141 Так как священный певец представляет свое положение в высшей степени безнадежным, чрезвычайно близким к погибели смертной, то он, обращаясь к Богу с просьбой о помиловании, просит, чтобы оно было неотложным, иначе он умрет, а тогда уже надо будет творить чудо над мертвецом, чтобы показать ему защиту от нападающих на него в этой жизни, тогда придется врачам воскрешать его, чего не бывало. И как он умерший заявит о Боге, возвестит о Его снисхождении, справедливом воздаянии и чудесной Его защите, когда этого с ним не было, да и тех, кому бы он хотел заявить об этом, не будет с ним, потому что ненавидящие его останутся жить на земле? ( Пс.6:6, 29:10 ). 142 После моления ко Господу о необходимости скорой помощи, псалмопевец снова просит у Господа помилования, при чем высказывает, что он смотрит на свое несчастие, – на оставление его Богом, как на наказание Божие ( Пс.12:2, 73:1 ). 143 В конце моления певец снова счел необходимым упомянуть о своих несчастьях, сопровождающих его с юности и не прерывающихся до старости и даже под старость еще более увеличивающихся, так что изможденный, совершенно обессиленный от борьбы с целой бурей разных страданий, испытанных им, он теперь еще должен бороться с неприятностями, окружающими его со всех сторон. К тому еще ни откуда нет ему сочувствия, все знакомые его оставили, нет ни одного у него друга, или приятеля. Видно, что это последнее очень тяготило псалмопевца, если он, почти начавши этим всеобщим пренебрежением им, и оканчивает тою же речью свое моление, находя таким образом в одном Боге своего Заступника и Покровителя и самого благонадежного Утешителя. 144 Псалом 102 ( Пс.102 ), как видно из первых слов его, есть благодарственная хвалебная песнь Богу – Промыслителю. Давид воспел её после какого-нибудь очевидного случая помощи и покровительства Божия ему, воспел затем, чтобы возбудить к славословию как себя самого, так и все живые существа – небесные и земные. Подобно Моисею, убеждавшему Еврейский народ помнить Бога за Его благодеяния, совершенные во время изведения из Египта ( Втор.8:11–20 ), Давид приглашает все силы своей души прославлять Господа, не забывать множества милостей, оказанных ему, например, прощения известных его грехов, ослабления разных страданий, происходивших от них, частых случаев избавления от смертных опасностей, наконец, возведения на престол и наделения всеми благами, которых только мог желать он. И все, подобно певцу, должны постоянно славословить Бога, потому что Он и всем прощает грехи и оказывает милости всем, кто обращается к Нему, кто надеется на Него ( Иов.33:20–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Царственные псалмы названы так из-за их содержания, а не потому что они представляют собой независимый литературный жанр. Последний может варьироваться, в зависимости от обстоятельств написания псалма. Он может иметь природу гимна хвалы ( Пс.17 ), или песни благодарения ( Пс.20 ). Псалом 71 – это молитва от имени царя. Псалом 44 назван в заголовке песней любви. Точнее, он похож на царскую свадебную песню. Определяющий фактор царственных псалмов – возвышение царя, как центральной фигуры. Псалмы мудрости – категория, которую некоторые отвергают (Crenshaw), но которая, тем не менее, может быть выделена по стилю явленному в двух основных формах: краткие утверждения или притчи, которые коротко выражают всеобщую истину и короткие рассказы. Пример последнего – Псалом 1, который рисует яркий контраст между благословением набожного человека и отчаянием нечестивого. Как понять, в чем состоит настоящий успех в жизни – тема Псалма 1, как и других книг мудрости в Писании. Псалом 72 – это противоположность Псалма 1: плач о том, почему злые процветают, а праведные страдают. Это – переопределение смысла того, как Бог «благ» к Израилю (а, следовательно, и ко мне)! Псалом 36 – афористичный по своему стилю, также упоминает о кажущемся процветании злых, но затем советует набраться терпения, утверждая, что такое процветание будет продолжаться недолго: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (36:1:2). Псалом 32 – это гимн хвалы (Берлингер поместил его в категорию гимнов общего содержания), и, тем не менее, он содержит лаконичные фразы, которые хорошо подошли бы книге Притчей. Великий Псалом 118 включен в категорию псалмов мудрости из-за прославления Торы. Псалмы мудрости часто возвеличивают тему «страха (благоговения) перед Богом» и иногда включают слово «Блажен...» ивр., ашрей; ср. Пс. 126:5; 127:1 ). Иногда, если псалом хвалы (такой как Псалом 144) написан в форме акростиха, его называют псалмом «мудрости» (так поступает Уилсон, но Берлингер называет его гимном общего содержания).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

143 4, 12–14 – заключительная часть «Пути жизни». У Варнав. 19, 2c-f она, напротив, находится в начале этого раздела. 144 По мнению исследователей, исходящих из еврейского эквивалента слова πσαν πκρισιν, следует переводить «всякое нечестие, безбожие» (toute impiété); имеются кумранские параллели (Устав 4, 10); Иос. Флав. Иуд. война 2, 139. 148 «Перечень пороков» Дидахэ 5, 1 соответствует гл. 2, 1–3, 6; 5, 2 соответствует Дидахэ 3, 7. Кроме того, текст 5, 1 очень похож на Устав 4, 9 сл. 151 Последнее слово отсутствует в тексте, но восстанавливается на основании Doctr. apost., Варнав. 20, 1с и Пост. Апост. VII, 18, 1. 157 Заключительная часть «двух путей». Ср. Устав 4, 6 сл.; Варнав. 21; Церк. Каноны 14 (греч.). Комментарии к главе: Jefford 1992. 159 Ср. Мф.11:29–30 ; Acta Thomae 28, lin. 31; Иуст. Диал. 53, 1. Комментаторы расходятся в мнении, означает ли «иго» ветхозаветный закон или новозаветные заповеди Господни. Издатели SC придерживаются последней интерпретации (SC 248 bis, 223). 166 Т.е., предыдущий текст, который, таким образом, рассматривается редактором Дидахэ, присоединившим к «двум путям» литургическую часть, как катехизический раздел. 167 Ср. Мф.28:19 . В языческо-христианской миссии крестили, пользуясь тринитарной формулой, в иудео-христианской – только во Имя Христа (см. Дидахэ 9, 5). Эти две формулы прослеживаются и у Иустина (Апол. I, 61, 3.10.13; Диал. 39, 2). 168 Т.е., в проточной. Ср. Пс.-Клим. Contest. 1, 2: «приведя его к реке или источнику, то есть «воде живой», где бывает возрождение праведных». 170 Ср. Пс.-Клим. Нот. 13, 9–11 (о необходимости поститься перед крещением хотя бы один день); Иуст. Апол. I, 61, 2; Терт. О крещ. 20. 172 Эти слова могут указывать на устную традицию или на первые записи «изречений», предшествовавшие Ев. Матфея. Rordorf’y этот вывод позволяют сделать некоторые текстуальные расхождения между «Отче наш» у Мф. и в Дидахэ. 175 Вопрос о том, описывается ли в Дидахэ собственно евхаристия или агапа, ей предшествовавшая, – породил большие дискуссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

— Если мы уже взяли заповедь у кого–то из святых, — ответил старец, — то мы должны твердо уповать на то, что с нами помощь Божия. Даже в миру, если поручаешь свое имение кому–то из влиятельных людей, то он будет особо заботиться о нем из уважения к тебе. Тем более Бог будет хранить того, кто вверен Ему святыми, чтобы тот исполнил их заповедь. Говорится же о Боге в Писании: «Волю боящихся Его сотворит, и молите их услышит, и спасет я» (Пс 144. 19). Поэтому всегда и в любом деле нужно считать заповедь святых совершенной, душеполезной и спасительной Впрочем, не нужно впадать в уныние, если мы примем заповедь, а на деле обнаружится какое–то беспокойство и скорбь либо попущением Божиим мы впадем по дороге в искушение. Не следует думать, что те, кто дал нам заповедь, не имеют силы. И не надо соблазняться о них, если приняв заповедь, мы что–то потеряли, а то и повредили своему телу. Вспомним лучше, что и божественный апостол который имел силу и был совершенным святым, попадал во всякого рода скорби и, однако же, хвалился этим. «Сколько опасностей я претерпел, — говорит он, — «и от всех избавил меня Господь» (2 Тим 3.11). И еще говорится: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс 33. 20). И еще: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). И потом, говорится еще, что муж неискушенный неопытен и неискусен. Будем также иметь в виду, что ни одно доброе дело не совершается без скорби, потому что ему противится зависть диавола. Если же нам удастся все исполнить без всякой скорби, то не нужно надмеваться, что будто бы по нашим заслугам у нас не было скорбей. Будем думать, что Бог ведает нашу немощь и нашу немощь перед скорбью — а потому покрыл нас от скорби, когда мы выполняли заповедь святых. Ведь сказано о тех, кто терпит скорби и искушения: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан…» — и прочее (Иак1. 12). Но имей в виду: даже если есть у тебя заповедь святых, не будь легкомыслен в пути. Если по дороге ты что–то услышишь или узнаешь о каких–то препятствиях, ты должен поберечь себя и сделать все, что можешь, чтобы не попасть в беду. Молись Богу и помни о заповеди святых. И постарайся либо пройти этой дорогой вместе с кем–то еще, либо спросить, как пройти безопаснее — этой дорогой или какой–нибудь другой. И если есть у тебя какое–то дело благочестия или, как ты говоришь, нужно сходить к святым отцам и ты услышишь о разбойниках или о других опасностях на дороге, не надейся лишь на то, что цель твоя благочестива. Не следует идти по этой дороге без каких–либо мер, но нужно поостеречься. Тогда ты и в этом случае избежишь надмения. Надо не подвергать себя искушению по своей воле, а с благодарностью переносить то искушение, которое попускает Бог. Мы ведь знаем, что некоторые из Отцов собирались посетить других святых — тех, что живут глубже в пустыне. Но, услышав о разбойниках и прочих скорбях, даже они откладывали свое путешествие. И это для нас пример смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Благословлять Бога значит прославлять Его. Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века ( Пс. 144:1 ). «Благословение, говорит Златоуст, здесь указывается не то, которое выражается только словами, но самыми делами. Таким-то образом Бог прославляется, благословляется, таким-то образом нам и повелено говорить в молитве: да святится имя Твое ( Мф. 6:9 ), т. е. да прославляется (Expos. in Psal. 144, Tom. 5, pag. 167). Благословение человека Богом означает благоволение Божие к человеку ( Быт. 9:1  и след. Пс. 113:20, 21 ). Благословение человека другим человеком означает желание, чтобы Бог оказал Свое благоволение благословляемому. Благословение ветхозаветных патриархов имело еще высшее пророчественное значение ( Быт. 49 ). Свят. Тихон так говорит о знаменовании благословляющия иерейския руки: «когда лобызаешь благословляющую руку, лобызай умовозводительне к образуемому ею... И греки, правоверные наши, также толкуют: «прямость указательнаго перста и наклонение средняго изображает имя Иисус, говорит один из греческих учителей (Николай, иерей Малакекий). Прямаго перста положение изображает букву И; наклоненнаго же букву С. А потому, сближением друг ко другу, два оные перста, тако сложенные, ясно сие изображают. А большаго пальца вместе с близосредним, или так называемым перстенным, поперечное сложение и близ сих наклоненных приложение мизинца означает имя Христос. Ибо поперечность большаго пальца с близосредним, или перстенным, показует начертание X; а наклоннообразный мизинец букву С; коими имя Христос, как сказано, означается, – имя, о Нем же благословляются все языцы, якоже блаженному патриарху Аврааму обетование было: благословятся бо, глаголет, о Семени твоем вся племена земная ( Быт. 12:3 ). Не рече же, глаголет Апостол, о многих (семенах) но о Семени, Иже есть Христос ( Гал. 3:16 ). Подобаше убо и образованию руки, благословляющей благословенныя о Христе Иисусе, не что иное означати, разве – имя Того Самаго, о Нем же благословляемся. Посему убо мню, что и Божиим промыслом тако исперва от самаго Творца всяческих персты человеческия длани повешаны, ни больше, ни меньше, чтобы ни излишне, ни недостаточно, но довольно их было для такового знаменования (До зде Николай)». Благоразумно сказано, присовокупил блаженный Тихон, что Божий промысл и в числе и в расположении перстов назначил имя возлюбленного Сына Божия. Вся благая, в творении вещей и в их употреблении видимая, приписуй предопределению Божию. Едино зло от отца зол, т. е. диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вот столько событий напоминается святым хлебом, ныне раздробляемым. Много в нем тайн! Много совершено над ним молитв! Много заключено в нем благословений! Итак, христианин, вкушая хлеб сей, приведи себе на память, во-первых, исход израильтян из Египта, и смотри, где ты сам, не в Египте ли доселе, не фараону ли — богу века сего, работаешь? «Токмо идеже Дух Господень, ту» истинная «свобода» (2 Кор. 3:17). Если в тебе нет сего Духа, то ты раб страстей. Если тебя не освободит от рабства греха Сын Божий, то ты вечно останешься рабом. Обратись же к Нему с желанием творить волю Его. Начни поражать, при помощи Божией, врагов своего спасения, как десятью казнями, исполнением десяти заповедей. Когда последней из них: не пожелай (Исх. 20:16, 17), поразятся самые первенцы Египта — нечистые мысли и желания: то узы греха, тебя гнетущие, разрешатся сами собой, и ты изыдешь в свободу Духа. Но изшед в пустыню самоотвержения, не обращай лица к Египту, подавляй, если бы и открылась, алчбу к мясам египетским — плотским наслаждениям. Довольно с тебя хлеба ангельского, манны небесной — тех наслаждений духа, коими питает Господь верных рабов Своих. — Иначе и на пределах небесного Ханаана могут воздвигнуться «гробы похотения» — за «крастели» (Исх. 16:13. Чис. 11:33—34) — земных и греховных радостей. От Пасхи иудейской, христианин, обратись мыслью, при вкушении ныне хлеба, к Пасхе христианской, — размысли, для чего и как был вкушаем, или благословляем Воскресшим Господом хлеб, и поучайся сам вкушать его таким образом. Двое из учеников Иисусовых не познают своего Господа во все продолжение пути с Ним. Не происходит ли того же, возлюбленный слушатель, и с нами, на пути нашей жизни? — Быть не может, чтобы на сем пути не было с каждым из нас Иисуса; ибо Он обещался пребывать с верующими в Него во вся дни. Но познался ли Он каждому из нас, как должно? Узнали ли мы в Нем своего Спасителя и Господа? Убедились ли совершенно, что нет, ни на земле, ни на небе, «другого имени» , о коем можно было бы спастися, кроме имени Иисусова (Деян. 4:12)? Что без Него всякий человек есть враг Божий, есть мертвая розга, годная только на сожжение? — И твой день жизни, возлюбленный брат, или уже преклонился, или преклонится: худо будет достигать запада жизни без небесного Спутника; ужасно проходить сень смертную одному — без Спасителя! Спеши же познать Его, хотя в преломлении хлеба, — по тем чувственным знамениям, в коих Он благоволил являть Свое присутствие в Церкви Своей; старайся чаще причащаться трапезы Господней, которая предлагается всем верующим: преизбыток любви Христовой, в ней открывающийся, согреет твое хладное сердце, и ты начнешь мало-помалу, вкушая, познавать, коль «благ Господь» (Пс. 33:9), и сколь близок «всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3206...

Если мы, будучи посылаемы куда-нибудь, получим предание, то есть молитву какого-либо святого, то должны уповать, что помощь Божия вполне с нами. Когда и в мире кто-нибудь поручит свой дом какому-нибудь сильному человеку, — сей последний прилагает не малое попечение о доме из уважения к поручившему оный: тем более предание святых совершенно приемлется Богом к сохранению того, кого они предают Ему; ибо о Нем сказано: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 19). Итак, во всяком случае мы должны верить, что предание святых имеет совершенную силу в помощь и спасение души. Если же, получив предание, встретим в чем-либо скорбь и лишение относительно вещей, или по попущению Божию на пути впадем в искушение, то не будем огорчаться сим или почитать бессильными предавших нас Богу, и не будем соблазняться о них; потому что по получении предания последовала утрата вещи, или получена телесная рана; но вспомним, что и сам божественный апостол, будучи силен, совершен и свят, подвергался всему сему и хвалился, говоря: колики беды претерпех, и от всех избави мя Господь (см. 2 Кор. 1, 10), что многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20), и что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян. 14, 22), и еще: муж без искушения не искусен (см. Сир. 34, 10) и не потребен. Будем содержать в уме, что никакое доброе дело не совершается без скорби, ибо ему противодействует зависть диавольская. Если же случится нам пройти (путь) без скорби, не будем высокомудрствовать, будто мы были спасены от скорби, как достойные того, но да памятуем, что Бог, зная немощь нашу, что мы не сильны претерпеть скорбь, преданием святых покрыл нас от скорби; ибо о претерпевших в скорби или в искушении написано: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни (Иак. 1, 12). Внимай же, чтобы, имея предание святых, не совершать пути своего с небрежением; но ты должен, если услышишь что-либо на пути о разбойниках или о какой-либо опасности, быть твердым и, по силе своей, постараться, чтобы не подвергнуться сему, но, моляся Богу и вспоминая предание святых, с осторожностью или пройти путь сей с другими, или спросить, каким способом можно безопасно пройти сим самым путем или другим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10. 62. Accipe aliud, quo clareat filium sempiternum. Apostolus dicit quod dei sempiterna uirtus sit adque diuinitas. Virtus autem dei Christus; scriptum est enim Christum esse dei uirtutem et dei sapientiam. Ergo si Christus dei uirtus, quia uirtus dei sempiterna, sempiternus igitur et Christus. Узнай и другие ясные свидетельства о вечности Сына. Апостол говорит, что Он – вечная Сила Божия и Божество ( Рим.1:20 ). Христос – Сила Божья, как написано: Христос – Сила Божия и Божия Премудрость ( 1Кор.1:24 ). Если Христос – Сила Божья, то Он вечен, поскольку вечна Сила Божья. 63. Non ergo ex usu generationis humanae calumniam, heretice, struas neque ex nostro sermone conponas. Neque enim angustis sermonibus nostris inmensae magnitudinem possumus diuinitatis includere, cuius magnitudinis non est finis. Namque hominis generationem si definire contendas, tempus ostendis; generatio autem diuina supra omnia est, late patet, supra omnes cogitationes ascendit et sensus. Scriptum est enim: Nemo uenit ad patrem nisi per me. Quidquid igitur de patre cogitaueris, quamlibet eius aetemitatem, non potes de eo aliquid nisi per filium cogitare, nec potest ullus ad patrem nisi per filium transire sensus. Hic est, inquit, filius meus dilectissimus. Est, inquit. Quod est, semper est. Vnde et Dauid: In aeternum, inquit, domine, permanet uerbum tuum in caelo. Quod enim manet, nec substantia nec aeternitate deficitur. Не измышляй клевету, еретик, обращаясь к [обычному] человеческому способу рождения и извращая наши слова. Мы не можем нашими краткими речами выразить величие бесконечного божества, величию Которого нет конца ( Пс.144:3 ). Пытаясь определить человеческое рождение, ты указываешь на время, а божественное рождение превыше всего, безгранично простирается, превосходит любое наше представление и восприятие. В Писании сказано: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Следовательно, рассуждать об Отце и о Его вечности ты можешь только через Сына; лишь через Сына возможно обратиться мыслью к Отцу. Отец говорит: Он есть Сын Мой возлюбленный ( Мк.9:7 ; Мф.17:5 ). Отец говорит: Он есть. Сущий пребывает всегда 164 , потому и Давид говорит: Вовек, Господи, Слово Твое пребудет на небесах ( Пс.118:89 ). Пребывающее не лишено ни [божественной] природы, ни вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Очевидно, это была группа умеренных, нерешительных иконоборцев. Другая группа, стремясь к одухотворению и очищению христианской религии от грубых придатков, отрицала вместе с иконопочитанием и иконоупотребление, однако удерживала почитание других святынь, может быть, устраняя только связанные с ними злоупотребления. Выражением ее воззрений служит вероопределение собора 754 (по Lombard’y 753) года из 338 епископов. Вместе с тем оно является наиболее полным раскрытием и обоснованием иконоборства в VIII в.; по крайней мере ни сохранившиеся произведения иконоборцев, ни сочинения православных этого времени и акты VII Всел. Собора не указывают нам какихлибо еще существенно новых и важных доводов против иконопочитания и иконоупотребления сверх тех, какие находим в вероопределении 134 ; едва ли они имелись и в тех иконоборческих сочинениях, которые появились ко времени VII Всел. Собора, но не дошли до нас. Нам нет интереса следить, как развивалась исторически аргументация иконоборцев VIII в. против почитания и употребления икон; нам достаточно только знать, какая сумма доводов вообще была высказана ими ко времени VII Всел. Собора, чтобы судить, изменилась ли и в какой мере их аргументация впоследствии. Суммируем все эти доводы по имеющимся памятникам 135 . По козням диавола явилось в человеческом роде идолопоклонство – поклонение твари вместо Творца; воплотившийся Бог Слово избавил от этого и «даровал нам поклонение духом и истиною»; но диавол снова «под личиной христианства ввел идолопоклонство», убедив христиан поклоняться иконам 136 . Иконы суть вещественные изображения, поклоняться им значит поклоняться камням, доскам, стенам и вообще материи (λη) 137 ; иконы суть творение рук человеческих (χειροποητα), поклоняться им значит поклоняться идолам 138 ; иконопочитатели боготворят иконы и суть идолопоклонники (εκονολτραι – εδωλολτραι) 139 . Против них различные места Св. Писания; именно Исх.20:45 , Втор.5:89 , где запрещается делать «кумиры и всякое подобие» Бога и кланяться им 140 ; Мф.4:10 , Втор.6:1314 , Ис.44:6 , где запрещается чтить других богов, кроме единого истинного Бога 141 ; Пс.113:12 , где обличается ничтожность идолов, как изделий рук человеческих 142 ; Прем.13:10 – 15 , где проклинаются делатели идолов, поклоняющиеся изделиям рук и возлагающие свои надежды на мертвые предметы вместо Живого Бога 143 ; Пс.96:7 , Рим.1:21, 23, 25 , где осуждаются «поклоняющиеся истуканам», «изменяющие сливу нетленного Бога в подобие образа тленного человека» и «служащие твари паче Творца» 144 ; 1Пет.4:34 и 2Пет.2:1 , где апостол внушает новообращенным: «довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившым, хождшым...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

(6) «Слышахом укоризну Моавлю, укоритель зело, гордыню отъях, и укоризна его и гнев: не тако волхвование твое, не тако. (7) Восплачется Моав, в Моавитиде бо вси восплачутся; живущим в Седеке [ ] помышления, и не усрамишися. (8) Поля Есевоня возрыдают. Сие должно читать, начиная вновь, как не имеющее связи с предыдущим. Писание же нередко, между тем как ободряет слушателя обещанием благ и дает видеть благость Божию и сообразный с ней конец, для обращения нашего возвращается к угрозам и к слову о наказаниях. Ибо большая часть из нас имеем нужду в последних, да не, вознерадев о богатстве благости и долготерпении, по жестокости своей и непокаянному сердцу, соберем себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (ср.: Рим. 2, 4, 5). Подобное нечто находим и у Псалмопевца: Благ Господь всяческим. И многое сказав о благости, что утверждает низпадающия, что дает пищу во благовремении, не ограничился он сим, но присовокупляет: Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит (ср.: Пс. 144, 9, 14, 15, 20). И здесь, поскольку сказанное выше выразило великую благость к обратившимся, с началом новой речи опять изображается скорбное. Слышахом укоризну Моавлю. Сие сказано против князя мира сего, который первый измыслил отступничество, возгордился пред Творцом, нанес обиду людям и попрал их своим презорством и гордостью. Ибо он ругается над принадлежащими к Церкви, как над невольниками и ничем не различествующими от невольников по неведению. Он внушает каждому укоризны; он возбуждает начальников иных ересей неправду в высоту глаголати (ср.: Пс. 72, 8), а если когда соглашаются на исследование, учит их не основания доискиваться, но оскорблять того, кто в состоянии обличить нелепость его учений. Посему, врачуя его, Господь говорит: гордыню его отъях. Ибо отъятие лукавой страсти кичения есть как бы отъятие болезни, но и укоризна его, сказано, и гнев его. Сии недуги составляют собственность Моава. Моав — обладатель худых стяжаний: укоризны, вымышляемой к бесчестию ближнего, и гнева, то есть постоянного и продолжительного раздражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010