147 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. С. 206–209. Незаверенная машинописная копия. Исх. 134. 148 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 277. Л. 59–63. Исх. 401.Незаверенная машинописная копия. 149 См.: Песнослов: Избранные песнопения из богослужения и краткий устав церковных служб. В 3 т./Под ред. митр. Нестора. Харбин, 1946–1947. 155 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 434. Л. 59. Подлинник. Бланк: «Нестор, Митрополит Харбинский и Маньчжурский. Экзарх Московской Патриархии по Восточной Азии». Машинопись. Подпись-автограф. В левом верхнем углу резолюция: «Уткину [?]. Ответа не давать. 6/V». Подпись неразборчива. 156 Печ. по: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763. Л. 366–366 об. Многие слова и предложения подчеркнуты карандашом. 157 Печ. по: ЦИА ПС 11 У. Подлинник. Автограф на почтовой карточке. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 4/17 дек[абря] 54 г.». 158 Печ. по: ЦИА ПС 11 У. Подлинник. Автограф на почтовой карточке. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 3/5–55». 159 Печ. по: ЦИА ПСИ У. Подлинник. Автограф на почтовой карточке. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 28/1–55». 160 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Автограф. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 27 мая-55 г.». 165 Имеется в виду исповедник Георгий Седов, взявший епископа Афанасия из инвалидного дома на свое иждивение. 166 Печ. по: Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева. Опубликовано: Фомин С. В. Апостол Камчатки. С. 411–413. 167 Речь идет о Екатерине Филипповне и Александре Кирилловиче Карауловых, а также Петре Григорьевиче Кокурине. 168 Печ. по: Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева. Опубликовано: Фомин С. В. Апостол Камчатки. С. 413–415. 169 Печ. по: Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева. Опубликовано: Фомин С. В. Апостол Камчатки. С. 415–416. 170 Печ. по: Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева. Опубликовано: Фомин С. В. Апостол Камчатки. С. 417. 171 Печ. по: Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева. Опубликовано: Фомин С. В. Апостол Камчатки. С. 417–419. 172 Имеется в виду врач Н. Н. Бухалов. При выезде в СССР Н. Н. Бухалов и его жена Надежда Николаевна были приписаны к семье Карауловых в качестве иждивенцев (сообщение А. К. Караулова).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Хотя Дух Св. и оставил первых людей, когда они преступили заповедь Божию, и не обитал в сердцах их, как обитал до грехопадения, 149 но совсем не оставил людей, (см. Вас. Вел., ч. 3, стр. 237, 150 прим.) направляя их деятельность к пользе и благу других, потому что без Его помощи люди и существовать не могут ( Деян. 17:28 ). Но Господь промышлял и помогал не одним евреям, а и всем народам, потому что Господь воцарился над языками, т. е. над народами ( Пс. 16:9 ), обладает языки ( Пс. 21:29; 65:7; 66:5 ). «Владеет Вышний царством человеческим и ему же восхощет даст е» ( Дан. 4:22, 29 ; см. Сир. 10:4 ). «Комуждо языку устроил вожда». ( Сир. 17:14 ; сн. Прем. 6:1–3 ). Для пользы людей Дух Св. пророчествовал через фараона Валаама, Навуходоносора, Каиафу и пр. (Злат. т. VIII, б. 6, стр. 437). Кира, царя персидского называет Своим помазанником и рабом, которому повелел создать Себе дом, т. е. храм во Иерусалиме ( Исаи. 45:1 ; 2Пар. 36:22 ). Так. обр. всё сказанное показывает, что хотя Дух Св. не оставил людей, управлял всеми народами, пребывал с ними, но пребывал внешне, а не во «внутреннем человеце», и помощь оказывал внешнюю, т. е. во внешних только делах. Вот о таком-то внешнем пребывании Духа Св. с апостолами и говорит Христос словами; «в вас», или точнее сказать: «у нас, с вами пребывает.» О внутреннем же пребывании, а также и о действовании внутреннем Духа Св. в апостолах, Христос говорит в будущем времени: «облечетеся, приимите, в вас будет». Значит, не одинаковое значение имеют слова: «в вас» и «у вас, с вами пребывает», потому что Дух Св. для пользы людей и с нечестивыми пребывает, как напр. с Каиафой ( Иоан. 11:51 ; см. Злат. т. VIII, б. 65. стр. 437), но никогда не пребывает в душах грешных людей, каковыми были все люди до искупления их Христом. 150 Св. И. Златоуст и Феофилакт, как мы выше видели, говорят, что «мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельница примирения, и дар подаётся не врагам и лицам ненавистным, но друзьям» ( Иоан. 15:14 ), и что «доколе не было примирения, дотоле по справедливости не был ниспослан и Дух» (см. выше 143 прим.: сн. Рим. 5:6; 8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

О первоначальном ядре этих служб мы знаем теперь гораздо больше, чем во времена Дюшена и Батиффоля. Знанию этому помогли больше всего методы сравнительной литургики, а также все углубляющееся изучение синагогального богослужения. По словам автора одного из последних исследователей истории утрени Hansenns " a — «теорию об их монашеском и местном происхождении в 4–ом веке следует признать неприемлемой»  . В теперешнем строе вечерни и утрени к этому первоначальному пласту относятся, прежде всего, те три основных элемента, сочетание которых и составляет их устав: это а) псалмопение, б) материал евхологический и в) пение гимнов. Эти три элемента в той или иной мере восходят к синагогальному богослужению. От синагоги был заимствован, прежде всего, сам принцип литургического употребления псалтири с его выделением определенных псалмов и их приурочиванием к тем или иным моментам богослужения. Можно думать, что заимствованы были также и некоторые группы псалмов — например, «хвалитные» псалмы на утрени, «самый универсальный из всех обычаев» по выражению отца сравнительной литургики А. Баумштарка  . По свидетельству памятников, утреннее и вечернее богослужение Церкви развилось вокруг некоторых псалмов или групп псалмов. На утрени это 62 пс. (утренний, wqinoV) а на вечерне — «вечерний» или sperinoV — 140 пс. К ним можно прибавить уже указанные «хвалитные» псалмы (148, 149, 150) на утрени и «светильничные» (14, 141, 161, 129) на вечерне. Эти псалмы до сих пор составляют скелет неизменных частей суточных служб. В том, что касается способа исполнения псалмов, то здесь еще не закончен спор между сторонниками теории музыкальной зависимости ранней Церкви от синагоги и теми, кто думают, что первоначально псалмы читались (наряду с пророчествами) и только позднее, в начале третьего века, в результате борьбы с гностической гамнографией, стали восприниматься, как «песнь Церкви»  . Так или иначе, но наличие псалмопения как основы суточных служб в до–константиновском «уставе» не подлежит сомнению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1 . Только и являются настоящими псаломными молитвами: первая комментируя Пс. 50 , вторая – толкуя и дополняя Пс. 148–149–150 . 2 . является молитвой, заимствованной из Литургии; она сопровождает праздничное Евангелие на Утрене. Ее отсутствие в некоторых древних рукописях указывает, что это заимствование является скорее недавним. 3 . является молитвой ектении, сходной с 1-ой молитвой Утрени Апост. Постановлений. По своему содержанию она остается довольно независимой от ектении и служит скорее синтезом всей Утрени. 4 . является молитвой главопреклонной, соответствующей II-oй молитве Утрени Постановлений; все византийские службы заканчивались подобной молитвой. 5 . Молитвы по можно назвать псаломными молитвами, поскольку они сопровождали восемь различных антифонов, но по своему содержанию они вообще имеют только небольшие ссылки на псалмы. Часто они повторяют те же самые мысли: а) окончание сна и начало молитвы как божественной инициативы: б) помощь Бога для исполнения молитвы и принятия ее Богом: это является общей темой, не имеющей сама по себе никакого отношения к пению псалмов; в) сознание бытия в присутствии Бога: г) прошение о наставлении или духовном свете: Можно ли найти в наших молитвах ссылку на момент, когда они исполнялись? [l] говорит только о факте вставания; и цитируют Исайю: κ νυκτς ρθρζει, но указание на время не ясно; дух уже мог бодрствовать до начала молитвы. Радостное утро, испрошенное молитвой может быть также скорее близким, чем отдаленным; оно могло уже начаться; и кажутся скорее утренними, но их можно толковать и как молитвы более позднего утра; говорит об уже прошедшей части ночи, но никак не уточняет ее продолжительность; тоже третье nocturnum (ночное бдение) римского обряда соответствовало рассвету; говорит о подъеме и часе молитвы; единственная чисто ночная молитва. Заглавия, которые эти молитвы имеют в наиболее древних рукописях, постоянны: молитвы ωθινα: утренней зари; однако это не должно обманывать нас : это главным образом указывает на литургическую терминологию в эпоху нашего Евхология, но, вероятно, не относится ко времени самих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но существует еще огромное разнообразие решений в способе размещения молитв по отношению к началу κολουθα-последования. D)=Эта группа рукописей очень интересна для истории богослужения. Здесь молитвы были размещены внутри κολουθα – последования монастырского, и им предшествовали ектении. Нынешний Евхологий, относящийся в сушности к типу С), как мы сказали, содержит и располагает еще ектении и возгласы молитв, согласно одной рукописи этой группы D). Но трудно найти две рукописи этой группы, дающие одинаковое распределение молитв внутри службы. Это хорошо показывает, насколько велики были трудности при желании приспособить соборный Евхологий к монастырской службе. Ни одна из рукописей группы D), которые нам известны, не была напечатана. Это, дейсвительно, мертвая ветвь в развитии Евхология. Внутри этих главных четырех групп мы введем еще три второстепенные группы. Они характеризуются: a. =отсутствием евангельской молитвы b.=положением молитвы после это предполагает чтение Евангелия после Слава в вышних, как это имело место в соборах; c. =положением на теперешнем месте, т.е, после молитвы Мы придаем столь большое значение евангельской молитве, как критерию классификации, потому что ее введение в Утреню и место, на которое она была введена (указывая, очевидно, на место самого Евангелия), являются более надежными точками отправления, чем рубрики самих молитв, часто к тому же неполных или отсутствующих. А) КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЕВХОЛОГИЙ: « Εyxai Εωθιναι» Рукописи Аа): без евангельской молитвы 1 . Барберини 336 (VIII-IX вв., из Южной Италии) (Веч. А; Полунощн.) 193 : Таблица III Схема молитв зари: =1-ая молитва ωθιν (на заре) =2-ая » « =3-ья » » =4-ая » « =5-ая » » =6-ая » « =7-ая » » =8-ая » " =9-ая « » к Пс.50 =10-ая « » к Хвалите ( Пс.148–149–150 ). Слава в вышних, трисвятое 194 , вход, прокимен, ектения, «ектения» оглашенных 195 . [XII]=молитва оглашенных. [XII]=молитва оглашенных. [XIII]=1-ая молитва верных. [XIV]=2-ая молитва верных. =молитва-аполусис (отпуст). =(главопреклонная) без заглавия, после призыва диакона преклонить главы. 2 . Гроттаферрата Г β VII ( ΙΧ– Χ вв.) (Веч. С): а. отсутствует упоминание трисвятого и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12. С. 407-460; 1860. 1. С. 3-38; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Старообрядческие архиереи//РВ. 1863. 4. С. 599-656; 5. С. 5-42; 6. С. 429-506; он же. Очерки поповщины//Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 7; Парфений [Агеев], иером. Разбор Окружного послания, составленного лже-архиепископом австрийско-поповщинской секты Антонием, с сотрудниками. М., 1863; С[убботи]н Н. Современные движения в расколе. М., 1863. Вып. 1; 1865. Вып. 2; он же. Новый раскол в расколе. М., 1867; он же. История Белокриницкой иерархии. М., 1874. Т. 1; он же. История так наз. австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1895-1899. 2 вып.; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; Попов Н. И. Сборник из истории старообрядчества. М., 1864. Вып. 1; Присоединение к Православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии//РВ. 1865. 12. С. 592-647. (Отд. изд.: М., 1866); Ивановский Н. И. Об австрийском священстве//ПО. 1868. 5-6; он же. Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство//ПС. 1881. 11; Современные летописи раскола. М., 1869. 2 вып.; Летопись происходящих в расколе событий. М., 1871; Летопись происходящих в расколе событий//Братское слово. 1875. Кн. 1-4; 1884. 1-5, 7-9, 11-12, 14-15, 17-20; 1885. 1, 3, 5-7, 10-11, 13, 15-20; Летопись раскола за 1876-1879 годы. М., 1880; Летопись происходящих в расколе событий за 1886 г. М., 1887; То же... за 1887 г. 1888; То же... за 1889 г. 1892; Монастырский М. Я. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия//ПС. 1877. Ч. 1. Ч. 282-339; Ч. 2. С. 3-31, 277-326, 444-489, 606-634; Ч. 3. С. 122-149, 266-357; Деятельность раскольнических миссионеров//Братское слово. 1883. 9; Летопись раскола: О бывших суздальских заточниках: Аркадии, Кононе и Геннадии//Братское слово. 1883. 4. С. 179-192; Пругавин А. С. Раскол - сектантство: Мат-лы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. М., 1887. Вып. 1. С. 295-342 [библиогр.]; Сахаров Ф.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Познание правды Божией рождает страх будущего суда «Познание правды Божией», которая всякому воздаст по делом и требует, чтоб грех без наказания не оставлен был, приводит в страх суда Божия, в истинное покаяние и сокрушение за грехи, яко со Пророком убеждаемся смиренно молитися Богу: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» ( Пс. 142, 2 ). Отводит от греха, яко правда Божия, за грех казнь наводит на грешника; и приводит в познание грехов, яко когда наказуемся, долженствуем правду признавать и прославлять: «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои!» ( Пс. 118, 136 ) (3:74–75). Размышление о суде возбуждает в человеке страх (5:72, см. СУД БОЖИЙ, 1020). Страх суда рождается через истинное покаяние (5:97, см. СОВЕСТЬ , 960). Страху Божию БЛАГОДАТЬ научает Не имеет человек от себе страха Божия, Божия благодать научает его страху Господню, представляя ему пред сердечныя очи Божие величество, всемогущество, вездесущие, и всеведение, и тако увещавает его опасно и со страхом жительствовать, в словах, делах и мыслях всякаго греха берещися, яко тем Бог прогневляется, и человек согрешающий милости Божия лишается, и везде и всегда обращаться так пред вездесущим и всевидящим Богом, как дети обращаются пред отцем своим, и раби пред господином своим, и подданные пред царем своим, и ничего непристойнаго не смеют делать. Откуда таковая богобоящаяся душа везде и всегда, тайно и явно, пред людьми и без людей, вне и внутрь, опасно поступает и всякаго бережется зла. Страхом бо Божиим окружаема и содержима, неподвижима бывает ни на какое зло (4:343). Страх Божий рождается от веры (3:29, см. ВЕРА , 146). В том, который во Христа сердечно верует и толикую милость Божию в сердце своем чувствует, последует неотменно: страх Божий (2:72, см. ВЕРА, 135). Страх Божий в душе рождается через слово Божие (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ , 908). Страх от испытания сердца рождается (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ , 421). Страх суда Божия-самое большое испытание для веры (3:21, см. ВЕРА, 149).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Это, кажется, единственный эпизод из известной нам жизни Христа, относительно которого с полной уверенностью можно сказать, что Он сам действительно принимал участие в пении псалмов. Наша уверенность подкрепляется не только свидетельствами Матфея и Марка, но и знанием обычаев иудейского общества тех времен. Однако Иисусу было хорошо известно, что Господа принято восхвалять не только в псалмах, но и в хороводах. Он с детства слышал псалмы, призывающие: «Да хвалят имя Его в хороводах» ( Пс.149:3 ) или: «Хвалите Его с тимпанами и хороводами...» ( Пс.150:4 ). Но евангелисты не передают ни одного эпизода из жизни Христа, когда бы Он участвовал в хороводе или хотя бы наблюдал его издали. Они описывали лишь самые основные события жизни Спасителя, оказавшие решающее влияние на становление христианства. Естественно, что в их рассказах не нашлось места для незначительных бытовых зарисовок, связанных с повседневной жизнью Христа. Да и сами евангелисты создавали свои произведения во второй половине I века, когда такие подробности могли уже выветриться из памяти современников. Однако, безусловно, в годы, проведенные Им среди людей, Ему не раз приходилось присутствовать на празднествах, никогда не обходившихся без хороводов, соединявших песню и танец. И сам Христос, словно заполняя один из пробелов в своих жизнеописаниях, вспоминает о хороводах, когда рассказывает притчу о блудном сыне. Она хорошо известна. Хоровод Растратив выделенное отцом наследство и оказавшись нищим на чужбине, испытав все страдания голода и горечь унижений, младший сын вернулся к отцу, который с подлинно родительским великодушием простил ему все и принял блудного сына в свои объятия. Естественно, что такое событие не могло обойтись без пира и веселья. И когда старший сын, оставшийся с отцом, возвращался домой после работы в поле, «он услышал совместные голоса и [звуки] хороводов» ( Лк.15:25 ). Прежде всего нужно сказать, что толкование и перевод этого фрагмента не столь просты, как может показаться вначале. Во-первых, странно, что два равнозначных (и, как у нас принято говорить, однородных) дополнения, которые, казалось бы, должны стоять в одном и том же падеже, представлены различными падежами: винительным и родительным. Чтобы сохранить это своеобразие подлинника, я ввел слово «звуки». Во-вторых, первое из этих дополнений – συμφωνα (симфония) – очень многозначно. Оно обладает поистине неограниченным рядом значений, начиная от обычного «соответствия» и кончая в музыкальной теории обозначением обширной группы интервалов (кварты, квинты, октавы и других). Поэтому мне показалось целесообразным перевести здесь συμφωνα, буквально как «совместные голоса» (в отличие от традиционного «пение»). Представляется, что такой перевод хорошо подходит к нарисованной в евангельском тексте ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Вообще лучший учитель молитвы – это беда. Когда беда приходит, когда приходит болезнь – начинается молитва об исцелении. Приходит страх – начинается молитва о спасении. Приходит неприятность с детьми – начинается молитва о детях. Приходит еще какая-нибудь нужда – начинается молитва о том-то и том-то. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним.    Святитель Василий Великий определяет несколько видов молитвы, и первой полагает он молитву хвалебную. Бога нужно хвалить. В храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес» (Пс. 148: 1–4). Псалтирь заканчивается хвалебными псалмами: 148-м, 149-м, 150-м – мы читаем их на утрени. Начинается Псалтирь откровением о том, как надо жить: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет» (Пс. 1: 1–3). Это начало Псалтири. А в конце Псалтирь к чему приходит? К тому, что «хвалите Господа – хвалите Его змии, огни, бездны, град, снег, голоть, бури – все хвалите Господа». Человек настолько расширяет свою душу, что он желает, чтобы вся вселенная превратилась в храм, а он, человек, стал в этом храме священником. Это, собственно, и есть цель творения человека. Мир – это храм, а человек в нем священник. И первое, что нужно делать в отношении Господа Бога, это хвалить Его. «Хвалим, благословим, благодарим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». Так что хвалите Господа больше, нежели пр о сите чего-нибудь. Очень важно вот что: молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, мнима, дырява. Надо молиться Богу как грешник: хвали Бога, но не забывай, что грешен. Испрашивай у Него прощения в грехах своих. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». А потом проси у Бога, проси чего хочешь: дочке – мужа; замужней дочке – детей и верного жития с супругом, чтоб не разводились, не дрались, не ругались; сыну – живым-здоровым вернуться из армии; «выплатить ипотеку помоги мне, Господи», «выздороветь помоги». Проси у Бога – у Бога нужно просить, потому что всё, что нам нужно, у Него есть: слова «богатство» и «Бог» однокоренные, то есть Бог богат всем, у Него всё есть, Ему ничего не жалко. Только Он дает дозированно тому, кому надо, и вовремя.

http://pravoslavie.ru/93298.html

И какое зло праздность, нужно ли говорить о сем, когда Апостол ясно повелевает не делающему даже и не есть ( 2Сол. 3:10 ). Поэтому, сколько необходимо каждому ежедневное вкушение пищи, столь же необходимо и дело по мере сил. Ибо не напрасно Соломон написал в похвалу: брашна же леностного не яде ( Притч. 31:27 ); и еще Апостол пишет о самом себе: ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе ( 2Сол. 3:8 ), хотя, блоговествуя Евангелие, имел он право жить от Евангелия. И Господь сочетал леность с лукавством, сказав: лукавый рабе и ленивый ( Мф. 25:26 ). Но и премудрый Соломон не только хвалит занимающегося делом за упомянутое выше, но и обличает ленивого сравнением с самыми малыми животными говоря: иди ко мравию, о лениве ( Притч. 6:6 ). Посему надобно бояться, чтобы и нам в день суда не сказано было то же самое, потому что Давший нам силы заниматься делом потребует и делания соразмерного с силами. Почему сказано: ему же предаша множайше, множайше истяжут от него ( Лк. 12:48 ) 148 . Но каждому надобно быть внимательным к своей работе, заботиться о ней с любовию и неленостною тщательностью, с внимательным попечением, как бы назирал Сам Бог , совершать ее неукоризненно, чтобы всегда иметь дерзновение сказать: ce, яко очи раб в руку господий своих, тако очи наши ко Господу Богу нашему ( Пс. 122:2 ), а не надобно перебегать от одного дела к другому, потому что природа наша неспособна вдруг успевать во многих занятиях; трудолюбиво заняться одною работою полезнее, чем слегка касаться многих дел. Развлечение многими занятиями и перехождение от одного дела к другому, кроме того, что не приводит к окончанию дел, еще или обличает в давнем непостоянстве нрава, или производит оное, если не было прежде его 149 . А кто поспешает к совершенству, тому свойственно заниматься рукоделием день и ночь, да имать подаяти требующему ( Еф. 4:28 ) 150 . Также и св. Ефрем Сирин пишет: после молитвы, братия, будем радеть о доброте рукоделия, потому что будет нам награда, если сделаем дело без обмана. Ибо кто нерадит о деле по пронырству, или по самолюбию, или по сребролюбию, тому будет сказано написанное: по делом руку их даждь им ( Пс. 27:4 ), а кто работает по чистой совести, желая угодить Богу, а не людям, тот сподобится услышать оный благословенный глас: добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего ( Мф. 25:21 ) 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010