С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины... и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос» – Дан. 9:24–27 ); д) указано явление перед Мессией Предтечи ( Ис. 40:3–5 ; Мал. 3:1 ); е) многие частные обстоятельства в жизни Спасителя, а именно: поклонение волхвов ( Пс. 77:2 ), совершение многих чудес ( Ис. 35:3–4 ), вход во Иерусалим ( Зах. 9:9 ), предание Его одним из учеников ( Ис. 40:10 ) и именно за 30 сребреников ( Зах. 11:12,13 ), явление лжесвидетелей на суде ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ), осуждение на смерть ( Пс. 93:21 ): ж) пророк Давид предсказал в 21 псалме о крестных страданиях Спасителя с такой ясностью, как бы сам был у креста ( Пс. 21:2,7–9,15–20 ); с такой-же ясностью предсказывал о них и пророк Исаия («...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (53:2–5 и сл.); з) пророками предсказано было о сошествии Господа во ад, о воскресении Его, вознесении на небо, сидении одесную Вога Отца ( Пс. 15:10; 67:19; 109:1 ). Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. Всеобщая жажда искупления и спасения. Ожидание Божественной помощи Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. – В то время, как избранный народ обетованиями, прообразами, жертвами и пророчествами подготовлялся к принятию Мессии, остальную часть человечества Промысл Божий вел к той же цели иными путями. Языческий мир, забывший Единого Бога и лишенный сверхъестественного откровения, должен был пережить и испытать всю глубину нравственного падения, всю глубину заблуждения, чтобы, наконец, подобно блудному сыну в евангельской притче, прийти в себя, раскаяться и почувствовать в полной мере жажду искупления и спасения. История древнего мира показывает, что перед пришествием Христа Спасителя человечество дошло до крайней степени упадка в религиозно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А матроны, замечая, что священники нуждаются в их пособии, проникаются гордостью; раз уже испытав на себе владычество мужей, предпочитают свободу вдовства, называются непорочными и нонами и после сомнительной вечери видят во сне апостолов. Да будут тебе подругами женщины, исто­щенные постами, бледные лицом, умудренные возрастом и жизнью, ежедневно воспевающие в сердцах своих: Где пасешь ты? Где отдыхаешь в полдень? (Песн. 1, 6) и от души говорящие: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1, 23). Будь послушна родителям: подражай Жениху своему. Нечасто выходи в общество. Вспоминай о мучениках на ложе твоем. У тебя никогда не будет недостатка в предлогах к выходу в общество, если ты пожелаешь выходить всегда в случае необходимости. Да будет у тебя пища умеренная и желудок всегда не наполненный. Многие, воздерживаясь от вина, опьяняются обилием пищи. Когда ты встанешь на ночную молитву, пусть будет тебе тошно не от несварения в желудке, но от отощания. Чаще читай, изучай как можно более. Пусть сон захватывает тебя, когда ты держишь книгу, и пусть лицо твое склоняется на святую страницу. Пусть будет у тебя ежедневный пост и послабление себе, чуждое пресыщения. Нет пользы, пропостившись два-три дня, наполнять пустое чрево, прекращая вместе с тем пост и вознаграждая себя за него чрезмерной сытостью. От этого тупеет обремененный ум и орошенная земля рождает терние похотей. Когда ты почувствуешь, что внешний человек оживает в цвете юности, когда после принятия пищи на постели охватит тебя приятная роскошь пожеланий, возьми щит веры, которым будут угашены разженные стрелы диавола. Все они пылают прелюбодейством, как печь (Ос. 7, 4) сердца их. А ты, последовавшая стопам Христовым, внявшая словам Его, скажи: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 32). И еще: Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюбие (Пс. 118, 140). Трудно душе человеческой ничего не любить, необходимо, чтобы ум наш был привлечен к каким-нибудь привязанностям. Любовь плотская побеждается любовью духовной. Одно желание погашается другим. Насколько уменьшается здесь, настолько возрастает там. Поэтому тем более воздыхай всегда и говори на ложе твоем: Ночью искала я того, которого любит душа моя (Песн. 3, 1); умертвите, говорит апостол, земные члены ваши (Кол. 3, 5); поэтому и сам впоследствии откровенно говорил: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Умерщвляющий члены свои, живущий в этом мире только по-видимому, не боится сказать: Бых, яко мех на слане (Пс. 118, 83). Вся бывшая во мне мокрота похоти испарилась. Колена моя изнемогоста от поста (Пс. 108, 24). И забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101, 5–6).

http://pravoslavie.ru/2712.html

Кто из нас не хочет быть отверженным от Бога, тот должен знать, что только тот пребудет в век пред Богом, кто милость и истину Его взыщет ( Пс.60:8 ). Потому всяк, как сказано, иже не научится правде на земли и истины не сотворит, да возьмётся нечестивый, да не видит славы Господни ( Пс.26:10 ). Итак, нужно учиться закону Господню, нужно стараться познавать всякую правду Божию (праведное определение Божие), ибо заповедал Господь заповеди Его сохранити зело ( Пс.118:4 ), и не дал ослабы ни единому согрешати ( Сир.15:20 ). Господь сказал: не любящий Меня, слов Моих не соблюдает ( Ин.14:24 ). Царствие же Небесное уготовано одним только любящим Бога ( Иак.2:5 ). Итак, погибает тот из нас, кто не заботится об исполнении всякой заповеди Божией. Но человек – грешник, как сказано, уклоняется от обличения, и по воле своей обретает извинение ( Сир.33:19 ). Он говорит: какой же в том грех, что я забочусь о том, о чем нельзя не заботиться? И не понимает он, что грех есть не иное что, как сопротивление Богу, нарушение Его повелений, непокорность и вражда на Бога. Кто хочет примириться с Богом или смириться пред Ним, тот должен возлюбить закон Господень и исполнить всякую правду. Ибо мног, как сказано, мир бывает только любящим закон Господень ( Пс.118:165 ). А кто не любит его, не хочет исполнять его, тот уже не раб, а противник Божий, враг Креста Христова ( Фил.3:18 ). Только живущие по плоти, Богу утодити не могут ( Рим.8:8 ), как сказано; а живущие по духу, поступающие по слову Господню – ибо слово Господне дух есть (Ср. Ин.6:63 ) – хотя и знают, что пища и одежда сами собою не изготовляются человеку, но и тому верят, что иметь заботу о них грешно и противно Богу, когда Он не велит о том заботиться. Знаю я вас, – говорил Господь иудеям, которые не верили, что учение Его есть от Бога, – вы не имеете в себе любви к Богу. Аз истину глаголю; но вы не верите Мне – (тогда как любовь всему веру емлет). Аще не уверуете, умрете во гресех ваших; но сие скрыто от очей ваших ( Ин.5:42; 8:24, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но послушаю, что скажет Господь Бог . Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель (Ср. Исх.43:1, 3 ). Однако ж люди и самые лучшие несмысленны и медлительны сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога (Ср. Лк.24:25 ); то вот и вопиешь опять: доколе, Господи, забудеши мя? доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и ночь ( Пс.12:1, 2 )? Глас же Господень подкрепляет: терпением вашим спасите души ваши ( Лк.21:19 ); претерпевый до конца, той спасется ( Мф.24:13 ). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего ( Ис.26:8 ). В Писании сказано: аще приступавши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). Значит, искушения неизбежны всякому рабу Господню. И блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получит венец жизни ( Иак.1:12 ), Господь увенчает его милостию и щедротами (Ср. Пс.102:4 ). Потому не малодушествуй, раб Божий, но мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Ср. Пс.26:14 ). Терпит Господа тот, кто не унывает, но великодушно переносит искушения, какие посылаются для смирении его души. Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак.1:14 ), для того, чтобы познавал, что он нищ, и слеп, и наг и окаянен (Ср. Откр.3:17 ) и, чтобы всем сердцем уповал на Бога (Ср. Притч.3:5 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще; ибо терпящие Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся ( Ис.40:31 ). Всякое наказание (вразумление, обличение) в настоящее время кажется печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности ( Евр.12:11 ). Потому не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, ибо Господь наказывает всякого, о котором благоволит ( Притч.3:11, 12 ). Аз, их же люблю, обличаю и наказую ( Откр.3:19 ), – говорит Господь. Вот и Давид обличенный взывал: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною ( Пс.50:5 ), и терпел всякие наказания великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Отдавайте Кесарево Кесарю, и Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это святейшая заповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не сказал Господь: «давайте», – рассуждает святой Иоанн Златоуст , – а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг. Так и апостол Христов поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим.13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению». Всякий начальник, а тем паче царь «есть Божий слуга, тебе же на добро». Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:1–2, 4–5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает святой апостол Петр, – всякому начальству, а царю наипаче: «царю ...как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью апостола Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на Церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечом? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что «такова есть воля Божия», так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветхом Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ). «Кто раздражает царя, тот грешит против самого себя» (там же, 20:2). «Слово царское храни» ( Еккл.8:2 ). Тайны царевой не нарушай ( Тов.12:7 ). «Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем» ( Сир.7:5 ). «Даже и в мыслях твоих не злословь царя... потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» ( Еккл.10:20 ). Тебе ли судить судью твоего? Кто посмеет сказать царю: «что ты делаешь?» ( Еккл.8:4 ). Тебе ли познать тайны сердца царева, которое в руках Божиих? «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо» ( Притч.25:3 ). Наконец, самая важная обязанность верноподданного – молиться за царя. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). Слово Божие дает нам и образцы такой молитвы за царя: «Господи! спаси царя, и услыши ны» ( Пс.19:10 ). «Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице помазанника Твоего» ( Пс.83:10 ). «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву» ( Пс.71:1 ). «Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и родау» ( Пс.60:7 ). – «Да живет царь!» ( 1Цар.10:24 ). 127. Мученик за Царя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

§21. Что является единственным верным и безошибочным свидетельством о божественных вещах, только это следует принимать за начало Богословия. Но таково только слово Божие. Следовательно, только слово Божие следует принимать за начало Богословия. Обосновывается меньшая (посылка). Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс.11:7 ). Откровения Твои несомненно верны ( Пс.92:5 ). Вовек, Господи, слово Твое пребывает 12 на небесах ( Пс.118:89 ). Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства ( Притч.8:8 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ). Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано ( 1Пет.1:25 ). И помимо многого другого – поистине замечательная похвальная речь Писанию, когда Петр назвал Пророческое слово вернейшим своего видения, какое он имел на горе Фавор, и услышанного им небесного гласа. Мы имеем, говорит он, вернейшее Пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Пет.1:19 ). И хотя пророческое слово само по себе не было более верным или более истинным, нежели услышанный на Фаворе глас, ибо и то и другое было изречением Того же Самого Бога, но поскольку последнее было обращено к чувствам Петра, который видел и слышал, то, надо думать, он более верил свидетельству Пророков, нежели своим глазам или ушам. Однако Писание всех людей уличает во лжи: Нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему ( Пс.11:2–3 ). Мало того, весь этот Псалом приводит тот самый аргумент, который мы теперь обосновываем. Я сказал в исступлении 13 , всякий человек лжив ( Пс.115:2 ). Человека вполне правдивого кто отыщет? ( Притч.20:6 ). И то и другое заключение выводит Павел: и что только Бог , без сомнения, праведен, и что все люди лживы ( Рим.3:4 ). И то и другое (заключение выводит) в Своем Лице Бог согласно Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Аргумент 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Будь верен добродетели, не уклоняйся от подвига, чтобы не лишиться венца. Все удовольствия мира сего, его славу – отвергни с ненавистью и скажи вместе с Давидом: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, закон же Твой люблю. От всякого злого пути удерживаю ноги мои... Я клялся хранить заповеди Твои " ( Пс.118:163, 101, 106 ). Постарайся же всегда быть готовым, чтобы когда ни придет Тот, кто потребует душу твою, всегда нашел бы тебя готовым в покаянии, – и я ручаюсь тебе, что тогда Он не отлучит тебя от части спасаемых. Соблюдай всегда заповедь Господню: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ), и еще: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф.24:44 ). То же внушает и апостол: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Вдумайтесь, что это значит: «непрестанно». Это значит: всегда, во всякое время, и днем и ночью, и вечером и утром, и во всякий час, и за работой, и в пути, и в поле, и за сохой, и ложась спать, и вставая от сна. Не откладывай молитву на воскресенье или на праздник, не выбирай для нее места. Божество не ограничивается местом: «В Его руке глубины земли» ( Пс.94:4 ). Поэтому и пророк Давид, молясь каждый день и каждую ночь, не разбирал ни дня, ни места, но со слезами говорил и побуждал сам себя: «во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа» ( Пс.102:22 ). Так и вы, возлюбленные, не ждите известного часа или дня, не стесняйтесь местом, но, как было уже сказано, на всяком месте – и дома молитесь, и, в церковь придя, молитесь, и где бы не пришлось – молитесь, на всяком месте владычества Его. «Внимайте сему, все живущие во вселенной» ( Пс.48:2 ), «богатый, равно как бедный» ( Пс.48:3 ), мужчины и женщины, толпы народа, юноши и девицы, старые и молодые, цари земные и все судьи земли, послушайте написанное: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ). Отвергнувши «нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Или: Устами благословляли, а в сердце своем кляли ( Пс.61:5 ). Поэтому святые отцы, когда познали пророчество такого рода, решили одним облачением украсить сердце и гортань, чтобы не казаться двоедушными и лицемерными. Но сердце верует и любит, и от этого уста открыто провозглашают и возвещают, чтобы на деле сохраняя невинность каждый говорил: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс.118:11 ), – и, излагая учение, сказал: Устами моими возвещал я все суды уст Твоих ( Пс.118:13 ). VII. Noчeмy иподьяконы носят орари на левом локте, дьяконы на плечах, а священники на шее и на груди? Орари у клириков изображают иго Господа нашего Иисуса Христа, о котором сказано: Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко ( Мф.11:30 ). Поэтому орари делаются маленькими, чтобы обозначать легкость, и мягкими, чтобы передавать приятность. А с левой стороны их носят клирики затем, чтобы, отвергая юношеские похотения, делать все право. Сначала иподьяконы носят их на локте, чтобы отринуть призыв на служение миру и его ежедневные учения, 1027 а избрали новый род упражнений, научившись от слов апостола: Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Поэтому сперва освящаются руки иподьяконов, прежде чем они примут посвящение, чтобы они не прибегали к силе ударов, но стали подражателями псалмопевца и вместе с ним каждый научился воспевать: Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих... Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои... Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее ( Пс.118:48, 30,35 ). И когда иподьякон в этом укрепится, благозаконно укротит пыл первой юности и избавится от мальчишества, тогда его сочтут достойным принять обязанности дьякона, и орарь, который он носил на локте, будет надевать на плечи, чтобы вспоминать, если и не полно, то хотя бы отчасти, что он несет заботу о Церкви Христовой. И этот знак он будет служить как для него самого, так и для всего народа, то есть, если кто-то увидит, что он тратит время на дела, не подобающие дьякону, то он поспешит оплакать свои прошлые упущения и скажет так: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, Боже! ( Пс.24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.78:5 .   Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? «Доколе Господи прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое?» Бог в законе повелел служить Ему единому, и не покланяться никакому другому именуемому Богу, потому что, говорил Он, «Аз Господь Бог твой ревнитель, огнь потребляяй» ( Втор.4:24 ). Сие и здесь напомянуло пророческое слово: «разжжется яко огнь рвение Твое». Не гневайся более, Владыка, говорит Пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение. Пс.78:6 .   Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают. «Пролей гнев Твой на языки не знающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша». Поскольку наказываешь людей за грехи, то умоляю Тебя, обратить гнев на тех, которые вовсе не хотят познать Твоего имени, но порабощены крайнему злочестию. Пс.78:7 .   Ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили. «Яко поядоша Иакова, и место его опустошиша». И это служит ясным признаком их беззакония. Ибо, не потерпев от нас никакого зла, и нас истребили убийством, и страну опустошили, и города разорили. Выражение: «место его» Акила перевел: «красоту его», Симмах: «доброту его», а Феодотион: «благолепие его», а сим всего лучше означается дом Божий. Прекрасно же Пророк наименовал народ Иаковом, напоминанием о праотце побуждая Бога к помилованию. Пс.78:8 .   Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены. Пс.78:9 .   Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. «Не помяни наших беззаконий первых». Приносящие молитву сию были благочестивы, и великую имели ревность о благочестии. Ибо славна добродетель Маккавеев. Посему справедливо умоляют, не подвергать народ ответственности за прежние грехи. Но сказав сие, не сказали они другаго, то есть, чтобы Бог воззрел на настоящее их благочестие. А сие наипаче и доказывает их великую добродетель, именно же, что упоминают о прежних грехах, и скрывают настоящее свое благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010