- Заметили, - ответил несчастный, - но узнав, что произошло, ушли, сказав: «Ничем не можем помочь тебе, авва, - мы пешии?» - Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить - так мы вместе дойдем потихоньку? - Не могу, - сказал пострадавший. - Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся. - Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне. - Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи. Он так и сделал. Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим. Тут, - продолжал свой рассказ старец, - Христос обратился к авве и сказал: «Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам». 2. Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона, и спросил его: - Как поживаешь, отче? - Плохо, - ответил старец. - Почему, авва? - Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: " Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников " (Пс 58, 6), и " Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих " (Пс 118,21), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: " Ты погубишь говорящих ложь " (Пс 5,7), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: " Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим " (Мф 6,12). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: " Я забываю есть хлеб мой " (Пс 101, 5). Сам сплю до утра, а пою в псалме: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Пс 118, 62). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: " Утомлен я воздыханиями моими " (Пс 6, 7) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью (Пс 41 4). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: " Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою " (Пс 18, 15). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: " Колени мои изнемогли от поста " (Пс 108, 24). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: " Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои " (Пс. 24, 18). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: " Готово сердце мое, Боже " (Пс 56, 8). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19). «Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9). «Вс е уповаю щие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2). «Терп еливо уповал я на Господа, и Он вня л мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2). «Ради Тебя я п о терпе л поношение, стыд покры л лиц о мое» (Пс. 68:8). «Покорись Господу и моли его. Не ревнуй пре успевающему в пути своем, человеку совершаю щему законопреступление» (Пс. 36:7). «Уповай на Господа и храни путь Его , и вознесет тебя» (Пс. 36:34). «И бы л , как человек не слыша щи й и не им еющи й в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я упова л ; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15—16). «Я онеме л и не открыва л уст св оих, ибо Ты так сделал» (Пс. 38:10). «Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь м ен я? Уповай на Бога, ибо я испове дую с ь ему, говоря: Ты — спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). «Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего» (Пс. 68:4). Святой Златоуст об этом Терпение — пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение — терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5). Терпение, освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна). Презнатная победа — терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26). Терпением дьявола побеждать должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4). Чем тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл. 7). Терпение бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея, гл. 9). Нет никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал (Слово 3 о Лазаре). Нет ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде). Терпение грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Видим страшное Бога нашего шествие, когда, сойдя видеть вопль содомский и гоморрский, огнем свыше сжег беззаконников нераскаянных, и из среды их Лота праведного исхитил, и воспеваем также Его правду и милость: Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118:137), – а уповающего на Господа милость окружит (Пс. 31:10). Видим преславное Бога нашего шествие в Египте, когда Он ниспослал знамения и чудеса посреди Египта на Фараона и на всех рабов его (Пс. 134:9); и извел народ свой в радости, и избранных своих в веселии (Пс. 104:43); и удержал Чермное море, и иссякло, и провел их по бездне, как по пустыне; и спас их из руки ненавидящих, и избавил их из руки врагов; покрыла вода притеснителей их, ни один из них не остался (Пс. 105:8-11). Его море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять, горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало, и ты, Иордан, почему возвратился вспять? Горы, что вы запрыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец? От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иакова, обратившего камень в озеро водное, и несекомый в источники водные (Пс. 113:3-8). Видим это преславное Его шествие и поем со избранными Его людьми: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? (Исх. 15:6-7, 11). Видим шествие Бога нашего в пустыне непроходимой, в которой перед людьми Своими шел в столпе облака и столпе огня: Распростер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью (Пс. 104:39); и вел их облаком днем и светом огня всю ночь (Пс. 77:14), – и прочие преславные сотворил чудеса, и поем Ему с Давидом: Боже! когда Ты выходил перед людьми Твоими, когда Ты проходил через пустыню, земля потряслась, и небеса таяли от лица Бога Синайского, от лица Бога Израилева (Пс. 67:8-9). Видим преславное Бога нашего шествие, когда ввел людей Своих на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его, и изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им землю межевою вервью, и вселил в селения их колена Израилевы (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

15:8). «Все народы окружили меня; но именем Господним я низложил их» (Пс. 117:10). «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их» (Пс. 123:6). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои и да благословляют Тебя святые Твои» (Пс. 144:10). «Господь... не оставляет преподобных Своих, вовек сохранятся они» (Пс. 36:28). «Он хранит души святых Своих» (Пс. 96:10). «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих» (Пс. 149:5). «Дорога в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115:6). «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его» (Пс. 29:5).     Тропарь исповеднику, гл. 8: «Наставник православия, учитель благочестия и чистоты, светильник вселенной, богодухновенное украшение архиереев, лира духовная, (имя) премудрый, просветивший всех своим учением, моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь столпнику, гл. 1: «Столпом терпения был ты, преподобный, подражая праотцам: Иову в страданиях, Иосифу в искушениях, а жизнью, будучи во плоти — бесплотным, отче наш (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь бессребренникам, гл. 8: «Святые бессребренники и чудотворцы, посетите немощи наши; даром получили, даром и нам подавайте».     Прокимен, гл. 4: " " К святым, которые на земле, и к дивным Твоим, Господи, к ним все желание мое».     Стих: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он по правую сторону меня, не поколеблюсь» (Пс. 15:3, 8).     Тропарь Христа ради юродивым, гл. 1: «Услышавши голос Твоего Апостола, говорящего: «Мы безумны ради Христа», раб Твой (имя) ради Тебя, Христе Боже, стал на земле юродивым. Поэтому, почитая память его, молим Тебя, Господи, спаси наши души». VI. Из чинов и молебствий на разные случаи... Чин исповеди:    Обычное начало, 50 псалом, тропари 6 гл: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и священнические молитвы:    1. «Боже, Спаситель наш, Ты, даровавший через пророка Твоего Нафана прощение Давиду, покаявшемуся в своих согрешениях и принявший покаянную молитву Манассии, Сам, по обычному Твоему человеколюбию, прийми раба Твоего (имя), кающегося в совершенных им согрешениях и не вмени ему все сделанное, отпустив неправды и простив беззакония, ибо Ты сказал, Господи: «не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился от пути своего и был жив», и что до семижды семидесяти раз прощаются грехи, потому что беспримерно Твое величие и безмерна милость Твоя; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то, Господи, кто устоит? Ибо Ты — Бог кающихся и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

264// вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93, 17), — свидетельствует, что по развращению свободы он давно бы уже был в аду, если бы не был спасаем помощью и покровительством Божиим. Ибо Господом, а не от свободной воли утверждаются стопы такого человека. Когда он будет падать, не разобьется. Почему же? Ибо Господь поддерживает его за руку (Пс 36, 23, 24). Сказать яснее, ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность (Пс 36, 23, 24). Непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть, потому милость Господа подкрепляет его рукою Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произвола, совершенно не погиб он в падении своем. глава 13 Устроение нашей жизни зависит от Бога И святые мужи никогда не надеялись собственным своим тщанием устроить тот путь, по коему надлежало идти, стремясь к полноте и совершенству в добродетелях, но всегда умоляли о том Господа: направь меня на истину Твою (Пс 24, 5), уровняй предо мною путь Твой (Пс 5, 9), укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти (Пс 142, 8). Другой же пророк свидетельствует, что он познал это не только верою, но и из опыта, из самой природы вещей: знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер 10, 23). И Сам Господь так говорит к Израилю: Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды (Ос 14, 9). глава 14 Знание закона сообщается от Бога И само познание закона не надеялись они приобрести только трудами чтения, но искали вразумления и просвещения от Бога, взывая к Нему: укажи мне, Господи, 265// пути Твои и научи меня стезям Твоим (Пс 24, 4). Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс 118, 18). Еще: научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс 142, 10). глава 15 Разум для познания повелений Божиих и расположение доброй воли даруются Богом Так святой Давид ищет у Господа вразумления, посредством которого мог бы познать заповеди Божий, и хотя уже знал их, как они написаны в книге закона, однако говорит: я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои (Пс 118, 125).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

А то, что все взявшие меч умрут, Он сказал, разом и научая уподобляться Ему незлобивостью, беря за образец Его поступки и всегда их имея перед глазами, и предсказывая тяжелые беды, которые ожидали иудеев в будущем, едва ли не вопия нам тем самым: «Все Меня убившие скоро и сами станут жертвами убийства», – что вскоре и случилось, не миновало, ибо все они были погублены римским мечом. Смотри же: ничего из прореченного о Нем пророками не осталось ведь неисполнившимся. Покинули ученики Его, когда Он был схвачен теми убийцами, разойдясь кто куда, – и сбылось пророчество, гласящее: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ). Отведен Он был связанным во двор первосвященника по имени Каиафа (см. Мф.26:57 ), а оттуда к Пилату (см. Мк.15:1 ), и, обступив Его, слуги били Его по щеке и ругались, всевозможным образом браня Его и надругаясь, – и сбылись слова Давида: «Окружили Меня псы многие» ( Пс.21:17 ), «быки тучные схватили Меня» ( Пс.21:13 ), «поношения поносящих Тебя пали на Меня» ( Пс.68:10 ), «Умножились больше волос на голове Моей ненавидящие Меня понапрасну, укрепились враги Мои, преследующие Меня неправедно» ( Пс.68:5 ). Отослан Он был, оскорбляемый, от Пилата к Ироду, случившемуся в Иерусалиме (см. Лк.23:7 ), – и вновь сбылось пророчество Давида: «Зачем были в смятении народы и люди поучались суетному? Восстали цари земли», т. е. Ирод и Пилат с первосвященниками и людьми, «против Господа и против Помазанника Его» ( Пс.2:2 ), говоря: «Расторгнем узы их и отбросим от себя иго их» ( Пс.2:3 ). Каких их? Бога, конечно же, и человека, которого Бог воспринял. Но «Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею смутит их: «Я ведь – , говорит Христос, – поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его» ( Пс.2:4–5 ), т. е. в самом Иерусалиме, каковой так и называем Сионом, и в церкви древней иудейской и этой новой, народов, «возвещая», т. е. проповедуя, преподавая, «повеление Господне» ( Пс.2:7 ). Затем продолжает: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя» ( Пс.2:7 ), – имея в виду человека, которого воспринял Божий Сын-Слово, потому что «сегодня» указывает на человеческую временность. «Проси у Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ), – что и произошло, ибо всю подсолнечную можно видеть божественное иго Евангелия влекущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, например: сначала о воздержании, или прежде всего о несообщении с нечестивыми, т. е. псалом в самом начале книги [с этой–то целью и пророк начал отсюда, говоря: « Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1); и опять: « не сидел я с людьми лживыми » (Пс. 25:4); и еще: « Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит » (Пс. 14:4)], об обращении с добрыми [это тоже найдешь там, и многое другое], о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности, о том, что и деньги, и слава, и все подобное — ничто. Если научишь его этому с детства, то постепенно возведешь его и выше. Псалмы заключают в себе все, а затем гимны — ничего человеческого; когда он будет сведущ в псалмах, тогда узнает и гимны, представляющие собою дело более святое, так как вышние силы гимнословят, а не псалмословят: « Неприятна », — сказано, — « похвала в устах грешника » (Сир. 15:9); и опять: « Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне » (Пс. 100:6); и опять: « Не будет жить в доме моем поступающий коварно » (Пс. 100:7); и опять: « Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне » (Пс. 100:6). Таким образом, вы должны опасаться, как бы они не завели связей не только с друзьями, но и с слугами: бесчисленное бывает зло для свободных, если приставляем к ним развратных рабов. Если едва спасаются они, пользуясь попечением и любомудрием отца, то что из них будет, когда вверим их беспечности слуг? Слуги будут смотреть на них, как на врагов, в той мысли, что господствование их будет кротче, если они сделают их бестолковыми, глупыми и ничего нестоящими. Итак, станем заботиться об этом более всего другого. Я возлюбил, говорит, возлюбивших закон Твой (Пс. 118): будем же, подражая ему, и мы любить их. А чтобы дети были воздержны, пусть послушают, что говорит пророк: « внутренность моя насыщена позором » (Пс. 37:8); и опять: « Ты истребил всякого любодействующего от Тебя » (Пс. 72:27). Также, чтобы они не были сластолюбивы, пусть опять послушают: « Убил », — говорит, — « тучных их, еще пища была в устах их » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Псалом 117 Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы ( Пс.117:5 ), освобождения от врагов ( Пс.117:10–13 ) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства ( Пс.117:22–23 ). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом. Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29). Пс.117:1 .  Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.117:2 .  Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .  Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:4 .  Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании. Пс.117:5 .  Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. «Из тесноты» – из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» – вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону. Пс.117:8 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117:9 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ( «князья» – предводители).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.15:6 .  Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Исх.15:7 .  Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани ( Пс. 23:8 ), сражающимся за народ Свой ( Втор. 4:34 ) при потоплении войск фараоновых в море ( Пс. 105:8–10 ). Погрязшие в глубине, как камень, – без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа ( Исх. 15:5 ). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его ( Ис. 5:24, 47:14 ). Исх.15:8 .  От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Исх.15:9 .  Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Исх.15:10 .  Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах. Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: «влага стала, как стена» ( Исх. 14:22 ), превращено Богом при посредстве ветра: «дунул духом Твоим» ( Иов. 37:10 ) в средство уничтожения врагов, – оно дело Его всемогущества. Исх.15:11 .  Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами ( 2Цар. 7:22 , 3Цар. 8:23 , Пс. 70:19, 85:8, 88:6–8 , Иер. 10:6 ), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям. Он существо премирное – «величествен святостью»; как таковой, Он достоин хвалы, прославления ( Пс. 117:29 ). Исх.15:12 .  Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Исх.15:13 .  Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда – поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа ( Пс. 105:5 ), охраняющий его на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую ( Пс. 77:54 ), освященную богоявлениями патриархам ( Быт. 28:16, 31:13 ), так и жертвенниками Богу ( Быт. 28:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таковы враги Давида и Мессии: родители лжи – любят ложь ( Пс.4:3 ). Пс.7:16             …яму копал и вырыл,                         и упал в яму, которую сделал. «Копал яму» бор – также: цистерну, колодец. «Упал в яму» шахат – также: яма-ловушка. Бор и шахат обозначают также «могилу» и глубь Шеола ( Пс. 30 /29:4; Пс.16 /15:10). Мысль стиха – та же, что в Пс.5:7 : ложь не пассивна и не довольствуется собой, она направлена против человека и доводит свой замысел до реализации: копал, вырыл, получилась яма. Туда же сам человек падает. Чем основательнее ложь, тем яснее качество лжи: ложь обращается против тех, кто ее родил. Пс.7:17             …обратится вред его на голову его,                         и на темя его злодеяние его сойдет. " Вред» амал – то, что «зачал» нечестивый ( Пс.7:16 ). «Злодеяние» хамас – это несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием (разбой, грабеж) 56 ; о человечестве перед Потопом было сказано, что «исполнилась земля злодеянием» хамас ( Быт.6:11 ). На свою голову обращается зловредность человека, и даже на «темя» – почему? Потому что, родив ложь, он усыновился «отцу лжи», о котором Бог сказал, что нужно «блюсти голову» змея ( Быт.3:15 ). А на голове уязвимое место – макушка, «темя»: «Бог сокрушит голову врагов Соих, темя власатое того, кто ходит в винах своих» ( Пс.68 /67:22). «Темя волосатое» – будет сокрушено у того, кто как «назорей Божий» не стрижет волос ( Суд.16:17 ), а сам «ходит» не пред Богом ( Быт.5:22 ; Быт.6:9 ), но изображает праведность и «в винах своих ходит» пред диаволом. Не о политических и криминальных злоумышленниках говорит Давид, но о тех, кто внедряется в святое и святая святых. Пс.8:3             Из уст младенцев и грудных Ты устроил силу,                         ради врагов Твоих – чтобы упразднить 57 врага и мстителя. LXX: «из уст младенцев и грудных Ты устроил хвалу». О событиях после входа Христа в Иерусалим рассказывается: «видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:15,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010