«Господи! отверзи уста моя, и они возвестят хвалу Твою» ( Пс. 50:17 ). Потом самые псалмы, из которых выпишу несколько стихов, чтобы еще яснее были видимы смысл и значение шестопсалмия. «Господи! Как много у меня врагов! Многие восстают на меня, многие говорят о душе моей: нет ему спасения от Бога. Но Ты, Господи, щит, охраняющий меня». ( Пс. 3:2–4 ). «Я ложусь, сплю и встаю, ибо Господь ограждает меня». ( Пс. 3:6 ). «Господи! не во гневе Твоем обличай меня и не в ярости Твоей наказывай меня». ( Пс. 37:2 ). «Беззакония мои покрыли голову мою, как тяжелое бремя тяготят меня. Я согбен и поник чрезмерно, весь день хожу мрачен, ибо внутренности мои наполнились огнем, и нет здравого места в теле моем. Я изнемог и весьма расслаблен, кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои и вздох мой не сокрыт от Тебя. Сердце мое сильно бьется, оставила меня сила моя, и света очей моих, и того нет у меня». ( Пс. 37:5, 7–11 ). «Я сознаю вину мою, сокрушаюсь о грехе моем ( Пс. 37:19 ). Не оставь меня, Господи Боже мой, не удались от меня. Поспеши на помощь мне, Господи Спаситель мой!» ( Пс. 37:22–23 ). «Боже! Ты мой Бог, к Тебе утреннюю, жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя в земле сухой, жаждущей, безводной» ( Пс. 62:2 ). «Воспоминаю о Тебе на постели; во все ночные стражи размышляю о Тебе. Ибо Ты помощь моя и в тени крил Твоих я веселюсь» ( Пс. 62:7–8 ). «К Тебе прилепилась душа моя, десница Твоя держит меня». ( Пс. 62:9 ). Повторением этих трех стихов и троекратным аллилуиа – Слава Тебе Боже – заключаются первые три псалма. Славословие пр. Троицы (Слава Отцу и Сыну и Св. Духу и пр.) переход к следующему трехпсалмию. «Господи Боже, Спаситель мой! Днем вопию и в нощи пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к воплю моему. Ибо душа моя пресытилась бедствиями, и жизнь моя доходит до преисподней». ( Пс. 87:2–4 ). «Око мое истощилось от горести; взываю к Тебе, Господи, весь день, простираю к Тебе длани мои» ( Пс. 87:10 ). «Я к Тебе, Господи, взываю, и рано молитва моя сретает Тебя» ( Пс. 87:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение   Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13). Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5:7). Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9). В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним (Иак. 5:10). От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3–5). Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36). Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). Уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36:9). Все уповающие на Тебя не постыдятся (Пс. 24:2). Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою (Пс. 39:1). Ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое (Пс. 68:8). Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем человеку, совершающему законопреступление (Пс. 36:7). Уповай на Господа и храни путь Его, и вознесет тебя (Пс. 36:34). И был, как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи Боже мой (Пс. 37:15–16). Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты так сделал (Пс. 38:10). Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Ты – спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая помощи от Бога моего (Пс. 68:4).   Святой Златоуст об этом Терпение – пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение – терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Псалом 70 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет надписания имени автора. У LXX же и в Вульгате он приписывается Давиду, причем добавляется – «сынов Ионадавовых и первых пленшихся» (см. надписание в слав. Библии). Достоверность надписания о принадлежности псалма Давиду опирается на те заимствования, которые он представляет в своем содержании из псалмов, принадлежащих Давиду. Так, он сходен с псалмами 21, 30, 34, 40, 68 и 108. Да и все вообще содержание представляет не что иное, как подробное дополнение к Пс.69 , которого он составляет как бы вторую половину, наподобие уже известных нам Пс.1 и Пс.2 , или псалма 9, разделенного в евр. Библии на два, и др. Обстоятельства жизни Давида вполне согласуются с описаниями псалма состояний его автора, заимствования же из песней эпохи гонений от Авессалома указывают, что и данный псалом нужно относить к этому времени. Под «сынами Ионадавовыми», упоминаемыми в надписании, разумеются Рехавиты ( 4Цар. 10:15, 23 ; Иер. 35:6–19 ), отличавшиеся своим благочестием. Они, вероятно, пели этот псалом после разрушения и опустошения вавилонянами Иерусалима. Пелся этот псалом и первыми плененными иудеями, т. е. означенная прибавка у LXX и в Вульгате указывает на время особенно распространенного употребления этого псалма, в нем находили содержание, отвечавшее настроению этих людей. Пс.70:2 .  По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Пс.70:3 .  Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты. Ср. Пс. 30:2–4 . Пс.70:5 .  ибо Ты – надежда моя, Го­с­по­ди Боже, упование мое от юности моей. Пс.70:6 .  На Тебе утверждал­ся я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не пре­станет. Ср. Пс. 21:11–12 . Пс.70:10 .  ибо враги мои говорят про­тив меня, и подстерега­ю­щие душу мою советуют­ся между собою, Пс.70:11 .  говоря: «Бог оставил его; пре­следуйте и схватите его, ибо нет избавля­ю­щего». Ср. Пс. 40:6–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна).   Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость   Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4). Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:6). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50:20). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их (Пс. 101:18). Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле (Пс. 112:4–5). Высок Господь, и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает (Пс. 137:6). Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот нет его; и искал его и не нашлось место его (Пс. 36:35–36). Ты низложил их, когда они разгорделисъ. Как они пришли в разорение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое (Пс. 72:18–19). Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь (Пс. 17:29). Ты смирил, как раненого, гордого (Пс. 88:11). Не жил посреди дома Моего поступающий гордо (Пс. 100:7).   Святой Златоуст об этом Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слово «путь» в значении «образ жизни» многократно встречается в Псалтири. Уже в 1-м псалме говорится о разнице между двумя путями: Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет ( Пс. 1:6 ). Аналогичное противопоставление двух путей мы находим в 118-м псалме: Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои ( Пс. 118:29–30 ). Согласно Псалмопевцу, Бог указывает человеку путь жизни ( Пс. 15:11 ), устрояет человеку верный путь ( Пс. 17:33 ), наставляет грешников на путь, научает кротких путям Своим ( Пс. 24:8–9 ), наставляет на путь, по которому идти ( Пс. 31:8 ). Напротив, на путь недобрый человек становится по собственной инициативе ( Пс. 35:5 ). Из любви к повелениям Божиим вытекает ненависть к пути лжи ( Пс. 118:104, 128 ). Каким образом соотносятся метафоры пути и врат? Открывают ли врата доступ к пути, или, наоборот, путь ведет к вратам? Возможно и то и другое толкование, однако второе представляется предпочтительным. Образ врат используется в Библии для указания не на начало, а на конец пути: врата, как правило, соответствуют идее входа, а не выхода. В этом смысле можно понимать выражение врата небесные ( Быт. 28:17 ): они вводят во дворы Господни ( Пс. 100:4 ), в них входят праведные ( Пс. 117:20 ). Врата смерти ( Иов 38:17 ; Пс. 67:21; 106:18 ) и врата преисподней ( Ис. 38:10 ), напротив, ведут в шеол, погибель, преисподнюю. В речи Иисуса врата ада ( Мф. 16:18 ) обозначают вход в ад, а не выход из него. В рассматриваемом изречении из Нагорной проповеди глагол «входят» употребляется в том же значении, в каком в других местах Евангелия от Матфея он употребляется для обозначения вхождения в Царство Небесное ( Мф. 5:20; 7:21 ) или в жизнь вечную ( Мф. 18:8–9; 19:17 ). Два пути ведут к двум вратам, из которых одни открывают вход в «жизнь», а другие в «погибель». Идея двух путей получила широкое распространение в раннехристианской Церкви. Само учение Иисуса апостолы называли путем Господним ( Деян. 18:25–26; 19:9, 23 ). В Послании к Евреям говорится о том, что христиане имеют дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр. 10:19–20 ). Пути правды ( 2Пет. 2:21 ) противопоставляется путь ложный, по которому идут грешники ( Иак. 5:20 ). Это противопоставление особенно явственно в «Дидахи», которое начинается словами: «Есть два пути: один – жизни и другой – смерти, и велико различие между этими двумя путями» 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19). «Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9). «Вс е уповаю щие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2). «Терп еливо уповал я на Господа, и Он вня л мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2). «Ради Тебя я п о терпе л поношение, стыд покры л лиц о мое» (Пс. 68:8). «Покорись Господу и моли его. Не ревнуй пре успевающему в пути своем, человеку совершаю щему законопреступление» (Пс. 36:7). «Уповай на Господа и храни путь Его , и вознесет тебя» (Пс. 36:34). «И бы л , как человек не слыша щи й и не им еющи й в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я упова л ; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15—16). «Я онеме л и не открыва л уст св оих, ибо Ты так сделал» (Пс. 38:10). «Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь м ен я? Уповай на Бога, ибо я испове дую с ь ему, говоря: Ты — спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). «Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего» (Пс. 68:4). Святой Златоуст об этом Терпение — пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение — терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5). Терпение, освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна). Презнатная победа — терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26). Терпением дьявола побеждать должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4). Чем тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл. 7). Терпение бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея, гл. 9). Нет никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал (Слово 3 о Лазаре). Нет ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде). Терпение грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Псалом 117 Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы ( Пс.117:5 ), освобождения от врагов ( Пс.117:10–13 ) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства ( Пс.117:22–23 ). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом. Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29). Пс.117:1 .  Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.117:2 .  Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .  Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:4 .  Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании. Пс.117:5 .  Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. «Из тесноты» – из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» – вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону. Пс.117:8 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117:9 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ( «князья» – предводители).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 30 Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности ( Пс.30:2, 6, 19 ), унижении и преследовании со стороны врагов ( Пс.30:5–11 ), об унижении со стороны народа ( Пс.30:12, 14 ). Давид скрывается в укрепленном городе ( Пс.30:22 ), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» ( Пс.30:7 ). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. Пс. 15 ). Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30:23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX и в слав. Библии. Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)! Пс.30:2 .  На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; «По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите. Пс.30:4 .  ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Пс.30:6 .  В Твою руку пред­аю дух мой; Ты избавлял меня, Го­с­по­ди, Боже истины. «Ради имени Твоего води меня и управляй мною». Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит «водить его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010