То же выражение может означать раздражение и злость. Обращаясь к Авессалому, Хусий говорит о воинах Давида, что они «храбры и сильно раздражены» (       букв.- «они горьки душой» - 2 Цар 17. 8). После нападения амаликитян на г. Секелаг, закончившегося разорением города и пленением мн. его жителей, оставшиеся в живых хотели побить камнями Давида, не сумевшего их защитить. О причинах, побудивших к этому жителей Секелага, повествователь говорит: «...ибо скорбел душою весь народ» (       букв.- «поскольку душа всего народа [была] горькой» - 1 Цар 30. 6). В ряде метафорических высказываний о скорби, страдании, отчаянии и печали   выступает в качестве субъекта этих состояний. Прор. Иеремия говорит о Д., к-рая «будет плакать» (   - Иер 13. 17), Д. псалмопевца «истаевает (   букв.- «капает», «стекает», т. е. «плачет») от скорби» (Пс 118. 28; ср.: Пс 106(7). 5) и «отказывается от утешения» (     - Пс 76(77). 3). Рассуждая о жизни человека, Иов говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (   т. е. «рыдает», «плачет», «скорбит» - Иов 14. 22). Ему же принадлежат слова: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли (  ) душа моя о бедных?» (Иов 30. 25). Значительно реже встречаются высказывания о положительных эмоциях, испытываемых Д. Знание «приятно» ей (Притч 2. 10), а речь может быть «сладка» для нее (    ) как мед (Притч 16. 24). Удовольствие Д. может находить и во грехе: «...заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их» (       - Ис 66. 3). В характерных для поэтических текстов описаниях взаимоотношений человека и Бога место человека иногда занимает его Д. Господь «веселит» ее (Пс 85(6). 4) и услаждает утешениями (Пс 93(4). 19). Она же надеется (    ) на Него (Пс 32(33). 20; 129(130). 5), ищет Его (Плач 3. 25) и в Нем успокаивается (   - Пс 61(2). 2; ср.: 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Страждешь, Господи, – говорит святой Амвросий, – и мучаешься не Твоими, но моими ранами, болезнуешь не Твоей смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: «Болезни смертные объяли меня, сети смерти встретили меня» ( Пс. 114:3, 17:6 ). Избавляя нас от сей адовой болезни и сетей смертных, Христос Спаситель Сам подъял на Себя болезни и сети. Вот иудейское собрание, как ад, раскрыло против Него свои челюсти: «Раскрыли на Меня пасть свою, – говорит Господь, – как лев, похищающий добычу и рыкающий» ( Пс. 21:14 ). Вот Иуда еще во время трапезы, на Вечере, расставил против Него смертные сети, замыслив Его предать. «Сетью была трапеза для него», и: «в сети своей увяз грешник» Иуда ( Пс. 68:23, 9:16 ). «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» ( Мф. 26:24 )! С ночи начинает болезнь Свою Господь, как бы говоря вместе с Иовом: «Ночи на болезни даны Мне были» ( Иов. 7:3 ). Еще на Вечере возмутился Иисус духом, сказав: «Один из вас предаст Меня», а после Вечери изрек: «Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» ( Мф. 26:21, 46 ). Куда же Ты спешишь ночью, Господи? Еще недавно Ты поучал учеников Своих, чтобы ходили днем, а не ночью: «Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин. 11:9–10 ). Опасаюсь я, как бы не случилось с Тобой какого-нибудь преткновения, как бы Ты не упал: «Да не когда споткнешься о камень ногой Твоей» ( Пс. 90:12 ). «Ты простираешь тьму, и наступает ночь» ( Пс. 103:20 ). С ужасом помышляю, как бы Ты, Агнец Божий, не попал на свирепых зверей, ибо " в ней (в ночи) ходят все звери лесные, молодые львы рыкающие о добыче» ( Пс. 103:21 ). Боюсь я, как бы Ты не впал в какую-либо немощь, в какую-либо болезнь и потом не сказал: «Скорбь и болезнь приобрел» ( Пс. 114:3 ). Ночью ходят злодеи, разбойники, и я так ужасаюсь, Господи, чтобы и Тебя не сочли за злодея и не сказали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» ( Ин. 18:30 ), чтобы и Тебя не приняли за разбойника и посреди двух разбойников не поставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Литургийные антифоны. Первый: 1.«Воскликните Богу, вся земля». Припев:«По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2.«Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему». 3.«Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих». 4.«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». 5.«Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний». (Пс.65; 1–4). Второй: 1.«Боже, будь милостив к нам и благослови нас». Припев:«Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых, воспевающих Тебе: аллилуйя». 2.«Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим». 3.«Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое». 4.«Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все». (Пс. 66; 2–4). Прокимен:«Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». Стих:«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его». (Пс. 117; 24,29). Входное:«В собраниях благословите Бога Господа, вы от потомства Израилева». (Пс. 67; 27). Прокимен на вечерни см. Рождество Христово, стр. 105. В понедельник см. Крещение стр. 120. Вторник, гл. 8.«Голос мой к Богу, и я буду взывать. Голос мой к Богу и Он услышит меня». Стихи: 1.«В день скорби моей ищу Господа». 2.«Душа моя отказывается от утешения». 3.«Боже, свят путь Твой». (Пс. 76; 2–3,14). В среду, гл. 7.«Услышь, Боже, молитву мою, и не скрывайся от моления моего». Стихи: 1.«Внемли мне и услышь меня». 2.«Ибо они взводят на меня беззакония». 3.«Я же воззову к Богу и Господь спасет меня вечером и утром и в полдень». (Пс. 54; 2–3–4,17–18). В четверг, гл.7.«Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя; Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой». Стихи: 1.«Бог мой — скала моя; на Него я уповаю». 2.«Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь». 3.«Он услышал от святого чертога Своего голос мой». (Пс. 17; 2–3,4,7). В пятницу см. первое вокресенье великого поста. НЕДЕЛЯ ФОМИНА. Стихиры на»Господи воззвах», гл. 1: 1.«При запертых дверях к собравшимся ученикам неожиданно пришел Ты, всесильный Иисусе, Боже наш, и ставши посреди них, преподал мир и исполнил Духа Святого, но повелел ждать и никак не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. Поэтому мы восклицаем Тебе: просвещение, воскресение и мир наш, слава Тебе». 2. гл. 2:«Когда двери были заперты, Иисус, ставши пред учениками, бесстрашие и мир им подавая, говорит Фоме:«Почему не веришь Мне, что Я воскрес из мертвых? Подай сюда свою руку и вложи в ребра Мои и смотри, ибо, когда ты был неверующим, все научились страдания и воскресение Мое прославлять с тобою». Господь мой и Бог мой, слава Тебе». Слава и ныне, гл. 6:«При запертых дверях Ты, Христе, пришел к ученикам. По особенной воле Божией Фомы тогда не было с ними, ибо он говорил:«Не поверю, если и я не увижу Владыки; увижу ребро, из которого истекла кровь, вода, крещение; увижу рану, которою уврачевана великая язва человечества; увижу, как Он был не дух, а плоть и кости». Слава Тебе, Господи, победивший смерть и уверивший Фому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Господь сказал: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: «кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» ( Притч.17:5 ). «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. «Истинно говорю вам,  – Господь скажет таким на суде, – так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и «к подобному себе человеку не имеет милосердия» ( Сир.28:4 ). «Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой» ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, так судит он в сердце своем ( Пс.9:34 ), – не поступит так, как определил в Своем законе: «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), «в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны» злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако же не наугад же он сказал пред Господом: «рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную» ( Пс.20:9–10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал; «и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:24 ). Ибо «грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на сынов противления» ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его ( Пс.118:119 ). «Уразумейте это, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» ( Пс.49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся чрез откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

НАПРАСНЫЙ ТРУД Бесполезный, не приносящий ожидаемого успеха или заведомо безрезультатный труд. Апостол Павел, проповедовавший галатам слово Божие, сетует: «…получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите снова поработить себя им? Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» ( Гал.4:9–11 ). Напрасным оказывается труд, плоды которого кем-то присвоены или уничтожены внешней силой. И напротив, возможность пользоваться результатами своего труда — условие благоденствия и процветания народа. Пророк Исайя передает обетование Господа: «Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел  избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе…» ( Ис.65:22-23 ). По воле Господа может быть уничтожен труд неправедных: «Так говорит Господь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем: так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня» ( Иер.51:58 ). Если неразумное существо «не опасается, что труд его будет напрасен; потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла…» ( Иов.39:16–17 ), то человеку дано понять, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс.126:1 ). Наставить на путь НАСТАВИТЬ НА ПУТЬ [ИСТИНЫ] кого: ПУТЬ Помочь кому-либо принять верное решение; изменить поведение, характер в лучшую сторону; участвовать в профессиональном или нравственном становлении кого-либо. Господь, даруя израильскому народу Закон, тем самым определяет путь жизни праведника: «Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходи путями Его» ( Втор.8:6 ). Указав Своему народу путь истины, Господь вновь и вновь наставляет его на этот путь. Вся многовековая история израильского народа, запечатленная в библейских книгах, — это история познания пути и уклонений от него, блужданий и обращений на верный путь. Пророк Самуил, выполняя волю Господа, говорит народу: «…не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» ( 1Цар.12:23 , ср. 2Цар.22:22 ; 3Цар.8:36 ). Царь Давид в своих псалмах просит Господа указать ему путь: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь. Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» ( Пс.24:8–9 ); «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее» ( Пс.118:35 ); «Зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» ( Пс.138:24 , см. также Пс.15:11 , Пс.84:14 ). (не) в духе быть

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Слова эти убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя. 5 . Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят ( Мф.24:5 ). Это отчасти случилось; ибо говорили уже это Симон волхв, и Менандр, и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить и еще в наше время, и после нас. 6 . Другой признак: Также услышите о войнах и о военных слухах ( Мф.24:6 ). Идет ли ныне у персов с римлянами о Месопотамии война или нет? ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, или нет? и будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ). Это уже было. И в другом месте: и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:11 ). Итак, бодрствуйте, говорит Христос, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). 7 . Но мы ищем своего признака касательно пришествия; принадлежа к Церкви, церковного ищем признака. Спаситель говорит: и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга ( Мф.24:10 ). Если услышишь, что епископы даже до кровопролития идут против епископов, причетники против причетников и миряне против мирян, то не смущайся: ибо об этом предсказано в Писании; не на то смотри, что происходит ныне, но на то, что написано. И хотя бы я, научающий тебя, погиб, ты не погибнешь вместе со мной; можно и слушателю быть лучше Учителя и быть первым пришедшему после, поскольку принимает Владыка приходящих и в одиннадцатый час. Когда в апостолах открылось предательство, то чему дивиться, если в епископах откроется братоненавидение? Но знамение касается не правителей только Церкви, но и мирян. Ибо говорит Христос: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:12 ). Похвалится ли кто из предстоящих тем, что он имеет к ближнему нелицемерную любовь? Не большей ли частью лобзают устами, являют веселый вид и радостный взор, а в сердце строят ковы, замышляют зло, говоря слова мира (см. Пс.27:3 )? 8 . И вот еще знамение: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ). Почти весь уже мир, как мы видим, исполнен учением о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см. Мф. 13:8 ). Нет ничего выше, чем утвержденная надежда. О любви же, которая на третьем месте упоминается, но на первом месте стоит среди всех добродетелей, мы еще расскажем далее. Первый же был Енос, который был [сын] Сифа, – праведник от праведника; сей упова призывати имя Господа Бога ( Быт. 4:26 ). Ибо те, которые руководятся надеждой на Бога, к Нему Самому возводятся и просвещаются сиянием Его вечного Света. Давид-царь, состарившись, не мог согреться в оправданиях своих, попросил себе девицу – соманитянку, чтобы согревала его ( 3Цар. 1:3 ). Соманитянка же переводится как «небесная». Но не познал ее царь, то есть не растлил свою небесную надежду. Смотри же, что говорит Писание:И аще уснета два, тепло има будет ( Еккл. 4:11 ). Вера, если имеет надежду, делает свое дело и согревает обладающего, как говорит блаженный Петр: [Посему, возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, как послушные дети ( 1Пет. 1:13–14 ). И Сирах: кто надеялся на Господа – и был оставлен? или кто пребывал в страхе Его – и был постыжен? ( Сир. 2:10 ). И Псалмопевец: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его ( Пс. 39:5 ); и: да возвеселятся вси уповающии на Тя ( Пс. 5:12 ), и опять-таки: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя ( Пс. 27:7 ) от Его помощи; и других руководил, говоря: Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш ( Пс. 61:9 ); и: Уповай на Господа и твори благостыню ( Пс. 36:3 ); Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит ( Пс. 36:5 ). И Исаия: [Col. 1440] уповахом на имя Господне и память, еяже желает душа наша ( Ис. 26:8 ). И вновь Павел: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим. 8:24–25 ); и: твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий ( Евр. 6:18–19 ). И продолжает: ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою ( 1Кор. 9:10 ). И в Евангелии от Луки о Симеоне говорится: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк. 2:26 ). И не умертвил надежду, но чаял Возлюбленного Искупителя и Спасителя мира и, взяв Его на руки, радостно рек: «Отпусти меня, Владыка, в вожделенное Царство Твое, ибо я получил воздаяние надежды моей на Христа Господня», Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его ( Пс. 102:1 ). Благослови, душа моя, Того, Кто в великолепие природы как во одежду облекся ( Пс. 103:1–2 ). Вся видимая природа великолепием своим с ясностью проповедует бытие и мудрость своего Создателя, Который все премудро сотворил ( Пс. 103:24 )! Им сотворены как громадные, так и мельчайшие произведения: сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад ( Пс. 103:19 ); основал землю на тверди ее: не поколеблется она во веки ( Пс. 103:5 ); произрастил траву для скота, и зелень на пользу человека ( Пс. 103:14 ). Все эти и многие другие создания имеют свои законы существования, открытие которых составляет славу для ума человеческого, видящего, что эта часть отрытого ничтожна в сравнении с тем, что еще не открыто, а что и не подлежит открытию из-за ограниченности его возможностей. Человеческий ум, создавший грандиозные сооружения и измеряющий пути планет в необъятном космическом пространстве, останавливается в недоумении пред ничтожной травкой, которая небрежно попирается ногами. Он не может объяснить удовлетворительно, в чем заключается жизнь и деятельность этой травки. Одна и та же вода, привлеченная ее корнем, иначе питает сам корень, иначе стебель, иначе листья, иначе плод. Как из одной и той же влаги в винограде составляется вино, а в маслине – масло? Как в одном и том же растении вода переходит в противоположные качества и может быть горькой в древесном соке и сладкой в плоде? Даже в вещах самых маловажных сокрыта великая премудрость! А кто сможет удовлетворительно объяснить движение звезд или обширность вселенной? Кто знает уставы неба ( Иов. 38:33 ) и что значит солнечный луч или молния, исходящая от востока и являющаяся даже до запада ( Мф. 24:27 )? На чем утверждены основания земли ( Иов. 38:6 ): на что опирается этот огромный и неудержимый груз, что за сила, поддерживающая ее, и как возможно повесить землю ни на чем ( Иов. 26:7 )? Где путь к жилищу света, и где место тьмы ( Иов. 38:19 )? Сходных вопросов можно предложить бесчисленное множество, и никогда рассуждающий о сих предметах ум человеческий не в силах будет постигнуть до конца сущности этих или подобных им явлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010