Разделы портала «Азбука веры» епископ Афанасий (Евтич) Святая Земля: История и эсхатология " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  4.0 из  5) Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии ( Зах.2:12 ) и в книге Премудрости Соломона (12:3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других (“земля, драгоценнейшая всех у Тебя”) ( Прем.12:7 ). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории — Ханаан ( Суд.4:2 ), земля Ханаанская или земля Хананеев ( Быт.11:31 ; Исх.3:17 ). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется пределы Израильские ( 1 Цар.11:3 ) и земля Господня ( Ос. 9, 3 ) или просто земля (Иер.). Следовательно, по-преимуществу — Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец — земля (Пс.103:14: “Хамоци лехем мин ха-арец” — “произвести хлеб от земли”) 1 . В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской ( Мф.2:20 ; Ин.3:22 ), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам “получил в наследие” от Бога (“имел получить в наследие”) и “верою обитал он на земле обетованной, как на чужой” ( Евр.11:8-9 ). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее. Итак, Палестина есть земля библейская — земля священной истории и священной географии трех великих мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Рассмотрим ее сначала с точки зрения географии. В наши дни библеисты называют большую географическую территорию Ближнего Востока, включающую Палестину, Сирию и Месопотамию, подходящим для нее термином — “плодородный полумесяц”. Это георафическое пространство вытягивается в виде некого лука или дуги над Сиро-аравийской пустыней и соединяет Персидский залив со Средиземным и Красным морями. С верхней стороны этой географической дуги расположены горные массивы Ирана, Армении и малоазийского Тавроса, а с нижней стороны — Сирийская и Аравийская пустыни. По территории этой дуги протекают четыре большие реки: Тигр, Евфрат, Оронт и Иордан, а на самой ее границе — река Нил. Восточную оконечность “плодородного полумесяца” составляет Месопотамия, а западная оконечность включает в себя долину между Иудейской пустыней и Средиземным морем и спускается до долины Нила. Палестина является юго-западной оконечностью этой большой географической территории, связующей Азию и Африку, а через Средиземноморье еще и Европу.

http://azbyka.ru/apokalipsis/episkop-afa...

Св. Иоанну, как Божию посланнику и предтече Спасителя, предстояло прежде всего очистить души людей от плевел лжеучения, а затем и возвестить необходимость решительной перемены всего существа грешника – его мыслей, желаний, поступков. И великий пророк всей силой вдохновенного слова звал народ оставить навсегда губящие его предрассудки, принести глубокое искреннее раскаяние в совершённых грехах, удалиться от всякого зла и направить свою волю, свои расположения только к тому, что есть добро, чисто, свято сотворить «достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 8 ). «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Другим вопрошавшим он отвечал: «Ничего не требуйте более определенного вам... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк. 3, 10–14 ). Такое покаяние и плоды его вселяли в каждую сокрушающуюся душу надежду на близ стоящее совершенное прощение грехов ( Мк.1, 4 ). Эта надежда наполняла сердца окружающих св. Иоанна великим духовным утешением и отрадой, ибо, по слову Константинопольского Святителя, «прежде креста Христова нигде не видно отпущение грехов: оно везде приписывается крови Его» 152 . – Св. Предтеча явился первым вестником милосердия Божия о наступившем времени прощения грехов через достойное покаяние. Призывая к крещению покаяния, св. Иоанн требовал от приходящих к нему исповедовать свои грехи. «И крестились от него в реке Иордане, – повествует св. ев. Марк, – исповедуя грехи свои» ( Мк.1, 5 ). Эта исповедь складывалась из сердечного сокрушения и устного перечисления содеянных проступков перед избранным Божиим служителем. В законе Ветхого Завета есть прямая заповедь об исповеди – «И сказал Господь Моисею, говоря, – читаем в книге Числ, – скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех... то пусть исповедуется во грехе своем» ( Числ.5, 5–7 ). В том же Ветхом Завете имеется немало указаний грешнику не коснеть в тайне в своих грехах ради ложного стыда, а исповедовать их ( Сир. 4, 30 ), показывается гибельность коснения во зле и раскрывается спасительность откровенного раскаяния. " Я, – восклицает псалмопевец Давид, – открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус – «истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Так будем чествовать Господни праздники не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы (Рим.13:31). Не разоряй дела Божии ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, им же бог чрево и слава (Фил.3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, и монахини, будем чествовать Господни праздники, как научены, по христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как Еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами, как в обычае у Еллинов и Иудеев. Сень законная прешла, процвела же истина, как слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог, веселится тварь, властвует крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай, низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать животворящим крестом. И не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Пс.90:5.6). Если его, брат, всегда будешь брать себе в помощь; то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему (10). Ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 31-я по Пятидесятнице Лк., 76 зач., 14, 16–24 Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. За две недели до Рождества Христова в Церкви читается Евангелие о званных на пир.  «Один человек сделал большой ужин и звал многих». В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Он говорит о том, что будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1–2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь «уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша моя упоявающая яко державна» (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное – обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

http://pravoslavie.ru/3880.html

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Псалом 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу с надеждою на полное поражение в будущею всех врагов его После благополучного окончания войны и одержанная победы евреи собирались для благодарственного моления пред Господом и прославляли Его хвалебными песнями ( Исх.14:31 и 15:1 и сл.; 2 Ц. 22:1 и сл.; 2Пар. 20:26–29 и др.). Одною из таких песней после победоносного окончания Давидом амионитско-сирийской войны и был вероятно Пс.20 . Подобно 19, он состоит из двух частей: в 1-й (ст. 2–8) народ, обращаясь в Господу, благодарит Его за то, что Он обрадовал царя исполнением его желаний и молитв, увенчав его венцом победителя, и не только сохранил его жизнь от опасностей война, но и даровал ему долгоденствие во век, возвеличив его за его крепкое упование обетованиями вечного царства. Во 2-й ч. (9–13) народ, обращаясь в самому царю-победителю, высказывает ему полное уверенности желание с Божиею помощью победить и истребить и всех остальных врагов его, «вторые замышляют что-либо недоброе против него. Псалом заканчивается молитвою к Господу, чтобы Он опять проявил силу Свою, и обещанием всегда прославлять Его могущество. а. аломъ Двд, 1. Начальнику хора. Псалом Давида. 1 . Ср. Пс.19 ст, 1. в. Гди, силою твоею возвеселитс царь, и твоемъ возрадетс 2. Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется 2 . Благодарное исповедание народа пред Господом, что царь их, т. е. Давид, весьма обрадован одержанною над врагами победою, которую он не приписывает себе, а торжествует как явление всемогущей силы н спасительной помощи Божией. – Ср. Пс.19:6 . Сл.-греч.-лат. буд. вр. возвеселитс, возрадетс – пер. евр. 2-го аориста, который употреблён здесь описательно для изображения настоящего состояния царя после совершившегося исполнения его желаний. Ср. Пс.17:38, 39, 43, 44 . Впрочем употребление буд. вр. может быть объясняемо здесь пророчествениым отношением псалма к будущим мессианским событиям (см. введ. к Пс.19 и 20). Уже Таргум признавал мессианский смысл Пс.и как в этом, так и в 8 ст. слово «царь» читал с пояснительною прибавкой: «Царь Мессия». Оо. и уч. Ц. (в Cat. Pafcr. Corderii, бл. Август., толк. под им. Иерон.) видят в этом ст. предвозвещение торжества победы Христа Спасителя над смертью и адом и совершения Им нашего спасения, что было и для Него Самого, и для всех людей радостнейшим событием, после которого в 1-м Своём явление мироносицам Он и приветствовал их словом: радуйтеся ( Мф.28:9 ; ср. Ин.16:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010