Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/180712.html

11. Мысли о терпеливом перенесении скорбей I. «Скорбь можно сравнять с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным». (Из кн. «Утешение скорбящим, почерпнутое из Св. Писания». Москва, 1855 г., стр. 219, 157–158). II. «Ты скорбишь, – говорил св. Антоний В. св. Дидиму, жаловавшемуся на свою слепоту, – что лишен зрения, глаз, которыми смотрят комары и мошки, ничтожные животные; лучше радуйся, что имеешь глаза херувимские, которыми видишь Бога и воспринимаешь свет, а это дороже зрения телесного!» (Сократ, кн. 4, гл. 25). III. Мать Синклитикия говорила: «Испросив себе позволение, дьявол поражает тяжелыми болезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты – грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после Суда и не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» ( Пс.117:18 ); ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину; если ты праведник и подвергаешься болезням, то через это от великого переходишь к большему, ты – золото, и через огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкой? Наказуешься простудой? Но Писание говорит: «проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой» ( Пс.65:12 ). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: «Нищ и боляй есмь аз» ( Пс.68:30 ). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо Псалмопевец говорит: «в скорби распространил мя еси» ( Пс.4:2 ). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами». (Скит. пат.). IV. Авва Исаак заболел тяжкой болезнью и долго страдал от нее. Один брат приготовил для него немного варенья, в которое положил слив; но старец не хотел отведать. Брат просил его, говоря: «Поешь немного, авва, ради немощи». Старец отвечал ему: «Поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни» (Из Скит. патер.),

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира Псалом 35, изображая господствующее в мире нечестие (ст. 2–5) и прославляя величие благости и правды Божией, охраняющей верующих (ст. 6–8), развивает ту мысль, что как ни велика и страшна сила зла, но бесконечно больше того сила бодрствующего над миром благого, правосудного Промысла, почему верующие под охраною Его, могут утешаться радостною надеждою избавления от угрожающих им опасностей со стороны нечестия мира (ст. 8 б – 12) и с уверенностью ожидать полного его поражения и падения (ст. 13). В надписании псалом приписывается Давиду, и нет сомнения, что действительно принадлежит ему, потоку что из библейских писателей никто более Давида не испытал на себе в разных обстоятельствах своей жизни истину раскрываемой в псалме мысли и никто потону не имел столько побуждений к раскрытию ее в утешение и ободрение верующих. И мы знаем, что подобные мысли действительно высказываются и развиваются во многих именно Давидовых псалмах, особенно: 10, 11, 13, 37, 51, 52, 56, 57; а все эти псалмы столько представляют сходства в характере и языке между собою и с 35 Пс., что не может быть и речи о принадлежности, как которого-нибудь из них, так равно и рассматриваемого нами псалма иному писателю. – Когда и при каких обстоятельствах написан был Давидом этот псалом, в содержании его нет определенных указаний; но по некоторым признакам можно предполагать, как и предполагали уже бл. Феодорит и Евф. Зигабен (толк. на ст. 1, ср. также толк. Анфима, патр. иерус.), что он написан был после последней встречи Давида с своим гонителем при холме Гахила, когда Саул, пристыженный великодушен и словами Давида, притворно раскаивался в своей несправедливости к нему и убеждал его возвратиться домой, обещаясь не делать ему более зла (ср. 1Цар.26:3–25 ). К подтверждению вероятности такого предположения служит а) то, что в 4 ст. псалма говорится о нечестивом, что слова уст его – неправда и лукавство не хочет он вразумиться чтобы делать добро, а Давид при указанном случае действительно не верил искренности сознания и обещаний Саула, почему и не решился не только вернуться домой, но и подойти к нему, чтоб возвратить взятые у его изголовья сосуд и копье ( 1Цар.26:21–22 и 25 б ), – б) то, что тогда Давид явственно испытал на себе явление воспеваемой в Пс.благости и правды Божией, избежав опасности попасться в руки Саула ( 1Цар.26:12 ), освободившись от дальнейшего его преследования ( – 25 б и 27:1:4) и приобревши себе в пределах Гефского царства относительное спокойствие и безопасность ( – 27:5–7) и в) то, что, по выражениям псалма, он верует в скорое и совершенное падение своих врагов (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 16 1–6. Прибытие в пустыню Син. Ропот евреев. 7–36. Чудесное ниспослание израильтянам пищи: перепела и манна. Исх.16:1 .  И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. Через месяц по выходе из Египта ( Чис. 33:3 ) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море ( Чис. 33:10–11 ). Исх.16:2 .  И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, Исх.16:3 .  и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. Ропот направлен против обоих братьев – их божественного посланничества: «вывели нас в пустыню» ( Исх. 3:10 ), а вместе с тем и против самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти ( Пс. 77:18, 105:14 ), основанием для ропота является боязнь голодной смерти, более мучительной, чем смерть от египетских казней в состоянии полного материального довольства: «сидели у котлов мясных» ( Чис. 11:4–5 ). Исх.16:4 .  И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; Исх.16:5 .  а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» ( Исх.16:3 ) не должно иметь места. Дан будет хлеб с неба, т.е. манна ( Исх.16:15 , Пс. 77:24 ), в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта ( Исх.16:8 , Пс. 77:25 ). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога ( Втор. 8:16–17 ) и в то же время приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме субботы ( Исх.16:29 ). В этом отношении дарование манны является испытанием народа еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 15 Еврейское надписание miktam – «Золотая поэма», славянское – «столпописание» указывают на ценность содержания псалма. У всех народов древнего и нового мира существовали и существуют обычаи увековечивать память о важных событиях и лицах постановлением разных сооружений в честь их. «Столпописание» указывает, что содержание псалма по своей ценности и важности заслуживает быть написанным на столпе во всеобщее сведение и на хранение в памяти потомства. С рус. языка «песнь» указывает на вокальное исполнение псалма. Как по надписанию, так и по свидетельству кн. Деяний ( Деян. 2:25–28, 13:35–36 ) псалом принадлежит Давиду. Относительно времени написания псалма можно найти указания в его содержании. Во Пс.15:2 Бог не требует от Давида «благих». Под последним выражением можно разуметь жертвы, составлявшие главнейшую и обязательную часть ветхозаветного культа. Когда Бог не требовал от Давида жертв, находим указание в Пс.15:3 . Под «святыми» здесь разумеются евреи, как народ Богоизбранный, получивший от Бога великие обетования и призванный к великому служению. Давид в этом псалме отличает себя от евреев, живших на земле «Его», т. е. назначенной ему Богом, Палестине: значит, в означенное время он вне евреев, не в Палестине, а за ее пределами. В Пс.15:4 ст. Давид изображает нечестие окружавших его людей, но в этом нечестии, в служении ложным богам, он не принимает никакого участия. Все это рисует Давида находящимся вне своего народа, вне возможности приносить Богу жертвы, окруженным язычниками. Таким же положение Давида было при Сауле, когда он от его преследований вынужден был бежать в Секелаг, к филистимскому царю Анхусу ( 1Цар. 27:1–7 ). Сохрани меня, Господи! Я взываю к Тебе, и стремлюсь к святым на Твоей земле (1–3). Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой – Ты (4–6). Я благословляю Тебя, который научал и подкреплял всегда меня (7–8). Я уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство (9–11). По недостаточной ясности и полноте в развитии мыслей и по краткости выражения последних этот псалом считается одним из самых трудных для толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Е.А. Авдеенко Кафизма XV На вопрос Пилата: «Царя ли вашего распну?» – «первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин.9:15 ), а народ кричал «сильно: распни, распни его» (см. Мк.15:14 ). Псалом говорит о грехах народа, которые не дали опознать Мессию. Пс.106:27             Празднуют, шатаются, как пьяный,                         и вся мудрость их – поглощена. «Празднуют» – специально для этого стиха предлагают значение «кружатся» (BDB, p.290). Однако «празднуют» вполне уместно: так обозначается торжество и беспечность. «Шатаются» – Каин «шатающийся» ( Быт.4:12 ) 503 . «Поглощена» – «поглотить» означает совершенно изъять из этого мира; так поступает Господь с враждующими на Него: «Яхве в гневе Своем поглотит их, и поест их огонь» ( Пс.21 /20:10). Как пала мудрость тех, кто был мудр когда-то, сказал Христос:       «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Псалом 108 – псалом проклятий. «Сказанное в виде желания говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это по причине их злобы» (ПсСвОт). Человек враждует на Бога, а Бог на человека – нет. У Христа нет врагов, но восстающий на Мессию поднимает такой грех погибельный, который опознается как «гнев Божий» и «проклятие». Господь же никого не проклинает, хотя проклятие происходит – от Божьего миропорядка 504 . Господь ни против кого не гневается – «заушенный за род человеческий и не прогневавшийся» 505 . Господь осуждает грех не в теле другого (в таком случае мы бы все погибли). Он осуждает грех в Своей собственной Плоти 506 . Такова главная тема Псалма проклятий – «ужаснись, человече». Пс.108:1             Руководителю [хора]. Давида псалом.                         Боже хвалы моей, не умолчи. «Руководителю» хора – такое надписание для псалма проклятий имеет отдельное значение: общество должно услышать и прослушать, каким страшным будет богоотступничество. «Боже хвалы моей» – кратчайшая форма исповедания веры: я знал и произносил истинную хвалу (техила) Тебе 507 . «Не умолчи» – именно потому, что я право верую и исповедую 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний ( Деян. 4:25 ), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего». В Пс.2:1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру ( Пс.2:5–9 ), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом ( Пс.2:6 ) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима. Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг ( 2Цар. 7:12–16 ), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами. В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе 1. Ухищренные твои доводы и сплетения умозаключений достаточно поколебал я силой Духа, а также на возражения и противоположения из Божественных Писаний (которыми святотатцы истины, скрадывая смысл написанного, склоняют на свою сторону многих и возмущают путь истины) дано уже мной общее решение, и решение, сколько сам себя уверяю, для благомыслящих не неясное, а именно: те речения Писания, которые более возвышенны и боголепны, приложил я к Божеству, а те, которые более низки и человекообразны, отнес к новому нас ради Адаму и к Богу, соделавшемуся страждущим в борьбе с грехом. Но, поспешая словом, не рассмотрел я каждого из таковых речений в отдельности. Поелику же ты, чтобы не увлечься толкованиями, имеющими вид вероятности, требуешь кратких решений и на сии речения, то, для облегчения памяти разделив числами, подведу их под общий обзор. 2. Первое и особенно готовое у них изречение есть следующее: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя ( Притч. 8:22 ). Как отвечать на сие? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать прежнего за последнее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящей Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено. Ибо Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например: море рече то и то ( Ис. 23:4 ), и бездна рече: несть во мне ( Иов. 28:14 ); также небеса представлены поведающими славу Божию ( Пс. 18:1 ), и мечу повелевается нечто ( Зах. 13:7 ), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния ( Пс. 113:6 ). Но не будем отвечать подобным сему образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали сие за нечто твердое. Напротив того, положим, что это слова Самого Спасителя – истинной Премудрости, и рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога, иначе она была бы первоначальнее Самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтобы все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поелику здесь находим и слово созда, и другое ясное речение: раждает мя ( Притч. 8:25 ), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли созда сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд ( Пс. 110:7 ), для которых помазан Он Божеством, потому что сие помазание относится к человечеству. Но слово раждает мя употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольному и рождаемой по рождению первому и более непостижимому?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010