32:1), в памяти вечной будет праведник (Пс. 111:6), и род правых благословится (Пс. 111:2). Сколь славны для меня друзья Твои, Боже. как утвердилось их владычество (Пс. 138:17). Апостол Павел сказал: »Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь« (Флп. 4:4). Вот слова праведника: «Я смирился, и Господь спас меня, поэтому возвратись, душа моя, в покой твой, ибо облагодетельствовал тебя Господь. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114:7—8); я угодил Господу в стране живых. Это покой мой навеки, здесь вселюсь (Пс. 131:14); желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83:11). Когда приду и явлюсь перед лицом Божиим с гласом радости и славословия празднующего сонма? (Пс. 41:5). Не умру, но жить буду и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа (Пс. 117:17—19), говоря: Господи, Боже сил! (Пс. 83:9). Как вожделенны жилища Твои (Пс. 83:2). Желает душа моя скончаться во дворах Твоих, ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:11), ибо тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел (Пс. 89:5). Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:1—2), ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс. 83:5). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5) и будут обладать ею».    Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал — землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: «Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Вот, например, избранный псалом «в неделю Пятидесятницы». «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс. 18:2 ), духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ). С небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих ( Пс. 32:13 ). Пред лицем Его огнь пожирающий, вокруг Его сильная буря ( Пс. 49:3 ). Горящие угли сыпались от Него, Он наклонил небеса и сошел ( Пс. 17:9–10 ). От блистания перед Ним исчезли тучи ( Пс. 17:13 ). Вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все языческие народы. Свидетельство Господне верно, умудряет простого ( Пс. 18:8 ). Земля тряслась, а небо таяло от лица Бога, и сей Синай от лица Бога ( Пс. 67:9 ). Благотворный дождь проливал Ты, Боже, и когда изнемогало наследие Твое, Ты подкреплял его ( Пс. 67:10 ). Ты сделаешь их властителями всей земли. Звук их проходит по всей земле, и слава их до предела вселенныя ( Пс. 18:5 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются и обновляешь лице земли ( Пс. 103:30 ). Дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой ( Пс. 142:10 ). Сотвори мне, Боже, чистое сердце и дух правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух владычественный да подкрепит меня ( Пс. 50:12–14 ). Господь дает слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67:12 ). Господь дает силу народу своему, Господь благословит народ свой миром». Ясно, что здесь выбраны все места из псалмов, в которых говорится о Духе Святом. Кроме того, образно указывается на сошествие его на апостолов: «огонь, сильная буря, потрясение земли» и т. п., ясно указывают на следующие слова: «и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы, яко огненни» и т. п. ( Деян. 11,2. 3 ). Благотворный дождь указывает на благодатные действия его сначала на апостолов, а потом на всех верующих. Требование «сердца чистаго и духа праваго» – условие к принятию его и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Как он клялся Господу, давал обет Богу Иакова ( Пс. 131:2 ). 3 . Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Вот мы услышали об этом в Евфрафе, нашли это в лесистых полях ( Пс. 131:6 ) 213 . 4 . Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Весьма славно возвещаемое 214 о тебе, град Божий ( Пс. 86:3 ). 5 . Бог посреде его, и не подвижится. Бог посреди его; он не поколеблется ( Пс. 45:6 ). 6 . Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ( Пс. 131 :11а). 7 . От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. От плода чрева твоего посажу на престоле твоем ( Пс. 131 :11б). 8 . Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе. Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе ( Пс. 131:13 ). 9 . Освятил есть селение Свое Вышний. Освятил селение Свое Вышний ( Пс. 45:56 ) 215 . 10 . Святыня и велелепота во святиле Его. Святость 216 и великолепие во святилище Его ( Пс. 95:6 ). 11 . Свят храм Твой, дивен в правде. Свят храм Твой, дивен в праведности ( Пс. 64 :5б-6а) 217 . 12 . Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Дому Твоему, Господи, по достоинству принадлежит святость на долгие дни ( Пс. 92:5 ). 13 . Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделано имя Твое памятным в род и род ( Пс. 44 :18а). 14 . Благословен Господь во век, и в век века. Благословен Господь во век и в век века ( Пс. 88:53 ) 218 . Седален по полиелее Принадлежа к самой радостной части праздничного бдения, эти седальны естественно все проникнуты этим чувством и мыслью и наполнены словом «радость». Примыкая этой мыслью к предыдущему седальну (по 2-й кафисме), настоящие седальны развивают ее во всей подробности, исчисляя всех участников радости. Можно заметить, что из настоящих седальнов 1-й говорит о радости более неба и Иоакима, а 2-й – земли и Анны. Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно 219 Да радуется небо и земля да веселится: Божие бо небо на земли родися Богоневестная Сия, от обетования. Неплоды младенца доит Марию, и радуется о рождестве Иоаким: жезл, глаголя, родися мне, из негоже цвет Христос прозябе, из корене Давидова. Воистинну чудо преславно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

    Слава и ныне: «Сегодня собрала нас…»     Стихира на литии, гл. 3: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон».     Стихиры на стиховне, гл. 8:    1. «Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом, осле и приветствуемый детьми в песни; «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас.    2. «Носимый на Херувимах и воспеваемый Серафимами, Ты, Благий, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, Один Милостивый и Человеколюбец».     Тропарь, гл. 1: «В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе — Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Тропарь, гл. 4: «Погревшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Величание: «Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне».     Стихи из псалмов: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8:2-3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого» (Пс. 9:6). «Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23). «Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами» (Пс. 98:2). «Там сокрушил Он стрелы лука» (Пс. 75:4). «Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские» (Пс. 47:12). «Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме» (Пс. 101:22). «Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины» (Пс. 68:36). «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме» (Пс. 64:2). «Благословен Идущий во имя Господне. Бог — Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника» (Пс. 117:26-27). «Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим» (Пс. 115:10). «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс. 145:10). «Хвала Ему пребудет вовек» (Пс. 110:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Господи! отверзи уста моя, и они возвестят хвалу Твою» ( Пс. 50:17 ). Потом самые псалмы, из которых выпишу несколько стихов, чтобы еще яснее были видимы смысл и значение шестопсалмия. «Господи! Как много у меня врагов! Многие восстают на меня, многие говорят о душе моей: нет ему спасения от Бога. Но Ты, Господи, щит, охраняющий меня». ( Пс. 3:2–4 ). «Я ложусь, сплю и встаю, ибо Господь ограждает меня». ( Пс. 3:6 ). «Господи! не во гневе Твоем обличай меня и не в ярости Твоей наказывай меня». ( Пс. 37:2 ). «Беззакония мои покрыли голову мою, как тяжелое бремя тяготят меня. Я согбен и поник чрезмерно, весь день хожу мрачен, ибо внутренности мои наполнились огнем, и нет здравого места в теле моем. Я изнемог и весьма расслаблен, кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои и вздох мой не сокрыт от Тебя. Сердце мое сильно бьется, оставила меня сила моя, и света очей моих, и того нет у меня». ( Пс. 37:5, 7–11 ). «Я сознаю вину мою, сокрушаюсь о грехе моем ( Пс. 37:19 ). Не оставь меня, Господи Боже мой, не удались от меня. Поспеши на помощь мне, Господи Спаситель мой!» ( Пс. 37:22–23 ). «Боже! Ты мой Бог, к Тебе утреннюю, жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя в земле сухой, жаждущей, безводной» ( Пс. 62:2 ). «Воспоминаю о Тебе на постели; во все ночные стражи размышляю о Тебе. Ибо Ты помощь моя и в тени крил Твоих я веселюсь» ( Пс. 62:7–8 ). «К Тебе прилепилась душа моя, десница Твоя держит меня». ( Пс. 62:9 ). Повторением этих трех стихов и троекратным аллилуиа – Слава Тебе Боже – заключаются первые три псалма. Славословие пр. Троицы (Слава Отцу и Сыну и Св. Духу и пр.) переход к следующему трехпсалмию. «Господи Боже, Спаситель мой! Днем вопию и в нощи пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к воплю моему. Ибо душа моя пресытилась бедствиями, и жизнь моя доходит до преисподней». ( Пс. 87:2–4 ). «Око мое истощилось от горести; взываю к Тебе, Господи, весь день, простираю к Тебе длани мои» ( Пс. 87:10 ). «Я к Тебе, Господи, взываю, и рано молитва моя сретает Тебя» ( Пс. 87:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля ( Пс. 19:2 ). В Имени Божием св. царь Давид видел свою защиту, и утешение в печали подавал ему Господь ради преславного имени Своего. Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся ( Пс. 19:6 ). Господь возвеличивает прославляющих Имя Его, подающее спасение. Сии на колесницах и на конях, мы же Имя Господа нашего призовем ... ( Пс. 19:8–10 ). Враги на колесницах и на конях, говорит, а мы призовём Имя Господа, и спасёмся. Повем Имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя ( Пс. 21:23 ). Он считал своей первостепенной обязанностью проповедовать Имя Божие среди братии своей и воспевать его посреди Церкви. Имени Твоего ради наставиши и препитаеши мя ( Пс. 30:4 ). В Имени Божием он находил себе наставление и пищу духовную. Блажен муж, ему же есть Имя Господне упование его ... ( Пс. 39:5 ). И ублажал тех, кто в Имени Божием полагал для себя всё упование. О Тебе враги наши избодем роги, и о Имени Твоем уничижим востающия на ны ( Пс. 43:6 ). Имя Божие было для него оружием на врагов. Боже, во Имя Твое спаси мя , и в силе Твоей суди ми ( Пс. 53:3 ). В Имени Божием он видел своё спасение. Вся Земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же Имени Твоему, Вышний ( Пс. 65:4 ). Он желал, и молил Бога, чтобы вся земля поклонялась Богу и воспевала Имя Всевышнего. Воспойте Богу, пойте Имени Его, путесотворите возшедшему на запады. Господь Имя Ему ( Пс. 67:5 ). Он призывал всех воспевать Имя своего Творца, и объявлял, что Имя Ему – Господь ! Прежде солнца пребывает Имя Его ( Пс. 71:17 ). Он чужд был рационализма, и исповедовал Имя Господа не фикцией, не выдумкой человеческой, а предвечным Именем своего Господа Творца. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един и благословенно Имя Славы Его во век и в век века ( Пс. 71:18–19 ). Он исповедовал Имя Божие не временным, а вечным и бесконечным. Оскверниша жилище имени Твоего ( Пс. 73:7 ). Когда Имя Божие хулится, то оскверняется жилище Его: храм вещественный и храм телесный.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

    Стихи псалмов — общие святителям.     Общие тропари на Богородичные праздники. Гл. 4: «К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные, и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами, поспеши — мы погибаем от множества грехов. Не отпусти Твоих рабов ни с чем, ибо в Тебе мы имеем единственную надежду».     Слава и ныне: «Не перестанем никогда мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо, если бы не Ты защищала нас Своими молитвами, кто бы избавил нас от многих бед, кто сохранил бы нас доныне свободными. Не отступим от Тебя, Владычица, ибо ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий».     Кондак, гл. 6: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы Твои рабы, да не постыдимся».     Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род».     Стих: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44:2, 18).     Общие тропари и величания святым.     Тропарь святым бесплотным, гл. 4: «Небесных воинств Архистратиги! Мы, недостойные, непрестанно умоляем вас — защитите нас своими молитвами, охраняя покровом крыльев невещественной вашей славы усердно к вам припадающих и взывающих: избавьте нас от бед, как вожди вышних сил».     Прокимен гл. 4: «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий».     Стих: «Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже ной, Ты дивно велик» (Пс.103:1).     Величание: «Прославляем вас, Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, и все воинства, непрестанно славящие Господа». Стихи псалмов: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелами пою Тебе» (Пс.137:1). «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий» (Пс. 103:4). «Благословите Господа, все Ангелы Его. Благословите Господа, все воинства Его. Поклонитесь пред Ним все Ангелы Его» (Пс. 102:20-21). «Восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2). «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33:8). «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его — все воинства их» (Пс 32:6). «Воссел на Херувимов и полетел» (Пс. 17:11). «Славою и честью увенчал Его» (Пс. 8:6). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (Пс. 148:1-2). «Все дышущее да хвалит Господа» (Пс 150:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7—8; Лк. 11:9—10). «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36). «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25). «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7). «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:17—18). «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего» (Пс. 5:2—3). «Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело» (Пс. 6:2—4). «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи» (Пс. 38:13). «Принеси Богу жертву хвалы и воздай вышнему молитвы твои» (Пс. 49:14). «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» (Пс. 140:2). «Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его» (Пс. 33:7). «Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей: от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое» (Пс. 60:2—3). «Помилуй мя, Господи, яко к тебе воззову весь день. Возвесели душу раба твоего: яко к тебе взях душу мою» (Пс. 85:3—4). «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя» (Пс. 87:2—3). «Воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои» (Пс. 87:10). «И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит тя» (Пс. 87:14). «Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой, да будут уши твои внемлюще гласу моления моего» (Пс. 129:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжател, который есть идолослужител, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8). «Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3). «Если не обратитес ь, Он оружие свое изощр и т; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов и л орудия смерти, стрелы Свои с дела л для сожигаемых» (Пс. 7:13—14). «В дел а х рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешни к и во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18). «Беззаконни к и же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешни к и от лица Божия» (Пс. 67:3). «Вот, удаляющи еся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавств у их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23). «Далеко от грешник ов спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155). «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4). «Падут в сет ь свою грешни к и» (Пс. 140:10). «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010