Извествый гебраист Делагарде (de Lagarde) в своем сочинении: «Orientalia» (Zweites Heft; 1880) приводит еще другие теории, касательно данного предмета. Указывают на имя финикийского божества «», которое, по Плавту, произносилось – «alon»; оно, без сомнения, находится в однокоренной связи с еврейским êl «». Словом «» êl обозначалось название планеты «Сатурн»; в силу отдаленности, последняя отожествилась с божеством, которому было приписано обладание небом и землей. Но такой взгляд не соответствует миросозерцанию евреев. Были даже попытки сблизить имя Божие «» êl с однозвучными греческими речениями: «Ιλος», «Ηλος», «Ηλιος»; но и такое производство не может быть принято, вследствие нетвердой обоснованности родства корней семитических и арийских. При решении рассматриваемого вопроса не обойдем молчанием объяснение Фридриха Делича 19 . Он, разбирая значение еврейской частицы «» êl (она выражает направление к цели) и ссылаясь при этом на мнение Делагарде, говорит, что корень здесь общий с речением «» êl: Бог , к Которому все обращается и направляется, в этом смысле есть «Цель всякого человеческого желания, стремления» («Gott als der, welchem man zastrebt, das Ziel aller Menschensehnsucht»). Для уяснения родственной связи двух названных слов, Деличем приводится из ассирийского языка глагол «»=«направляться», «быть к кому- либо близким», – эквивалент еврейскому «» sachár. – Высказанное мнение о происхождении имени Божия «» el не безынтересно; оно, до известной степени, оправдывает воззрение первого человека, верующего в высочайшее Существо. К Нему человек устремлял свои очи; направлял свои помыслы и упования; поднимал руки к своему Создателю; ощущал Его присутствие близ себя. Во все времена религиозно настроенные, истинно верующие, люди взывают: «Очи всех на Тя уповают» ( Пс.144:15 ); " Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». ( Пс.120:1–2 ); «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» ( Пс.54:17 ); «Гласом моим ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился» ( Пс.141: 2 ); «Простираю к Тебе руки мои» ( Пс.142:6 ); «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею...» ( Пс.140: 2 ); " Близ ecu Ты, Господи» ( Пс.118:151 ); «Близ Господь всем призывающим Его» ( Пс.144:18 ); «Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча» ( Иер.23:23 ); «Господь недалече от единого коегождо нас суща» ( Деян.17:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

   Бог прославил Себя в акте спасения не поддающимся сравнению умалением Себя, Своей все превосходящей любовью и Своим неограниченным могуществом. Спасение от Господа, и те, кого Он спас, ничем не могут воздать Ему за свое спасение (Ис 42:8, Ис 48:11). Заслуга спасения не принадлежит никому, кроме Бога. Именно поэтому реформатская теология так отстаивает принцип «Одному только Богу слава» (soli Deo gloria), и мы должны утверждать этот принцип каждым днем своей жизни. Премудрость и воля Божии     Под словом «премудрость» в Писании понимается способность избирать лучшую и благороднейшую цель и использовать для ее достижения наиболее приемлемые и действенные средства. Ветхозаветные книги мудрости Иова, Притчи, Екклесиаст, Псалтырь, особенно Пс 18, Пс 36, Пс 103, Пс 106, Пс 146, Пс 148 посвящены не только и не столько религиозной практике (в узком смысле), сколько вопросам морали в семейной, общественной и деловой жизни. В Новом Завете к литературе мудрости можно отнести Послание Иакова, содержащее ясные предписания относительно христианской жизни. В свете библейских книг мудрости христиане понимают мудрость как «страх Божий», т.е. благоговейное поклонение и служение Богу, и в постижении ее видят смысл жизни (Прит 1:7, Прит 9:10, Екк 12:13).    Божия премудрость видна в Его созидательной, охранительной и искупительной работе: в том, что Он избрал Своей целью утверждение Своей собственной славы (Пс 45:11, Ис 42:8, Ис 48:11) и решил осуществить это, во-первых, созданием удивительного многообразия мира и человеческих индивидуальностей в нем (Пс 103:24, Прит 3:19—20), во-вторых, нежной заботой о Своих созданиях (Пс 144:13—16, Деян 14:17) и, в-третьих, искупительной «премудростью Христа распятого» (1 Кор 1:18—2:16) и возникшей благодаря ей вселенской церковью (Еф 3:10).    Проявления Божьей премудрости являются выражением Его воли (в двух различных аспектах). Во-первых, Божия воля это «Его вечная цель, соответствующая намерению Его воли, посредством которой Он заранее предопределил ради Своей собственной славы все, что происходит» (Вестминстерский краткий катехизис, Q.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь рассмотри вместе со мной слепоту и заблуждение еретиков. Они полностью исповедуют во Христе все сродное неразумным [тварям], то есть тело, материю, тление, вкусовые ощущения, кровь, слезы, слюну, кости, выделения, кровообращение, голод, жажду, утомление, пот, смерть и омертвение, которые по природе подлинно чужды и недостойны Бога как свойственные животным, зверям и пресмыкающимся. А свойства мыслящей и бессмертной души, которые суть по образу и по подобию Божию, произошли из чистых уст Его и имеют, по благодати и подобию, некое сродство с Ним — эти свойства нечестивцы не решаются исповедовать во Христе, [считая их] дурными, хотя [именно благодаря им] все наше человеческое естество животворится и сохраняется 162 . Ибо с уничтожением жизненного и животворящего действия нашей души человек сразу предается смерти, так как от тела отделяется связующее и животворящее его душевное действие. Поэтому наша душа, если лишить ее разумности и отнять у нее волящую и желающую силу, ничем не будет отличаться, [например], от неразумной и непонятливой души лошади. Ведь как она может стать угодной Богу, если не посредством своего волящего и деятельного движения и силы? Как она исполнит волю Божию, если не посредством прирожденного и присущего ей хотения 163 ? И в [Священном] Писании мы находим различные обозначения этой [способности нашей]: благая воля, томление, желание, любовь и влечение 164 . Если нужно привести немногие свидетельства [Священного Писания] на сей счет, то не следует этого откладывать. Например, говорится: “Волю боящихся Его сотворит Господь” (см. Пс 144:19) , “в законе Господни воля блаженного мужа” (см. Пс 1:2) , “имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже” (Пс 41:2) , “желает и скончевается душа моя во дворы Господни” (Пс 83:3) и “возжелах спасение Твое, Господи” (Пс 118:174). О любви говорится: “Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя” (Пс 17:2) , “Возлюбих, яко услышит Господь” (Пс 114:1) , “Коль возлюбих закон Твой, Господи” (Пс 118:97) и “Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею” (см. Втор 6:5; Мф 22:37; Мк 12:30; Лк 10:27).

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

37 Таковы: «Сказание некоих речений, недоумеваемых в Божеств. Псл, содержащее в себе прекрасное объяснение трудных изречений в псалмах 1–3, 33, 140; «Сказание строки: «обновится яко орля юность твоя»; «сказание строк пс 89: Господи прибежище», «Сказание отчасти на пс 18; сказание о птице – Неясыти», см. соч. препод. Максима при Прав. Собесед. 38 Отдельно в полном составе писания св. Григория В. на пс. не дошли до нас. Известное под его именем объяснение 7 покаянных псалмов, из которых на пс. 50 переведено и на русский язык в Воскр. Чтении 18 42/19, по отзывам ученых, принадлежит к числу сомнительных его творений. См. ист. уч. Об отцах ц., Филарета Черниг., т. 3, параграф 239, примеч. 12. 39 Ист. ц. Филарета, пер. 3, изд. 2, стр. 144–145. Подробное описание этой Толковой Псалтири в опис. ркп. Моск. Син. Библ., отд. 2, 77, стр. 101 и дал. 40 Вероятно, эти извлечения составляли черновую, подготовительную работу Святителя к предполагавшемуся им более обширному труду объяснения Псалтири (см. его письмо к Феологу в изд. Соч. Т. 5, стр. 136 М., 1839–40); но только, как замечается в его жизнеописании, помещ. при 1 т. его соч. (стр. 26), «замышленному сему делу препятствие сотвори скорая смерть». 41 Напеч. В 1715 г. Кроме объяснит. Замечаний пред каждым пс., содержащим в себе буквальное или аллегорическое объяснение надписаний и краткое изложение содержания и особенно таинственного смысла псалмов, или же указание повода к написанию, цели и назначения их, в начале этой Псалтири прилагается еще а) предисловие к благочестивым читателям предлагаемой им св. книги, приглашающее их своеобразным аллегор. Объяснением 150 пс. к хвалению Бога в различных (9) ликах святых Его, изображаемых будто бы в Пс. Наименованиями образа и различных инструментов хваления Господу, и б) предметный указатель содержащихся в Псалтири псалмов для удобнейшего их употребления. Около того же времени в 1707 г. Под наблюдением рект. К, колл. и архим. Лавры Иосафа Кроковского издано было еще в Киеве Толкование на 50-й Пс. (Обз. Дух. Лит. Филарета Харьк. 1 189), но которое также не подвинулось дальше средневековых западных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут.    Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью. Псалом 145 Пс.145:1. Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем. Пс.145:4. В той день погибнут вся помышления его,    то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал на земле. Пс.145:7. Дающаго пищу алчущым,    то есть, пищу духовную алчущим всего доброго. Псалом 146 Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом.    В предыдущем псалме сам себя увещевал — иметь надежду на единого Бога, а в настоящем представляет Апостольский лик, который поучает множество народа — хвалить Бога за благодеяния человеческому роду. Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь.    «Кроткими» называет приявших веру Его, соделавшихся подражателями Сказавшему: «кроток есмь» (Мф. 11:29). А я, говорит, ненавижу грешников, каковы суть нечистые демоны, живущие в огне. Пс.146:8. И злак на службу человеком.    Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот. Псалом 147    Толкования псалма 147 у Афанасия Великого нет.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 148 Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны.   Святый Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, — небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом, — небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные — словами: Пс.148:11-12. князи и вси судии земстии, юноши и девы.   Но прежде чем сделать упоминание об этих, обращается к преисподним, которых обозначает словами: «змиеве и бездны». И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиеве». А всё прочее множество вселенной, существовавшее в родах первых и держимое смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо сказал «сущым во узах: изыдите, и сущым во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие никогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: о «немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда, противльшымся иногда» (1 Петр. 3:19–20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Не слушать, что помысел говорит, а что Бог обещает: «Не хочу смерти грешника» (Иез.18:23, 32), и еще: «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20), — и прочим утешительным Божиим обещаниям внимать. К этому подвигу и терпеливой надежде увещевает пророк: «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14), и милостью Божией обнадеживает: «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс.9:19), а себя в пример представляет: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс.39:2), и еще: «Верю, что увижу блага Господни на земле живых (Пс.26:13). § 232. При этом должно примечать такое слово Псаломника: «Уповай на Господа и твори добро» (Пс.36:3); это слово показывает нам, что уповающий на Бога должен добро творить, следовать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу; напрасно чает от Бога милости тот, который не перестает раздражать Его нераскаянным нравом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу тот, который сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, серебру и золоту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Ибо Бог есть Избавитель «Своим», а не чужим, то есть противникам Своим. «Господь крепость людям Своим даст», — говорит Псаломник, — а не чужим (Пс.28:11), «желание боящихся Его исполнит», а не небоящихся, «и молитву их услышит и спасет их», а не небоящихся (Пс.144:19). Не боятся же Бога те, которые бесстрашно дерзают закон Его нарушать. Таких «желания не исполнит», поскольку сами они воли Его не исполняют; «и молитвы не услышит, поскольку сами Его не хотят слушать и каяться: но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них» (Пс.33:17). Услышал в Вавилоне трех отроков, и от огня избавил, но — почитающих Его и не отдавших чести Его образу золотому. Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, и не поклоняются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, которого князь тьмы и мира сего поставляет к бесчестью имени Божия и погибели человеческой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Нет большего искушения надежде, как когда помыслы, восстающие в совести, говорят: несть спасение ему в Бозе его ( Пс.3:3 ). От этого человек мраком печали покрыт. В таком тяжком искушении больше всего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, покуда эта сильная непогода пройдет или облегчится. Здесь нужно надеяться сверх надежды и уповать сверх упования, как пишет св. Апостол об Аврааме: иже паче упования, во упование впрова ( Рим.4:18 ). К сему подвигу и терпеливой надежде увещевает св. Царепророк: потерпи, Господа мужайся и да крепится сердце твое и потерпи Господа ( Пс.26:14 ). И милостью Божьею обнадеживает: терпение убогих не погибнет до конца ( Пс.9:19 ). И себя в пример представляет: терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою ( Пс.39:2 ). При сем должно внимать и к сему слову псаломника: уповай на Господа и твори благостыню ( Пс.36:3 ). Слово это показывает нам, что уповающему на Бога должно творить добро, следовать воле Божьей, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который делами своими противится Богу, напрасно ожидает милости от Бога тот, кто непрестанно Его раздражает нераскаянным нравом, руки простирает и очи возводит к Богу, а сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, серебру, нечистоте и прочим греховным страстям. Бог есть избавитель любящих Его, а не противящихся Ему. Господь крепость людем своим дает ( Пс.28:11 ). Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я ( Пс.144:19 ). Не боятся Бога, которые бесстрашно закон Его нарушают, таковых воли не сотворит Он, потому что они воли Его не сотворят, и молитвы их не услышит, потому что сами они не хотят Его слушать и каяться. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их ( Пс.33:17 ). Слушает Господь тех, которые не страсти свои – не злато и серебро, создание Божье, но Создателя почитают, и покланяются Ему, и в искушениях их прохлаждает, утешает и увеселяет Своею благодатью. Слушает и грешников кающихся и перестающих грешить. Грешник до тех пор грешник, пока живет в бесстрашии и грешить не перестает, а когда покается и отстанет от грехов, Божьею благодатью к числу праведных присоединяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

6:14. Читатель должен был при чтении свитка разворачивать его правой рукой, а левой сворачивать до определенного места, останавливаясь там, где нужно; здесь язык созвучен Ис. 34и перекликается с другими прорицаниями судов в еврейской литературе (Сивиллины оракулы). Такой язык был обычно характерен для описания конца земной истории. 6:15,16. В Ветхом Завете и апокалипси-сах также говорится о суде, который ожидает все слои населения; читателей должна ободрить весть о том, что Бог, в конце концов, воздаст за них императору и его приближенным, которые ныне судят народ. Стремление скрыться в горах и пещерах от гнева Божьего перекликается с Ос. 10:8 ; ср.: Ис. 2:10,19,20 . 6:17. Этот стих имеет параллели с Иоил. 2:11 ; ср.: Мал. 3:2 , в преддверии дня суда. 7:1–8 Запечатление 144 тысяч избранных Можно воспринимать эти 144 тыс. либо буквально (по 12 тыс. девственников из каждого колена израильтян – 14:4), либо символически (духовные последователи, народ Божий). Против буквального восприятия этой цифры свидетельствует использование в других местах в Откровении слова «рабы» (1:1; 6– в греческом оригинале; 7:3), а это позволяет полагать, что 144 тыс. составляют общее число спасенных (7:3,4). Но являются ли они «неисчислимым множеством» из 7или «восстановленным остатком» этнического Израиля, остается неясным. «После сего видел я» (7:1)- т. е. это видение следует за предыдущим (см. также коммент. к 4:1); если тексты 6:12–17 относятся к концу века, то 7:1–8 должны представлять эти события хронологически (7:3), возможно, одновременными с описанными в 6:1–11. 7:1. Язычники часто персонифицировали природные стихии или соотносили их с определенными божествами; иудеи верили, что Бог наделил ангелов властью над отдельными природными силами (в том числе ветрами) под Своим водительством (напр., в Книге Юбилеев; ср.: Пс. 148:1–12 ). «Четыре угла» земли – известное с древних времен образное выражение. Мало кто считал, что земля имеет сферическую форму,но большинство верило, что она круглая; тем не менее «четыре угла» было обычным выражением, как и мысль о том, что четыре ветра исходят с неба в четырех направлениях (возможно, в виде ангелов, как у Зах. 6:5 ). В древних литературных источниках ветрам приписывается как положительная, так и отрицательная роль. Согласно некоторым представлениям, ветер несет солнечную и лунную колесницу (1 Енох. 72:5; 73:2), или Бог основал небеса на ветрах (1 Енох., Иосиф и Асенефа), а остановка ветра могла знаменовать собой наступление нового века (Сивиллины оракулы, о послепотопной эре). Как и современные писатели, библейские авторы использовали язык в соответствии с жанром, в котором они писали; это включало и язык символов и образов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В самом деле, каким образом душа могла бы благоугодить Богу, как не через желательную и деятельную ее силу и движение? Как она могла бы исполнить волю Божию, как не через свою врожденную и естественную волю? Эту последнюю мы часто находим в Писании под разными именами, именно она называется доброй волей (γαθν θλημα), сильным желанием (πιθυμα), любовью (γπη), сильным влечением (ρως). Если нужно, мы не замедлим и краткие свидетельства привести. Итак, говорится, что «волю θλημα) боящихся Его сотворит (Господь)» ( Пс.144:19 ); «в законе Господни воля (блаженного мужа)». ( Пс.1:2 ); «имже образом желает елень на источники водные, сице —396— желает (πιποθε) душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ); «желает и скончавается душа моя во дворы Господни»; «возжелах спасения Твоего, Господи» ( Пс.17:2 ). Относительно же любви (περ δ γπης): «Возлюблю (γαπσω) Тя, Господи, крепосте моя». ( Пс.17:2 ); «возлюбих, яко услышит Господь» ( Пс.114:1 ); «коль возлюбих закон Твой, Господи» ( Втор.6:5 ); «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея» ( Мф.22:37 ). Итак, как может возлюбить Господа душа, не имея в себе самой, в своем существе, естественной и доброй силы, волящей (θελητικν), желающей (πιθυμητικν), любящей (γαπητικν) и влекущей (ρωτικν)? Имея ее, Игнатий говорил, что «моя любовь (ρως) распята». He имеющие такового сильного влечения (ρωτα) и любви (γπην) к Богу, желания (πθον) и вожделения (πιθυμαν) и волевого стремления к Богу (θελητικν ρεξιν), те, имея дьявольскую волю и исполняя хотения своей плоти, отказываются исповедывать во Хрясте, как злую, богодарованную, богозданную, богоподобную волю нашей разумной и богообразной души, и ее животворящее и связующее, Богом вдохнутое действование, без которой разумная и богодарованная, происшедшая из уст Божиих чрез божественное вдуновение душа наша не может ни пожелать, ни совершить ни одной из божественных заповедей. Если же наша разумная душа лишена доброй и богоподражательной воли и действования, то как Бог говорит людям: «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте» ( Ис.1:19 )? Каким образом душа будет творить волю Божию, если не имеет желательной и деятельной силы? Каким образом Адам, лишь только произошел, приставлен был к деланию и хранению Владычнего повеления?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этому праведнику подражай и ты, по силе своей, вооружаясь верою и непостыдною надеждою на человеколюбие Спасителя, и всячески получишь помощь от Него, ибо «близ, — говорит, — Господь всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» (Пс.144, 18. 19). А что ты говоришь: «копати не могу» и прочее; то я тебе вот что скажу: не переставай копать, только не землю, произращающую траву, а сердце и совесть свою, искореняя из них прозябающие там по причине долговременного дурного навыка мирские злые помыслы и неприличные нравы, мысли и обычаи. Не стыдись также просить у Спасителя с похвальною безотвязчивостью прощение прежних своих грехов, и чтобы тебе на будущее время исправиться и проводить добрую и богоугодную жизнь. Любит Спаситель таких безотвязчивых просителей и надоедников, ибо Сам сказал: «ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Мф.7,7). Благоденствие же для инока заключается в том, чтобы всею душою, со всем сердечным желанием ходить всегда путем заповедей Спасителя и отеческих постановлений.   Слово 19. Против предающихся безумно богомерзким скверным содомским грехам, низводящим в погибель и в муку вечную   «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и» (Пс.110, 10), говорит божественный псалмопевец. Каков же бывает тот, кто водится страхом Господним, этому научает тот же псалмопевец в другом псалме, говоря: «блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощеш зело» (Пс. 111, 1), то есть, возлюбить их, с усердием будет по ним направлять свою жизнь и постоянно будет поучаться в них, как тот же опять говорит: «коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть»; и опять: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс.118, 97. 103). Если же разум благ всем творящим страх Господень, то есть, для исполняющих делом святые Его заповеди: то для нарушающих их нет благого разума, а есть крайнее безумье и вечная погибель, как тот же пророк говорит: «далече от грешных спасете, яко оправданий Твоих не взыскаша» (Пс.118, 155); также: «уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их» (Пс.118, 118).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010