Это главное положение трактата доказывается: (Гл. I–II). Во-первых, свидетельствами св. Писания Ветхого и Нового Заветов. В первом есть указания на то, что в Еврейском народе вера в Бога сохранялась и поддерживалась преимущественно чрез св. предание: это было не только во время от Адама до Моисея ( Быт.18:19 ), когда еще не существовало св. Писания, но и во весь подзаконный период даже до Иисуса Христа ( Исх.10:2, 13:8 ; Втор.32:7 ; Суд.6:13 ; Иов.8:8 ; Пс.43:1, 77:5 ). Хотя у Евреев со времен Моисея и были священные книги, но в деле веры они руководствовались более отеческим преданием, чем св. Писанием, так как последнее только при Ездре было собрано в одну книгу и сделалось доступным народу. И церковь Христова в первые времена своего существования утверждалась не на св. Писании, а на устно проповедуемом учении Апостолов (698 а –700 а ). Таким образом, Новозаветное св. предание по времени предшествовало св. Писанию ( Лк.1:1 ; Мф.28:19 ). И в своем содержании последнее не заключает в себе всего учения Господа Иисуса Христа и не изображает всей деятельности Апостолов ( Ин.16:12 ; Деян.15:19 ; Тит.1:5 ; Ин.21:25 ; Деян.1:3, 20:31, 35 ; Иуд.1:9 ; 1Кор.11:23, 34:4–15 ). Поэтому св. предание имеет столь великую важность, что на нем одном, без св. Писания, может утверждаться христианская вера (700 а –702 б ). (Гл. III). Во-вторых, – деяниями вселенских соборов. Так, св. отцы первого вселенского собора поразили Ария св. преданием: своевольным еретическим толкованиям св. Писания они противопоставили святоотеческое учение и объяснение Слова Божия. Седьмой вселенский собор говорил об иконопочитании, как предании апостольском; на том же основании тот же собор утвердил обычай полагать в христианских церквах мощи св. мучеников. При этом собор между другими своими определениями постановил и такое: «аще кто предание церкве, или писанием или обычаем утвержденное пренебрежет, да будет проклят» (703 а ). (Гл. IV). В-третьих, – учением св. отцев церкви. По мнению их, вера Христова утверждается на двояких догматах: одни заимствованы из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   Апостол Павел осуждал обскурантизм апостолов иудаизма, отрицавших самодостаточность Христа как Спасителя (Гал 3:1—3, Гал 4:21, Гал 5:2—6). Мысль о необходимости выполнения дополнительных (к Евангелию) условий является стержнем их учения. Павел отвергал саму эту идею, независимо от того, кто ее высказывал (Кол 2:8—23), поскольку она преграждала путь ко спасению. Как и Христос, Павел критиковал тех, кто пытался налить молодое вино в старые мехи. Последний суд     Неизбежность Божьего суда это фундамент, на котором строится новозаветное учение о спасающей благодати. Павел особо подчеркивал эту неизбежность. По словам Павла, Иисус Христос спасает нас от «грядущего гнева» (1 Фес 1:10) в «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:5, Ин 3:36 ср. Рим 5:9, Еф 5:6, Кол 3:6, Откр 6:17, Откр 19:15). Через все Писание проходят слова «негодование», «ярость» и «гнев», которые показывают, с какими чувствами святой Создатель вершит суд над грехом. А Новый Завет многократно возвещает о грядущем суде, которым Иисус Христос завершит дело Своего посреднического царства, выступая в роли Судьи, вершающего суд от имени Отца (Мф 13:40—43, Мф 25:41—46, Ин 5:22—30, Деян 10:42, 2 Пет 3:7, Иуд 1:6—7, 2 Кор 5:10, 2 Тим 4:1, Евр 9:27, Евр 10:25—31, Евр 12:23, Откр 20:11—15). Когда Иисус Христос вновь придет на землю и история завершится, все люди жившие во все времена, будут воскрешены для суда и займут места перед престолом Христа. Это событие, безусловно, невозможно представить, поскольку человеческое воображение бессильно перед тем что великий Бог хочет и может совершить.    На этом суде каждый должен будет дать отчет о себе Богу, а Бог через Христа «воздаст каждому по делам его» (Рим 2:6 ср. Пс 61:13, Мф 16:27, 2 Кор 5:10, Откр 22:12). Возрожденные христиане которые, как слуги Христа, научились любить праведность и желать славы святых небес, получат признание и, на основе Христова искупления и своих личных заслуг, будут награждены тем, к чему они стремились. Остальных в наказание за их собственные провинности постигнет участь соответствующая безбожной жизни, которую они избрали (Рим 2:6—11). Тяжесть их вины будет оцениваться с учетом того, как велико было их знание о Боге (Мф 11:20—24, Лк 11:42—48, Рим 2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

22 Деян. 18:22 . Выражение «поднялся» и «спустился» были обычными среди паломников, ходивших в Иерусалим. 23 О клевете, возводимой на св. Павла, можно косвенно судить по его защитительной речи, а также по той оценке, какую давали его личности эбиониты, отколовшиеся позднее от Иерусалимской церкви. 24 Гал. 1:1 сл. 25 Гал. 2:15-16 . 26 Пс. 142:2 . 27 Ис. 53:5 . 28 Гал. 2:19-21 . 29 Гал. 3:1-3 . 30 Гал. 3:23-24 . 31 Гал. 4:6-7 ; 5:1 . 32 Гал. 5:6 . 33 Гал. 5:14 . 34 Гал 5:22-23 ; 6:2 . 35 1 Кор. 16:1 . Кол 4 1 Фес 3 1 Фес 5 1 Фес 4 1 Фес 2 Дан 8 Дан 11 2 Фес 2 1 Ин 2 2 Фес 3 Пс 142 Ис 53 Гал 2 Гал 4 Гал 5 Эфесский центр. Смуты в Коринфе Малая Азия — Греция, 54-57 годы Павел и Аполлос В Эфесе Павел первым делом поторопился увидеть Акилу и Приску, своих верных «соработников». Долгожданное свидание с друзьями было особенно приятно после огорчений, споров и изнурительного путешествия. За это время супруги вполне освоились в Асийской столице, однако без апостола не предпринимали дальнейших шагов в плане проповеди. Было, впрочем, одно исключение. Посещая по субботам синагогу, она встретили там удивительного человека, еврея из Александрии по имени Аполлос. Блестящий знаток Библии и философии, он покорял всех своим красноречием и начитанностью. По сути дела Аполлос был уже христианином. Он воспринял начатки Евангелия, по-видимому, от уверовавших во Христа ессеев и с тех пор проникся миссионерским рвением неофита. Быть может, Аполлос застал еще в живых своего великого земляка Филона, который разработал искусный метод аллегорического толкования священных книг. Этот метод, позднее усвоенный многими Отцами Церкви, помог ему яснее увидеть связь между двумя Заветами. В Эфесе вокруг Аполлоса сгруппировалась небольшая община, человек в двенадцать, разделявшая его взгляды. Тем не менее, из бесед с александрийцем Акила и Приска скоро поняли, что он не знаком с важнейшими сторонами церковной жизни. Так, крещение было для него лишь символом покаяния, который заповедал еще Иоанн Предтеча. Это объяснялось тем, что в Египте никто из апостолов еще не проповедовал  1 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

37. Долг ученика Христова перед обществом — прежде всего свидетельствовать жизнью о силе Евангелия (Мф. 5.14–16). Евангелие не предлагает в качестве идеала конкретной социальной доктрины. Люди сами должны искать оптимальные формы общественного устройства, которые бы наиболее соответствовали Духу Христову. Примечание: Слова «кесарю — кесарево» (Мф. 22.17) были сказаны Иисусом Христом в связи с конкретной исторической ситуацией. Иудеи подпали под власть Рима за свои грехи и поэтому должны платить кесарю той монетой, которая с точки зрения Закона была нечестивой (на ней было изображение императора–бога). Ап. Павел считает необходимым сам принцип власти в государстве (Рим. 13.1–2). Человек лишь тогда может противиться власти, если этого требует совесть и Бог (Деян.4.19), ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ (продолжение) 3) Отношение к вещам, природе и телу по Евангелию 38. В иерархии ценностей плоть стоит на втором месте в сравнении с духом (Лк. 12.4.23). 39. Однако тело является не презренной «темницей», как думали язычники, а «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6.19), что оправдывает заботу о нем (1 Тим. 5.23). Болезнь тела есть зло, дело сатаны (Лк. 13.16; 2 Кор. 12.7). Поэтому Господь исцелял больных. Но поскольку Бог может и зло обратить в добро, болезнь способна послужить благу как испытание твердости и веры, как указание на временность земной жизни. 40. Природа для христианина — детище Творца (Быт. 1; Пс. 8; 103), на которое Он и сегодня простирает Свое попечение (Лк. 12.6–7.27). Человек издавна был призван «возделывать и хранить» природу (Быт. 2.15). Все творение предназначено к участию в Царстве Божием (грядущем преображенном бытии), и это тесно связано с миссией человека в мире (Рим. 8.19–22). 41. Познание мира, изучение природы есть один из способов познания мудрости Творца (Ис. 18.2; Рим. 1.19–20). 42. Сам Христос трудился Своими руками, дав тем пример ученикам. «Если кто не трудится — тот и не ешь», — говорит апостол (2 Фес. 3.10). 43. Богатство (материальные излишества, роскошь) является, по словам Христа, серьезным препятствием на пути человека в Царство Божие (Мф. 10.23–25). Особенно опасна сердечная привязанность, страсть к земному богатству (Мф. 6.19–21). Владея чем–либо, человек должен быть свободным от страсти стяжательства и алчности (1 Кор. 7.29.31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Как является Христос любящим Его душам? Когда во плоти на земле жил и проповедовал слово Свое, всем Себя являл, друзьям и врагам Своим. Но по воскресении Своем показывал Себе одним друзьям, как читаем. Показал Себя с небес Стефану святому, когда тот о Нем свидетельствовал перед врагами его (Деян. 7:55-56). И это есть видимое явление Христово. Духовно же является друзьям Своим, когда в сердца их входит через Святого Своего Духа и просвещает, утешает и радостотворит их. Явится же всем любящим Его, когда придет в страшной славе Своей, и призовет их в вечное Свое царство, говоря: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Явится тогда и врагам Своим, но иным образом, то есть как страшный Царь и грозный Судья, от гнева Которого пожелают скрыться в пещерах и расщелинах каменных (Откр. 6:16), и отринет их от Себя в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Отверзем и мы, христианин, сердца Любящему нас Иисусу, дабы и нас человеколюбием Своим посетил превожделенный Гость Сей. Он ко всякому хочет прийти, кто не затворит перед Ним дома своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Отверзем Ему ныне двери сердец наших, дабы тогда и Он отверз нам двери царствия Своего. 3) Еще говорит Христос: Придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Смотри, христианин, чего благодатью сподобляется любящий Христа: домом и жилищем Пресвятой Троицы бывает! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух благодатно в нем изволит обитать! За великое почитают люди царя земного в дом свой принять, сколь несравненно большее преимущество есть Царя Небесного в дом сердца своего принять, и не только принять, но и живущим иметь, как говорит: Придем к нему и обитель у него сотворим. Блаженно воистину таковое сердце. Что там иное может быть, как только мир, покой, радость и веселье? Царствие Божие внутри его есть (Лк. 17:21). Оно еще в сей юдоли плачевной чувствует радость, которая изобильно изливается в сердца избранных в вечной жизни. Оно поистине вкушает, сколь благ Господь (Пс. 33:9). Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием, – увещевает нас апостол (2 Кор. 7:1). Ибо не обитает Господь в сердцах, нечистою мира сего любовью оскверненных. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6:14). Ибо Бог наш есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5), мира же сего любовь есть тьма, ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:16). Хотящие царя земного принять в дом очищают дом, тем более хотящему принять Царя Небесного должно очистить дом сердца своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

17:22–23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21–24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли ( Лк. 24,25.37.38 ). 17:24–27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом ( Исх. 30,13 ). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих. Глава 18 18:1–35 Это четвертая из пяти основных частей Евангелия от Матфея (см. Введение: Характерные особенности и темы). 18 как дети. Иисус приводит это сравнение не потому, что дети, как считается, невинны, а потому, что они зависимы и не пытаются казаться другими. 18:5–7 кто примет. Поскольку ученики Иисуса должны стать «как дети», слово «дитя» их и обозначает. То, что ответят ученикам Иисуса, ответят Ему Самому, склонять же ученика ко греху – воистину страшно (ст. 6). Человеческая развращенность – причина тому, что «надобно придти соблазнам», однако личная ответственность каждого не отменяется всеобщностью греха. 18:8–9 См. ком. к 5,1 – 7,29. 18 Ангелы их. В Писании говорится, что ангелы охраняют людей Божиих и служат им ( Пс. 90,11 ; Евр. 1,14 ) и что ведению этих духовных существ могут быть поручены те или иные области человеческой жизни ( Дан. 12,1 ). Хотя этот стих порой толкуют в том смысле, что у каждого верующего есть свой собственный ангел-хранитель ( Деян. 12,15 и ком.), это распространенное верование выходит за пределы библейских данных. 18:12–14 Об одной овце пекутся не в ущерб девяноста девяти; Бог заботится о каждом из учеников, но особенно – о заблудшем или находящемся в опасности. Бог избирает и защищает не только Свою Церковь в целом, но и каждого человека внутри нее. Возможно, притча эта связана с Иез. 34,11–16 (см. также 9,36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Обязанность исполнять обеты. Когда обет произнесен и имеет необходимые принадлежности истинного обета, тогда он должен быть свято сохраняем и со всею точностию исполнен. Сего требует: 1) величие и святость имени Божия, которое призывается в обете; 2) обязанности правоты, верности и постоянства, которые, быв необходимы для нас в отношении к ближним нашим, тем более необходимы в отношении к Богу, Сердцеведцу и Судии праведному; 3) слово Божие, частию прямо предписывающее исполнение обетов, частию строго угрожающее нарушителям их. Человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит (Чис.30, 3; ср.: Екл.5, 3—4; Пс.49, 14). Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех (ср.: Втор. 23, 21).   вв) Богослужение   Происхождение. Третий вид внешнего богопочтения составляет богослужение, от Господа непосредственно и посредственно заповеданное Церкви, которое она благочестно хранит, внушает и предписывает всем чадам своим. Как в Ветхом Завете Бог чрез Моисея учредил внешнее богослужение со всеми подробностями, так и в Новом Завете Господь наш Иисус Христос установил богослужение, сообразное с духом Нового Завета, и поставил служителей слова и таинств для созидания таинственного тела Своей Церкви. Той дал есть овы, убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых в дело служения, в созидание Тела Христова (ср.: Еф. 4, 11—12). Этим, равно как и примером Своим, Он освятил внешнее богослужение (см.: Мф. 26, 39; Ин. 7, 14; 1 Кор. 11, 23—25). Апостолы, исполняя волю Спасителя (см.: Деян. 2, 46), установили важнейшие части внешнего богослужения (см.: 1 Кор. 14; Кол. 3, 16), а преемники их по руководству Духа Божия со всею точностию определили действия богослужения, кои на Святых Соборах всем верующим поставлены в непременную обязанность. Существенное достоинство сего богослужения состоит в том, что оно поучительно и назидательно для верующих и что под наружными своими видами и действиями всегда заключает духовное знаменование, так что оно есть как бы прозрачная завеса, сквозь которую просиявает, с одной стороны, дух истинной веры и благочестия, с другой — само небо с обилием обетованных благ, подобно тому как обряды Ветхозаветной Церкви были степь грядущих (Кол. 2, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1 и ком.). к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену. борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех. от руки Господней. См. ком. к 27,9; ср. 51,17. принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51,19), и Господь готов простить Свой народ (43,24; 44,22; 48,9; Откр. 1,5 ). 40 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя ( Мф. 3,3 ; Мк. 1,3 ; Лк. 1,76; 3,4.5 ; Ин. 1,23 ), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия. в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14,17; 25,5; 27,10; 35,1; 64,10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32,15.16; 35,1,6; 41,18.19; 43,19.20; 48,21). приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57,14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62,10). путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием. 40 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла. 40 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа ( Лк. 2,30.31 ; Ин. 1,14 ). Освобождение из плена явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа ( Ин. 1,14 ) и как будет в час Его Второго пришествия. всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли ( Быт. 9,17 ; Мф. 2,1–11; 16,27; 24,30 ; Деян. 28,28 ; 2Кор. 3,18 ). 40 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии. трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни. 40 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру ( Пс. 102,16 ; Иер. 4,11 ; Иез. 17,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Апостолы сами постились ( Деян. 13:1–3 ; 2Кор. 6:4–5; 11:27  и др.) и заповедали нам «в воздержании терпение» ( 2Пет. 1:6 ; Гал. 5:23 ; 1Кор. 9:25 ). Разве могли Христос и св. Апостолы сами поститься и велеть соблюдать нам посты, если бы они были вредны для тела и для души нашей? Современные лучшие ученые врачи доказывают, что растительная пища гораздо здоровее и полезнее мясной, и всем хорошо известно, что многие болезни излечиваются только при строгом воздержании. Цель поста не в расстройстве тела, которое есть храм живущего в нем Духа Святого ( 1Кор. 6:19 ), а в очищении этого храма от всякой мерзости, в освобождении его от злых похотей и «вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу» ( Гал. 5:16–17 ). Как и ап. Иаков говорит: «откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (4:1). «Изнурение тела, говорит о посте св. Василий Великий , приучает нас к победе (над страстями). Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную ее силу расслаблять и привести в совершенное бездействие воздержанием, и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом» (Св. Вас. Вел. т. 2. Толк. на 1 гл. прор. Исаии, стр. 52). 69–е Апостольское правило, разрешающее не поститься больным, лучше всего показывает взгляд Церкви на назначение поста, конечная цель которого есть врачевание души, как и псалмопевец говорит о себе: «я изнурял постом душу мою» ( Пс. 34:13 ). 2 Вопросы и ответы православного 1) Что такое пост и для чего установлен пост телесный? 1) Пост есть воздержание от дозволенных в обычное время родов пищи и пития и провождение времени в усиленной молитве и делах веры и благочестия. Установлен пост для борьбы с искусителем диаволом, для покаяния в грехах, для обуздания плоти, воюющей против духа, и для более свободного его служения Богу: «Сей же род, сказал Спаситель, изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21); «Трезвитесь, бодрствуйте, учит ап. Петр, потому что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010