XIV, p. 324; Corblet, Hist. de baptéme, II, 530. Garrucci, tav. I, 2. Martigny, Dict., p. 648. Roller, I, pl. XVIII, 1. Kraus, R. S., Fig. 18, S. 139 (2 Aufl.). Real-Encycl., II, 8. Strzygowski, Iconogr. d. Taufe, S. 3–4. Taf. I, 1. Lefort, p. 16. Pohl, Altchr. Fresco – u. Mosaik – Malerei 7. Grilwitzer, Die bildl. Darstell. in d. röm Katac., S. 33. 1177 Мнения Гарруччи (символический образ освобождения оправданного человека от треволнений мира. Пс. 17:17; 68 . Vol. I, teorica 203) и Мартиньи (спасение ап. Петра от потопления. Dict., р. 648) относятся к числу догадок случайных. 1180 Ср. фрагмент стекл. сосуда, найденный в Риме в 1876 г. De Rossi, Bullet., 1876, tab. 1. Martigny, p. 82. Ниже мы увидим неоднократное повторение этого явления в памятниках византийских. 1181 Strzygowski, S. 4. Последнее замечание не подтверждается фактами: на саркофагах арльском, мадридском и мабильоновом (см. ниже) голубь изображен также не прямо, а в стороне; между тем изображения этих саркофагов не имеют связи с голубем Ноя. 1184 Perret, Les catac., I, pl. LXXX. De Rossi, Bullet., 1872, p. 64–65. Garrucci, XXXIX, 1 (рис. неточный). Roller, pl. XVIII. Martigny, p. 582. Kraus, R. E., II, 10; Fig. 7. Strzygowski, I, 4. 1185 Bullet., 1872, p. 64. Martigny, p. 582. En. Христофор, 111. Kraus, R E., II, 9 и 833. Lefort, p. 22–23. 1195 Aringhi, R. S. II, p. 395. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 3. Garrucci, CCCXVI, 1. Roller, II, pl. LXVII, 3. Strzygowski, I, 9. Ficker, S. 138–139, 183. 1200 Aringhi, I, 277. F. Piper, über den altchristl. Bilderkreis (рис. 8-й на таблице). Garrucci, CCCXXII, 2. Jameson, I, p. 12. Kraus, R. S., S. 366, Fig. 64. R. E., II, 266. Strzygowski, I, 12. Martigny, p. 27 и др. 1201 Ciampini, I, tab. LXX: cf. Smith and Cheetham, A dictionary of Christ. antiquities, I, p. 890. Garrucci, CCXXVII, 1. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 4. Piper, Bilderkreis, Fig 9. Bayet, L’art byzant., p. 35, fig 7. Ф.И. Буслаев , Общ. понят. о русск. икон. табл., VIII, 1 (сборн. 1866 г.). Strzygowski, I, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Однако, можно привести свидетельство из нынешних болезней (одной ли, двух ли) о «нетерпимом гневе Божиим на грешников» (2 Пар. 36, 24) . И мы содержимы здесь многим страхом и трепетом, чтобы не впасть в невыносимые муки там. Поэтому нынешнее гонение, пусть и для некоторых, оказывается веществом добродетели. «В Нем они воссияли, как светила в мир, содержа слово жизни, к похвале моей (если можно так сказать) в день Христов» (Филип. 2, 15-16). Какое же добро они не сотворили? К какому улучшению не пришли? Ведь они и себя спасли и спасут, получив опыт в искушениях и, подобно золоту, будучи испытаны огнем, и восприняв других, явившись спасителями многих — из того же чина и иного. Да будет с ними моя часть и сопричислюсь к ним, если есть что во мне угодное. А для других, хотя и самых малых числом — вещество злобы благодаря дерзновенной жизни и попранию послушания соделавших свои срамоты. О них своевременно говорит Священное Писание: «Помрачился образ лица их, как смола» (Плач Иерем., 4, 8). К ним же и возопию: «Сыны беззакония, оставили Господа»» (Ис. 1, 4). Вы изменили законы монашеской жизни. Правых путей вы не имеете, но как хромые носитесь, отклоняясь туда и сюда. Вы уходите из собраний ваших и предаетесь любви к женам, одни — оставаясь одинокими, другие — покупая рабов. Иные же предаются торговой жизни и Col 1839 склонности к сребролюбию . Не устрашает вас ни пророческое проклятие, ни апостольское прещение, ни увещевание моего смирения.Ведь, как я узнал, один из них, полюбив девушку, направил свои стопы к самому похищению и отвержению Бога. Что скажешь, о несчастный и окаянный? Не ты ли многократно воспевал: «Куда пойду от Духа Твоего и куда бегу?» (Пс. 138...). Ведь ты впал в любовную страсть по наущению змия, соблазнившего Еву и совместно с ней изгнавшего Адама из рая. Или ты думаешь отречься от Христа, Которому сочетался через обещание девства и сочетаться греху, через который смерть вошла в мир? Или ты не слышал Писания, так вопиющего о тех, кто творит таковое: «Червь их не скончается и огонь их не угаснет? (Ис.

http://pravoslavie.ru/57666.html

В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому. Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда. Рейтинг: 7 Голосов: 1776 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138: 14). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 4 мая 2021, 15:58 Традиция коптов делать татуировки в виде Креста вызывает огромное уважение. С детства людей готовят к исповедничеству. В исламской среде заявлять о себе постоянно и открыто " я христианин " - это дорого стоит. В сравнении с этим простым и недвусмысленным знаком те замысловатые татушки, которые люди наносят на тело, чтобы украсить себя, заявить о своём " я " (в смысле эго), смешны и нелепы. Александр 1 июля 2020, 15:35 Нонконформизм нисколько не противоречит закону любви Христовой, так как Сам Христос не был конформистом. Закон Христов находится вне поля внешнего вида или внешних установлений. Татуировку нужно рассматривать в контексте ее нанесения. Если это способ отправления языческих культовых предписаний, тогда это безусловно для христианина неприемлемо, но если это просто способ самовыражения ничего общего не имеющий с идолопоклонством, почему бы и нет? Александр 16 августа 2019, 13:28 Тату -не грех. Грех это отречение от Бога со словами не твоя но моя воля да будет. Вот язычество - грех. Но сегодня далеко не всегда тату это язычество. И да, язычество понятие гораздо более широкое чем тату. Их нельзя уравнивать

http://pravoslavie.ru/59617.html

Несомненно, что понятие красоты в слове «доброта» – основное: сокоренные ему слова имеют тот же, преимущественно эстетический, – а не этический, – уклон своего значения. Так « добр – καλς, bonus, δς, suavis, amoenus.., добро – καλς; добре – καλς, как напр. в Пс.32:3 : «добре (a по Синод. пер. – «стройно») поите» (И. Гильтебрандт, – id., стр. 115). Поэтому, как указывает Невоструев, слово « добротворение =первозданная красота (в нед. всех св. кан. 4 п. 3 up. 2)», « добротворец, добротворительный – καλλοποις, делающий прекрасное, сообщающий красоту (Ию. 8 п. 1, 1. С. 26 Бог . кан. 1 п. 1)» ( Г. Дьяченко , – id., стр. 148). Точно так же, слово «доброписец» означает каллиграфа (Срезневский, – id., Т. I, столб. 678, со ссылкой на Геор. Ам. 283 ); «добропобыдьныи», «добродныи», «доброзрачьныи», «доброличьныи», «добропесньныи», и т. д. и т. д. (id. стлб. 474–684) имеют опять то же значение красоты , но не этического совершенства, не благостности. «Доброта» соответствует греческому «τ καλν»; но ни то, ни другое слово не следует, однако, понимать как обозначение чувственно-приятного: грекам чуждо было это современное понятие о материальной, гедонической красоте, и, как подметил Грот, древний термин «τ καλν» заключает в себе, кроме обычного современного значения «прекрасное», также и смысл уточенного, уважаемого, высокого (А. Бэн, – Психология. Пер. с англ. В. Н. Ивановск ого . М. 1906, Т. 2). 138 Игнатий Богоносец , – Послание к Магнезийцам, 71 (Funk. Apost. Väter, 2-te Aufl., Tübingen, 1906, S. 88 14–16). – Выдержка в тексте сделана по памяти. Справившись теперь с текстом, я вижу, что сделанный перевод, хотя и наиболее вероятен, но не обязателен. Место, обсуждаемое нами, гласит: «Одна молитва , один ум, одна надежда в любви, в непостигаемой радости, – т. е. Иисус Христос, ο μεινον, οθν στν». Слово μεινον может получать специальные значения καλλτερος, φελιμτερος, δυναττερος, πιτηδειτερος и даже заменять недостающую сравнительную степень от γαθ, (см. Ανθιμος Γαζης. Λεξικν λληνικν, στ. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В сем отношении слово Спасителя о том, что есть верующие, «которые, когда услышат слово» спасения, т. е. благовестие Царствия Божия, «с радостью принимают», – но так как «не имеют корня» в себе, то «временем веруют, а во время искушения отпадают» ( Лк.8:13 ), – «бывшей печали и гонению словесе ради, абие соблажняются» ( Мк.4:16–17 ; Мф.13.20–21 ), – выражает собой жизненную ту истину, что существо «правды» в человеке, по отношению его личного самосознания и личной воли его к Вере Божией, состоит не в том или другом «при временном» веровании, а в «корени», т. е. состоит как бы в «произрастании» Веры Божией в самом существе человеческого духа, и потому «искушение» поставляет человека открытым и явленным в его истинной и подлинной духовно-нравственной ценности как пред ним самим, для его личного самосознания, так и пред всеми другими на круге бытия. Отсюда, само собою разумеется, ясно уже следует, что выражение Св. Писания: «Искушает вас Господь – Бог, чтобы узнать, любите ли вы Господа» ( Втор.13:2–3 ), и подобные сим выражения должны быть рассматриваемы в своем смысле не относительно Божественного «ведения» о людях, абсолютно и всецело обнимающего в одном Божественном моменте все настоящее, прошедшее и будущее сынов человеческих ( Ис.46:10 ; Иер.1:5 ; Пс.138:16 ), а относительно ведения самих человеков о себе и в рассуждении истины и правды вселенского и вечного суда о человеках. С этой именно стороны, именно – со стороны «суда» и должно быть рассматриваемо значение «искушений» или «напастей»: в сем случае для всякого «искушения» и для всякой той или другой «напасти» можно принять, в качестве общего положения, следующую мысль: во всяком «искушении» от Господа человеку неизбежно прилежит судиться в себе самом пред идеей того, что свято о Господе и что должно быть и, действительно, есть доброе, а вместе судиться пред мыслью о том, что вероломно есть о Господе и чего не должно быть, как судимого – злого; верховный императив личной воли человека на сем суде всегда бывает запечатлен моментом личного абсолютизма воли данного каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вот настоящее гонение для одних послужило поводом к добродетели. Во время него они просияли якоже светила в мире, словно животно придержаще, в похвалу мне, если можно сказать, в день Христов ( Флп.2:15–16 ). Сколько прекрасного они сделали! Какого совершенства достигли! И себя самих и спасли, и спасают, сделавшись опытными в искушениях, очистившись в бедствиях подобно золоту, и других располагают к тому же и являются спасителями многих: как тех, которые соблюдают тот же порядок жизни, так и тех, которые ведут иной образ жизни 94 . С ними да будет и моя часть, и всякого, кому угодно будет присоединиться ко мне. Монахи, отпадающие от своего звания. Для других же – а таких очень немного – гонение было поводом к проявлению нечестия, именно для тех, которые в свободно избранном образе жизни и не стесняемые послушанием совершают своя стыдения ( Иуд.1:13 ). Посему очень уместно сказать словами Писания: потемне паче сажи вид их ( Плач.4:8 ). К ним и я возопию: беззаконные сыны, вы оставили Господа, изменили законы монашеской жизни, не имеете прямых дорог, но, как хромые, шатаетесь (ср. Евр.12:13 ), носясь сюда и туда; вы отстали от спутников своих и сделались женолюбивы – одни живут одиноко, другие нанимают еще рабов, некоторые же ведут торговую жизнь, увлекаемые сребролюбием. Не страшит вас ни проклятие пророческое, ни угроза апостольская, ни увещание моего смирения. Один из таковых, как я знаю, слюбившись с девицей 95 , для нее решился на хищение и отречение от Бога. Что скажешь, несчастный и жалкий? Сколько раз ты пел: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? ( Пс.138:7 ). К увлечению ты всецело приведен диаволом, прельстившим Еву и вместе [с нею] изгнавшим из рая прародителя нашего Адама. Ты помышляешь всецело отречься от Христа, с которым сочетался обетом девства, и соединиться со грехом, которым смерть вошла в мир. Не слышишь ли, что восклицает Писание о тех, которые поступают таким образом: червь их не умирает и огнь не угасает ( Ис.66:24 )? Не слышишь ли, что говорит апостол: Блудником и прелюбодеем судит Бог ( Евр.13:4 )? И опять: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

XII. Проблеми XII. 1. Бурхливий розвиток активно входять у життя людини народження до а також у рамках етики одержати на питання, що виникають при цьому, викликають серйозну Намагання людей поставити себе на Бога, й Його можуть принести людству й страждання. Розвиток значно осмислення можливих духовно-моральних безконтрольного застосування, що не може не викликати у Церкви Формулюючи ставлення до широко обговорюваних у проблем насамперед до тих з них, пов " з впливом на людину, Церква виходить заснованих на Божественному уявлень про життя як дар Божий, про " волю та особи, «до вишнього покликання Божого в (Флп. 3, 14)), до досягнення Небесного Отця (Мф. 5, 48) до обожнення, тобто до причастя Божого (2 Пет. 1, 4). XII. 2. З Церква навмисне переривання (аборт) як тяжкий правила аборт до вбивства. В лежить переконання втому, що зародження людини даром Божим, тому з моменту будь-який замах на життя особи злочином. розвиток плоду в як творчий акт Бога: «Ти упорядкував й виткав мене в Не були Тебе коли я створюваний був у утворювався в утроби. Зародок бачили (Пс. 138, 13, 15-16). Про це ж також у словах, звернених до Бога: руки працювали мною й створили всього мене Чи не Ти вилив мене, як молоко, як сир, згустив мене, плоттю вдягнув мене, й жилами мене, життя й дарував й турбота Твоя дух Ти мене з утроби» 10, 8-12, 18). «Я створив тебе в перше, ти вийшов з утроби, Я освятив тебе», — сказав Господь пророку 1, 5-6). «Не вбивай дитини, спричинюючи викидень», — це серед Божих в дванадцяти одному з пам " яток яка вчинила викидень, вбивця перед Богом. Бо... зародок в жива про яку Господь», — писав апологет II «Той, хто буде людиною, вже людина», — запевняв на II й III яка навмисне згубила зароджений в засудженню за смертовбивство... що дають для виверження в вбивцями, як що приймають отрути», — сказано в 2-му й 8-му правилах святителя Великого, що до Книги правил Церкви й 91-м правилом VI Вселенського Собору. При цьому святий що провини не залежить строку «У нас плоду утвореного й ще не утвореного». Святитель Златоуст називав тих, роблять аборт,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

   Христианские учители, начиная со II в. по Р.Х., определяют свободу воли как способность делать нравственно верный выбор в заданных ситуациях. Августин утверждает, что первородный грех лишил нас этой способности. После грехопадения наше человеческое сердце уклонилось от Бога оно в плену у греха и ничем, кроме возрождающей благодати, его из этого плена не вызволить. Тому же учил Павел (Рим 6:16—23). Только освобожденная воля свободно и чистосердечно избирает праведность. Постоянная любовь к праведности т.е. сердечная склонность к образу жизни, угодному Богу, одна из характеристик той свободы, которую дает Христос (Ин 8:34—36, Гал 5:1,13). Вездесущий и всемогущий    Бог присутствует повсюду, однако не следует думать, что Он наполняет Собой пространство, поскольку Бог не имеет физических измерений. Как чистый Дух, Он присутствует исключительно во всем, но мы, существа, ограниченные телом, не в силах представить это. Одно, тем не менее, ясно: Он присутствует в каждом месте во всей полноте Своего бытия и Своего могущества, и души, нуждающиеся в Его помощи, в какой бы точке земного шара они ни находились, через молитву общаются с Богом во всей Его нераздельности. Поскольку Бог вездесущ, Он способен в одно и то же время уделять все Свое внимание миллионам людей. Понимаемая таким образом вера в Божию вездесущность отражена в Пс 138:7—10, Иер 23:23—24, Деян 17:24—28. Когда Павел говорит о «вошедшем» Христе как о «наполняющем все» (Еф 4:10), он также выражает здесь идею о том, что Христос доступен каждому человеку во всей полноте Его силы. Отец, Сын и Святой Дух одинаково вездесущи, хотя личное присутствие прославленного Сына является не физическим (в теле), а духовным (через Святого Духа).    «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов 42:2). Так Иов свидетельствует о Божьем всемогуществе, означающем, что Бог обладает властью делать все, что Он пожелает в Своей совершенной мудрости и Своем великодушии. Из этого не следует, что Бог может все. Он не может грешить, лгать, изменять Свою природу или игнорировать требования диктуемые Его святостью (Чис 23:19, 1 Цар 15:29, 2 Тим 2:13, Евр 6:18, Иак 1:13,17). Бог не может создать квадратный круг, поскольку само понятие квадратного круга внутренне противоречиво, не может перестать быть Богом. Но все, что Он желает и что обещает, Он может исполнить и обязательно исполнит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1496. Подробное учение о предложении, о подлежащем, сказуемом и связи смотри в «Грамматике» Востокова о словосочинении. 1497. Смотри о них в «Грамматике» Востокова, о словосочинении. 1498. О союзах смотри: «Грамматика» Востокова, о словосочинении. 1499. ОР РНБ. Ф. 1000. 1924, 171. Л. 147 об. — 153. В продолжительных собеседованиях о духе и характере православно-церковно-русского пения архимандрит Игнатий передал М. И. Глинке свои духовно-опытные воззрения по этому предмету. Глинка, сознавая истинность наблюдений и замечаний Архимандрита, просил его изложить эти мысли на бумаге, что Архимандрит и исполнил, написав статью, озаглавленную им: «Христианский пастырь и христианин художник», в которой изложил все, что предварительно передал устно Глинке. — Примеч. иеромонаха Марка (Лозинского). 1500. Книга «Подражание» есть ни что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличавшими утонченного сладострастия от Божественной благодати. 1501. Пс. 33. 9. 1502.  Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его! (Пс. 138. 6.) 1503. Авторизованная копия письма святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», высланная Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящаяся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об. — 2). Копия (без заглавия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игнатием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстрочные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо Плетневу. Письмо датируется февралем-мартом 1847 г. Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напечатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897/Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. 4.1. С. 157–162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Ч. 2. Приложения. С. 120–122).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не прейдет род сей, как все это будет — выражение род сей может означать: 1) потомков одного общего предка; 2) людей, родившихся в одно и то же время; 3) период времени, соответствующий времени жизни этих людей. Соответственно значение термина в контексте может быть многообразным, и предлагались различные его понимания: 1) время жизни современников Иисуса до смерти последнего из них или большинства из них; 2) еврейский народ, который не будет отвергнут Богом, но получит удел в окончательном спасении мира; 3) злые люди, глухие к Божиему призыву, ср. 9:41; Деян 2:40; 4) последнее поколение или несколько поколений людей перед концом мира 138 . Цель речения — не указать срок наступления конца, а убедить слушателей в том, что последние времена начались при их жизни и священная история устремилась к своему заверше­нию. В нем подчеркивается неизбежность конца, а не срок его наступления, что хорошо согласуется с содержанием следующе­го стиха, образующего параллелизм с данным (более вероятно, впрочем, что последний представляет собой отдельное речение, присоединенное к предыдущему по принципу “ключевого сло­ва” ‘преходить’). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут — по языку напоминает слова о незыблемости закона в 16:17, ср. Пс 101:25–27; 118:160; Ис 40:6–8; Вар 4:1; Прем 18:4. Призыв к бодрствованию (21:34–36) Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством — катехизическое наставление, язык которого напоминает Ис 24:20; слово означает ‘пьяный разгул; пиршество с попойкой’ и его следствие — ‘похмелье’ [а не объядение, как в Синодальном переводе — Реф.], — ‘пьянство, опьянение’. Несмотря на то, что эти слова могут означать и предупреждение от пьянства в узком смысле, здесь скорее метафорически подразумевается увлечение любыми приманками мира, погрязшего в грехе. И заботами житейскими — человек, всецело занятый мирскими делами, не обращает внимания на отрезвляющие знамения конца, и день тот настигает его внезапно. К слову pag…j ‘ловушка, западня’ [в Синодальном переводе здесь и в других местах НЗ переводится как сеть — Реф.] ср. Рим 11:9; 1 Тим 3:7; 6:9; 2 Тим 2:26. И молитесь — эти слова засвидетельствованы только у Луки [в части древних рукописей — и у Марка, однако большинство текстологов полагает, что это ассимиляция к Лк — Реф.]; подчеркивание значения молитвы для него вообще очень характерно. Сподобитесь ( kamiscЪshme ‘вам хватит сил’) избежать — без ущерба пройти через страшные события последнего времени и не утратить веру. Предстать пред Сына Человеческого — Сын Человеческий предстает здесь как Судия (Дан 7:13), от которого верующий, устоявший в испытаниях, получает благоприятный приговор. Служение в храме

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010