ст. 1), и излагающей божественные постановления о совершении в ней богослужения. 4-ая часть, начинаясь скорбною песнью ветхозаветного законодателя о кратковременности жизни человеческой ( Пс.89 ), ясным образом соответствует 4-й кн. Закона Моисеева, Чисел, повествующей о 40-летнем странствовании евреев в пустыне, в продолжение которого по суду Божию должен был вымереть вышедший из Египта непокорный род еврейский. И, наконец, начало 5-й части обличением неверности и неблагодарности евреев Богу-благодетелю ( Пс.105 ) напоминает собою 5-ю кн. Моисееву, Второзаконие, существенное содержание которой также составляют увещательно-обличительные речи законодателя к народу еврейскому. – Заканчиваются первые четыре части Псалтири почти буквально сходными между собою славословиями: Благословен Господь Бог Израилев от века и до века ( Пс.40:14 и 105:48; ср. 88:53 и 71:18–19 56 , и обычными заключительными в молитвах словами: аминь и аминь (в слав.: Бди, бди), – в четвертой части: аминь, аллилуиа (105:48). Так во времена Ездры и Неемии, которым принадлежит последнее издание Псалтири, обыкновенно начиналось и оканчивалось чтение пред народным собранием Закона ( Неем.8:6; 9:5 ; ср. 1Пар.16:36 ), и след. такого рода заключениями своих частей книга псалмов опить поставляется в соответствие с Законом. Последняя, пятая часть Псалтири не имеет в своём заключении подобного же славословия, но его место занимает здесь целая группа хвалебных псалмов (146–150) торжествующего свое восстановление Израиля. В богослужебном употреблении правосл. церкви Псалтирь разделяется на 20 кафизм, – καθσματα=сидений, – т. е. таких отделений псалмов, за пением которых в древности следовали чтения житий святых или поучений, во время которых позволялось сидеть 57 ; а каждая кафизма делится на три славы, т. е. меньшие отделения, заключающиеся обыкновенно краткими славословиями: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу»… Когда и где первоначально произошло такое разделение, положительно неизвестно; но несомненно, что оно весьма древне и сделано для облегчения слушателей и поддержания их внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Читая Псалтирь, важно также иметь в виду некоторые особенности самой нумерации псалмов. Они связаны с несовпадениями между позднейшей синагогальной нумерацией и той, что была известна переводчикам Септуагинты. В Септуагинте, в частности, псалмы 9 и 10 соединены в один под номером 9, а Пс.147 , напротив, разбит на два, из которых первый имеет номер 146, а второй – 147. В дальнейшем мы будем пользоваться синагогальной нумерацией в качестве основной, нумерацию же, принятую Септуагинтой, приводить в скобках. К сожалению, сегодня не представляется возможным ответить на вопрос о том, когда именно появились первые яхвистские гимны. Конечно, с большой степенью вероятности можно предположить, что это должно было произойти уже в период Патриархов, т.к. именно в указанный период появляются первые яхвистские святилища и яхвистский культ, немыслимый в древности без соответствующей гимнографии. Однако ни о какой еврейской письменности в эпоху Патриархов говорить, конечно, не приходится, и гимнография соответствующего периода могла бы быть записана лишь существенно позже, не ранее периода Судей. Возможно, что наиболее ранний тип литургической гимнографии представлен псалмом 29 (28), где образ Яхве, очевидно, связывается ещё с образом бога-громовника языческих пантеонов. Здесь голос Яхве («глас Господень» Синодального перевода) ассоциируется с раскатами грома ( Пс.29:3–9 ), а под «пламенем огня» в Пс.29подразумевается, очевидно, молния. Судя по регулярно встречающемуся имени Яхве, перед нами, вероятнее всего, гимн периода Судей, однако образ богоявления, связываемый с грозой и бурей, будет характерен и для гимнов, написанных Давидом ( 2Цар.22:8–15 ). Конечно, в этих гимнах немало дояхвистских элементов, и не только с точки зрения формы. Речь идёт о пантеистическом мироощущении, т.е. о таком, которое предполагает присутствие Божественного начала повсюду в мире, рассматривая его как некую безличную субстанцию, приобщение к которой возможно в самых разных формах и самыми различными способами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Частные действия Промысла Божия. § 3. Чтобы изъяснить понятие о Промысле Божием, Богословы разделяют его на сохранение, управление, содействие. Сохранение § 4. Сохранение тварей состоит в том, что Бог подает им средства для продолжения бытия, и на место разрушающихся и исчезающих приводит в бытие другие, так что, чрез разрушение некоторых частей, целое здание мира ничего не теряет. Таковое действие Промысла Божия очевидно: а) из самого понятия о мире. Ежели мир сам себе дать бытия не мог, то и продолжать его собственною силою не может; b) подтверждается Священным Писанием ( Прем.11:26 ): како пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси; или еже не наречено от Тебе, сохранилося бы? В этом смысле Сын Божий приписывает Своему Отцу небесному непрерывное действие ( Ин.5:17 ): Отец Мой доселе делает, и Аз делаю. Апостол Павел ( Евр.1:3 ) говорит о Сыне Божием, что Он всяческая носит глаголом силы Своея. Управление § 5. Управление миром состоит в направлении действий тварей к целям, согласным с премудростью и благостью Божией. а) Рассматривая стройный порядок целого мира, нельзя не признать его за действие Божественного ума, управляющего вселенною. b) В мире нравственном часто, по-видимому, малые причины производят действия великие и спасительные, а иногда исполинские замыслы умов надменных разрушаются; – чего быть не могло бы, если бы мир нравственный не управлялся премудростью Божией, с) Священное Писание представляет Бога правителем мира: аа) вещественного ( Пс.94:3:4 ) – Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор того суть; bb) нравственного: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Господь убожит и богатит, смиряет и высит ( 1Цар.2:6–7 ). Он судит людем правотою, и языки на земли наставит ( Пс.66:5 ). Содействие § 6. Содействие сотворенным существам состоит в том, что Бог силам существ сотворенных споспешествует в действиях, соответствующих предназначенным от Него премудрым и благим целям. Бог, говорит Псалмопевец, одевает небо облаки уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву ( Пс.146:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1) Всеведение Божие. Под всеведением Божиим разумеется знание Богом всего наилучшим, совершеннейшим образом. Первым предметом Божественного ведения является самое Существо Божие. Спаситель учит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф.11:27 ). Здесь говорится о Божественном ведении в пределах Самого Существа Божия или о самосознании Божественном. Та же мысль выражается Апостолом: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). «Дух бо вся испытует и глубины Божия» ( 1Кор.2:10 ). Здесь указывается на свойство личного духа – самосознание. Бог совершеннейшим образом знает и все внешнее, действительное и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее. Бог знает все действительно существующее. Он знает порядок мира физического: «Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров вес и воде меру» ( Иов.28:2425 ). Он «исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй» ( Пс.146:4 ). «Несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» ( Евр.4:13 ). У человека же «и власи главы вси изочтени суть» ( Лк.12:7 ). Знает Он и порядок мира нравственного: «на всяцем месте очи Господни сматряют злыя же и благия» ( Притч.15:3 ). Бог знает и внутреннее существо, и жизнь человека: «Господи, – восклицает Псалмопевец, – пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися» ( Пс.37:10 ). Бог знает и все прошедшее в мире. Это видно из тех мест Св. Писания, где говорится, что Бог некогда будет судить вселенную в правде ( Деян.17:31 ), что Он тогда «во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» ( 1Кор.4:5 ) и «воздаст коемуждо по делом его» ( Рим.2:6 ). Бог знает и все будущее – как будущее необходимое, так и случайное. Будущее, необходимое для Бога, есть не что иное, как осуществление во времени Его вечных идей, и это будущее уже поэтому не может быть скрыто от Него. Бог знает неведомые нам причины, и поэтому все неожиданные для нас явления являются внезапными, случайными только для нас. «Огнь, град, снег, голоть (туман), дух бурен, – являются, по словам Псалмопевца, – творящая слово (волю) Его» ( Пс.148:8 ), т. е. не случайно возникают, а являются по предопределению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

…чтобы познать благодеяния YHWH. Буквально значит праведные дела 302 . Синтагма встречается в Танахе не раз (напр., Суд.5:11 ; 1Цар.12:7 ; Пс.103 /102:6), её перевод может варьироваться в зависимости от контекста. Вся забота YHWH об Исраэле, все чудеса, совершённые Всевышним для Его народа, от исхода из Мицраима до завоевания Кнаана – это Его благодеяния. Его праведные дела, которыми Господь не затруднял избранному народу путь спасения, а напротив, делал этот путь лёгким и успешным. Ср. Нав.24:5–13 . Раши: «Вы должны признать Мои праведные дела, ибо Я не утаил от вас Мою доброту и Мою помощь, пока не привёл вас в Гильгаль». Эта короткая историческая ретроспектива ( Мих.6:4–5 ) призвана показать благость Божию по отношению к избранному народу, неизменное стремление YHWH благословлять свой народ и благодетельствовать ему. Судебную тяжбу () можно считать успешной, если одна из тяжущихся сторон признала правоту другой стороны (и, соответственно, свою неправоту). Следующие стихи ( Мих.6:6–7 ), содержат прямую речь Исраэля, который признаёт свою вину перед YHWH и стремится её загладить. С чем предстану пред YHWH, склонюсь пред Богом Всевышним? Исраэль думает, что искупить вину и вернуть Божье благоволение можно торжественным богослужением с многочисленными жертвоприношениями. Тем более что и Всевышний напоминает ему об Анароне ( Мих.6:4 ), олицетворении богослужения. Но этические проблемы (о них довольно говорилось в 1–3 главах пророческой книги) не решаются с помощью культа (ср. Ис.1:11–17 ; Иер.7 ; Ам.5:21–24 ). Социальная несправедливость, экономические правонарушения, коррумпированность верхушки общества, включая «духовенство» – все эти преступления не загладить богослужениями. Бог – не человек. Он не берёт взяток. В породе nifal редкий глагол появляется только в этом месте у Михи (в породе qal (гнуть, преклонять, смирять) – ещё в четырёх местах Танаха: Ис.58:5 ; Пс.57 /56:7, 145/144:14, 146/145:8). Перевести можно как низко сгибаться, склоняться. Конечно, человек должен преклоняться перед Богом Всевышним ( ). Но чего стоит такое поклонение, даже с самыми дорогими для человека жертвами, без покаяния и исправления? Ср. Пс.51 /50:18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

1574 Кроме вышеуказанного сходства в содержании и употребления одинаковых славословий: «славьте Господа» и «аллилуиа» (в перев. хвалите Господа), в примере близкого сродства рассматриваемых псалмов между собой ср. еще Псс. 111, 127, 124, с 106:32–43 и 118:1–2; 112, 145 и 146; 113:11–16 и 134:6, 15–18; 113:17–20, 117:2–4 и 134:19–20; 134:10–12 и 135:17–22; 106:35 и 113:8; 106:10, 13, 14 и 114:3, 4, 8 и 119:1–2; 118, 169–170 и 129:1–5; 120:1 и 124:2; 133:1–3, 134:1, 2, 21 и 113:23 и проч. О внутреннем сродстве этих псалмов довольно подробно см в исследовании Ehrta – Abfassungszeit d Psalters S 80–88 и 96. 1575 Так св. И. Златоуст о Псс. 115 (См. его Бес. в русск. пер. СПБ 1860 Т. 2, стр. 91), 119 и прочих песнях степеней до 133 (стр. 130–131 и 142), 146, 147–149 (стр. 435–6 и 477). О тех же псалмах за исключением 115, и еще о псалмах 106, 117, 134 и 135, подобного мнения и бл. Феодорит (см. его изъясн. на эти Псс. в 28 т. Твор. Св. Оо в русск. перев.). 1580 Близкое сходство 106 псалма по мыслям и выражениям с Пс. 105 , а равно в 104-м Пс., согласно признают все ученые исследователи текста этих псалмов, не исключая и защитников гипотезы о Маккавейском их происхождении, и на основании такого сходства обыкновенно выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю. Так как заключение это не представляет ничего невероятного, то, в виду несомненности происхождения 104 и 105-го псалмов в последнее время плена Вавилонского, мы можем указать на него, как на новое доказательство того, что Пс. 106 -й написан не позже, как в первое время после возвращения из плена. Довольно подробное указание сходства псалмов 106 и 105 (евр. 107 и 106) см у Hengstenberga, Delitzscha, Lengerke и др. 1592 Подобным образом объясняют этот псалом уже Ориген , бл. Феодорит и Беда (Scr S curs compl T 16 p 213), а также многие из новейших: Stier, Kurtz (Zur Theologie der Psalmen), Delitzsch, Ehrt (Abfassungszeit des Psalters), Bunsen, Moll. И вообще большинство новейших толкователей согласны в том, что этот псалом написан вскоре после плена, и только расходятся в определении случая к его написанию и одни, как Ewald и Toluck, относят его к первому празднованию возвратившимися из плена праздника кущей ( 1Ездр.3:1–4 ), а другие, как Hengstenberg и O v Gerlach, к торжеству закладки второго храма Иерусалимского ( 1Ездр.9:8 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Так, у LXX соединяются разделяемые в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й псалом у LXX числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у LXX соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовать его с делением псалмов по славянскому и русскому переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной Церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1—8 псс.; 2 каф. 9—16; 3 каф. 17—23; 4 каф. 24—31; 5 каф. 32—36; 6 каф. 37—45; 7 каф. 46—54; 8 каф. 55—63; 9 каф. 64—69; 10 каф. 70—76; 11 каф. 77—84; 12 каф. 85—90; 13 каф. 91—100, 14 каф. 101—104; 15 каф. 105—108; 16 каф. 109—117; 17 каф. 118 пс.; 18 каф. 119—133; 19 каф. 134—142; 20 каф. 143—150 пс. Это деление относится к IV веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением.    От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например пророческие речи на те или другие народы (Ис.1:1; 2:1; 13:1; Иер.1:1; 2:1; 50:1; Авв.3:1), части книг (Притч.10:1; 25:1…) и т. п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению (2Цар.22:1; 23:1; 1Пар.16:8). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам, свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

переводе Псалтири, бл. Феодорит (в Толк. Пс.64:1 ) и др. Из новейших изд. греческого текста прибавление это читается в изданиях Библии Камилютском (1514–1517) и Aldi et Andreae (Venet 1518)и в новейших отдельных изданиях греч Псалтири, напр. εν Βενετα 1867. 758 Предания о смерти Иеремии в Египте и Иезекииля в Вавилоне см. в соч. Епифания: «о жизни пророков» (впрочем не подлинном и по местам с показаниями довольно спутанными) и в Чет-Минеях под 1 Мая и 21 июля. 759 Твор. Св. Оо. Т. 27, стр. 358. Замечание это достаточно показывает несостоятельность мнения Балмета, будто псалом воспет был после построения второго храма, по случаю прекращения предсказанных прор. Аггеем (1:4–11) засухи и голода и возвращения прежнего плодородия земли (Comment in h Ps), тем более что в описании плодородия в псалме ни малейшего намека на предшествовавшее ему бесплодие, подобно как это можно примечать в Пс.106:34–38, 145:7, 146:8–9 ), а из описания Иерусалима и храма ни мало не заметно, что они только что были восстановлены, как это видно в других псалмах после-пленного периода 146:2, 147:1–2, 106:36. 763 Как это дает предполагать тоже надписание по некоторым спискам латинского пер, где к именам пророков Иеремии и Иезекииля прибавлено еще имя Аггея, пророчествовавшего уже после плена, при создании второго храма Иерусалимского: cantieum Aggei, Jeremiae et Jezechiel de verbo peregrinationis, et de populo transmigrationis, quando incipicbant proficisci. 777 В русск. пер. Синод. изд. 1869 г. слово ухо вероятно во избежание гебризма, опущено, но тем не менее оно находится как в еврейском тексте, так и в греч. и слав переводах и для сохранения буквального соответствия с 7 ст. псалма, где как в евр. так и в русск. пер. Синод. изд. 1871 г. читается тоже слово, по нашему мнению, должно бы быть удержано. 784 Почему Rudinger, Venema, Muntinfhe и весь псалом относили ко времени восстания Авессалома; но первая рассмотренная нами половина Пс. никак не подходит к этому времени и потому не позволяет согласиться с таким мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Частные действия Промысла Божия. § 3 Чтобы изъяснить понятие о Промысле Божием, Богословы разделяют его на сохранение, управление, содействие. Сохранение. § 4 Сохранение тварей состоит в том, что Бог додает им средства для продолжения бытия, и на место разрушающихся и исчезающих приводит в бытие другие, так что, чрез разрушение некоторых частей, целое здание мира ничего не теряет. Таковое действие Промысла Божия очевидно: а) Из самого понятия о мире. Ежели мир сам себе дать бытия не мог, то и продолжать его собственною силою не может. b) Подтверждается Св. писанием (Премудр.11:26): Како пребыло бы что, аще бы ты не изволил еси; или еже не наречено от Тебе, сохранилося бы? В этом смысле Сын Божий приписывает Своему Отцу Небесному непрерывное действие ( Ин.5:17 ): Отец Мой доселе делает, и аз делаю. Ап. Павел ( Евр.1:3 ) говорит о Сын Божием, что Он всяческая носит глаголом силы своея. Управление. § 5 Управление миром состоит в направлении действий тварей к целям, согласным с премудростию и благостию Божиею. а) Рассматривая стройный порядок целого мира, нельзя не признать его за действие Божественного ума, управляющего вселенною. b) В мире нравственном часто, по-видимому, малые причины производят действия великие и спасительные, а иногда исполинские замыслы умов надменных разрушаются; – чего быть не могло бы, если бы мир нравственный не управлялся премудростию Божиею. с) Св. Писание представляет Бога правителем мира: а) вещественного ( Пс.94:3,4 ): Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли, яко в руце Его ecu концы земли, и высоты гор того суть; b) Нравственного. Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Господь убожит и богатит, смиряет и высит ( 1Цар.2:6,7 ). Он судит людем правотою, и языки на земли наставит ( Пс.66:5 ). Содействие. § 6 Содействие сотворенным существам состоит в том, что Бог силам существ сотворенных споспешествует в действиях, соответствующих предназначенным от Него премудрым и благим целям. Бог, говорит Псалмопевец, одевает небо облаки, уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву ( Пс.146:8 ). В особенности Бог содействует существам свободным в произведении всего доброго. Так говорит Сам Господь (Иезек.36:27): Дух мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех моих ходите, и судьбы моя сохраните, и сотворите я. Ап. Павел изображает сие же действие Божие ( Филип.2:13 ): Бог есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Обо всем этом непрестанно расспрашивали пророки и праведные, и потому воссылали общую молитву к Избавителю, говоря: «Приклони, Господи, небеса, и сойди. Приди, имеющий совершить отмщение за свое создание. Исполни обещания своей благости, которые возвестил Ты некогда рабам своим. Вспомни, Человеколюбец, завет, который Ты завещал. Вот, Владыко, Твоим созданием безжалостно обладает власть мучителя. Смерть разрушает дело рук Твоих. Мы содержимся в преисподних местах земли, обитаем во тьме и сени смертной ; жестокое мучительство ада владычествует; смерть торжествует; свирепый враг восстаёт; плачевно состояние содержимых; скорбно обитание; нет другой надежды на освобождение, кроме Твоего премилосердного нисшествия к нам; его жаждут заключённые души; на него уповают вечные узники. Приди же, Господи, приди помочь Своему созданию. Восстань, по милосердию, с отеческого престола Ты, Который везде пребываешь и его не оставляешь, и приди на помощь к угнетаемым. Приди ожидаемое воскрешение, желанная радость, чаемое оживление, утешение и веселие беспомощных. Воссияй, Солнце правды, сидящим во тьме смертной лучами благости своей. Яви находящимся во мраке славу свою. Сокруши несокрушимые врата и запоры вечные, и исторгни содержимых в узах. Сокруши жало смерти. Разрушь всепожирающую утробу ада. Свяжи врага. Ниспровергни враждебные и противные Тебе силы. Умилосердись, Всеблагой, над содержимыми в узах. Помилуй, взирая на безжалостный плен. Нами, Владыко, изобретена причина смертности, и от Твоей благости ожидаем милосердого освобождения. Мы породили смерть; Ты обещал некогда воскресение. Мы отворили двери; Ты, как Сильный, обещал затворить их. От естества небрежение, а от Тебя – человеколюбие. Ты, Господи, открыл нам тайну Своего неизреченного пришествия, Ты вдохнул ее в слуг Своих, и мы проповедовали ее некогда в мире. Мы указывали только символы пришествия того; осуществи его, просим, по человеколюбию Своему. Восстань по милосердию к нищим ( Пс.11:6 ) Своим. Дерзай с плотью, неописанный по Божеству. Препояшь, Сильный, меч свой по бедру Своему ( Пс.44:4 ). Покрывающий небо облаками ( Пс.146:8 ), покройся нашим составом, чтобы совершить чрез него освобождение наше, чтобы посрамить чрез него противника. Исполни пророчества. Даруй, чтобы умоляющие скоро увидели сбытие. Прими Посредницу, предопределённую Тебе для примирения нашего. Произведи Непорочную Агницу, одевшись в волну естества Которой явился бы Ты, Прекраснейший, к нам, находящимся во мраке. Вдохновенные Тобою, мы различно проповедовали о Ней. Чаяние Ее мы сохраняем, как залог освобождения. Мы приготовляли к Ней пророчествами. Мы похвалами прославляли Ее, красоту рода человеческого, украшение естества, непреложное ожидание нашего воскресения, и молитвенные Ее уста, полные дерзновения». Так приходилось видеть всех праведных вспоминающими и умоляющими о спасительном пришествии Владыки, ибо кроме Его, не оставалось никакой другой надежды на избавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010