Давид изображает страдания Мессии как бы нераздельно с собственными; но это не значит, что он говорит только о своих страданиях. События собственной жизни Давида лишь несколько облегчали восприятие неизвестной доселе тайны страданий Мессии: будучи славным царем Израиля Давид испытал весьма много страданий и сделался некоторым прообразом Христа. «Будучи пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( 2Цар.7:12 ), он прежде сказал о Христе», так как многое в псалмах Давида неприложимо к самому Давиду (наприм. в Пс.15:10 : «не дашь святому Твоему увидеть тления», или в Пс.109:1 : «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня», см. Деян.2:30–36 , ср. Мф.22:41–45 : или в псалме 21:17, ср. Зах.12:10 , Ин.19:37 : «пронзили руки и ноги мои»; или в Пс.21:19 , ср. Ин.19, 24 : «делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий»; в Пс.68:22 , ср. Ин.19:28 : «и дали мне в пищу желчь и в жажду мою напоили меня уксусом»...). Но если черты царственного достоинства, по-видимому, первоначально относящиеся к Давиду, дальнейшее свое значение получают относительно Мессии, Которого Давид назвал «Сыном Божиим» и своим «Господом» ( Пс.2 -ой и 109-ой; ер. Евр.1:5, 13 . Замечательно при этом, что в псалме 109-м, где Мессия называется «Господом», к Нему – Мессии – прилагаются те же самые черты, как и в псалме 2-м, содержащем изъяснение данного Давиду обетования – 2Цар.7:12–16 ; следовательно, обетование это Давид относил не только к себе и своим потомкам вообще, но в особенности к Мессии; именно ср. Пс.109:1 : «седи одесную Меня, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... в день гнева... поразил царей» и Пс.2:2–3, 5, 9, 10 ; Пс.109:2 : «жезл силы» и Пс.2:2 «жезлом железным»; стих 3-ий 109-го (110) псалма в еврейском тексте неясен, а в греческом тексте он читается: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя» и след. пар. Пс.2:7 ); – то и Божественный Страдалец есть никто иной, как Мессия, Которого Давид был только прообразом. – Затем Мессия в 109-м псалме называется «священником во век по чину Мелхиседекову»; этими словами едва-ли может означаться что-либо иное, кроме того, что Мессия должен принести иную высшую жертву, чем «всесожжения и жертвы» из животных – Пс.39:7 , ср. Евр.10:5–13 – жертву единую «на веки», т. е., как открывается из общего смысла псалма 39-го и особенно сходного с ним 21-го, принести в жертву Самого Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Посему прекрасно отвергнуть всякую печаль и облечься во всякую веселость». И так со всяким старанием будем становиться чуждыми таковой печали, которая есть мирская.Ибо печаль ради Бога, как сказал апостол Павел, производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10). И Приточник: Благословение Господне на главе праведного (Притч. 10:6) — [оно обогащает] и не имать приложитися ему печаль в сердце (Притч. 10:22). И опять: Сердце веселящееся благоиметися творит: мужу же печальну [Col. 1513] засышут кости (Притч. 17:22); Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2 Кор. 1:8); Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас (2 Кор. 7:6). И мы вместе с Давидом скажем: Помилуй мя, Господи, яко скорблю. Смятеся от ярости око мое (Пс. 30:10); озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37:9); восскорбех печалию моею и смятохся, от гласа вражия и от стужения грешнича (Пс. 54:3). Но спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея, углебох в тимении глубины и несть постояния (Пс. 68:2-3); и: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя (Пс. 68:18); Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя (Пс. 31:7); да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему (Пс. 87:3). И когда ты воспрянешь от печали, то, благодаря, говори: Господь с небесе… призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных (Пс. 101:20-21) и: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115:3), потому что От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство (Пс. 117:5). И сказал Господь Своим ученикам: истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16:20), и в образе притчи о рождающей, которая печаль имеет (Ин. 16:21), продолжает: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Псалом 117 Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы ( Пс.117:5 ), освобождения от врагов ( Пс.117:10–13 ) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства ( Пс.117:22–23 ). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом. Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29). Пс.117:1 .  Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.117:2 .  Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .  Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:4 .  Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании. Пс.117:5 .  Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. «Из тесноты» – из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» – вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону. Пс.117:8 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117:9 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ( «князья» – предводители).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скоро явится Господь и Владыка, приидите и поклонитеся. Общ. (повторяет то же). Певец начинает псалом: Приидите, воспоём Господу, воскликнем прибежищу нашего спасения. Предстанем с радостным благодарением пред лицем Его и в псалмах будем петь хвалебную песнь имени Его ( Пс.94:1–2 ). Община (повторяет или всё «приветствие», или вторую половину его). Свящ. или певец: Ибо Господь есть Бог великий и Владыка великий по всей земле ( Пс.94:3 ). Приидите поклонимся и припадем пред Господом, Которым всё сотворено, ибо Он есть Господь Отец наш, а все мы – народ Его и овцы паствы Его ( Пс.94:6 и начало Пс.94:7 ). Община (снова повторяет «приветствие» или вторую половину его). Свящ. или певец: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: как это было в начале, так и теперь, так и всегда, и во все веки. Аминь! Община (снова повторяет «приветствие» или его вторую половину). (При вечернем богослужении «приветствие» со стихами Пс.94 поётся только в те дни, в которые не совершается утреннего богослужения и мессы). (Затем следует ряд псалмов (3) с относящимися к ним антифонами, которые поются попеременно певцом и хором с одной стороны и общиною – с другой, в следующем порядке): 1-й антифон: Вот Владыка великий; Он идёт спасти народы. Аллилуйя! Пс.22 : Господь есть Пастырь мой, и ни в чём я не буду иметь недостатка… ( Пс.22:1–6 ). (и в заключение 1-й антифон). 2-й антифон: В пустыне взывает голос: «Уготовайте путь Господу, уровняйте тропинки Богу нашему» ( Ис.40:3 ). Пс.24:1–5 : К Тебе, о Господи, возносится душа моя. Боже мой! на Тебя уповаю… (в заключение поётся 2-й антифон). 3-й антифон: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами ( Лк.1:23 ). Пс.35:6–11 : Господи! милость Твоя до небес восходит и истина Твоя до облаков. (и в заключение псалмов повторяется 3-й антифон). (После псалмов священник или чтец читает отрывок из Св. Писания Ветхого или Нового завета. В дни адвента и праздника Рождества Христова читается книга пророка Исайи, 27 декабря – из книги Деяний, затем – послания Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Изъяснение псалма 22-го. Пс.22:1 .  Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. В конец, «псалом Давиду». «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит». И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк, сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» ( Пс. 21, 27 ); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» ( Пс. 21, 30 ), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» ( Ин. 10, 14 ). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля ( Иез. 34, 13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами. Пс.22:2 .  Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. «На месте злачне, тамо всели мя». поскольку Подателя благ наименовал пастырем, то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес, потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь. «На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым. Пс.22:3 .  Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. «Душу мою обрати, настави мя на стези правды». Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым. «Ради имене Своего». Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк: Пс.22:4 .  Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Приблизится время открыто действовать Ему среди людей, и пошлется ангел пред лицем Его уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис.40:3; Мал.3:1). Затем внезапно явится Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем, и почиет на Нем Дух Господень (Ис.11:2), о чем Он Сам потом засвидетельствует: Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). В первый раз свет проповеди Его воссияет в Галилеи языков, около Иордана и моря Тивериадского, в пределах завулонских и неффалимских (Ис.9:1). Затем три с половиною года Он будет благовествовать, врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем (Ис.61:1), проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:5-6). Он трости сокрушенной не преломит и льна курящегося не угасит, но воистину изнесет суд (Ис.42:3). Но напрасно будет простирать Он руце Свои весь день к людям непокаряющимся и противу глаголющим: они не пойдут путем истинным, а вслед грехов своих (Ис.65:2). Внемля внушению пророческому, возрадуется дщи Сионя, начнет проповедовать дщи Иерусалимля, видя Царя крепкого, грядущего к ней на жребяти (Зах.9:9). Из уст младенцев и ссущих (грудных; питающихся молоком матери. - Ред.) совершится Ему хвала (Пс.8:3); но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2:2). Один из ядущих с Ним хлеб восстанет против Него (Пс.40:10) и продаст за тридцать сребренников (Зах.11:12). Тогда враги Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его; пожените и имите Его, яко несть избавляяй (Пс.70:11). Тогда взят будет Пастырь и разыдутся овцы стада; посмотрит Он одесную Себе и не увидит никого, кто бы узнал Его (Пс.141:5). Восстанут свидетели неправедные и солжет неправда себе (Пс.26:12). Но Он не отверзет уст Своих; яко овча на заколение поведется, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако и Он не отверзет уст Своих (Ис.53:7). Враги будут скрежетать на Него зубами, а Он не воспротивится и не станет прекословить: плещи Своя вдаст на раны и ланиты на заушения, и лица Своего не отвратит от студа заплеваний (Ис.50:6). При посредстве древа предадут Его смерти (Иер.11:19); ископают руки и ноги Его, и изочтут все кости Его; разделют ризы Его между собою и об одежде Его метнут жребий (Пс.21:17-19); дадут на снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом (Пс.68:22); вси видящии Его поругаются Ему и, покивая головами, скажут: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1:3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое». 2 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 3 ...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 4 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 5 Миры — город в Ликии. 6 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8. 7 Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10 8 ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11. 9 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11. 10 Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3:3. 11 ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6:3). 12 ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 13 ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7. 14 ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 15 Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11. 16 Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 17 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 18 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66:2. 19 ...диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3918...

21:23). «Чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Пс. 25:7). «Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25:8). «Возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5). «Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим» (Пс. 17:22). «Уста праведника изрекают премудрость и язык его произносит правду» (Пс. 36:30). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9). «Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5).     Тропарь священномученику, гл. 4: «Соучастник образа жизни Апостолов и преемник их служения, ты достиг дара восхождения на высоту богопознания; поэтому изъясняя слово истины, ты ради веры пострадал до смерти, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ.     Прокимен, гл. 4: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».     Стих: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1, 5).     Тропарь священномученикам, гл. 4 (3 и 4 Октября Дионисия, Ареопаг, и Иерсфея-еп. Афинск): «Научившись в совершенстве добродетели, умеренный во всем, облекшийся благопристойно доброю совестью, ты почерпнул таинственное от избранного сосуда — Апостола Павла, и, сохранив веру, совершил течение, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобномученику, гл. 4 Андрею Критскому (15 Октября) и Стефану Новому (28 Ноября): «Укрепленный подвигами благочестия на горе, ты оружием креста уничтожил полчище невидимых врагов, после этого и к страданиям мученическим мужественно приготовился, поразив Копронима мечем веры, и за подвиги украсился венцом от Бога, преподобномученик (имя) всегда памятный».     Тропарь мученице, гл. 4: «Агница Твоя Иисусе (имя) громко взывает: люблю Тебя, Жених мой, и, ища Тебя, страдаю, распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении и переношу мучения за Тебя, чтобы царствовать с Тобою, и умираю за Тебя, чтобы жить в Тебе; но, как жертву непорочную, приими меня, с любовию приносящуюся Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение. Пс.103:19 .  Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Пс.103:20 .  Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; Пс.103:21 .  львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Пс.103:22 .  Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; Пс.103:23 .  выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Пс.103:24 .  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи! Пс.103:25 .  Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; Пс.103:26 .  там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей. Пс.103:27 .  Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010