Думая, что это, может быть, плывут враги, он пристально начал всматриваться в плывущее судно. И вот он видит: гребцы как будто покрыты мглою; ясно видны только два стоящих витязя; по чертам лиц и всему внешнему виду их, он узнает в них святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Наконец он слышит, как один витязь говорит другому: «брате Глебе! Повели грести, да поможем сроднику своему Александру». После этого видение окончилось, и обрадованный Филипп тотчас же рассказал о нем святому Александру. Подкрепленный чудным видением в своем уповании на помощь небесную, святой князь в тот же день напал на шведов. Несмотря на свою многочисленность и храбрость, последние были разбиты и принуждены были бежать со стыдом. На месте сражения их пало так много, что для всех было очевидно, что победа эта была делом всемогущей помощи Божией, и все единодушно прославили Бога, защитника правых и возлагающих на Него все упование свое. Подобно этому и мы, веруя во всемогущего Бога, всякий раз, как только постигают нас бедствия, должны все упование свое возлагать на Бога и от Него Одного ожидать помощи. «Блаженны все, уповающие на Него!» Что мы выражаем, когда называем Бога всемогущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог всемогущий? К чему побуждает нас сия истина? 9. Бог есть Дух вездесущий Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Иер.23:23 –24. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Пс.138:7 –8. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Пс.22:4 . Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен. Быт.17:1 . Сейчас мы говорили, что Бог наш есть Бог всемогущий. Спрашивается теперь, сколь же далеко простирается могущество Божие? Есть ли такое место, где бы Бога не было или Он не действовал? Ответы на эти вопросы дает нам Слово Божие, когда называет Бога вездесущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Господь Бог наш – Отец и Сын и Дух Святый – есть пречист, яко свят; есть свободен и премудр, яко высочайший дух, есть свят, яко источник святыни, есть благ и милосерд, яко пламенная любовь, есть вездесущ, яко непостижимая высота, глубина, широта и долгота; есть всемогущ, яко беспредельная сила, есть праведен, яко любитель добра и творец закона». «Господь Бог наш, яко царь, в вечности на престоле сидит, яко отец, от небесных Ангельских сил прославляется, яко виновник святыни, всеми святыми окружается и прославляется, яко владыка, над вселенною владычествует. Се слабое изображение и очертание существа Божия». Следующее письмо будет заключать в себе уяснение сказанного в настоящем, которое заключаю молитвою, да благодать и свет умножится нам, в познании Бога и Христа Иисуса Господа нашего. Письмо 7. О том же Ты желаешь уяснить себе, почему существу Божию не приличествует телесность? Потому что всякое тело ограничено пространством, а Бог ничем не ограничен и вездесущ. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер.23:24 )? Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу ( Пс.138:7 )? Всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо. Бог не имеет никакого чувственного образа. Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис.40:18 ). А потому припомним здесь слова святителя Димитрия Ростовского , – «не надобно так глупо думать, якобы Бог составу человеческому подобен, и якобы имеет главу, бороду, руки и ноги. Он есть весь глава, ибо всем есть начало; весь око, ибо всё видит; весь ухо, ибо всё слышит; весь рука, ибо всё содержит; весь нога, ибо везде есть (Зерцал. Православн. исповед. Част. 1)». Нам известны два места св. Писания, в коих Бог прямо называется Духом. Христос Спаситель наш, желая наставить жену самарянскую Фотинию, а чрез нее и всю Самарию, что не на Гаризине только, как думали самаряне, и не в Иерусалиме одном, как веровали иудеи, подобает кланяться Богу, но грядет час, когда истинные поклонники станут поклоняться Ему на всяком месте, сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Дух, т. е. существо непривязанное ни к какому месту, существо невещественное, вездесущее, разумно-нравственное. Дух плоти и кости не имат, рек Господь. Это первое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

А как много не приносящих покаяния и не приходящих к сознанию своего греха ежедневно овладеваются злыми духами! Как много, теряя совершенно рассудок, мучатся неистовым беснованием! Впрочем, нет надобности следить за исходом каждого: при многообразии злоключений в мире наказание за грехи бывает столь же различно, сколь велико число согрешающих. Лучше пусть всякий поразмыслит не о том, что потерпел другой, но о том, что потерпеть заслуживает он сам. Никто не думает, что он избежал казни, если она на время отсрочена; тем более да устрашится он той казни, которую гнев Судии Бога предоставил Себе. 15 . Пусть также и те, которые, хотя и не осквернили рук нечестивыми жертвами, однако запятнали свою совесть записями (libellis), не льстят себя тем, будто им не нужно каяться. Ведь и это есть признание отрекающегося; то, что было, свидетельствует о христианине отказывающемся: он признал себя сделавшим то, что другой учинил на самом деле по его поручению. А как в Писании сказано: «Никтоже может двема господинома работати» ( Мф.6:24 ), то тот служил мирскому господину, кто исполнил его повеление и повиновался более приказанию человеческому, чем Богу. Пусть ему кажется, что учинённое им должно представиться в глазах людей менее безобразным и преступным. Однако он не мог укрыться и убежать от Бога Судии, когда Дух Святой говорит в Псалмах: «Несоделанное мое видеста очи Твои» ( Пс.138:16 ); и опять: «Человек зрит на лице. Бог же зрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ). Также и сам Господь напоминает и предваряет о том, говоря: «И уразумеют вся церкви, яко Аз есмь испытаяй сердце и утробы» ( Откр.2:23 ). Видит Он и скрытое, усматривает тайное и сокровенное. Никто не может укрыться от очей Бога, Который говорит: «Бог приближайся Аз есмь, а не Бог издалеча. Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? Еда небо и землю не Аз наполняю» ( Иер.23:23–24 )? Видит Он сердечные расположения каждого; будет судить не по одним делам, но и по словам и помышлениям нашим; пред Ним явны мысли и желания, возникшие в сокровенных тайниках сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Нет убо ничего ни созданного или рабственнаго в Троице, ни прибытнаго, кое бы сперва не было, потом же прибыло. Ибо не было, чтобы когда-либо Сын не был у Отца, ниже у Сына Дух, но неизменна и непреложна всегда есть таяжде Троица (см. «Православное исповедание» Петра Могилы, стр. 275). Глава 5. о Боге по существу Вопрос 17. Кто есть бог по существу?   Бог есть существо (Исх. 3:14) всех высочайшее, и есть един (Втор. 6:4) безначальный и бесконечный (Апок. 1:8), вечный (Пс. 101:26), бестелесный, бессмертный (1 Тим. 6:16), Дух есть Бог (Ин. 4:24), чистейший, премудрый (Евр. 4:13), всемогущий (Иов. 42:2), всеведущий (Прем. 7:22, 23), пресвятый, преблагий (Мф. 19:17), премилосердый, человеколюбивый (Прем. 7:23), праведный (Пс. 118:131), истинный, правосудный, пресовершенный, преблаженный, неизменяемый и неизмеримый; Отец, Вседержитель и Творец; Бог богов, Царь царствующих и Господь господствующих; Владыка небесе и земли. Везде и во всяком месте Он есть и все исполняет, о чем тако взывает пророк: Дух Господень исполнил вселенную (Прем. 1:7). Камо пойду от Духа Твоего святаго? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо: Ты тамо еси: аще сниду во ад: тамо еси: аще возму крыле мои рано, и вселися в последних моря. И тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя Господи (Пс. 138:7). Ужели небо и землю не Аз наполняю? рече Господь (Иер. 23:24). Небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Мне, и кое место покоища Моего? Небо и небо небес не могут вместити славы Его. Все видит, все слышит, все знает, и самыя мысли наши и все намерения; толико Бог свят и непостижим в Божестве, что Херувимы и Серафимы, исполненные очес, зрят в бездну Его совершенств, но, не достигая глубины оных, изумляясь, восхищаясь и благоговея непрестанно, токмо вопиют: Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея (Ис. 6:3). Толико же Бог велий и славен, что и самое имя Его чудно: почему святый царь и пророк тако вещает: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

Самоиспытание Самоиспытание заповедано: Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение ( Соф.2:1–2 ). Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши ( Агг.1:5,8 ). Испытайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Самоиспытание необходимо пред святым причастием: Да испытает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей ( 1Кор.11:28 ). Верующий должен предаваться самоиспытанию а) с молитвой, чтобы Бог искусил ею сердце: Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает. Но Ты Сам испытай, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный ( Пс.76:7 ; Пс.138:23–24 ); б) с решимостью исправиться: Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу ( Плач.3:40 ). Размышлял я о путях моих, и обращал стопы мои к откровениям Твоим ( Пс.118:59 ). Лукавство сердца делает трудным самоиспытание: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его? ( Иер.17:9 ). Польза самоиспытания: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы ( 1Кор.11:31 ). Посему каждый да испытает свое дело ( Гал.6:4 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

691 «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер. 5:22—24). 692 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13—14). 693 «Все, что восхотел Господь, сотворил на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6). 694 «Господи, Ты испытал меня и знаешь меня. Ты познал, как я сажусь и как встаю. Ты издали уразумел помыслы мои. И жизнь мою, и кончину мою Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел» (Пс.138:1—3). 695 «Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер.23:23—24). Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Если взойду на небо, Ты там; если сойду во ад, Ты там. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. И сказал я: Может быть, тьма покроет меня? Но и ночь — просвещение и отрада, ибо тьма не затмит от Тебя, и ночь для Тебя светла, как день: какова тьма ее, таков и свет» (Пс.138:7—12). 696 «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь» (Мал. 1:6). 697 «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11). 698 «Страх Господень ненавидит неправду, высокомерие и гордыню и пути лукавых» (Прит.8:13). 699 «Если я не смирял себя, но возносился душою моею, как вскормленное дитя против матери своей, то так и воздай душе моей» (Пс.130:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

Святые Отцы и учители Церкви также учили: а) что Бог не имеет ни в чем недостатка, и потому не нуждается ни в чем; б) что «Он не подлежит ни порядку вещей, ни влиянию звезд, ни случаю, ни судьбе;» в) что Он есть «существо самодержавное и самовластное, вседержащее, жизнодательное..., есть сила, над всеми начальствующая и царствующая царствованием нескончаемым и бессмертным, — сила, которой ничто не может противиться..., которая установляет все начальства и чины, а сама выше всякого начальства и чина,» и г) что Он «делает все, что хочет, когда хочет и как хочет.» Здравый разум, признавая Бога самобытным, и также Творцем и владыкой всего существующего, необходимо должен признать Его и независимым. 4. Неизмеримость и вездесущие Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он, как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях, не подлежит, в частности, никакому ограниченно и пространством или местом, но наполняет Собою все ( απεργραπτος και τα παντα πληρν — immensus); а вездеприсутствие — в том, что, наполняя собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу ( πανταχο κα πασι παρν omnipraesens). Вера в вездеприсутствие Божие и учение о нем существовали во все периоды Божественного откровения: а) в период патриархальный. Эта вера выражается в словах Иакова и Лавана, когда они утверждали завет между собою: При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою (Быт. 31:44; срав. 50); и потом — в ответе Иосифа жене Потифаровой: как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом (Быт. 39:9). б) в период подзаконный. Ясное учение о вездеприсутствии Божием находим в наставлении Моисея Израилю: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его] (Втор. 4:39), и потом в словах самого Господа: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Ис. 66:1); Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь (Иер. 23:24). А столько же ясное исповедание вездеприсутствия Божия — в обращении Давида к Богу: куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7—10; срав Амос. 9:2—3), и в молитве Соломона: Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему] ; (3 Царст. 8:27; срав. 2 Парал. 6:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ты стой, не бойся, не унывай, призывая Всесильного Избавителя душ наших Иисуса. И увидишь спасение Его, и радостным духом воспоешь Ему: «Помощник и Покровитель, был мне во спасение. Сей мой Бог, и прославлю Его» (Исх.15:2). И когда будет ввергать тебя тот же враг в разожженную печь искушения, молись с тремя святыми отроками. И тут к тебе приспеет Иисус, Сын Божий, на помощь, как к тем святым отрокам приспел в «образе Ангела», и прохладит тебя, как и тех прохладил (Дан 3:49—50). Совершай дело, которое начал, с помощью Христа. Счастлив ты, что такое начало положил. Но совершенно счастлив будешь, когда счастливо и окончишь. Многие начинают, но не многие совершают. «Много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Посему говорит тебе Начальник и Совершитель спасения нашего Иисус: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22—23). «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Господь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять вхождение твое и исхождение твое отныне и до века» (Пс.120:3—8).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 54. Стыд    Видим, что подданные перед монархом своим, подвластный перед властителем своим, рабы перед господином своим, дети перед отцом своим стыдятся делать то, что неприлично. Стыдятся, да и боятся. Христиане! Бог во всяком месте есть и везде присутствует, и на нас, и на дела наши взирает. Что мы делаем, мыслим и начинаем — видит и, что говорим — слышит. Об этом во многих местах Святое Писание свидетельствует (См. Пс.32:13—15; Пс.138:1—16; Сир 23:27—29; Иер 32:17, 19, 27; и проч.). Об этом премудрый Августин Богу говорит: «Признаюсь, Господи, что я ни делаю и какое дело ни делаю, перед Тобою делаю. И все то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Для того-то и явился этот свет, чтобы прогнать тьму; явилась жизнь, чтобы упразднить смерть; и прежде всего благовествуется о ней через ангелов пастухам, не для того, чтобы словами подтвердилось это чудо, но для того, чтобы пастыри словесных овец в этом нашли для себя побуждение благовествовать людям о человеколюбии Божием. Мы поспешили воздать в священном городе Вифлееме должное поклонение нашему общему Владыке Богу, удостоившему ради нас вочеловечиться. Он явился на земле, снизойдя с небес ради нашего спасения, но не перестал пребывать и там. " Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь " (Иер. 23: 24), говорит Иеремия, а Давид подтверждает: " Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты " (Пс. 138: 8). Еще на земле Он не вочеловечился, а уже пророк возвещает о явлении Его во аде. Значит, не великое дело, если бы и мы, совершив от нашего города этот небольшой путь, пошли бы на то место поклониться. Пойдем опять и к Иордану, чтобы посмотреть совершавшиеся на нем тайны, как море увидело своего Владыку и убежало, а " Иордан возвратился вспять " (Пс. 113: 3). Посмотрим опять и Иоанна, совершающего крещение над Тем, кто " берет на себя грех мира " (Иоан. 1: 29), и Отца, свыше свидетельствующего о преславном снисхождении Своего Сына, и родного Им обоим Духа, сходящего в виде голубя и почивающего на свидетельствуемом. О, преславные чудеса преславного Царя! Как тленная рука, коснувшись верха всего мира, не опалилась? Кто видел, и кто слышал когда-либо, чтобы сено прикоснулось к огню и не было повреждено огнем? Поистине блажен и трижды блажен этот отпрыск Захарии и Елисаветы! Блаженны ныне и мы, что видим плоды чресл наших просиявающими из святой купели, подобно звездам, и приобщающимися к полноте церкви. Но, о, Отче, и Слове, и Душе Святый, Триипостасное Существо, и сила, и воля, и действование, нас, исповедающих Твои неслитные и нераздельные ипостаси, удостой стояния по правую Твою сторону, когда Ты придешь с небес судить вселенную в правде! Тебе же подобает слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Апостол Павел поучает, что как дух человечский знает, что происходит в человеке, так и Дух Божий знает все, исследывает самые глубины Божии ( 1Кор. 2:11 . сл.  Иоан. 1:18 . Мат. 11:27). Если бы Бог незнал чего либо из сотворенного: то это означало бы, что бытие Божие не есть бытие Вездеприсущего. Откровение учит, что Богу известно все сотворенное, не исключая предметов самых малых. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его ( Евр. 4:13 , Ин. 3:20 , Мф. 10:29 ). Ибо Сам поднебесную всю назирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров весь и вод миру … и путь в сотрясении гласов ( Иов. 28:24 ). Сие знание Божие называют свободным, поскольку все, что существует вне Бога, существует случайно. В частности, так как все сотворенное, подлежа закону времени, относится то к настоящему, то к прошедшему, то к будущему; то св. писание, описывая знание Божие, как знание всеобьемлющее, простирает его на все эти три отношения бытия сотворенного. Откровение ясно показывая, что Бог знает все, что в настоящее время происходит в мире, простирает знание Его даже на тайные помышления сердец человеческих: Аз Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его и по плодам изобретений его ( Иер. 17:9, 10 , 3Цар. 8:39 . 1Пар. 28: 9 , Иов. 42:3 , Псал. 93:9 . п. 138 2. пр. 16, 2. 24, 12. 15, 12. 20, 27); простирает на наши потребности, желания и молитвы: Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 , Мат. 6:6). Столь же ясно учит оно и о том, что Богу известно все прошедшее в сотворенном мире. Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте ( Ис. 41:22, 43:9 ). Тоже ведение показывается в Боге, когда говорится, что Бог будет в известное время судить все дела человеческие ( 1Кор. 4:5 , Деян. 17:34 ), или что Бог несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф. 22:32 ). Откровение показывает и то, что Бог знает все, что произойдет некогда в мире, все будущее. Такое знание Иегова полагает отличительною чертою своего знания. Возвестите нам грядущая напоследок, и увемы, яко Бози есте ( Ис. 41:23, 46:10 ,  Иер. 1:5 .  Деян. 15:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010