Вот для чего, братья мои, нужно, чтобы вам была противна любая дружба с порочными и дурными людьми. Вам должно избегать их. Так повелевает Бог через Исаию: «Выходите оттуда, не касайтесь нечистого» ( Ис.52:11 ). И Павел предписывает: «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ); и в другом месте: «дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор. 5:2 ). А пророк Давид велит никогда не встречаться даже с избранными из дурных людей: «Не дай уклониться сердцу моему... с людьми, делающими беззаконие, и не приобщусь я к избранникам их» ( Пс.140:4 ). Так же и Иов советует также отвращаться шутников и насмешников: «Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство» ( Иов.31:5 ). Да что тут говорить? Ведь эти дурные люди – настолько близкие вам друзья, товарищи, родные, как правое ваше око. И тем не менее вам следует ненавидеть и избегать их. Общение с ними становится соблазном и для вас, ибо в душу вашу проникает, подобно чуме и проказе, их порок: «Худые сообщества, сказано, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Они вводят других в соблазн по поводу вас и заставляют думать, что и вы такой же. Поэтому, как говорит Господь, «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ). Божественный Златоуст считает: «Никто поэтому да не имеет негодного друга – ибо если мы, имея негодных сыновей, изгоняем их и не щадим естества... то гораздо более необходимо избегать тех товарищей и знакомых, которые дурны, ведь даже если мы не терпим от них никакого вреда, мы не сможем избежать дурной славы. Ибо внешние не знают наш образ жизни, но судят нас по тем, с кем мы общаемся» (Беседа 57 на Евангелие от Иоанна). Соблазнивший должен просить прощения у соблазненного, да еще и покаяться Итак, все христиане должны остерегаться ввести в злой соблазн брата, как вытекает из сказанного выше, а также из слов Павла: «Лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» ( Рим.14:13 ), и еще: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Чтобы все, как я уже сказал, видели своего Царя, и чтобы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом, получил нетление» ( Ириней Лионский , II век). Мы недавно читали, что они горько плакали, горько плакали о том, кто же откроет книгу? Сам Иоанн Богослов говорит о себе: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного» ( Откр.5:4 ). Здесь плач сменился на радость. Те, которые имеют гусли, играют на гуслях, «и золотые чаши, полные фимиама» Золотые чаши, полные фимиама, каждения, которые суть молитвы святых, подняты перед Богом, и все поют новую песнь, они все поют новую песнь. Это действительно ликование! «Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам – молитвы, исходящие от чистой совести. Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе: фимиам – это молитвы святых, и у псалмопевца: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” ( Пс.140:2 ). Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей» (Ориген, II век). Но триумф он, же означает и память, какою ценою приобретено спасение и создано новое священство не по плоти (иудеи), а по духу (христиане). «Гусли, натянутые на дерево, обозначали тело Христа, преданное страданию, – то есть плоть Христа. Золотые чаши – исповедание и поколение нового священства» ( Викторин Петавийский , нач. IV века). Какие же слова этой песни? – «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр.5:9–10 ). Мне кажется, к таким словам ничего нельзя прибавить.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«се, иду как тать» – несмотря на многие признаки, указанные в Писании, день Господень наступит для большинства людей неожиданно. «Придет же день Господень, как тать ночью, – говорит апостол Петр, – и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10; см. также 1 Фес. 5, 2). «чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» – см. комм. на 3, 18.  16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.  «он собрал» – вероятно, дракон-диавол. В Библии слово «Армагеддон» встречается только в Апокалипсисе, и больше нигде. Известна, однако, местность с похожим названием – долина «Мегиддо» (2 Пар. 35, 22; Зах. 12, 11). Исходя из этого, толкователи обычно производят «Армагеддон» от названия этой долины и толкуют слово или как «Хар-Магеддон», то есть «гора Мегиддон», или как Ир-Магеддон», то есть «город Мегиддон». 140 140 Раскопки древнего города Мегиддо на холме того же названия можно видеть в современном Израиле. С холма открывается широкая панорама Изреельской долины, на противоположной стороне которой, на расстоянии более 20 километров, видна гора Фавор, а также расположенный несколько ближе город Назарет. Долина Мегиддо, или Изреельская долина, занимает стратегическое положение в палестинском регионе, и на ней происходило очень много кровопролитных сражений. Поэтому мнение, что последняя самая страшная битва мировой истории может произойти именно там, представляется правдоподобным. Конечно, с полной уверенностью этого утверждать нельзя, и, может быть, словом «Армагеддон» названо у святого Иоанна не Изреельская долина, а совсем другое место. Ведь если Вавилон, всемирная столица последних времен, может не совпадать с Древним Вавилоном, являющимся для нее лишь прообразом, то и для места последней войны подобным прообразом может служить поле многих кровопролитных битв – Изреельская долина в Израиле. В Армагеддоне произойдет последняя битва на земле – битва сил тьмы против сил света и даже против Самого Бога. Может быть, именно к этому событию следует отнести слова псалмопевца: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. " Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их " . Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» (Пс. 2, 2–5). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Потому и говорит пророк «положи, Господи, хранение устам моим и дверь, не просто дверь, но прибавляет: в ограждение», чтобы она все обнимала и сохраняла в безопасности. Есть и иной род погибели чрез язык, когда говорят: почему это так, для чего это так сделано? Укоряя тех, которые предлагают та­кие безрассудные вопросы, Павел говорит: «ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим.9:20 )? Впрочем надобно охранять не только уста, но и мысль еще прежде уст. Потому и сказал некто: «кто приставит бич к помышлениям моим..., чтобы они не щадили проступков моих» ( Сир.23:2 )? Потому и Христос истребляет сами внутренние порочные помыслы, когда говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» ( Мф.5:28 ). Видишь ли, как Он не дозволяет произра­стать и даже получать начала ни похоти, ни гневу? «Всякий, гневающийся на брата своего..., говорит Он, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ) Не мало служит к безопасности и то, чтобы не говорить много, почему и сказано: «при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» ( Притч.10:19 ). «Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах вместе с людьми, совершающими беззаконие, и да не соединюсь с избранниками их» ( Пс.140:4 ). Другой (Симмах): «не отврати сердца моего в слова лукавые помышлять мысли беззаконные» ( μ παρατρψης… ννοειν εννοας παρανμους). Почему пророк изменил по­рядок речи, и сказал сначала об устах, а потом перешел к сердцу? Он сделал это не напрасно и не случайно. Как имеющие надзор за узниками, замышляющими бегство, постав­ляют первым делом держать крепко двери темницы, и об этом все заботятся, и когда это сделано, то остальное сделать легко, так точно поступает здесь и Псалмопевец и в своей молитве как бы так говорит: пусть будут заключены двери, и порочные помыслы скоро будут укрощены. Поэтому он как останавливает извне входящие помыслы в самом начале, так истребляет и злой корень их: «не уклони, говорит, сердце мое к словам лукавым», говорит не потому, будто Бог укло­няет, – да не будет, – но в таком смысле: не попусти укло­ниться, не попусти обратиться к порочным помыслам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Вопрос 43. Как должно относиться к тому, кто будит на молитву? Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди.    Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин? Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселихся» ( Псал. 76, 4 ). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Матф.5, 30 ).    Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде ( Римл.1, 18 )? Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» ( 2Кор. 2,17 ); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» ( 1Сол. 2, 5–6 ).    Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание? Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания – с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания.    Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо-со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» ( Притч. 27,6 ), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» ( Пс.140,5 ). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Многие из нас страдают унизительной привычкой браниться дурными словами, божиться. Заповедь же Господня нам гласит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). В другом месте Господь предупреждает нас и говорит, что за всякое праздное слово мы дадим ответ в день суда (см.: Мф.12:36 ). – Господи, прости нам наше празднословие, суесловие, сквернословие, многоглаголание. Помолимся вместе с пророком Давидом: Положи, Господи, хранение устам моим и огради двери уст моих ( Пс.140:3 ). Для нашего общего назидания послушаем, что пишет святой апостол Иаков в своем Соборном послании (чти гл. 3 со второго стиха). Какие еще грехи и мерзости мы допускаем в своей повседневной жизни? Мы часто ленимся, нечестно выполняем свои служебные обязанности, грубим друг другу. Мы часто раздражаемся, гневаемся, не терпя обид или неприятностей друг от друга. – Господи, прости нам! Господи, в добре и правде, честности и святости укрепи путь земной жизни нашей! А сколько бед и несчастий приносят человеку грехи плоти: блуд, прелюбодеяние и всякая плотская нечистота. Сколько разбитых супружеств, покинутых жен или мужей, осиротевших детей стало жертвой этого греха! А между тем нам даже в помыслах запрещено грешить этими грехами, ибо сказано: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Кто из нас чист от этого греха? Кайтесь! Кайтесь каждый чистосердечно и искренне! – Господи! Прости меня за грех пристрастия к телу, за служение плотским страстям и вожделениям. Господи, очисти мое сердце, просвети ум, укрепи волю в борьбе с похотью тела и растленностью воображения. Много еще и других грехов в нашей жизни! Их всех просто перечесть невозможно! Вот, например, человек стоит в храме и молчит и, по-видимому, никому зла не приносит и никакого греха не творит. А если заглянуть в его душу, то сколько там обнаружится тайных мыслей, скрытых дурных желаний, всяких вожделений и воздыханий! Чего только не позволяем мы себе в тайных мыслях: и осуждаем одних людей и завидуем другим, и себя превозносим и не стыдимся разных непристойностей и мерзостей! В нас живут как бы два разных человека. На виду, на людях – один человек, а внутри себя – совсем другой: тут мы слабые, завистливые, похотливые, мелочные, гордые, бессовестные, как будто уже совсем потерявшие образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Если неприлично для священника курение табака на соблазн немощной братии, то сколь тяжкий грех будет лежать на совести того, кто допускает таковую слабость до литургии в тот день, когда он готовится к священнодействию! Желание извинять таковой грех чем бы то ни было будет только новым грехом непщевания (оправдания) вины о гресе ( Пс.140:4 ), усиливающим тяжесть первого греха. Если грешно нарушение поста для мирянина, то грешнее для духовного лица, еще грешнее для священника; а еще тяжелей грех , когда этим производится соблазн среди пасомых, когда через это развращаются дети самих соблазнителей. Грех этот еще усугубляется, когда он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или «Не взыщет Бог!». Опасное самооправдание! Если признается грехом естественное утоление жажды, если бы кто допустил таковое пред причащением Святых Христовых Таин, то тем более грешно удовлетворение прихоти. Итак, не обманывай себя, немощный брат, и не оправдывайся, но лучше сокрушенно покайся о немощи твоей и моли Господа, да помилует тебя и избавит от греховной привычки, дабы не испытать гнева Божия, может быть, в сей еще жизни и непременно в будущей, если покаянием и исправлением не очистишь своего греха. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами! О пастырских обязанностях. Воззвание возлюбленным о Господе нашим соработникам на ниве Господней – пастырям томской паствы и всем служителям Церкви Вы – свет мира. Вы – соль земли. ( Мф.5:14,13 ). Се тьма покрывает землю русскую: тьма нечестия и развращения, тьма отпадения от Бога, от Церкви, тьма поклонения мамоне вместо Бога, тьма пороков, пьянства и разврата. Кто осветит эту тьму, тьму безбожия, нечестия и развращения? Русский народ, как некогда Израиль, по пророческим вещаниям, подобен стал гниющему телу, от подошвы ног до темени главы покрытому струпами и ранами ( Ис.1:6 ). Кто омоет гной его, кто наложит пластырь на него? Земля русская тлеет и готова к разложению – кто осолит ее, чтобы очистить от червей, грызущих ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Послание 81(140). К Пантолеону, логофету Добродетель других известна нам по слуху, а твоя, достопочтеннейший господин мой, – сначала по лицезрению, а ныне по слуху, достигшему даже того отдаленного места, в котором мы находимся. Что же говорят? То, что твои движимые Духом уста смело изрекли премудрость Божию, слова истины, на пользу и спасение собственной души и всей нашей Церкви. Блажен ты, и благословенно имя твое, и восхвалят тебя все слышавшие о тебе благочестивые, и благодатный венец на достопочтенной твоей голове, и золотое ожерелье на священной твоей шее, сын послушания, чадо света, питомец благочестия. Так говорит Господь: «открой уста твои и Я наполню их» ( Пс.80:11 ), за то, что ты послушался голоса Моего. Ибо заповедь Господа – не молчать в то время, когда в опасности вера. Говори, сказал Он, и не молчи. «И если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» ( Евр.10:38 ). И еще: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:40 ). Итак, когда дело касается веры, то не следует говорить: «Кто я такой? Священник? Нет. Начальник? Нет. Воин? Какой я воин? Землевладелец? Тоже нет. Я – бедняк, зарабатывающий только дневную пищу. Меня не касается забота об этом предмете». Увы, камни вопиют, а ты остаешься безмолвным и беззаботным? Бесчувственная природа слушается Бога, а ты не слушаешься? Существа неодушевленные и не подлежащие отчету на Суде, как будто страшась повеления, издают голос, а ты, который должен явиться к ответу пред Богом на Страшном Суде и дать отчет даже в праздном слове, хотя бы ты и был нищим, безрассудно говоришь: «Какая мне об этом забота?» «Это, братия, – говорит апостол Павел, – приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» ( 1Кор.4:6 ). Таким образом, и самый последний бедняк не будет иметь никакого оправдания в день Суда, если не станет ныне говорить, как тот, кого ожидает суд и за это одно, а тем более – всякий из отмеченных высоким саном, вплоть до самого облеченного диадемой, которому предстоит суд неумолимый. Ибо «сильные сильно будут истязаны», – говорит Писание. И еще: «строг суд над начальствующими» ( Прем.6:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Беседа 2 (по общему счету 342) О жертве вечерней – Изъяснение Евангелия от Иоанна (пролог) 1. В настоящий раз, братие, должна быть речь о жертве вечерней. Молились мы, воспевая, и молясь, воспевали: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). В молитве познаем мы здесь человека, в воздеянии рук – крест. Это есть знак, который изображаем мы на челе, знак, коим спасаемся. Знак осмеянный, чтобы сделаться достойным почтения, презренный, чтобы стать славным. Бог является, чтобы, подобно человеку, молиться об избавлении от опасности. Бог приходит, чтобы, подобно человеку, умереть. И если бы познали Его люди, никогда «не распяли бы Господа славы» ( 1Кор.2:8 ). Это жертвоприношение, где священнодействующий есть в то же время и жертва, избавляет нас пролитою кровию Создателя. Создал нас, когда был безкровным, а искупил нас кровию. Создал нас Тот, о Ком говорится в словах: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Им мы созданы. «Все, – говорится далее, – чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Вот Кем созданы мы. Теперь послушай, кем мы избавлены. «В Нем, – говорит евангелист, – была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:1–5 ). Все это относится еще к Божеству, к тому, что пребывает неизменным, к тому, для созерцания чего должно иметь сердце предочищенное. «Свет, – говорит, – во тьме светит, и тьма не объяла его». Но пусть мрак обымет Его, чтобы не было мрака. Мрак – это грешники, неверующие. Итак, чтобы не было мрака, Слово стало плотью и обитало с нами. Видите Слово, видите Слово – плоть, видите Слово прежде плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть». Где тут кровь? Вот Он виновник бытия твоего, но еще не цена твоя. Когда же стал Он Спасителем твоим? Когда Слово стало плотью и обитало с нами? 2. Но усильте ваше внимание. «Свет, – говорит, – во тьме светит, и тьма не объяла его». Так как тьма не могла объять света, потребовалось для людей свидетельство от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010