И в радостном свете Воскресения Христова, в свете той радости, которая «прииде Крестом – всему миру», и мы исповедуем нашу веру в священную тайну необходимости Креста: «Распятие бо претерпев», Христос «смертию смерть разруши», потому что мы – «дети», потому что мы «причастны плоти и крови», имеем плоть и кровь, то и Сын Божий Единородный «также воспринял оныя» ( Евр.2:14 ), сделался настоящим человеком, подобным нам, с Плотью и Кровью, воспринятыми Им от единокровной нам Девы Богородицы; «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воплотился и вочеловечился, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ), дабы своим вхождением в темную область нашей богооставленности превратить мрачную ночь нашей смерти в светлый «невечерний» день Своего Воскресения – «и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:15 ). И мы «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус», Который должен был, «по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр.2:9 ). Да, поистине, надлежало, чтобы Бог Отец – Своего Единородного Сына, «приводящаго многих сынов в славу, Вождя спасения их», чтобы Бог Отец – Господа Иисуса Христа «совершил через страдания» ( Евр.2:10 ). На Кресте умирает Сын Божий Единородный, Тот, Который имел вечную славу у Своего Отца уже «прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ), извечно является «сиянием славы и образом ипостаси» Отчей ( Евр.1:3 ), Он умирает с нами нашей человеческой смертью, как наш брат, чтобы обезвредить для нас нашу смерть, – «дабы Он был Первородным между многими братиями» ( Рим.8:29 ) – участниками по благодати в славе Его. Крест – великое знамение Его последней близости к нам. Крестом «даже до распятия и смерти Сам Себя излиявший» Христос нисходит «в преисподния места земли» ( Еф.4:9 ). А после Креста и Воскресения Он же и восходит «превышие всех небес, – дабы наполнить собою все» ( Еф.4:10 ). Поистине, мы видим, что приобрели новый смысл древние псаломские слова: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты… Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день» ( Пс.138:7-12 )… Ибо теперь «вся исполнишися света: небо, и земля, и преисподняя»…

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Объяснение. О Корнилии сотнике говорится, что он и до обращения «боялся Бога со всем домом своим... творил много милостыни... всегда молился Богу» (ст.2); что он, как поступающий по правде, был приятен Богу (ст.35), и однако, чтобы спастись, Корнилию нужно было слышать проповедь апостола Петра (ст.6). Отсюда вразумление для тех, которые, самоуверенно полагаясь на (мнимое) своё благочестие, не радеют о причислении своём к избранному стаду – Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , и вне которой нет спасения: Мф.18:17 ; Ин.15:5–6 ; Еф.4:5–6 . и) В Церкви Христовой могут быть и грешники Еф.5:25–27 . «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Объяснение. Здесь разумеется святость Церкви торжествующей небесной, а не земной, ещё воинствующей. Что истинная Церковь Христова может состоять не из одних святых и непорочных людей, это видно из многих мест Писания: 1Ин.1:8 ; Иак.3:2 ; Рим.7:14–23 , а потому упрекать Церковь за пребывание в ней грешников не следует: Рим.11:17–18:14:4 ; Мф.13:30 . Откр.2 –З главы. Объяснение. Из 2–3 глав Откровения видно, что Господь повелевает тайновидцу, чтобы он написал повеление Его предстоятелям семи малоазиатских церквей. При этом Ефесская церковь упрекается в том, что оставила прежнюю любовь: 2:4; Пергамская в том, что есть там Николаиты: ст.15 и т.д. Подобные погрешности и несовершенства не препятствуют им однако называться и быть церквами, звёзды которых пребывают в деснице Христовой, т.е. предстоятели их находятся под водительством Христа: 2:1. Из этого усматривается, что вообще в Церкви есть согрешающие и заблуждающиеся, и что это не препятствует ей оставаться истинно Христовой Церковью. и) Собрания сектантов не могут называться Церковью Христовой Пс.138:7–8:12 . «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты... Но и тьма не затмит Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в Библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без этого воздуха, ибо “одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом”, человек был поставлен над миром. Творя человеческую природу, Бог действует особенным образом; то, что в богословии называется предвечным Советом Троицы, – как бы сосредотачиваясь, прежде чем эту человеческую природу сотворить: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт. 1:26-28 ). Человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что Сам Бог “вдохнул в лице его дыхание жизни”. И вот это живое существо, наделенное образом Божиим, стало называться человеком. Итак, человек состоит из двух основных элементов: материального тела и духовной бессмертной души. В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом “басар”, в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело (греческий текст) (лат. Corpus) и плоть (греческий текст), то есть примерно то, что теперь в гистологии называется “тканью” и представляет собой нижестоящее понятие – структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из (греческий текст) ткани. В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу (о “плотском человеке” апостола Павла скажем ниже). Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: “Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня… кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня” ( Иов. 10:9,11 ). Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен” ( Пс. 138:13,14 ). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: “Слово стало плотию” ( Ин. 1:14 ). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин “плоть” вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: “Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” ( Еф. 5:29-30 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/medicina-v-bib...

«Поэтому-то между нами и Богом стоит эта телесная мгла, как в древности облако между египтянами и евреями. Очевидно, что это означает тот мрак, который Он «сделал покровом Своим» ( Пс.17:12 ), то есть нашу телесность, через которую видят немногие и немного» 137 . Слова «двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их» нуждаются в разъяснении. Существует древняя еврейская притча, толкующая данный текст: «Притча, чему это подобно: отец шёл по дороге и вёл своего сына впереди себя. Когда пришли разбойники, чтобы захватить его, шедшего впереди, он взял и поместил его позади себя; когда сзади пришёл волк, он взял его и поместил впереди себя; когда разбойники пришли спереди, а волк сзади, он взял его к себе на руки; когда сын начал страдать от солнца, отец покрыл его одеждою своею; когда он взалкал, отец накормил его, а когда возжаждал, напоил его» 138 . И далее мы читаем: Исх.14:21 . «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды». «Моисей все совершал с молитвой и как слуга, а Христос – с сознанием власти. Там (то есть во дни Моисея, – О. С.) вода расступилась от напора ветра, так, что можно было перейти по суше; здесь же (во дни Христа, – О. С.) было большое чудо: море оставалось в своем естественном состоянии и таким образом носило Владыку на своем хребте (когда Господь Иисус Христос ходил по водам, – О. С.), подтверждая изречение: «Он ходит по высотам моря ( Иов.9:8 )»» 139 . Исх.14:22 . «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». «Как считает божественный Павел, и сам народ, прошедший Чермное море, благовестил спасение из воды. Перешел народ, а царь Египетский с войском утонул, и чрез эти действия пророчествовалась тайна. И ныне, когда народ погрузился в воду пакибытия (то есть в воду Крещения, – О. С.), спасаясь из Египта – тяжкого греха, сам народ освобождается и спасается, дьявол же со своими приспешниками (я имею ввиду злых духов зла) захлебывается в печали и гибнет, считая спасение людей своим несчастьем» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сколь прекрасны и разнообразны по форме, цвету и запаху бесчисленные цветы и вообще растения в природе и в разных климатах земных! Не насладиться досыта видом и запахом их. Если растения так прекрасны, то как благоухают в раю святые, праведники Божий всяких званий, степеней и достоинств! Если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь. Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры (Мф. 6, 30). Старайся, человек, достигать внутренней красоты веры, добродетель и не обленись. Как благоухают - лучше всяких цветов - мощи святых! Дивен Бог во святых Своих, да и во мне Он дивен, во мне, грешнике кающемся и принимающем от Господа непрестанно милость и суд. Преображение Христа на Фаворе показывает, что если здешний свет солнечный так прекрасен и животворен, то сколько прекраснее и животворнее будущий вечный и невечерний свет. Настоящий стихийный мир есть слабая тень будущих нетленных, вечных, сладостнейших благ. Суди по нынешним вещам о будущих нетленных благах. Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138, 14). Приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Что ты говоришь, Господи, - приидите, наследуйте... Твои глаголы совершенно верны и истинны. Нам уготовано безмерною благостью Божией царство вечное, нетленное, где нет нужды, болезней, печали и воздыхания, тления и смерти, но вечное наслаждение, вечная радость и правда. И мы, маловерные и суетные, не ревнуем, нерадим об этом царстве, в котором праведники будут царствовать вечно с Богом и в Боге. О, как мы слепы, пристрастны к видимому и временному! Как мы жалки и глупы, несмысленны! Отрекаемся от вечного блаженства, сожития с Богом и святыми и прилепляемся к праху, к сновидению, к тьме и смраду духовному. Кто достоин Небесного Царства из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к ближним, подобно Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу; кто старается уподобиться святым - в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, любви нелицемерной (а мы все склонны к лицеприятию). На небе место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царствие Божие не пища и питие, а праведность и мир и радость в Святом Духе (Рим. 14,17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1505.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506.  …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507.  …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508.  Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509.  …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511.  И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512.  Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.) 1513. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 254. Опубликованы в книге: Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. 1514.  N. Ikonnikov. Les Mouraviev. Paris, 1959. С. 533. 1515. ОПИ ГИМ. Ф. 254. 1516. Отдел рукописей Вологодского краеведческого музея. Ф. 11. Д. 6. 1517. Том 3 настоящего издания. С. 577. 1518. Например, брат А. Н. Муравьева, Александр Николаевич, писал о нем: «Он слишком рассеян и немало о себе мечтает. Что делать, — кто не был рабом гордости?» (Р. А. 1893. Кн. 2. С. 144). 1519.  Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 374. 1520. Там же. С. 398. 1521. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 г. 1522. Кульм (совр. Хлумец) — селение в Чехии, вблизи которого 17–18 (29–30) августа 1813 г. союзные войска, возглавляемые маршалом М. Б. Барклаем де-Толли, разгромили корпус наполеоновской армии под командованием маршала Д. Вандама. Победа под Кульмом явилась поворотным моментом всей кампании 1813 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

22). В Библии прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней...» (Ис 44. 2). «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138. 13-14). Слово Господа к Иеремии : «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя...» (Иер 1. 5). В пророчестве Исаии : «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (49. 1); «И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе...» (49. 5). Ангел возвещает об Иоанне Крестителе : «...и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15). Ап. Павел говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал 1. 15). Исааку наречено имя прежде его зачатия (Быт 17. 19), Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк 1. 13). Церковь всегда осуждала А. как убийство. «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Таин до кончины и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния по степеням установленным» (Анкир. 21). «Жен, дающих врачевства, произодящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (VI Всел. 91). «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния» (Васил.

http://pravenc.ru/text/62472.html

4. О спасающей благодати Божией «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ). Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободною волею, почему и в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15:14–17 ), ( Втор. 30:19 ). Для спасения человека-грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужна Его спасающая благодать. Что же такое благодать Божия? «Благодатию» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа ( Пс. 64, 103 и 138): Бог «Сам дает всему жизнь, дыхание и все..., ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:24–28 ). По отношению к человеку-грешнику. кроме благодати промыслительной, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, то есть пробуждающая ум, сердце и волю человека от греховного сна и ведущая его к покаянию. «Никто, говорит Христос, не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» ( Ин. 6:65 ), ( Апок. 3:20 ). «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие (греховные) дела, и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим. 2:3–4 ). Я, говорит ап. Павел, жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее... Когда же Бог , избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотию и кровию и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» ( Гал. 1:13–17 ), ( 1Пет. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

7) Иисус утверждал, что Он вездесущ. Только Бог обладает этим атрибутом (см. Пс.138:7–12 ). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) Перед тем, как Он вознесся на небо, Он дал им обещание: «Се, Я с вами до скончания века» ( Мф.28:20 ). 8) Иисус утверждал, что Он достоин самой большой преданности со стороны человека. От последователей Он требовал полной, бескомпромиссной преданности Ему и Его делу. Он всегда старался предупреждать людей о Своих весьма строгих требованиях ученичества. Однажды, когда толпа стала слишком большой, Он обратился к ней со словами: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Когда один попросил возможности пойти и похоронить своего отца перед тем, как последовать за Ним, Христос ответил ему: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать Своих мертвецов» ( Мф.8:22 ). Иисус часто сравнивал следование за Ним с необходимостью взять и нести свой крест ( Мк.8:34 ). Мы не в состоянии полностью оценить эту Метафору, потому что в наши дни людей не казнят распятием. В дни Иисуса римляне использовали распятие как быстрое средство наказания таких повстанцев, как Спартак и Иуда Галилейский. Осужденного уголовника заставляли нести свой крест к месту распятия. Использовав эту метафору, Иисус в сущности сказал: «Преданность Мне должна быть столь сильной, что при желании быть Моим учеником ты должен быть готов принять риск распятия на римском кресте». Никакой монарх, никакой тоталитарный диктатор никогда не требовал большей преданности Себе от последователей, как Христос. 9) Иисус утверждал, что Он является победителем над большим врагом, сатаной. Когда семьдесят учеников вернулись с временной миссии, порученной им, с большой радостью о своей силе над бесами, Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ). Он предсказал, что «врата ада» не одолеют Его Церковь ( Мф.16:18 ). Он предсказал, что когда Он будет распят, «князь мира сего» будет изгнан ( Ин.12:31 ), и что когда придет Дух Святой, сатана будет осужден ( Ин.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

XII.1. Отношение Церкви к развитию биомедицинских технологий XII.1. Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики – вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:14 ), к достижению совершенства Небесного Отца ( Мф.5:48 ) и к обожению, то есть причастию Божеского естества ( 2Пет.1:4 ). XII.2. Аборты как узаконенное убийство XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех . Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» ( Пс.138:13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» ( Иов.10:8–12, 18 ). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5–6 ), – сказал Господь пророку Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010