Сирота Бог а) есть отец сирот: Отец сирот и судья вдов Бог – в святом Своем жилище ( Пс.67:6 ); б) имеет сострадание к сиротам: У Тебя, Господи, милосердие для сирот ( Ос.14:4 ); в) питает сирот: Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, говорит Господь ( Иер.49:11 ); г) есть подпора сирот: Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту ( Пс.145:9 ); д) слушает голос сирот: Ни вдовы, ни сироты не притесняйте: ибо, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их ( Исх.22:22–23 ); е) защищает сирот: На поля сирот не заходи; потому что защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою ( Притч.23:10–11 ); ж) наказывает притеснителей сирот: Если ты притеснишь сироту, воспламенится гнев Мой, и будут дети ваши сиротами ( Исх.22:23–24 ). Между народом Моим находятся нечестивые; не разбирают судебных дел, дел сирот. Неужели Я не накажу за это, говорит Господь ( Иер.5:26,28–29 ). Приду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые притесняют сироту и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Мал.3:5 ). Уделяйте из своих благ сиротам: Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину свою, то не пересматривай за собою ветвей; пусть остается сироте. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не обирай остатков за собою; пусть остается сироте ( Втор.24:19,21 ). Призирайте сирот: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот ( Иак.1:27 ). Творите правду сиротам: Доколе будете вы судить неправедно? Давайте суд бедному и сироте ( Пс.81:2–3 ). Научитесь делать добро, ищите правды; защищайте сироту ( Ис.1:17 ). Так говорит Господь: производите суд и правду, и не тесните сироты ( Иер.22:3 ). Благословения на тех, которые заботятся о сиротах: Пусть придет вдова и сирота, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать ( Втор.14:29 ). Если не будете притеснять сироты и вдовы, то Я оставлю жить на земле, которую дал отцам вашим в роды родов ( Иер.7:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вдова Каковыми должны быть вдовы христианские: вдовица должна быть известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ( 1Тим.5:10,5 ). Бог а) есть прибежище вдов: Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову ( Пс.145:9 ); б) защищает вдов: Бог великий, сильный и страшный не смотрит на лица и не берет даров, дает суд сироте и вдове ( Втор.10:17–18 ). Бог отец сирот и судия вдов ( Пс.67:6 ); в) ограждает владения вдов: Дом надменных разорит Господь, и межу вдов укрепит ( Притч.15:25 ); г) слышит вопль вдов и карает их притеснителей: Ни вдовы, ни сироты не применяйте. Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами ( Исх.22:22–24 ). Поедающие домы вдов примут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). Вдовы должны уповать на Бога: Вдовы твои пусть надеются на Меня, говорит Господь ( Иер.49:11 ). Вдовы молодые могут выходить замуж: Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, управляли домом, и не подавали противнику никакого повода к злоречию. Так как они, будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят чего не должно ( 1Тим.5:13–14 ). Вдовы должны быть а) покровительствуемы: Научитесь делать добро; вступайтесь за вдову ( Ис.1:7 ); б) получать помощь от своих родственников: Если какая вдовица имеет детей, или внучат; то они прежде пусть учатся почитать свою семью, и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу. Если какой верный, или верная, имеет вдов, то должны их довольствовать ( 1Тим.5:4,16 ); в) поддерживаемы Церковью : Произошел у эллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: выберите из среды себя семь человек известных, исполненных Св. Духа и мудрости; их поставим на сию службу ( Деян.6:1–3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Разделы портала «Азбука веры» Вещество — 1) материальная основа видимого мира; 2) то, что, подлежит количественному измерению и составляет материальную (вещественную) основу единичных предметов видимого мира; 3) материал. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Второй день творения ( Быт.1:6-10 ) 1) О сотворении видимого мира из «необразного вещества» говорится в Книге Премудрости Соломона ( Прем.11:18 ). Необразным оно названо потому, что будучи созданным, ещё не было оформлено в соответствии с видовыми различиями появившихся позже веществ. По сути «необразное вещество» являлось не чем иным как первовеществом, первоосновой материального мира, обустроенного, затем, в течении шести творческих дней. Оно было сотворено Богом «в начале» ( Быт.1:1 ), из ничего ( 2Мак. 7:28 ). Именно из него произошли все прочие вещества и то, что произведено из веществ. Учение о первовеществе тесно связано с учением о стихиях, которые также именуются «вещественными началами мира» ( Гал.4:3 ). «Сам Бог наш, в Троице и Единице прославляемый, — констатирует преподобный Иоанн Дамаскин , — сотворил «небо и землю, …и вся, яже в них» ( Пс.145:6 ), приведя из не сущего в бытие: иное из бывшего прежде вещества, как то: небо, землю, воздух, огонь, воду; а другое из этих уже созданных Им веществ, как то: животных, растения, семена. Ибо это, по повелению Создателя, произошло из земли, воды, воздуха и огня» ( Точное изложение Православной веры преподобный Иоанн Дамаскин). 2) В рамках отдельных концепций библейское понимание «вещества», как материальной основы вещей, может сближаться по смыслу с философским понятием «субстрат». Все без исключения вещества подлежат законам изменчивости. При определенных обстоятельствах одни вещества могут вступать в соединения с другими веществами, образовывать новые (скажем, по законам физического или химического взаимодействия). В святоотеческой литературе видимый мир, во всей его целокупности, часто артикулируется как «вещественный». Это значит, что одна из важнейших особенностей всевозможных веществ сопряжена с тем, что они в той или иной мере обнаруживают себя видимым образом (взаимодействуют со светом, отражая, преломляя его и т. д.).

http://azbyka.ru/veshhestvo

Как пережить предательство? А свои… Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру… 11 сентября, 2013 А свои… Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру… Эта статья о том, как пережить предательство. Нужно ли прощать, если тебя предали? На этот сложный вопрос мы и постараемся ответить в данном материале. Как пережить предательство? Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как предательство близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого. Фотоколлаж Л. Денисова А свои… Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру… Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл… Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое… «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). И паки: «Проклят всяк надеющийся на человека» (Иер. 17, 5). И еще: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8-9).

http://pravmir.ru/kak-perezhit-predatels...

Святейший Патриарх Кирилл: Сегодняшний день являет нам присутствие Божественной благодати 19.01.2021 18:47:15 МОСКВА 19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, — второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя — третье Лицо Святой Троицы — присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому. Совершенно особым образом Бог явил Себя в Сыне Своем. Нашим ограниченным умом трудно представить, как всемогущий Творец Вселенной принял человеческую плоть, стал одним из нас — и плоть человека не знатного, обладающего властью, но лишенного всякой власти. Иисус из Назарета являет Себя как человек в самом низу общественной лестницы, лишенный всякой человеческой поддержки и всякой человеческой силы; и, конечно, в этом — величайший Божий замысел, ведь Господь, несмотря на гонения, муки, страдания и крестную смерть, силой Своего Божества не мог быть побежден ни людьми, ни диаволом. Господь выходит великим победителем из этой миссии спасения, которую осуществил, явившись роду человеческому. Потому что Он — Бог Всемогущий, и именно тогда, явившись на берегу реки Иордан в образе обычного бедного человека, Господь всем нам указывает на то, что любая человеческая сила есть сила относительная. Единственная сила, имеющая абсолютное значение, то есть простирающаяся на все сферы не только человеческой жизни, но и на всё существование Вселенной, есть сила Божия. Но эта Божия сила неслучайно явилась роду человеческому во плоти смиренного, бедного, скромного человека. Это действительно великий знак всем нам; и это явление подтверждает другую истину, запечатленную в слове Божием: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Подлинное спасение, то есть обладание полнотой жизни и бессмертия, являет нам только Бог.

http://radonezh.ru/2021/01/19/svyateyshi...

Патриаршее слово на приеме по случаю первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 1 февраля 2010 г. 18:00 1 февраля 2010 года, после Божественной литургии в первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся прием для иерархов и священнослужителей, принимавших участие в богослужении. Во время приема были оглашены приветствия Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина . Со словами поздравления к Его Святейшеству обратились представители Поместных Православных Церквей и архиереи Русской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил всех за поздравления и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Большая благодарность всем вам, мои дорогие, — архипастырям, пастырям, монашествующим, настоятелям мужских и женских обителей, духовенству, мирянам — за те труды, что вы несли в течение всего года. Впервые за последние десять лет наша Церковь столкнулась с трудностями, которые, казалось, уже были для всех позади. Но Господь проводит нас через эти трудности, чтобы, может быть, помочь каждому из нас понять, что нам не следует надеяться на князи и на сыны человеческия (см. Пс. 145, 3). Что единственная наша надежда — на Бога. Что экономическая и политическая конъюнктуры могут меняться, а Церковь Божия призвана нести свое служение, опираясь на силу молитвы, на свое единство, на реальную любовь, которая должна присутствовать внутри церковного организма. При всем этом я бы хотел сказать, что для Церкви совершенно небезразлична та среда, в которой она несет свое служение. Действительно, впервые за многие годы сегодня в Российской Федерации во власти находятся люди, которые свидетельствуют о своей принадлежности к Православной Церкви. И это облегчает диалог между Патриархом и высшим руководством страны. Я сердечно благодарю Дмитрия Анатольевича Медведева за его проникновенные слова, за то, что он упомянул о самом важном, что произошло в минувшем году. Потому что, когда Президент подчеркивает нечто важное в сфере церковно-государственных отношений, его слова находят отклик в сознании очень многих людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1060091.ht...

Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, рассуждает о духовной пользе переходного возраста детей для их родителей. – Почему часто так бывает, что дети христиан – неважно, священников или мирян – мягко говоря, не всегда радуют своих родителей? Вроде бы ангелочек, люди смотрят – не нарадуются, а как приходит время очередного переходного возраста, такое вытворяет, что волосы дыбом становятся. Почему так бывает? – Потому что у общества, да и у родителей завышенные ожидания от детей из православных семей – что от поповичей, что от других. Мы им уже заранее пририсовали нимбы с крылышками. Святость, которую мы желаем своим детям, добывается в духовном бою, но боя-то еще никакого, считай, не было, а мы спешим им ордена-медали вешать. Но потом, когда до настоящего сражения доходит, видим, что всё ой как непросто. Что награды-то мы развешивать поспешили. Здесь очень помогает, по моему опыту и убеждению, честный взгляд на собственные «боевые заслуги»: мы-то чем можем похвастаться? Победой над страстями? Окончательным и бесповоротным прорывом блокады собственных осуждения, тщеславия, сребролюбия? Давайте не будем спешить – ни в оценке глубины падения собственных детей, ни в оценке своего духовного роста. – Мы наивно ожидаем, что у наших православных детей точно не будет никаких проблем и искушений. У нас завышенные ожидания, и они далеко не всегда исполняются. Почему? Мы возлагаем надежду на ребенка. Более того, требуем от него того, что сами выполнить не в состоянии – Потому что, как мне кажется, мы забываем значение слова «Спаситель», мы слишком легко к нему относимся. Ведь Спаситель нужен тем, кого есть от чего спасать, кто искренне испытывает нужду в спасении, понимает его необходимость. Без Христа никто спастись не может. Даже ребенок христианина. Даже – открою страшную тайну – сам христианин, мирянин или священник. Никто не может, абсолютно все нуждаются во Христе. Если бы нашелся хотя бы один такой совершенный человек, то Христу не нужно было бы приходить в мир. А мы возлагаем надежду на ребенка, более того, требуем от него того, что сами выполнить не в состоянии. В псалме читаем: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Понимаете, на помощь, всесильную помощь Бога нужно надеяться, а не на наши хиленькие силы. Разумеется, и наши собственные усилия нужны, мы не имеем права лежать на печи, думая, что Бог «и так спасет», но без Него мы ничегошеньки не сделаем. Ни мы, ни наши дети.

http://pravoslavie.ru/156446.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 4.2 Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь 26. «Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место [вывел меня] Господь.» (Пс. 117:5). Не мешкай! Заблудился в чаще – не мешкай, выходи скорей на дорогу, Даже муха может освободиться из паутины, если не будет медлить. Чем сильнее течение реки, тем быстрее надо из нее выбираться, Чем меньше у тебя времени, тем решительнее надо действовать. 27. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои.» (Пс. 138:23). Сердце нельзя назвать чистым Разбойник не очистится от грязных дел, купаясь в чистом источнике, Грабитель не станет добрее, обворовывая честных людей, Политик не будет честнее, выдавая себя за порядочного человека. Сердце нельзя назвать чистым, если в нем остается хотя бы одна дурная мысль. 28. «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.» (Рим. 15:33). Кот, дельфины и кит Кот спокойно дремлет, но хорошо слышит шорох маленькой мышки, Пока дельфины не начнут играть на воде, море кажется пустынным, Для океана даже кит – мелкая рыбешка. Биение одного сердца отдается в каждом уголке вселенной. 29. «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» (Пс. 93:8). Образумьтесь! Говорят о себе: Скряга: «Я – экономен», Транжира: «Я – щедр», Наглец: «Я – смел», Предатель: «Я – правдив». Постигать других и не постигать себя – значит потерять и других и себя. 30. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.» (Пс. 145:3). Царь и пыль Царь среди людей – это пыль пред Богом, Человек, подобный царю пред Богом – это пыль среди людей. 31. «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю.» (Пс. 118:113). Избегай пустомыслия В крепкую лодку не просачивается вода, На бегущую лошадь не садятся оводы, Работающему человеку некогда мечтать. Тот, кто хранит сердце, не погружается в пустомыслие. 32. «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.» (Пс. 100:2)

http://isihazm.ru/1/?id=120

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010