Богородицы Одигитрии в Пече (между 1330 и 1337): вокруг медальона с Христом Пантократором (в куполе надпись: «Г(оспод)ь с небес(е) на землю призре слышати вьздыхание окованныхь и раздрешити с(и)ни оумерьщьвление вьзвестити вь Сионе име Г(оспо)дне и хвали его вь Иерусалиме» - Пс 102. 19-21); на зап. стороне - престол под сенью с висящим сосудом для мира, на престоле лежат закрытое Евангелие, копие и свернутый литургический свиток, по краю которого читается слово «Аминь»; от престола 2 процессиями идут по 6 ангелов-диаконов с литургическими предметами, на восточной стороне - престол без сени, на нем лежит прикрытый покровцом Ангец под звездицей, Которому поклоняются архангелы в придворных одеждах; Агнца осеняет херувим с 2 восьмиконечными рипидами (см.: 1991). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Чаще в росписях варьируется уже известный тип «Н. л.» без изображения Христа-Агнца. В росписи кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне (1320-1321) в Великом входе участвуют все чины небесной иерархии - медальон с Христом Пантократором окружен чередующимися серафимами, херувимами, престолами в виде крылатых колес, 4 тетраморфами, а ярусом ниже на склонах - 2 пустых престола под кивориями и симметричные процессии ангелов в диаконских одеждах с кадилами и литургическими предметами в руках (см.: Манастир Хиландар/Приред.: Г. Београд, 1998. С. 221; Покровский. 2001. С. 374. Рис. 126). В ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348) изображен один престол под киворием на вост. стороне, осеняемый 2 серафимами; ангелы (21 фигура) в диаконских и священнических ризах двигаются по кругу от востока на север, запад и юг ( 1995. С. 99-102. Ил. 2, 3). В куполе ц. арх. Михаила в Леснове (1341-1346/48) - также один пустой престол под балдахином на вост. стороне, но симметрично изображены встречные процессии ангелов, а на зап. стороне между ними - 2 херувима-тетраморфа по теофаническому видению прор.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Мне скажут: на что же власти? Где цензура? Да она ведь в сущности, давно уничтожена; мерзость давно гуляет, как чумная зараза распространяется по Руси, пока, наконец-то, ее заметят, обратят внимание кого следует, последует распоряжение изъять ее из продажи, а – смотришь – она уже вся распродана, и – лови ветер в поле!.. Хотите иллюстрацию к тому, что говорю? Извольте! Я получил брошюрку под довольно длинным заглавием: “Хитромудрый (умный) способ отравления души малорусского народа его просветителями безбожием и безнравственностью”. Автор – Михаил Вербич. А издал брошюрку воронежский епархиальный миссионер Л. 3. Купцевич. Автор не напрасно поставил в эпиграфе жалобу царя-пророка Давида: “Время сотворит Господеви, яко разориша закон Твоей ( Пс. 118:126 ). Видно, его русское верующее сердце чувствует, что такие явления, как то, о коем он хочет писать, даром не проходят не только для тех, кто является ближайшим их виновником, но и для несчастного народа нашего. А пишет он вот о чем. “Самый популярный писатель у нас, в Малороссии, это малорусский поэт Тарас Гр. Шевченко. Начиная с 40-х годов, его сборник стихотворений под названием “Кобзарь” издавался много раз и возбудил к себе общую любовь. Во всех изданиях прошлого столетия не было ничего антирелигиозного, противозаконного. И вот в 1906 году Полтавское губернское земское собрание, зная поэзию Шевченко по этим только сборникам, “Кобзарям”, испросило разрешение на сбор пожертвований на памятник Шевченко и на постановку этого памятника в матери городов русских, в Киеве. Около того же времени в Петербурге, “Общество Т. Г. Шевченко”, в 1905 г., представило в цензурный комитет самый полный сборник “Кобзаря”, напечатанный, во Львове, в 1902 г., и цензура разрешила печатать “Кобзарь” этот без всяких сокращений. Сказанное общество вошло в соглашение с другим – “Благотворительным обществом издания общеполезных и дешевых книг”, тоже в Петербурге, и, за время с 1907 по 1909 гг., выпускает до 40 000 экз. Теперь дальше. Общество перепродает право издания книгопродавцу Яковенко, который выпускает за два издания не меньше 30 000 экз. Итого, за четыре издания, отпечатано было 70 000 экз. Но вот, в феврале 1911 г. все четыре издания были объявлены конфискованными. Но эта конфискация была в пустой след! Ведь три первых издания были уже распроданы: иначе не было бы надобности выпускать 4-е, которое одно и могло быть конфисковано, да и то довольно поздно. Все же можно думать, что 60 000 экз., если не больше, распродано. Это полнейшее издание “Кобзаря” разошлось, конечно, главным образом по Малороссии, и его можно встретить, и теперь даже, и в сельских, особенно земских читальнях-библиотеках, не говоря уже о частных домах”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

На тему демографии в последние годы было много сказано, и часто, и с разных трибун, самой значимой из которых был, как думается, приснопамятный Церковно-общественный форум " Духовно-нравственные основы демографического развития России " , проходивший 18-19 октября 2004 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Показателен состав организаторов и координаторов этого мероприятия: Московская Патриархия и аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Приветствия участникам форума направили многие политические и общественные деятели, включая первое лицо государства. Сюжеты, посвященные открытию акции, были показаны по всем центральным каналам. Вся совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о крайней заинтересованности государственной власти в участии Русской Православной Церкви в проекте (фактически ставшем немного позже «национальным») по преодолению демографического кризиса. Интерес государства к Православию в данном контексте не только очевиден, но и вполне обоснован. Церковь обычно рассматривается всеми политическими силами во всех странах с христианской историей как поборница традиций, в том числе социальных и семейных, апеллирующих к библейскому принципу, наиболее лаконично выраженному словами Псалмопевца: " Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева " (Пс. 126,3) . И здесь самое время сказать о причинах имеющейся ситуации... Итоговый документ форума однозначно указывает: «...такая ситуация обусловлена не столько экономическими, но, прежде всего, духовными причинами».   Налицо констатация двух родов (групп) причин демографического кризиса: экономических и духовных. Начнем с последних. Поскольку форум официально именовался церковно-общественным, надо понимать, что выработанный на его заседаниях итоговый документ, является отражением некой совокупной позиции как церковных, так и светских институтов. Поэтому следует полагать, что понятие «духовности» должно иметь в высшей степени общий и «предельно неопределенный» характер.

http://bogoslov.ru/article/291873

После мн. безуспешных ходатайств о переводе в др. епархию 6 (или 2) дек. 1742 г. В. был назначен на Воронежскую кафедру, 23 дек. прибыл в Воронеж. При Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре основал славяно-лат. уч-ще. У Черниговского еп. Амвросия (Дубневича) «испросил к себе» учителя Лазаря (Богословского) и назначил его архимандритом мон-ря, также пригласил учителей из Киева и Москвы. Планировал вместо духовного приказа во главе с белым священником учредить консисторию в составе 2 архимандритов. Похоронен в воронежском кафедральном Благовещенском соборе. В завещании В. значительные денежные суммы (всего 2790 р.) предназначены для раздачи на помин души в мон-ри, а также крещеным башкирам и вотякам. Оставшаяся после смерти В. б-ка ( более 80 книг на рус., церковнослав., англ., нем., франц., голл., итал., польск. языках, латыни) указом Синода от 2 авг. 1744 г. была оставлена в архиерейском доме для ДС. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 157. Прил. XV; Т. 2. Ч. 1. 1879. 119, 230; Т. 3. 1878. 23, 470; Т. 4. 1880. 547; Т. 5. 1897. 343; Т. 9. 1913. 20, 358; Т. 10. 1901. 315; Т. 11. 1903. 190, 233, 259, 294, 359, 437; Т. 12. 1902. 229, 321, 336; Т. 14. 1910. 5, 22, 36, 143, 268, 300, 350, 446, 471; Т. 15. 1907. 7, 134, 179, 224, 375; Т. 16. 1906. 58, 143, 156, 173, 201, 214, 445. Прил. XVI; Т. 18. 1915. 184, 347, 508; Т. 19. 1913. 55, 159, 201, 243; Т. 20. 1908. 34, 86, 306, 309, 415; Т. 21. 1913. 84, 126, 134, 290, 310, 327, 427, 478, 611, 626, 694, 700; Т. 22. 1914. 31, 105, 379, 425, 449, 563, 680, 810, 868, 875, 1122, 1165; Т. XXIII. СПб., 1911. 26, 130, 331, 380, 389. Соч.: Письма В. моск. главнокомандующему гр. Салтыкову//РА. 1900. Кн. 2. 8. С. 415-416. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 54; Димитрий (Самбикин), архим. Преосв. Вениамин, 6-й еп. Воронежский//Воронежские ЕВ. 1870. 12. С. 565-570; 13. С. 603-614; 23. С. 1031-1039; Лесков Н. С. Святительские тени: Любопытные сказания архиерея об архиереях//ИВ. 1881. Май. С. 53-69; Рудаков В. [Рец. на:] Тр. Вятской учен. арх. комиссии 1905 г. Вып. 4, 5-6. Вятка, 1905-1906//ИВ. 1906. Май. С. 629-631; Еп. Вениамин (Сахновский)//Воронежские ЕВ. 1902. 18. С. 425-448; Покровский И. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Сент. С. 389-435; Никольский П. В. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1908. Вып. 7. С. 59-159; Комолов Н. А. Воронежские архиереи сер. XVIII в.//Из истории Воронежского края. Воронеж, 1998. Вып. 7. С. 64-72; он же. Еп. Вениамин (Сахновский)//Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки. Воронеж, 2003. С. 128-137.

http://pravenc.ru/text/150313.html

Прошу передать от меня Божие благословение маме крестной (прошу ее святых молитв и благословения), сестре и братьям и всем прочим родным и знакомым; о всех них молился всегда. Да благословит и спасет их Господь! У всех прошу прощенья, а наипаче у тебя, ибо ошибки мои сознаю. Прости. Господь да будет со всеми нами! Грешный иеромонах Никон. 26 сентября 1919 г. Козельск, тюрьма. II Христос посреди нас, дорогая мамаша! Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу святых твоих молитв и родительского благословения! О себе что писать мне? Я жив и здоров. Нужд никаких особых не имею, необходимое все получаю, тружусь несколько в письмоводстве, много занят бываю различными делами, касающимися вообще нашего общего жития, пою на клиросе и, наконец, служу, предстоя престолу Божию во святом алтаре. Что касается моей внутренней жизни — и по келии, и по душе, — то это далеко не всем можно знать. Келия моя в длину имеет 5 аршин, в ширину 3 аршина 6 вершков, в одно окно; келия для меня дороже всяких пышных домов и чертогов. Что касается условий нашего общего жития, то это дело сложное и вместе очень простое. Сложное, ибо трудно изложить на бумаге все, что мы переживаем и предпринимаем, простое, ибо " аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие " (Пс. 126, 1). Да, нужно принимать меры возможные, подсказываемые здравым разумом, а противные духу христианского и иноческого жития отвергать, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней. Гордость человеческая говорит: " Мы сделаем, мы достигнем " , и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах. Но никто и ничто не повинуется гордости, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаться воле Божией. Это первое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» ( Тит.1,6 ). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» ( Тит.2,4-5 ). Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2,15 ). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием ( 1Тим.5,4 ). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад  надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид ( Пс.126,3 ). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжёло грешат перед Господом. Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например, великомученица Варвара), но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств их детей. Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику – сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает, что словами последнего «спасёшься ты и весь дом твой» ( Деян. 10, 6 ). Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и его детей. Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» – свидетельствует премудрый Соломон ( Притч. 20, 7 ). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-v...

Христианские родители! Если Господь благословил вас детьми, не упускайте драгоценного времени в их воспитании. Великий подвиг вам предлежит – борьба за своих детей: борьба с грехом и диаволом, борьба с духом времени, с духом мирского развращения и неверия. Враг рода человеческого, со всем сонмищем темных духов ходящий по лицу земли как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ) из людей, верных Господу, в наши дни особенно ополчился на наших детей, чтобы пленить их, отторгнуть от Христа, развратить. Родители, стойте на страже душ ваших детей! Воспитывайте их с самого раннего детства в вере и благочестии, в страхе Божием и доброй нравственности. Бодрствуйте в молитвах о своих детях. Только всесильная благодать Божия, при вашем добром воспитании и руководстве, может сохранить их и утвердить в вере и благочестии. Сия вседействующая благодать Божия освятит и утвердит все, что в наших силах, и все, что выше наших сил, восполнит и усовершит 447 . «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» 448 . В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды. Чтобы восполнить, хотя бы в небольшой степени, пробел в наших знаниях о христианском воспитании детей, мы предоставляем христианским читателям в систематизированном виде по этому вопросу ряд полезных советов святых Отцов и учителей Церкви и наших церковных и светских писателей. Дети – одна из целей супружества, и вместе с тем обильный источник семейной радости. Поэтому христианские супруги должны желать и ждать детей, как великого дара Божия ( Пс.126:3 ), и молиться об этом благословении Божием. «Бездетные супруги действительно суть нечто обиженное, хотя иногда это бывает и по особенным намерениям Божиим» 449 . Неиспорченное чувство русского народа, воспитанного на христианских началах, всегда воспринимало детей как благословение Божие, как дар Божий. К прискорбию, в наше время изменилось это воззрение, и получили распространение весьма превратные взгляды на рождение детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Вот наследие от Господа – сыновья! Награда – плод чрева!» ( Пс.126:3 ). Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Смысл этих слов следующий: если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь свободная от опасностей и исполненная мира. Что это значит? В награду, говорит, они получат многочадие. Хотя оно есть дело природы, но когда Бог подаст Свою помощь, то и оно будет успешнее, потому что и оно нуждается в помощи свыше, при ней наполнится Иерусалим множеством жителей. Впрочем, благоденствие их не ограничится только этим, т.е. построением, сохранением и многочадием, но к этому присоединится и нечто другое; а что именно, пророк объ­ясняет в дальнейших словах: «что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных» ( Пс.126:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «связанных» ( πεδητων). Смысл слов его следующий: они не только будут находиться за без­опасными стенами, в укрепленном городе, среди многочис­ленных детей, но и будут страшны для врагов, так страшны, как стрелы. Не сказал просто: «стрелы, но в руке сильного». Стрелы сами по себе не страшны, но: когда они в руках че­ловека сильного, тогда грозят смертью нападающим. Так они будут страшны. Кто они? «Сыновья изгнанных», т.е. тех, ко­торые некогда были слабы, были связаны. Он постоянно напо­минает им и о прежних бедствиях во время благоденствия, чтобы всеми средствами исправить сердце их, – и тем, что они потерпели, и тем, от чего избавились, и тем, чем бу­дут наслаждаться. «Блажен, кто исполнит желание свое чрез них: не у стыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими» ( Пс.126:5 ). Другой (Феодотион) говорит: «блажен, кто наполнит колчан свой ими» ( φαρετραν). Т.е. и это будет дано им: сила телесная, страх для других невыносимый, многочадие, безопасность, красота го­рода, победа и трофеи на войнах. Потому он и ублажает их, как имеющих наслаждаться таким благоденствием. Они бу­дут, говорит, вооружены. Но не в этом поставляет их бла­женство, а в том, что они не постыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В древнем Израиле посредством псалмов люди могли: прославлять Бога (см. Пс 105); говорить о своей печали (см. Пс 13); учить (см. Пс 1); выражать почтение израильскому царю и молиться о том, чтобы он правил мудро и судил справедливо (см. Пс 72); рассказывать о власти Бога над всем творением (см. Пс 47); проявлять свою любовь к Иерусалиму (см. Пс 122) и отмечать праздники (см. Пс 126). Конечно, псалмы могли служить одновременно многим целям. Христос нередко ссылался на псалмы, когда проповедовал и учил. Часто цитировали их и новозаветные писатели. У первых христиан они тоже звучали в песнопениях, наставлениях и пересказах Благой Вести о том, что сделал Бог для мира через Иисуса Христа. Можно заметить, например, что только на один стих из Псалма 118: «Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем» (118:22) — в Новом Завете дано шесть ссылок как на предсказание об отношении руководителей израильского народа к Иисусу и о Его роли в созидании Церкви.   КНИГА ПЕРВАЯ. (Псалмы 1–41)   ПСАЛОМ 1 1Блажен тот а, кто совету людей нечестивых не следует, на путь грешников кто не встает 3Он — как дерево, что у реки посажено, вовремя плод свой принесет оно, и лист его никогда не увянет. Успешен он во всяком деле своем. 4Не таковы нечестивые, не таковы! Они — как мякина, что ветер повсюду разносит. 5Не устоит нечестивец на Суде Божьем, и грешник — в собрании праведных. а путь безбожника в погибель ведет.   ПСАЛОМ 2 1 К чему это неистовство народов и эти тщетные замыслы язычников? и правители сговариваются 3«Разорвем путы их, — говорят они, — сбросим с себя их оковы».   4Восседающий в небе на престоле посмеется над ними, выставит на посмешище их Господь. 5Скажет Он им во гневе Своем, пылающей яростью Своей их устрашая: 6«Совершил Я уже посвящение Царя Моего   7О воле Господа возвещать Я стану! Он сказал Мне: «Ты Сын Мой, Я ныне Отцом Твоим стал. 8Проси у Меня, и дам Я в наследие народы Тебе и землю от края до края Тебе во владение. и, словно посуду из глины, их разобьешь».   10Будьте ж мудры, цари,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

       «серебро твое стало изгарью» ( Ис.1:22 ) – оно даже не растрачено: на это серебро ничего не куплено, оно все вышло, полностью лишилось ценности, выгорело, – упразднено. «Ты упразднил» (hiphil) – от глагола шават: преставать, почить ( Быт.2:2,3 ); того же корня «суббота». «Нечестивые земли» – те, которых весь интерес – земное. Если учесть, что для переплавки использовались земляные формы, то образ получает завершение: при испытании (переплавке) нечестивого оказалось, что весь состав его души проникнут земным интересом, так что ничего ценного (бескорыстного, праведного) извлечь не удается. Если «серебро» души все выгорело, то бесполезно мучить (испытывать) такого человека. «Свидетельства» Божии, Откровение Божие можно крепче «полюбить», если знать, что возможна такая участь человека, когда в душе не остается ничего ценного. Пс.118:126             Время Господу действовать 555 :                         порушили Учение Твое. " Время» эт – также: срок. Учение-Тора – основание жизни. Когда народ, призванный нести Тору, порушил ее, разорил, удалил из жизни, Сам Бог должен действовать. «Срок» Боговоплощения настал, когда полностью извратили Тору 556 . Пс.118:139             Гнетет 557 меня ревность моя,                         ибо враги мои забыли слова Твои. «Ревность по доме Твоем снедает меня» ( Пс.69 /68:10). Когда человек ревнует о Боге, тогда его врагами становятся те, кто и Богу враг. Тогда же человек начинает видеть тех, кто враждебен до конца – изгладил из памяти («забыл») слова Божии. Пс.118:150             Приблизились охотники за коварством,                         от Учения Твоего – удалились. «Охотники» – «те, кто преследует, гоняется». Ср.: «взыщи мир (шалом) и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Хранение духовного мира требует целеустремленности и неотступности – преследования. Неотступность есть ценнейшее качество религиозной жизни. И такие же неотступные преследователи заняты охотой на праведника. Они даже не на праведника охотятся, они охотятся за коварством, чтобы вполне овладеть им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010