15:31). Не смерть — зло, а худая смерть — зло. Поэтому пророк и говорит: « честна пред Господом смерть преподобных Его » (Пс. 116:6). И в другом месте: « смерть грешников люта » (Пс. 33:22); называет лютым то, когда кто отходит с нечистой совестью, обремененный и терзаемый сознанием многих грехов. А кто имеет чистую совесть, тот поспешает к наградам, переходит к венцу. Дабы тебе убедиться, что не сама смерть, но сознание приводит людей в смущение, послушай, как рассуждает об этом Павел; он в одном месте говорит: « находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем; и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего » (2 Кор. 5:4; Рим. 8:23), и в другом месте объясняет это так: « но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам » (Фил. 2:17). Если же смерть не тяжела, но даже вожделенна для живущих праведно, то тем более бедность и все другое, тому подобное. « Изысканы во всем желания Его ». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: исследована (ζηχριβωμνα). Пророк говорит здесь, мне кажется, о творениях, возвещая премудрость Божию; а выше, говоря о « делах », — хотя в них мы открыли для малодушных другие мысли, — он разумел знамения и чудеса, которые Бог часто совершал, устрояя судьбу рода человеческого. Что значит: « изысканы во всем желания Его »? Значит: исследованы, как говорит другой переводчик, благоустроены, совершенно окончены, полны, способны исполнять волю Его, готовы свидетельствовать о силе Его, не уклоняются и не имеют в себе препятствий к исполнению повелений Его, как говорит он в другом месте: « огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его », т. е. повеления Его (Пс. 148:8); и еще: « Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой. Ты простираешь тьму, — и настает ночь » (Пс. 103:19, 20). И не только они исполняют то, для чего устроены, но когда Бог повелевает что–нибудь противное тому, и тогда они оказывают великое послушание. Так, Он повелел морю, и оно не только не потопило иудеев, — что по природе свойственно ему, — но, простерши свои волны, перенесло их безопаснее, нежели по камням (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7) Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство и Божию милость и благость, которая и недостойным блага Свои подает, как Псаломник поет: «Исповедуюсь Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое вовек, ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего» ( Пс.85:12–13 ). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и исповедуемся, как святой Давид делал: «Благо мне, Господи, что Ты смирил меня» ( Пс.118:71 ). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). 8) Прославляется имя Божие благочестивой жизнью христиан. Так велит Христос имя Небесного Отца славить. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Такое прославление бывает не голосом, но тогда, когда подается повод к познанию и прославлению имени Божия. Так «небеса проповедают славу Божию» ( Пс.18:2 ). «Так хвалит Его солнце, луна, звезды, свет, небеса небес» и все создания ( Пс.148:3–4 и след.). Ибо взирая на дивное Божие создание, и от этого получая несказанную пользу, убеждаемся прославлять Создателя и удивляться всемогуществу, премудрости и благости Того, Который такие дивные дела ради нас, разумной твари, сотворил. Так люди, взирая на благочестивую и святую жизнь христиан, не могут не прославлять Господа их, Который таких рабов у Себя имеет, что хотя они имеют с прочими общее естество и немощи, но имеют и отменные нравы и отличаются от них, как свет от тьмы, день от ночи, золото от болота. Так бывает отцу слава, когда дети его, и господину честь, когда рабы его пребывают в постоянстве. Ибо не могут люди не хвалить отца за постоянство детей, и господина – за постоянство рабов. Говорят: знать, хороший отец, который так детей держит, и разумный господин, который так рабов своих учит и наставляет! Так не знающие Истинного Бога в познание приходят, видя честную и постоянную жизнь христиан, и веруют в Того Бога, Который таких постоянных у Себя рабов имеет, и «прославляют сами имя Отца нашего Небесного. Потому читаем в Церковной истории, что многие язычники приходили в познание Истинного Бога и принимали христианскую веру, видя добронравие христиан и их благочестивую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ибо как христом (помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос, равным образом, – поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святой; ибо многому дается наименование духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и дующий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша это, чтобы не почесть тебе одного вместо другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорит Писание: Выходит дух его, и он возвращается в землю свою ( Пс.145: 4 ). И об этой же душе говорится в другом месте: образовавший дух человека внутри него ( Зах.12:1 ). Об Ангелах говорится в псалмах: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими -огонь пылающий ( Пс.103:4 ). И о ветре говорится: восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли ( Пс.47:8 ), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется ( Ис.7:2 ). И в другом месте: огонь и град, снег и туман, бурный ветер ( Пс.148:8 ). О добром учении Сам Господь говорит: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), т. е. они духовны: Дух же Святой не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить и Сам беседует. 14 . И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время когда евнух ехал. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице ( Деян.8:29 ). Видишь? Дух говорит слышащему. И Иезекииль говорит так: И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь ( Иез.11:5 ). И в другом месте: Дух Святый сказал к находившимся в Антиохии апостолам: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властью посылает. И Павел говорит: только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня ( Деян.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Не смерть — зло, а худая смерть — зло. Поэтому пророк и говорит: «честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс.115:6). И в другом месте: «смерть грешников люта» (Пс.33:22); называет лютым то, когда кто от­ходит с нечистой совестью, обремененный и терзаемый созна­нием многих грехов. А кто имеет чистую совесть, тот по­спешает к наградам, переходит к венцу. Дабы тебе убе­диться, что не сама смерть, но сознание приводит людей в смущение, послушай, как рассуждает об этом Павел; он в одном месте говорит: «находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем; и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (2Кор.5:4; Рим.8:23), и в другом месте объясняет это так: «но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» (Флп.2:17). Если же смерть не тяжела, но даже вожделенна для живущих праведно, то тем более бедность и все другое, тому подобное. «Изысканы во всем желания Его». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «исследована» (ζηχριβωμνα). Пророк говорит здесь, мне кажется, о творениях, возвещая премудрость Божию; а выше, говоря о «де­лах», — хотя в них мы открыли для малодушных другие мы­сли, — он разумел знамения и чудеса, которые Бог часто со­вершал, устрояя судьбу рода человеческого. Что значит: «изысканы во всем желания Его»? Значит: исследованы, как говорит другой переводчик, благоустроены, совершенно окончены, полны, способны исполнять волю Его, готовы свидетельствовать о силе Его, не уклоняются и не имеют в себе препятствий к испол­нению повелений Его, как говорит он в другом месте: «огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его», т.е. повеления Его (Пс.148:8); и еще: «Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой. Ты простираешь тьму, — и настает ночь» (Пс.103:19, 20). И не только они исполняют то, для чего устроены, но когда Бог повелевает что-нибудь противное тому, и тогда они оказывают великое послушание. Так, Он повелел морю, и оно не только не потопило иудеев, — что по природе свой­ственно ему, — но, простерши свои волны, перенесло их безо­паснее, нежели по камням (Исх.14:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».

http://azbyka.ru/chaso-slov/faq/

реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном. Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” ( Иов.28:24-26 ); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” ( Пс.146:4 ); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” ( Пс.49:11 ). Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” ( Притч.15:3 ). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” ( Пс.37:10 ). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” ( 1Ин.3:20 ). Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” ( Деян.17:31 ), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” ( 1Кор.4:5 ) и “воздаст каждому по делам его” ( Рим.2:6 ). Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло. Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира. Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер” , по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” ( Пс.148:9 ).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов! «Внимайте себе и всему стаду» ( Деян.20:28 ); смотрите, чтобы не потерялась овца из вашего стада. Ведь вы знаете, что если одна овца погибнет, сделавшись добычей врага, – по вашей беспечности, – тогда всей своей жизнью вы не загладите этой потери: кровь ее Судья взыщет от руки вашей. 7 . Опомнитесь же наконец, примитесь за проповедь слова, отбросьте всякую житейскую заботу, будьте строго внимательны к своему делу. «Берегитесь псов» ( Флп.3:2 ). Опять говорю: блюдитесь, берегитесь, – и не перестану говорить. Берегитесь хищников, берегитесь, потому что много обманщиков действует ныне в мире. Бодрствуйте неусыпно вы, которым вверены дары благодати Господней, бодрствуйте, чтобы не застал вас спящими час страшного пришествия Господа, когда придет Он потребовать от вас отчета в тех талантах, которые вам были вверены. Имея это в уме, возлюбленные, «пасите Божие стадо, – как говорит апостол, – надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим,но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Опять же повторю то же самое: слушайте, иереи Господни, «цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки» ( Пс.148:11–12 ): «внимайте... все живущие во вселенной» ( Пс.48:2 ), великие и малые, мужи и жены, «богатый, равно как бедный» ( Пс.48:3 ); умоляю вас, выслушайте внимательно мои слова. Я хочу вам показать и доказать на основании Священного Писания , что не все, именующиеся христианами, христиане на самом деле, что по отношению ко многим это наименование пустой звук, вводящий лишь других в заблуждение. По названию христиан много, а на деле – очень немного. Иные по виду как будто и христиане, и ученики Христа, а по характеру – предатели; на словах благочестивы и милостивы, а на деле немилосердны и нечестивы; по названию христиане, а по убеждениям язычники, потому что, предрек еще пророк Давид, «смешались с язычниками и научились делам их» ( Пс.105:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо Бог не только дела и слова наши, но и помышления, намерения и помыслы наши, куда они клонятся, ясно видит и записывает их в книге Своей (см. Пс.138:1–5 и след.). Напротив того, будет старание о добрых делах, словах, помышлениях и намерениях, о чистосердечии, простосердечии и истине. Познание святости Божией научает нас «очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), если хотим иметь с Ним общение. Ибо осквернившемуся греховными пороками общения с Ним, как с самой чистейшей Святостью, иметь невозможно, потому что «Бог есть свет, – по учению апостола, – и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин 1:5–6 ). Отсюда последует в грешнике истинное покаяние, через которое он приходит к Святейшему Богу, и получает верою общение с Ним, в праведнике – большее опасение скверн греховных, и тщательнейшее поучение в добродетельной христианской жизни. Когда в сердце нашем ощущаем всемогущество Божие, тогда отгоняется сомнение о Божественных Его тайнах, непостижимых умом нашим. Ибо если Бог – Всемогущий, то все может сделать, что открыл и обещал. Так относительно воскресения мертвых разум наш сам в себе волнуется и не верит, но ощущением всемогущества Божия в вере укрепляется и без сомнения надеется на это, твердо уверяясь, что Тот, Который из ничего все создал, может тем более силой и словом Своим собрать и оживить рассыпанный прах тел. Тот, Который «сказал – и появились, повелел – и создались» ( Пс.148:5 ), – скажет – и все будет, повелит – и все воссоздастся, что в Слове Своем обещал. Тем утверждайся, христианская душа, что Богу все возможно. Когда воображает человек в своем сердце величество Божие, тогда уничижает себя, так как если «все народы пред Богом как ничто» ( Ис.40:17 ), тем более один человек, я или ты. Отсюда последует смирение, последует, что с пророком смиренно Ему будем говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу по милости Твоей и истине Твоей» ( Пс.113:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт 1:1 ). «Начало», о котором говорится в первом стихе Библии, — это начало существования творения. К Богу неприменимы категории времени и пространства. Бог существует вне зависимости от кого-либо и от чего-либо. Мир же во всем своем многообразии и сложности имеет начало, которое отделяет его бытие от небытия. Непостижимо, каким образом мир возник из небытия, Божественное Откровение сообщает лишь то, что произошло это по воле Бога и Его силой: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс 32:9 ). Мир имеет начало не только в смысле появления во времени, но и в смысле источника своего бытия — Всемогущего Бога, по воле Которого он возник. Мир был сотворен Богом за «шесть дней». Слово «день» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. «Днем» называются различные по продолжительности периоды времени. Обращаясь в молитве к Богу, царь Давид говорит: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс 89:5 ). Эти слова почти повторяет апостол Петр: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет 3:8 ). «День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень» ( Ам 5:18,20 ; Ис 2:12 ; Деян 2:20 ), то есть пришествие Мессии и Суд Божий. Блаженный Августин говорит: «Какого рода эти дни (творения) — представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день «Дни творения» — это последовательные этапы создания Богом мира видимого и невидимого. «В начале Бог сотворил небо и землю» ( Быт 1:1 ). Слова «небо» и «земля» в данном месте указывают на два плана бытия: небо — горний, невидимый мир, или «небеса небес» ( Пс 148:4 ), а земля — первооснова видимого мира. Последующее повествование подтверждает эту мысль, поскольку видимое небо, созданное во второй день, называется твердью, а собственно земля, явленная в третий день, называется сушей.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010