Потому умоляем тебя, украшение мучеников, молись о наших душах». Прокимны, гл. у. 1. Да услышит тебя Господь в день печали». Стих: «Защитит тебя имя Бога Иаковлева». (Пс. 19; 1). 2. гл. 6: «Возвысься, Господи, силою Твоею и мы будем воспевать и прославлять Твое могущество». Стих: «Господи, силою Твоею веселится царь». (Пс. 20; 14. 2). Тропарь великомученику Феодору Тирону: «Великая победа–вера! Среди огня, как бы на воде упокоения, святой великомученик Феодор радовался, ибо сожигаемый огнем, как сладкий хлеб, приносился Троице. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши». Суббота. На литургии, прокимен, гл. у: «Возвеселится праведник о Господе и будет уповать а Него». Стих: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей». (Пс. 63; 11. 2). Аллилуйя: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане». Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». (Пс. 91; 13 — 14). Причастный: «В вечной памяти будет праведник, не убоится худой молвы (Пс. 111; 6–7). В первое воскресенье Великого поста: «Торжество Православия». Тропарь, гл. 2:«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, Христе Боже, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врага. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш. Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Кондак, гл. 6: «Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица, и, воссоздав оскверненный человеческий образ и его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, прославляя наше спасение, мы изображаем Его делом и словом. На литургии, прокимен, гл. 4: 1. (песнь отцев)..«Благословен Ты, Господи, Божа отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки». Стих: «Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами». (Даниил 3; 26–27). Аллилуйя: 1. «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его». 2. «Взывали к Господу и Он внимал им». (Пс. 98; 6). Причастный: 1. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». (Пс. 148; 1). 2. «Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословмть»(Пс. 32; 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

О Божественной молитве О молитве, братия, надобно бы говорить много и долго, потому что она поистине есть дело, преданное нам самим Богом, и составляет венец всякого другого. Молиться – значит быть в союзе с Богом, постоянно пребывать с Ним, прилепляться, как говорит Давид, к Богу душой, не отступая от Него и имея ум, неотступно устремлённый к Нему. «Прильпе, – говорит Псалмопевец, – душа моя по Тебе» ( Пс. 62:9 ); »Возжада Тебе душа моя " ( Пс. 41:3 ); «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс. 41:2 ); «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» ( Пс. 17:2 ); «Душа моя в руку Твоею выну с Тобою» ( Пс. 118:109 ). Ради сего-то и говорит: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» ( Пс. 33:2 ); Молящийся вступает и в общение с Ангелами, возносясь к ним силою любви и желания. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» ( Пс. 148:1–2 ), – не для того говорит это псалмопевец Давид, чтобы побудить их к хвалению, как если бы они не совершали хвалений, но чтобы восхвалить за то, что они усвоили себе молитву по любви к Богу как своё особенное и непрестанное дело, ибо у Ангелов молитва и хваление Бога неумолчны и непрерывны. Его слова имеют намерение побудить их ещё усиленнее совершать это, и он относит такую обязанность и к себе самому. К такому же делу добрый и ангельский псалмопевец этот, Давид, призывает и всю вселенную, предуказывая, по моему мнению, на спасительное Богоявление и на дарованное через него язычникам познание Троицы и непрестанное славословие Её. " Хвалите, – говорит, – Господа вси языцы, похвалите его вси людие» ( Пс. 116:1 ). А что у Ангелов песнь Богу немолчная, этому учит Исаия, видевший Славу Божию и Ангелов, непрестанно поющих Трисвятую песнь. Также – и Иезекиль. Это – дело и первых чинов, Серафимов и Херувимов. Одни из них, по своей любви и ревности к песнословию, называются огненными и пламенеющими – это чин серафимов. Другие – «разливающимися», по богатству их ведения и хваления – это чин Херувимов. Они называются и многоочитыми, по многосторонности, тонкости и глубине созерцания, и немолчности славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Псалом 141 По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. ( 1Цар. 22:1–2 ) во время гонений от Саула. Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7). Пс.141:2 .  излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. «Излил... моление» – указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу. Пс.141:3 .  Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Пс.141:4 .  Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Пс.141:5 .  Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Пс.141:6 .  Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. «Изнемогал... дух» – когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» – полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. – «Никто не признает меня» – не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. – «Не стало для меня убежища» – мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты. Пс.141:7 .  Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберут­ся праведные, когда Ты явишь мне бла­го­деяние. «Выведи из темницы душу мою» – избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» – защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления. Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс.129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертвы вечерней» ( Пс. 140:2 ) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Итак, сонм победителей зверя, мучеников за имя Христово, стоит на стеклянном небесном море. Они держат гусли, кифары Божьи, и поют победную песнь Моисея. Вспомним эту песнь из Исх.15 : Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его… Эту песню поют на каждой субботней службе. Эта песня составляет основу Шемы, иудейского символа веры . Мученики-победители поют песню, которую, как мы видели в Откр.14:3 , могли выучить только они. Эта песнь называется также «песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца». Здесь мы имеем дело с так называемым типологическим истолкованием событий Ветхого Завета. Как Моисей был первым спасителем народа Израиля, так и Агнец, то есть Иисус Христос, явился новым Спасителем народа нового Израиля. Как Моисей вел народ по Чермному морю, так и Агнец ведет свой народ по небесному морю. Как там была одержана победа над фараоном египетским, так и здесь одержана победа над зверем-антихристом. Песнь построена по правилам библейского стихосложения как гимн хвалы единому и истинному Богу, подобный псалму. Она и составлена-то почти полностью из отдельных строчек псалмов Давида. «Велики и чудны дела Твои». – «Как велики дела Твои, Господи» ( Пс.91:6 ); «Велики дела Господни» ( Пс.110:2 ); «Он сотворил чудеса» ( Пс.97:1 ); «Дивны дела Твои» ( Пс.138:14 ). «Праведны и истинны пути Твои». – «Праведен Господь во всех путях Своих» ( Пс.144:17 ). «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?» – «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). «Ты един свят». – «Нет столь святого, как Господь» ( 1Цар.2:2 ); «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» ( Пс.98:3 ); «Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

44:2). Тот язык совершил убийство, а этот написал Божественный закон, и потому тот был мечом, а этот — тростью, не по собственной природе, но по воле употреблявших; природа того и другого одна, но действие не одно. И в отношении к устам опять можно видеть то же самое. У одних уста были полны гнилости и лукавства, и поэтому обличающий их сказал: « уста » их « полны проклятия, коварства и лжи » (Пс. 9:28), а уста его самого не таковы; нет, — « уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание » (Пс. 48:4). У других, опять, руки были осквернены беззаконием, и, осуждая их, он опять сказал: « у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства » (Пс. 25:10); а у него самого руки ни в чем другом не упражнялись, как только в том, чтобы простираться к небу, почему он и сказал о них: « воздеяние рук моих — как жертва вечерняя » (Пс. 140:2). И в отношении к сердцу опять можно видеть то же самое. У тех сердце суетно, а у него истинно, и потому об их сердце он говорит: « сердце их — суетно » (Пс. 5:10), а о своем: « излилось из сердца моего слово благое » (Пс. 44:2). То же самое можно видеть и в отношении к слуху. Те имели слух зверский, безжалостный и неумолимый, и, осуждая их, он сказал: « как глухого аспида, который затыкает уши свои » (Пс. 57:5); а у него слух был вместилищем Слова Божия, что самое и показал он, говоря: « приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою » (Пс. 48:5). б. Итак, зная это, оградим себя со всех сторон добродетелью, и этим отвратим гнев Божий. Сделаем члены нашего тела орудиями правды; приучим и глаза, и уста, и руки, и ноги, и сердце, и язык, и все тело служить одной добродетели. Вспомним и о тех трех заповедях, о которых говорил я вашей любви, когда внушал ни с кем не быть во вражде, не говорить худо о ком–либо из оскорбивших вас, и изринуть из уст ваших греховную привычку клясться. О других двух заповедях поговорим в другое время, а в продолжение всей настоящей недели будем говорить вам о клятвах, полагая начало с заповеди более легкой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» ( Ис.53:4 ). О милости Христа: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис.2:3 ). «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» ( Ис.61:1 ). «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима ( Мих.4:2 ). Об очищении храма: «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» ( Пс.68:10 ). Об отвержении евреями и язычниками: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» ( Пс.2:1 ). «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня» ( Пс.21:13 ). «Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» ( Пс.40:6 ). «Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло» ( Пс.55:6 ). «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» ( Пс.68:9 ). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс.117:22, 23 ). «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9-10 ). «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» ( Ис.8:14 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Трудно перечислить все места псалмов, в которых Давид выражает свою привязанность к Храму, существовавшему тогда в скромном, если не убогом виде, износившийся до полной негодности к употреблению, перебрасываемый из города в город, разлученный с самим источником своей святости скинии Моисеевой. «Я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс.5:8 ), говорит Давид в одном из самых ранних псалмов своих, все содержание которого обличает происхождение во время гонений от Саула. Он называет здесь скинию не только домом (baith), но и дворцом («храму» – hecal Ис.13:22 ) 18 Божиим. Эта любовь к посещению храма возрастает у Давида до желания постоянно жить, не выходить из храма, чего не делали и священники. «Одного просил я у Господа», – говорит он в псалме 26, написанном па сведениям LXX до помазания на царство, – «того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню, посещать (святый) храм Его». «Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих!» ( Пс.60:5 ). Это тяготение к Храму, желание, возможно, шире и чаще пользоваться незаменимыми ничем благодатными воздействиями его на душу было, без сомнения, одним из главных мотивов, побудивших Давида перенести самую скинию поближе к себе, в самую столицу свою. «Он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова: не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова» ( Пс.131:2–5 ). Но выбор этот сделан был не только не без соизволения Господа, но и по прямому желанию Его. Он «отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил» ( Пс.77:67–68 ). «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» ( Пс.86:2 ). «Избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе» ( Пс.131:13 ). Допустив устроить скинию на Сионе и перенести в нее ковчег, Иегова действительно «вселился» ( Пс.73:2 ) на этой горе. И Давид сознавал как всю важность этого момента, по истине исторического, так и всю реальность этого поселения и обитания, и радости его по этому поводу не было конца. «Поднимите врата ваши верхи», восклицал он к старым крепостным воротам Сионской крепости, «и поднимитесь двери вечныя, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный брани» ( Пс.23:7–8 ) 19

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Псалом 3 Кроме указания на автора псалма, в надписании говорится о поводе и времени написания последнего, именно – во время бегства Давида от Авессалома. Изображаемое в псалме внешнее и внутреннее состояние Давида настолько отвечает его положению во время гонений от Авессалома, что вполне отвечает и согласуется с приведенным в надписании указанием времени происхождения псалма. Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него ( Пс.3:3 ), и он сам опасался за свою жизнь ( Пс.3:6 ). В первой части псалма Давид (2–3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (4–9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов. Пс.3:2 .  Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; Пс.3:3 .  многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». «Как умножились враги мои!», выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. – «Говорят душе моей» – говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения. Пс.3:4 .  Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Пс.3:5 .  Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог , к Которому он обращается и в настоящем положении. Пс.3:6 .  Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс.3:7 .  Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж «ложится, спит и встает» живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество ( «ибо Господь защищает меня»), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010