Скачать epub pdf О терпении, о кончине века и втором пришествии. О прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И Псалмопевец увещевает, говоря: «Потерпи Господа и сохрани путь Его» ( Пс.36:34 ). И Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: «скорбь терпение соделовает» ( Рим.5:3 ). Упражняясь в терпении, найдешь источник благ – упование; упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему, и достигнешь того, что «даст ти вся прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). Что блаженнее этого – приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат, Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: «еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» ( Гал.6:7 ). Сей в духе, чтобы пожать тебе живот вечный. «Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление» ( Гал.6:8 ). Послушай доброго советника, который говорит: «Сейте в себе правду, соберите плод живота» ( Ос.10:12 ). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брани, там и почести; где борьба, там и венец. Взирая на это, умощай (укрепляй) себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс.26:14 ). Приготовь дела свои к исшествию; приведи все в порядок на поле своем, а поле есть жизнь сия. Возьми добрый заступ – Новый Завет ; огороди владение свое терниями – постом, молитвой и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай душу свою. Как стерегущие виноградники бьют руками и громко кричат, и таким шумом останавливают злоумышленников, так делай и ты: возвысь голос, восклицай в псалмопении и прогонишь хитрого зверя – лисицу, то есть диавола, о котором в Писании сказало: «Имите нам лисы малыя», – и прочее ( Песн.2:15 ). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое (захочешь) устремляться на дела непристойные. Если в душу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами, то противопоставь щит веры и возложи на себя шлем упования. Извлеки «мечь духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:17 ). И вооружась так на врага, терпи и не будь нерадивым в брани. Напротив того, во всем трезвись и говори: «Знаем мы его замыслы». Итак, «радуйтеся» всегда, как написано: «Кротость ваша разумна да будет всем человеком» ( Флп.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Скачать epub pdf Псалом 16 Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду , т.е. молитва , внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так: Пс.16:1 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых. Пс.16:2 От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты. Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора. Пс.16:3 Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ( 1Кор.2:11 )? Посетил еси нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать ( 1Цар.26:7–10 ). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

LX. О различных религиозных вопросах Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при разговоре о различных религиозных вопросах 1) О Божестве Иисуса Христа Мф.13:55–56 . «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сёстры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?». Объясн. Это говорили те, кто «соблазнялся о Нём» (Иисусе Христе), а кто не соблазнялся, тот громко исповедовал Христа Сыном Бога Живого: Мф.14:33:16:16 ; Ин.16:30 ; да и Сам Иисус Христос говорил: «Я и Отец одно»: Ин.10:30:8:58 . Ин.1:4 . «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». Объясн. И сам Господь говорил о Себе, что Он имеет жизнь в Себе самосущую: Ин.5:26 ; называет Себя жизнью: Ин.11:25 , и жизнью вечной: 1Ин.5:20 ; о Нём мы живём и движемся и существуем: Деян.17:28 , соединяемся и срастаемся с Ним: Рим.6:5 , как розга с лозой: Ин.15:5 . Ин.10:34–35 . «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание». Объясн. В Ветх. Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). Иисус Христос не равняет их с Собой, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущен с Отцом: Ин.10:30:36 . Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2 . Ин.14:9 . «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца?». Объясн. Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38:17:21 ; так как во Христе обитает вся полнота Божества телесно: Кол.2:9 , то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIV Пс.103:25             Это – море великое и широкоохватное 497 ,                         там движущееся, и [ему] нет числа,                         животные малые с великими. «Широкоохватное» – в Писании часто подчеркивается, что морю (особенно если оно – образ сатанинских сил) положены пределы. «Движущееся» ремес – перевод «пресмыкающееся» (LXX, ТМс), «гади» (LXXc) слишком узкий; стр. сказанное Ною после Потопа: «все движущееся (ремес), что живо, будет вам в пищу» ( Быт.9:3 ). «Море» – так названа «жизнь человеческая по причине непостоянства и вечного движения в ее делах, – «море» житейское» (ПсСвОт). «В высшем смысле «море сие – великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа» есть сердце человеческое со всеми помыслами и желаниями… порождениями злых духов» (ПсСвОт). Пс.103:26             Там корабли ходят,                         левиафан сей, которого Ты сформовал –                         поиграть им. «Корабли» – сравнительно с живностью моря (житейского) или движениями глубокого человеческого сердца, корабли суть создания человеческого разума, которые «ходят» по морю, имея цель и маршрут. В контексте символических значений стихов 25 и 26, «корабли» – это цивилизованные образования человечества и продукт организованной деятельности. «Корабли» здесь – символ могущества человека – богоборческого могущества человека 498 , поскольку сразу за «кораблями» является весьма редко упоминаемый «левиафан». Ливйатан – «извивающийся, вьюн, свитый, крученый», возможно, «связанный», чудовище морское (LXX: дракон). В Книге Иова сатана описан под видом двух символических животных: бехемот («скоты, скотье», скотов скот, скотовище) и морское чудовище ливйатан (левиафан). Описанию бехемот " а и левиафана посвящена большая часть Второй речи Господа к Иову ( Иов.40:15 /40:10 ц.-слав.). По смыслу всей Книги, по контексту речей Господа Иову, при тщательном анализе текстов на древнееврейском и древнегреческом языках 499 , согласно христианской традиции, бехемот и левиафан – образы диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Слово в Великий Четверток Печаль объемлет мою душу и недоумение останавливает мой помысл, когда я вспоминаю об окаянном Иуде. С такой высоты и в какую пропасть он поверг себя! От такой славы апостольского чина к какому, страстный, пришел бесчестию! Отпал от такой сладости Учителя и обложил себя такою горечию сребролюбия! Оно-то и довело его до горькой смерти от удавления. И сбылось на нем пророческое слово: «удаляющиеся ... от Тебе погибнут» (Пс. 72.27). Владыка и словом и делом отвлекал его от падения. Делом, — когда омыл ему ноги и сподобил вечери. Словом, — когда говорил: «един от вас предаст Мя» (Мф. 26:21), — выражаясь вообще, а не желая обличить его пред всеми, обличая только его совесть и возбуждая ее к покаянию. Кого не умилили бы эти слова: «Сын человеческий идет по реченному; обаче горе человеку тому, имже предается» (Лук. 22:22)? Но Иуда не внял. Такова-то жестокая душа: ей трудно придти к исправлению, она постоянно взирает на погибель, к которой стремится. Посмотри, какой пример к исправлению видел Иуда в блудной жене. Но он не обратил внимания на ее покаяние, а погибал в то самое время, когда она спасалась. Повествуя об этом, евагелист говорит: «тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом рече: что ми хощете дати и аз вам предам Его» (Матф. 26:14—15). «Тогда шед...» когда же? Когда блудница возненавидела грехи и пришла к покаянию, когда совлеклась скверной одежды блужения, когда притекла к Учителю, являя много любви в многоценности принесенного дара, когда слезами омочила пречистые ноги Его и власами своими отерла их, когда получила совершенное отпущение многих грехов, раздрала рукописание их и посрамила диавола... А Иуда тогда шел соглашаться в цене, помрачив духовное око свое сребролюбием. Он уже не чувствовал, с какой высоты падал О, чудо! Какое внезапное изменение той и другого! Одна, бывши рабою врага спасения, получила свободу, припав к Избавителю; другой отошел от Учителя и стал рабом сребра. Та, блудная и посрамленная. приобщалась к чину мироносиц, — этот имя ученика изменял на мерзость предательства. Та удостоивалась благохваления во всем мире, по слову Господа: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия в память ея» (Матф. 26:13); а этот покрывал себя бесславием. О окаянство Иудино! Потому-то и говорит Павел: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3080...

Обязаны мы, возлюбленные, по словам Апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Сол.5:11). В другом же месте сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак.4:17). Но послушай, что и Пророк говорит: се устнам моим не возбраню (Пс.39:10). Итак умоляю вас, примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове; извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно; то это - дело благодати. И потому так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: рабе лукавый и ленивый, подобаше тебе вдати сребро Мое торжником: и пришед, Аз взял бых свое с лихвою (Мф.25:26.27). Да подаст Господь нам, приявшим слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь. Глава 1 Слушай, возлюбленный, пришедши с тем, чтоб стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7.10). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде нежели облекся в сей образ, знай, что идешь на подвиг. И с кем у тебя брань? Слушай того, кто говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:12.13). Итак не изнемогай в своем течении, пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушен; лишенный принадлежащего тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр.11:26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, егоже обеща любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь. Глава 2. Притча

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/762/...

Искушение Бог не попускает на нас искушения паче силы нашей 1 . В хрустальный и стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение (св. Тихон Задонский ). 2 . Золотых дел мастер, бросая драгоценный металл в огонь, забывает ли его там? Нет, он очень дорожит им, очень бережет его. Он сидит в ожидании у горнила, внимательно наблюдает за металлом, и, как скоро видит свое изображение отражающимся в расплавленном золоте, он заключает, что опыт кончен, и тушит огонь. Так точно и Спаситель бодрствует над горнилом бедствий, в котором христиане должны быть очищены, не допуская ни малейшего страдания напрасно и ожидая только, чтобы образ Его отразился в их сердцах. И чада Его выходят оттуда, как золото, очищенное седмерицею («Цветник духовный»). 3 . Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит, – кажется, что будто солнце оставляете нас; однако ж оно всегда и в такое время тончайшие свои лучи испускает к нам. Так, когда темный облак и буря искушений находит на нас и покрывает нас, тогда кажется, что Бог как бы оставил нас; однако ж Бог и в такой тьме верного Своего не оставляет, но сокровенною силою Своею сохраняет его. И как верен, не оставит его искуситися паче, еже может; но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи ему понести ( 1Кор.10:13 ). Не отчаивайся же, христианин, когда искушение какое постигнет тебя, но молись и призывай Его; тогда и ожидай помощи Его, по неложному обещанию Его: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс.49:15 ). Бог ожидает в искушении терпения и подвига твоего, а не уныния и негодования. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа ( Пс.26:14 ), без совета и изволения Которого ничто не бывает (из кн. «Сокровище духовное, от мира собираемое» св. Тихона Задонского ). Как переносить искушения? Как вы поступаете во время сильной бури? – Терпеливо дожидаетесь тихой и ясной погоды: благость Божия поселяет в вас надежду наслаждаться после грозы приятным временем. Так же поступайте, когда клевета и злоба вас преследуют: без роптания переносите оскорбления и с благодушием ожидайте минуты, в которую Промысл озарит вас лучами радости («Цветник духовный»). Необходимость и польза искушений

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мед: почему он так важен для Православия? У меня тут что, медом намазано?!! – восклицает иной человек, желая выразить недоумение и недовольство скоплением людей вокруг себя. Звучит грубовато, но доходчиво. Неудивительно, что пристальный, повышенный, обостренный интерес к личности или месту ассоциируется с медом… 26 декабря, 2006 У меня тут что, медом намазано?!! – восклицает иной человек, желая выразить недоумение и недовольство скоплением людей вокруг себя. Звучит грубовато, но доходчиво. Неудивительно, что пристальный, повышенный, обостренный интерес к личности или месту ассоциируется с медом… О значении мёда в православии «У меня тут что, медом намазано?!!» – восклицает иной человек, желая выразить недоумение и недовольство скоплением людей вокруг себя. Звучит грубовато, но доходчиво. Мед сладок, душист и красив, не говоря уже о его целебных свойствах. Неудивительно, что пристальный, повышенный, обостренный интерес к личности или месту ассоциируется с медом и тем, как на него слетаются соответствующие насекомые… Ключевое слово: соответствующие . Вышеприведенный фразеологизм, если вдуматься, не столько выражает раздражение навязчивостью и бесцеремонностью окружающих (друзей, знакомых, почитателей, поклонников, наконец, просто интересующихся личностью, ее делом или местом пребывания), сколько указывает на их хороший вкус, если, конечно, рассматривать вопрос в образном ключе Священного Писания и Предания: мед и молоко текут в Земле Обетованной – так символически описывается Богом ее изобилие (Исх. 3; 8), лишь «суды Господни… слаще меда и капель сота» (Пс. 18; 10 – 11), и слова Его тоже сравниваются с медом, чтобы выразить блаженство молящегося, превосходящее все радости мира сего: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118; 103). Мед ассоциируется у нас с пчелами, а они – образ не только трудолюбия, но и мудрой избирательности, на которую обращает внимание свт. Василий Великий в беседе «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями», говоря, что пчелы «не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым».

http://pravmir.ru/slashhe-meda/

Разделы портала «Азбука веры» Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010