Стихиры на литии, гл. 2: «Просветивший Своим светом всю вселенную Ты, Благий, преобразился па высокой горе, показавши Своим ученикам силу Свою, что мир избавляешь от преступления. Поэтому взываем Тебе: Милосердный Господи, спаси наши души».     Слава и ныне, гл. 7: «Боговидец Моисей и Илия, неопально вознесшийся па огненной колеснице и конях на небо во время Твоего преображения, видя в облаке, свидетельствовали, что Ты, Христе, виновник закона и пророков и их исполнитель. С ними и нас удостой Твоего просвещения, Владыка, чтобы нам воспевать Тебя во веки».     Стихира на стиховне, гл. 1: «Тот, Кто в древности беседовал с Моисеем на горе Синае в кусте горящем, но не сгораемом, говоря: «Я есть Вечноживущий», ныне преобразившись на горе Фаворе пред учениками, показал им первоначальную красоту Своего лица, воспринявши на Себя человеческую природу, и, поставивши свидетелями такой благодати Моисея с Илиею, сделал их участниками радости, предвещающими славный конец через крестные страдания и спасительное воскресение».     Тропарь, гл. 7: «Преобразился на горе Ты, Христе Боже, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе».     Величание: «Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела».     Стихи из псалмов: «Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего на святой горе Его» (Пс. 47:2). «Смиренных возвышает Господь, а кротких поддерживает» (Пс. 146:6). «Кто взойдет на гору Гоподню или кто станет на святом месте Его?» (Пс. 23:3). «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем, кто может обитать на Святой горе Твоей?» (Пс. 14:1). «Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42:3). «Вселенную и что наполняет ее Ты основал» (Пс. 88:12). «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88:13). «Господи, будем ходить во свете лица Твоего и о имени Твоем радоваться весь день. И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас от ныне и до века» (Пс.89:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их ( 2Цар. 5:17–25; 1 Парал. 11:13–19, 14:8–17). Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Кириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Кириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его смертью 371 . Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара 372 . Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ. Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов 373 и составил много псалмов, т.е. песнопений. Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8, 109:1 ), Сын Божий ( Пс. 2:7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давида ( Пс. 88:36–38 ), умрет в мучениях позорной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне 374 и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами 375 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу ( 2Цар. 6; 1 Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

709.  Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10. 11). 710.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2. 16). 711. Быт. 2. 10. 712.  Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1. 13). 713. Все соделал Ты премудро (Пс. 103. 24). 714.  …в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 715. Лк. 6. 37. 716. Рим. 2. 1. 717.  …Ты воздашь каждому по делам его (Пс. 61. 13). 718. Втор. 32. 35. 719.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 720.  …что … хорошо для пищи, … приятно для глаз, потому что дает знание (Быт. 3. 6). 721.  …будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3. 5). 722. Лк. 21. 18. 723. Мф. 10. 39. Слово 5. Совет ума душе. 724.  …я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий (Пс. 41. 5). 725. Житие святого Андрея, написанное иереем Никифором, также Четьи-Минеи октября во 2 день. 726. Краткое возоглавление, главы 1, 2, 3, 5, 6, 8. 727. Гл. 9. 728. Гл. 11. 729. Гл. 12. 730. Гл. 13. 731. Гл. 15. 732. Гл. 16. 733. Гл. 17. 734. Гл. 23. 735. Гл. 24. 736. Гл. 26. 737. Гл. 28. 738. Гл. 30. 739. Гл. 32. 740. Гл. 33. 741. Гл. 35. 742. Гл. 41. 743. Гл. 43. 744. Гл. 44. 745. Гл. 52. 746. Гл. 58. 747. Гл. 59. 748. Гл. 61. 749. Слово 26. О рассуждении. Гл. 53. 750. Гл. 54. 751. Гл. 55. 752. Гл. 102. 753. Слово 25. О смирении, глава 7. 754. Гл. 8. 755. Гл. 10. 756.  Вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (Пс. 135. 23, 24). 757. Гл. 11. 758.  …долины покрываются хлебом (Пс. 64. 14). 759. Гл. 15; Пс. 114. 5. 760. Гл. 16. 761. Гл. 19. 762. Гл. 32. 763. Гл. 34. 764. Гл. 35. 765. Пс. 50. 5. 766. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 767. Гл. 36. 768. Пс. 113. 9. 769. Пс. 21. 26. 770. Гл. 36. 771. Гл. 48. 772. Гл. 51. 773. Гл. 2. Слово 24. О кротости. 774. Гл. 3. 775. Гл. 4. 776. Пс. 24. 9. 777. Гл. 5; Ис. 66. 2. 778. Гл. 7. 779.  …кроткие … наследуют землю (Мф. 5. 5). 780. Гл. 8. 781. Гл. 9. 782. Гл. 11. 783. Гл. 12. 784. Гл. 14. 785. Гл. 15. 786. Гл. 16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныея в дом « Бог одиноких вводит в дом »(Пс. 67:7); также: « Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей » (Пс. 118:164); и опять: « В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои » (Пс. 118:62); также: « Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня » (Пс. 48:16); и еще: « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной » (Пс. 22:4); и опять: « Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень » (Пс. 90:5, 6); и опять: « считают нас за овец, [обреченных] на заклание » (Пс. 43:23), — тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: « Хвалите Господа с небес » (Пс. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, постоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, девятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на четыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаются пением гимнов, не имея времени ни для трапезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

§ 337. Здесь будет представлено, как верная душа с Богом беседует, и Бог милосердно и человеколюбиво в святом Своем Слове ей отвечает, – для того, чтобы всякий, ищущий от Бога милости, утвердился в вере, которая необходимо нужна в молитве, и кающийся грешник, который духовно искушается сатаной, утешение воспринял в сердце своем, то есть увидел, что кающегося грешника Бог Своею благодатью принимает. Верная душа говорит: «Ты, Господи, прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня» ( Пс.31:7 ). Отвечает Бог: «Вразумлю тебя, и наставлю тебя на тот путь, по которому пойдешь, остановлю на тебе очи Мои» ( Пс.31:8 ). Верная душа говорит: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» ( Пс.118:132 ). Бог через пророка отвечает: «На кого воззрю? Только на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Душа верная говорит: «Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» ( Пс.14:1 ) Отвечает Бог: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим, и не делал зла ближнему своему, и не принимал поношения на ближайших своих, тот, в глазах коего презрен лукавый, кто боящихся Господа славит, клянется своему ближнему и не нарушает клятвы, кто серебра своего не давал врост и даров против неповинных не принимал. Делающий сие не поколеблется вовек» ( Пс.14:2–5 ). Душа верная говорит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Бог отвечает через пророка: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и отыму сердце каменное от плоти вашей, и дам вам сердце плотяное» ( Иез.36:26 ). Душа верная говорит: «Скорби сердца моего умножились, от нужд моих изведи меня " ( Пс.24:17 ). Отвечает Бог: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня» ( Пс.49:15 ). Верная душа говорит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое» ( Лк.23:42 ). Христос отвечает: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Аминь. Перевод: Господи Боже, Создателю и Спасителю мой, благословенно да будет имя Твое святое! Благодарение и слава Тебе, Господи, за всё хорошее, что я получил от Тебя в этой жизни. В настоящее время я приобрёл скорбь и болезнь, и имя Твоё призываю. Оскорбления напали на меня. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну ( Пс.87:7 ). Скорблю об этом, и после сей скорби понимаю, что я согрешил пред Тобой, и из-за грехов моих пришли на меня беды. Ибо праведники Твои не унывая и в темницах воспевали Тебя, и во страданиях радовались. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? ( Пс.129:3 ) Потому что нет такого человека, который не согрешит. Но Ты, Господи, грехи всего мира носишь и покаянием очищаешь. Верю, что и меня, грешного, не отвергнешь от лица Твоего ( Пс.50:11 ). За весь мир Единородный Сын Твой излил Свою Божественную Кровь. Верю, что и меня от грехов моих омыть может и хочет. Вот почему я вместе с Давидом говорю: исповедаю Господу преступления мои ( Пс.31:5 ), Ты же, поскольку Благ, снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ). Боюсь суда и осуждения человеческого, но особенно да будет мне в страх Твой неподкупный Суд и вечное осуждение. Если неправда возстанет на меня: дерзаю словом Давида молится Тебе: Услышь, Господи, мольбу мою о справедливости ( Пс.16:1 ), и встань на мою защиту ( Пс.34:23 ) и по Своей праведности спаси меня! ( Пс.70:2 ) Если я что-то неправильно сделал, милосердием Твоим исправь мою ошибку. Не попусти уклониться сердцу моему в лукавые слова, к скрытию истины и к ложному оправданию. Помоги мне и понимать, и возненавидеть неправду мою, возлюбить правду и в истине обрести облегчение души моей. Облегчи время бедствия моего. А если мне суждено понести, да понесу с терпением ради очищения от грехов моих и ради умилостивления Твоего правосудия. Если и стыд покроет меня перед некоторыми из людей, да потерплю со смирением, да умилостивлю Тебя, Господи, да не буду застигнут перед лицом всего мира на Страшном Суде Твоём.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-uzn...

Будем же внимательны к себе, чтобы, изре­кая клятву против других, нам самим не уклониться от запове­дей Божиих. «Сними с меня поношение и унижение, ибо я взыскал откровения Твои» ( Пс.118:22 ). Поносил пророка Навал, называя его беглым рабом; поносили его жители Гефа. Оскорбляемый таким образом, он просит избавить его от поношений, как удостоившегося боже­ственных откровений. Настоящие слова не относятся, однако к оскор­блениям, нанесенным пророку Семеем: это было уже после греха, а поношения Навала и других были раньше его грехопадения. В другом псалме тот же пророк говорит: «премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» ( Пс.122:4 ); и: «эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство " ( Пс.72:12 ), а другой пророк говорит: «почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» ( Иов.21:7 ) Итак, пророк молится, чтобы это поношение и уничижение было от него отнято. Прелести этого мира – богатство и славу он называет поношением и уничижением, считая за славу и честь то, чтобы искать откровений Божиих. «Ибо вот сели князья... и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих " ( Пс.118:23 ). По букве Саул, Авенир и Ахитофел злословили Давида, по мысли же этот стих относится ко Христу. Действительно, Ирод и Понтий Пилат, Анна и Каиафа совещались убить Его, а Он в это время был с учениками Своими в саду, беседуя о Боге и Отце, как Он сказал им: «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). Как бывший совершенным человеком и принявший образ раба, Он назван здесь рабом: раб же Твой размышлял об оправданиях Твоих " . Я, исповедуя Твое владычество, поучался оправданиям Твоим. «Откровения Твои -:поучение для меня, и советники мои -:оправдания Твои " ( Пс.118:24 ). Отвергнув всякое человеческое руководство, я следую Твоим запо­ведям, и не говорю ни о чем другом, не забочусь ни о каких других делах, кроме Твоих откровений и Твоих оправданий. Это свойственно совершенному мужу. «Прилипла к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему» ( Пс.118:25 ). Этим обозначил он свое крайнее смирение. Так говорит он и в сорок третьем псалме: «душа наша унижена до праха, утроба наша прилипла к земле» ( Пс.43:26 ), то есть: я не превознесся, не сде­лался гордым, но остаюсь смиренным. Вот что значит: «прилипла к земле душа моя». Поэтому я и прошу: «оживи меня по слову Твоему», то есть: направь жизнь мою по закону Твоему. Здесь пророк указы­вает, во-первых, на связь души с телом, взятым из земного праха, и затем и на добровольное уничижение свое, какое он обна­ружил после своего грехопадения: и он ожидает, что после этого уничижения он будет жить – по слову Бога, возносящего тех, кто сам себя унижает. «Оживи меня по слову Твоему». Просит не жизни самой по себе, но жизни по закону. «Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня: научи меня оправданиям Твоим» ( Пс.118:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Есть и между нами люди святые, согретые и пламенеющие любовью к Богу и ревностью, и сердечной молитвой, как сказано: «Возгореся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» ( Пс. 38:4 ); или: «не горело ли в нас сердце наше» ( Лк. 24:32 ); и: «Кто отлучит нас от любви Божией» ( Рим. 8:35 ); а также: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим. 12:11–12 ). И между нами многие имеют широту богопознания и любовь к Богу изливают, как обильную воду, как сказано: «излияся благодать во устнах твоих» ( Пс. 44:3 ); «разширил еси сердце мое» ( Пс. 118:32 ); пролияся милость Твоя на нас. И между нами некоторые обращают очи свои всегда к Богу, как сказано: «Очи мои выну ко Господу» ( Пс. 24:15 ); Предзрех Господа предо мною выну» ( Пс. 15:8 ); и: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Есть между нами и такие, которые подражают третьему чину – чину Престолов. Как на этих почивает Бог (престол есть место покоя и седалище), так и на тех, так как они чтят Бога памятованием о Нем, пением, словами и делами. А почитание и есть покой для Бога, по воле Которого они живут, как сказано: «Воскресни, Господи, в покой Твой» ( Пс. 131:8 ); «Престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44:7 ); «таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:16 ). «Вселюсь в них, – говорит Он, – и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ); «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ; 1Кор. 6:15 ); «Так ли вы несмысленны?» ( Гал. 3:3 ) Итак, иметь Христа, носить Его в сердце и уме, непрестанно памятовать о Нем, помышлять о Нем и воспламеняться желанием Его, как Серафимы, созерцать Его всегда, как Херувимы, и иметь Его почивающим в сердце, как Престолы, означает молиться. И потому дело молитвы для рабов Христовых выше всех других. Все другие дела – служебные и второстепенные. Отсюда и прочим Ангелам, имеющим наименования Божественных служений, Давид говорит: «Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его» ( Пс. 102:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010