Огласительное поучение первое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. ( Ис.1:16 ).] 1 . Ученики Нового Завета и причастники таин Христовых! Сейчас званием, а вскоре же и благодатью, соделайте себе новое сердце и новый дух ( Иез.18:31 ), чтобы возвеселились небожители. Ибо если, по Евангелию, более радости... об одном грешнике кающемся ( Лк.15:7 ), то не тем более ли спасение столь многих душ возбудит к веселию небеса? Вступив на путь блаженный и благой, идите благоговейно поприщем благочестия, ибо, всегда готовый ко избавлению вашему, предстоит здесь Единородный Сын Божий, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Отягощенные преступлениями и связанные узами грехов своих! Услышите пророческий глас, вопиющий: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих ( Ис.1:16 ), чтобы воззвал к вам Ангельский лик: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! ( Пс.31:1 ). Возжегшие ныне светильники веры, сохраняйте их неугасимыми в руках, чтобы Отверзший тогда на этой всесвятой Голгофе рай разбойнику за веру его сподобил и вас воспеть брачную песнь. 2 . Если кто здесь раб греха, тот да приготовится верой к свободе и возрождению усыновления и, сложив с себя позорнейшее рабство греховное, вступив же в блаженнейшее служение Господне, да удостоится наследовать Царство Небесное через исповедание; отложи прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ), чтобы облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Через веру приобретите залог Святого Духа, чтобы вам смочь быть принятыми в селения вечные. Приступите к таинственному запечатлению, чтобы быть известными Владыке и чтобы, сопричислившись святому и словесному Христову стаду, стать одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо, которые еще под тяжестью грехов, те остаются ошуюю, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом в возрождении через крещение. Возрождение же я разумею не тел, но душ духовное перерождение. Ибо тела рождаются от видимых родителей, души же возрождаются верою, ибо дух дышит, где хочет ( Ин.3:8 ). И тогда, если ты будешь достоин услышать: хорошо, добрый и верный раб ( Мф.25:21 ), когда ни малейшей скверны притворства не найдется в совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви» 30 мая 2012 г. 18:38 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном  сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ru  и в официальном  блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5. Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. 1. Богословское осмысление вопросов экологии. Экология — это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).

http://patriarchia.ru/db/text/2255572.ht...

Рассуждение восьмое. О росе Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века ( Пс.132:3 ). § I Роса суть пары извлечённые теплотой солнечною из земли и воды, кои поднявшись ночью вверх, и в рассуждении стужи воздуха, соединившись упадают паки на землю, и влажностью своею её орошают. Она делает землю плодоносною; ибо умеряет теплоту, делает прохладу, и землю утучняет. Недостаток росы есть знаком бесплодия. Так Илия говорит: жив Господь Бог сил, Бог Израилев, емуже предстою пред ним, аще будет в лета сия роса ( 3Цар.17:1 ). И Аггей пророк: сего ради удержится небо от росы ( Агг.1:10 ). Цветы, кои неумеренным солнечным жаром вянут, помощью её – оживляются, и напоеваются сладостью, которую сосут пчёлы, и составляют из оной приятные соты. § II Роса подобна Евангельскому учению. 1) В рассуждении начала, ибо как роса снисходит с небес, так Евангельское учение принесено Иисусом Христом с лона Отца, как говорит Иоанн: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). 2) Роса есть вапор умеренный и тонкий: и Евангельское учение сокровенно от человека плотского. 3) Роса падает тогда, когда воздух чистый, и небо не покрыто облаками: так и учение Евангельское снисходит на сердца чистые, лицемерия облаком не покрытые. Не приемлет его мрачное Симоново сердце. 4) Роса снисходит и ввечеру, но обильнее – по прошествии ночи: и учение Евангельское ниспадало в вечер Ветхого Завета, когда сказано было: семя жены сотрет главу змию ( Быт.3:15 ). Ниспадала и ночью Ветхого Завета, как например: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему; и той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Или: воздвигнет вам Господь пророка от братии вашея ( Деян.3:22 ). Или: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына ( Ис.7:14 ). Но гораздо с большею ясностью и с большею силою, возгремело благовестите по прошествии ночи, о коей говорит Павел: нощь убо прейде, а день приближися ( Рим.13:12 ). Гораздо с большею важностью, когда взошла заря Нового Завета, и когда воссияло истинное Солнце Правды Христос. Гораздо с большею важностью и силою, ибо не на одном Гедеоновом руне, но на всей земле явилось. Не на одних горах Сионских; но и на Западе, и Севере, и Юге. Не в единой Иудейской церкви, но и во всех языцех проповедано.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума [Авв.3:7–17]/Пер. П.И. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 1. 1. С. 307–322 (1-я пагин.). (Продолжение.) —307— ным с ним лукавым силам, имже мрак тмы во веки блюдется ( Иуд.13 ). Ст. 8. 9. Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость твоя? или в мори устремление твое? яко всядети на кони твоя, и яждение 1 твое спасение. Наляцая налячеши лук твой на скиптры, глаголет Господь. Цель пророка показать, что второе домостроительство (новый завет) гораздо лучше и блистательнее ветхого и сопровождается несравненно большими благами. Древле он освободил Израиля чрез Моисея от плотского рабства, превратив в кровь египетские реки и сотворив знамения и чудеса, потом разделив Чермное море и переведши чрез него освобожденных, а самых воинственных из Египтян потопив в водах. Когда же Единородное Слово Бога сделалось человеком, то Оно избавило всю вселенную, подчиненную диавольскому владычеству, не реки превратив в кровь, не на воду изливая Свой гнев, не волны морские разделив и не людям причиняя погибель, напротив убив самого убийцу – змия и истребив от него и чрез него усилившийся грех , разрушив несокрушимую державу смерти и призвав всех к богопознанию чрез святых апостолов, которые, обойдя всю вселенную и возвестив всюду о имени Христа, по всей справедливости возбудили удивление. О Господи, говорит, Ты сам совершил дела, весьма достойные удивления и несравненно превосходнейшие совершенных Тобою чрез Моисея. Не на реки Ты наведешь гнев, не против моря Ты устремишься, не на них, как некогда, возблистает чудо Твоей божественной власти; напротив Ты всядеши на кони —308— твоя и яждение твое спасение. Но, далее, что это за кони? Это – блаженные ученики, апостолы и евангелисты, всецело преданные Его божественной воле, послушливые, благопокорливые, с готовностью исполняющие все угодное Ему, носящие в себе Христа, из коих один блаженный Павел; о нем Он сам говорит, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки ( Деян.9:15 ). Весьма быстры эти кони, обтекли всю вселенную. Так говорится, что есть колесница, имеющая тьмы тем и тысящи управляющих ( Пс.67:18 ); впоследствии после них было весьма много вождей народа, подчинивших выю ума игу Спасителя и распространяющих славу Его по всей земле и право правящих слово истины и как бы конницей покоряющих всю землю. Спасение же коней или конницы означает, что не напрасно они совершали бег, но чтоб спасти города, страны и народы, в то время как Христос ниспровергает владычество демонов, которые, так сказать, разделили между собою всю землю, подчиняя своей воле ее обитателей. А так как древнее владычество демонов падет, то справедливо поэтому говорит: наляцая налячеши на скиптр; ибо Он устремится, как я сказал недавно, не на реки, или моря, напротив ниспровергнет скиптры демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога Все свое догматическое учение Православная Церковь основывает на богооткровенной вере и почерпает из нее, поэтому и начинает Символ веры словом: «Верую». Этим она исповедует то, что все ее догматы, от первого до последнего, являются предметом веры. Последовательная в этом, она как Богом назначенный посредник, хранитель и истолкователь Святого Откровения не доказывает догматических истин, а лишь указывает на них, ибо они в своей богооткровенной данности содержат свое самое высшее оправдание. Догмат о бытии Бога является изначальным, ибо такое место ему принадлежит по самому Божественному домостроительству человеческого спасения: «Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть» ( Евр.11:6 ). Как все прочие, так и этот догмат Православная Церковь основывает на вере, что и выражает начальными словами своего Символа: «Верую во Единаго Бога». Поскольку благодаря вере она имеет Бога, ей не нужно и она не смеет догматическую истину Божественного Откровения превращать в логическую посылку человеческого умствования. Для нее бытие Бога – богооткровенная истина, в которую необходимо веровать и принимать верой, а не предположение, которое необходимо логически доказывать и на основе логических доказательств принимать, ибо от предположения до фикции расстояние и без того слишком малое. Она не доказывает существования Бога, а являет Его присутствием вечных божественных истин в себе и наличием сверхъестественного в природе и человеке. Догматическое учение Церкви о бытии Бога является таковым потому, что таково учение самого Святого Откровения, которое она в целости хранит и исповедует. Откровение не пускается доказывать существование Бога; оно являет Его в Его действиях. Об этом свидетельствует самое начало Откровения; там не доказывается, что есть Бог, а раскрываются Его дела как дела Того, Чье бытие предшествует всему, обусловливает всё и без Кого не может быть представлено никакое иное существование или создание чего бы то ни было: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ; ср.: Пс.88:12–13, 101:26, 135:5, 145:6 ; Ин.1:3 ; Деян.14:15 ; Евр.3:4, 11:3 ; Откр.14:7 ; Сир.18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

10-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Беседа Иисуса Христа о добром пастыре ( Ин. 10:1–21 ) «Руководство для сельского пастыря» 1868 В связи с словами, которые Господь сказал к фарисеям по поводу исцеления слепорожденного, непосредственно следует притча о добром пастыре (10:1–18). Господь только что сказал (9:39), что Он пришел на суд в мир, чтобы невидящие видели, а считающие себя видящими были слепы. Фарисеи же считали себя зрелыми руководителями и пастырями народа и были, однако, самолюбиво гордыми руководителями слепых. Поэтому Иисус Христос с торжественною важностью (аминь, аминь) представляет им здесь образ истинного пастыря. Хотя евангелист далее (ст. 6) ясно замечает, что фарисеи не поняли этих слов Иисуса Христа, но тем не менее приточный образ был сам по себе не непонятен, так как он встречается в Ветхом Завете (ср. Иер. 23 и далее; Иез. 34 ; Зах. 11 и далее) и иудеи своих двух великих мужей, Моисея и Давида, обыкновенно называли «добрыми пастырями». Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. А входяй дверми пастырь есть овцсам, а не тать и не разбойник (ст. 1–2). «Двор овчий» на востоке не что иное, как большое место, огороженное стеною, куда пастух загонял вечером свое стадо. Пред дверью в него в ночное время находился помощник пастуха (дверник – ст. 3), вооруженный большою палкою или каким-нибудь орудием для предохранения и защиты от разбойников и диких зверей. «Двор овчий» служит образом Царства Христова на земли, или Церкви Его, которая также ограждена и заключена от остального мира. Овцы – это истинно верующие члены этого Царства (ср. Пс. 76:21; 94:7; 99:3 ); верховный Пастырь и Господь стада есть Христос, и законные пастыри суть Его преемники. При этом с первого раза может представиться странным, что Иисус Христос называет Себя и «добрым Пастырем» (ст. 11), и «дверью во двор овчий» (ст. 7). Но при внимательном взгляде на дело странность такого двоякого названия сама собою исчезает. Иисус Христос был Учителем истины и в этом Своем качестве был добрым Пастырем, руководившим, питавшим и охранявшим верующих. Но Он как Божественное Слово был также самая истина. Он был предметом Своего учения; и, как истина по преимуществу, Он есть дверь, которою человек входит в Его Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Внешнее богопочтение и главные его виды XXXIV. Молитва Понятие о молитве и виды ее. – Смысл и значение молитвы. – Возражения против нее. – Предмет молитвы. – Условия и свойства благоуспешной молитвы. – Образцы ее. – Молитвенное настроение и средства развить и поддержать его в себе. С внутренним богопочтением, как мы знаем, необходимо соединяется и внешнее, которое состоит в проявлении внутренних чувств и расположений души к Богу – веры, надежды и любви – в соответствующих им внешних действиях и знаках. Главные виды внешнего богопочтения – Богослужение домашнее или молитва и Богослужение общественное. К Богослужению домашнему принадлежит молитва . Слово Божие определяет молитву эту и как благоговейное возношение ума и сердца человека к Богу, и как благоговейное собеседование души человека с Богом ( 1Кор. 14:15 ; Ефес. 6:18 ; 1Цар. 1:15 ) 138 . Молитва – беседа с Богом или «общение и единение человека с Богом», – говорит и св. Иоанн Лествичник 139 . Точно также определяет молитву св. Иоанн Златоуст : «величайшее благо – молитва и беседа с Богом; она есть общение и единение с Богом» 140 . Одно простое размышление о Боге и божественных предметах не есть еще молитва . Только когда участвует при этом сердце и изливается в благоговейных чувствованиях к Богу, является молитва 141 . «Что дыхание для тела, то молитва для души» 142 . В молитве своей Богу мы или прославляем Его за Его бесконечные совершенства ( Мф. 11:25 ; Рим. 15:6 ; Пс. 105:1–2; 106:31–32  и др.), или благодарим Его за Его бесчисленные благодеяния ( Флп. 4:6 ; 1Тим. 2:1  и др.), или просим Его о своих нуждах ( Мф. 7:7 ; Ин. 16:23–24 ; Флп. 4:6  и др.). Отсюда, по содержанию своему, определяющемуся характером отношения человека к Богу, молитва бывает трех видов: славословием, благодарением и прошением 143 . Такие виды молитвы указываются именно в заповеди о ней ап. Павла: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения» ( 1Тим. 2:1 ). Взаимоотношение между этими видами молитвы определяется тем, что прошение является молитвой низшей, а славословие, наоборот, высшей. Среднее место между той и другой молитвой занимает благодарение, одинаково заключающее в себе и элемент прошения и элемент славословия в виде благодарения 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Глава III Увещание к молитве за успех Апостольского благовестничества и за самого благовестника (1–5), завещания Апостола Фессалоникийцам касательно бесчинных, праздных и непослушных (6–13) и указание братолюбных по отношению к ним мер (14–15). Призывание читателям мира от Господа, собственноручное приветствие и ниспослание благодати Христовой (16–18). С этой главы начинается увещательная часть послания, причем нельзя не заметить, что по своему построению наше послание очень близко подходит к первому, разделяясь на две части – повествовательно-изъяснительную, и увещательную. Последняя, как и в 1 Фес., начинается выражением το λοιπν. 2Сол.3:1 .  Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2Сол.3:2 .  и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Ап. просит ф. молиться об успехе евангельской проповеди , чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. « Да слово Господне течет и славится» – по-слав.; τρχη και δοξζηται – по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср. Пс 146и Пс 19 ) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния ( Деян.17:5, 13, 18:12 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010