». Заповеди. 9.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. Слово 86. О труде    Труды по Богу спасают человека и дают ему дерзновение говорить Богу: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя(Пс. 24:18); Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего (Пс. 68:4). Посему предадим, возлюбленные, тело наше вместе с душой на труд в постах, бдениях, псалмопениях, непрестанных молитвах и рукоделии, чтобы принять нам мзду, егда даст возлюбленным Своим сон (Пс. 126:2), то есть отдохновение. Какую же мзду? Чтобы стать нам наследниками и сынами    Божиими. Ибо это и есть мзда плода чревняго (Пс. 126:3), то есть воздержания. Ибо таковые обретаются словно Апостолы, особенно подвизающиеся в нестяжании. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове [оттрясенных] (Пс. 126:4), то есть отрясших себя от вещества века сего. Каковые и ублажаются как исполненные прекрасным вожделением (Пс. 126:5). И: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех (Пс. 126:5), то есть во время исхода своего из тела, когда приходят злые демоны, стремясь исхитить душу из тела. Посему какой премудрый не будет трудиться, зная это, даже до смерти, чтобы спасти душу свою? Но не только душу спасают труды по Богу, но и тело делают здравым и крепким. Ибо Бог дарует крепость по намерению человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

13. «Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров» – «Не отврати» в еврейском тексте теперь читается «не скрывай». – Связь речи здесь такая: не отвращай лица Своего от меня; если Ты это сделаешь, я уподоблюсь...; или: не отвращай лица Своего, чтобы мне не уподобиться. – «Нисходящим в ров» см. объяснение к Пс.87:5 (примеч. 4). 14. «Слышану сотвори мне заутра милость Твою» – «Заутра» значит не «завтра», а – «рано утром». (См. заутреня – утренняя служба; завтрак – утренняя еда). См. напр., Пс.54:18 : «вечер и заутра и в полудне повем... и услышит глас мой», т.е. «вечером и утром и в полдень буду умолять»; Пс.89:14 : «исполнихомся заутра милости Твоея Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся»; Пс.91:3 : «возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». Таким образом, слова «слышану сотвори мне заутра милость Твою» означают: «дай мне поскорее, теперь же (еще сегодня утром) услышать Твою милость». Смысл этих слов совершенно тот же, что и в Пс.5:4 : «заутра услыши глас мой». – «Яко на тя уповах». «Уповах» по точному смыслу греческой глагольной формы следует перевести: «стал уповать», «возложил упование». По связи речи, однако, удобнее, кажется, поставить здесь, в русском переводе, глагол в настоящем времени. То же необходимо заметить относительно следующих двух глаголов «воздвигох», «прибегох». 15. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду» – «Скажи» буквально с греческого: «объяви», «сделай мне известным». Смысл этого стиха: «Господи, научи меня, что мне делать». 16. «Яко к Тебе взях душу мою» – Греческий глагол, переведенный здесь словом «взях», значит не «брать, а – «поднимать», «возносить». Поэтому «к Тебе взях душу мою» значит: «к Тебе я вознес душу свою», или «к Тебе вознесся я душою», «к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры» (Златоуст). Это вполне соответствует и еврейскому тексту, в котором здесь читается: «к Тебе возношу душу мою». Слово «взях» в этом смысле встречается и в других псалмах, напр., в Пс.85:4 : «возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе возношу душу мою», т.е. «ибо к Тебе возношу я душу мою»; или в Пс.23:7 : «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя» т.е. «поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь двери вечные». В других случаях тот же греческий глагол переводится – и, кажется, вернее – глаголами «воздети» или «воздвигнути»; см. напр. Пс.62:5 : «о имени Твоем воздежу руце мои», т.е. «вознесу руки мои»; или Пс.24:1 : «к Тебе, Господи, воздвигох душу мою» («возношу душу мою»).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей, обличая и запрещая их, посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут» ( Пс.93:3 ). «Расточи их силою Твоею» ( Пс.58:12 ). «Воздай им по делам их, ...за то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его» ( Пс.27:4–5 ). «Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» ( Пс.72:20 ). Или, воссылая моления свои к Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он, сам сойдя с небес, исполнил просьбу его: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» ( Пс.143:5 ); «Господи! не замедли» ( Пс.69:6 ). «Скоро да предварят нас щедроты Твои» ( Пс.78:8 ). И что же человеколюбец Бог , хотящий всем человекам спастись и в познание истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в истине? Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых, но «наклонил Он небеса и сошел» ( Пс.17:10 ) и все устроил для спасения рода нашего, всему научил нас и словом и делом. Так, желая научить, как будущие предстоятели церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). Слушайте же, предстоятели церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков. Затем, изгоняя вон всех, очевидно противомыслящих, и, предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Мф. 15:13 ), – что и сбылось. И именно Он сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые соборы, бывавшие по временам, утверждая их Божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: «Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, – цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 38 Псалом для исполнения был назначен Идифуму, одному из начальников хора при Давиде. Псалом написан Давидом. По близкому сходству его содержания с содержанием Пс.37 , можно считать его написанным по тому же поводу и в одно время с первым, Пс.37 , т. е. в начале восстания Авессалома, когда вместе с сознанием своего греха пред Богом Давид мог ожидать и гибели от врагов. Господи, я буду хранить и хранил молчание пред своими нечестивыми врагами. Но это молчание вызвало сосредоточение мысли на своем положении, у меня явилось опасение: не должна ли моя жизнь кончиться в самом скором времени? (2–6). Я вижу ничтожество человека пред Тобою, Господи, и надежда моя только на Тебя (7–8). Прости мои беззакония и избавь от врагов. Прекрати наказывать меня своими обличениями, но услышь мой вопль о помиловании, не карай меня бедствиями до наступления смерти, но прекрати их (9–14). Пс.38:2 .  Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Пс.38:3 .  Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Давид, пораженный болезнью (см. Пс. 37 ), на которую смотрел, как на заслуженное последствие своего греха, решается не отвечать на все несправедливые обличения, которые возводились на него его врагами (см. Пс. 37:13 ) «доколе нечестивый предо мною», пока гнев Божий, допускающий это главенство над ним нечестивого не прекратится. Давид с покорностью Божественному провидению решается молчать и тогда, когда он мог сказать о том «добром», что он делал и что забывали его враги, старавшиеся находить в нем одно дурное. Пс.38:4 .  Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: «Воспламенилось сердце», «в мыслях моих возгорелся огонь» – Давида мучили жгучие, беспокойные опасения относительно исхода своей болезни. Пс.38:5 .  скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Пс.38:6 .  Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010