Еф.4:7.   Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. «Единому же комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова» . Сим утешает приявших, по-видимому; меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: «Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо Ему, отмерил каждому благодать». Подтверждает же слово сие и пророческим свидетельством. Еф.4:8.   Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. «Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком» . Псалом говорит: «приял еси даяния во человецех» (Пс. 67:19); Апостол же поставил: «даде» . Совершает же то и другое, потому что, приемля веру, воздает благодатию. Весьма точно употребленное пророком выражение: «пленил еси плен» ; потому что не тогда пленил нас, когда были свободными, но пленил, когда были пленниками диавола, и даровал нам свободу. Потом Апостол объясняет, что значит восхождение. Еф.4:9.   А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? «А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли?» Восхождение указывает на сошествие. Ибо, сошедши прежде и устроив наше спасение, потом уже «взыде» , потому что «долнейшими странами земли» Апостол назвал смерть. Так и Пророк говорит: «Положиша мя в рове преисподнем» (Пс. 87:7); и еще: «и состав мой в преисподних земли» (Пс. 138:15). Еф.4:10.   Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. «Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» . Ибо не иной сошел, и иной восшел, но, если сказать кратко, иначе «сниде» и иначе «взыде» . Ибо, снишедши бесплотным, восшел с телом. Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения, но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение. Еф.4:11.   И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Еф.4:12.   К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

Недопустимо говорить о неприсутствии Божием в шеоле и где бы то ни было. Мировладыка – вездеприсутствующий и все проницающий Дух («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» ( Пс.138:7-8 )), и ни бесы, ни диавол, ни кто-либо еще, не в состоянии создавать лакуны (тайные углы), куда бы не распространялась Божественная власть. Выражаясь иначе, не существует творений (включая изобретателя зла), непричастных Создателю по бытию: (на это собственно, указывает и имя «Вседержитель» (ср.: прп. Иоанн Дамаскин : «Бог – … беспределен… Вседержитель, все назирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть [над всем]» с. 48]): «В Его руке душа всего живущего» ( Иов.12:10 ). С другой стороны, после падения ангелов между Богом и диаволом сохранились и межличностные взаимоотношения: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов.1:6-7 ); «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» ( Иов.1:12 ). Всегда ли в эпоху Ветхого Завета представления о шеоле были одинаковыми? В Ветхом Завете нет ни одного четко выраженного учения о загробной участи человека и в разное время представления евреев могли несколько меняться. Так, в более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго Иерусалимского Храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий, для одних шеол становится местом пребывания именно грешников, которые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» ( Пс.106:10 ); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» ( Пс.17:6 ). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны ( Иов.18:5-21 ); там же находится и «денница, сын зари», под которым «подстилается червь, и черви – покров» его ( Ис.14:9-15 ). Праведники после своей кончины попадают в другое место, которое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος – сад, парк). Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в которой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» ( Лк.16:22-23 ). Чем отличаются шеол, ад и геенна?

http://azbyka.ru/sheol

Паду ли в преисподнюю, се Ты! Понесусь ли на крыльях зари, переселюсь ли на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс.138:7–10 ). Впрочем, хотя Бог – везде, но Он особенно присутствует на небе и в храмах. Небо, братие, есть престол Божий, – так сказал сам Господь ( Мф.5:34 ). На небе святые и ангелы непрестанно славословят Бога. Особенным образом присутствует Господь на земле в храмах. Сам Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:20 ). В храм, братие, и собираются верные во имя Божие. Здесь они воспевают Бога, и с ними невидимо служат небесные силы, здесь они теснейшим образом соединяются с Иисусом Христом в таинстве св. причащения. Храм поэтому есть дом Божий и врата небесные. – Если, братие, Бог вездесущ, то будем стараться вести себя пред Ним со всею осмотрительностью и благоговением. Вера в вездесущие Бога многих предохраняла от грехов. Когда, например, жена Пентефрия хотела склонить праведного Иосифа ко греху, он вспомнил о Боге и сказал ей: «как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» ( Быт.39:9 ). Вера в вездесущего Бога пусть удерживает и нас от грехов. Эта же вера, братие, утешает нас во всех наших опасностях. Если Бог везде, то, следовательно, Он всегда находится с нами, где бы мы ни были, и по Своей благости охраняет нас от всякого зла. Посему и мы вместе с Давидом можем воскликнуть: «всегда вижу пред собою Господа: Он одесную меня; не поколеблюсь. Посему радуется сердце мое, веселится язык мой, даже плоть моя упокоится в уповании ( Пс.15:8–9 ). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, кого устрашуся? ( Пс.26:1 ). Наконец, братие, слово Божие открыло нам, что Бог – вседоволен. Бог ни в чем не имеет недостатка и ни от кого не зависит. Он, говорит апостол Павел, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся ( Деян.17:25 ). – Если, братие, мы все получаем от Бога, и жизнь и все необходимое для нее, то мы всегда должны быть благодарны Ему, покорны Его святой воле, и, принося Ему какие-либо дары или жертвы со своей стороны, не должны думать, что они необходимы для Бога и мы одолжаем Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Святое Писание свидетельствует, что Бог наш везде есть, и нет такого места, где бы Его не было, и всякое дело наше и помышление Он видит, и всякое слово слышит. Все, что ни делается, перед очами Его делается. «Очи Его на нищего взирают, зеницы Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного и нечестивого» (Пс.10:4-5). «С небес посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих; из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15): «Господи, Ты испытал меня и узнал меня; Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и участь мою Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел. Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, — Ты там; сойду ли во ад, — Ты там пребываешь. Тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее. Зарождение мое видели очи Твои, и в книге Твоей все напишутся» (Пс.138:1-3,7-8,12,16). И пророк Иеремия говорит: «Очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер.32:19). Видишь, христианин, как Бог на всех нас смотрит и дела наши и помышления испытывает; и ничто перед Ним не утаено, что ни делается во дни и в ночи, ибо перед Ним как день, так и ночь равны. Но знает и то, что будем делать, помышлять и говорить, и всякое дело, слово и помышление наше в книге Своей записывает, воздаст. Если кто грех какой творит явно или тайно, если крадет, убивает, блудодействует и прочее беззаконие делает — видят очи Его. Если кто злословит, хулит, ругает, клевещет, сквернословит и прочие беззаконные слова произносит — слышат святейшие уши Его. Если кто в сердце своем замышляет что худое и злое — уже знает Он то. Если кто ненавидит, презирает ближнего своего, если злится на него и отомстить ему хочет как-нибудь — уже то явно перед Ним, и за то воздастся ему. Размышляй об этом, христианин, и берегись перед всевидящим оком Божиим грешить и беззаконничать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Страшный Суд. Мозаика собора Санта-Мария-Ассунта в Торчелло. Ок. 1130 г. Фрагмент Возвращаясь к ветхозаветным представлениям о шеоле, следует остановиться на мнении тех библеистов, к-рые считали, что эти представления возникали под влиянием древнегреч., в частности гомеровских представлений об А. (см. Аид ). Согласно последним, как известно, души, пребывающие в А., находятся в таком бессознательном состоянии, что называются тенями. Они обречены на полную безысходность. Самое же трагичное заключается в том, что «и злые, и добрые там одинаково отторгнуты от Бога» (Светлов Э. [Мень А., прот.] На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 236). При имеющихся общих чертах различия между этими представлениями более существенны. В Израиле вообще не могли допустить мысли о существовании каких-то областей или пространств, лишенных присутствия Ягве . «Взойду ли на небо,- обращается в молитве к Богу псалмопевец,- Ты там; сойду ли в преисподнюю (в евр. тексте - «шеол».- М. И.) - и там Ты» (Пс 138, 8). А в молитве прор. Анны даже выражается уверенность в возможности избавления от шеола: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в шеол.- М. И.) и возводит» (1 Цар 2. 6). Это же чувство уверенности присуще и псалмопевцам. «...Ты,- обращается к Богу прор. Давид ,- не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление...» (Пс 15. 10; ср. Пс 48. 16). Нельзя забывать и того факта, что древнему Израилю было хорошо известно предание об изъятии из уз смерти Еноха и Илии . В более же поздних, особенно в пророческих ветхозаветных текстах начинает звучать мысль о победе жизни над смертью и о всеобщем воскресении : «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис 25. 8). В др. месте тот же пророк в великом восторге восклицает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений (роса - библейский символ великой радости и утешения.- М. И.), и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Таких намерений люди не знают, а " Испытующий сердца " (Пс.3:10) знает их в точности и откроет все это в свое время. Потому (апостол) и говорит: " Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " . Если же мы и тогда, когда ничего не знаем за собою, не можем быть свободными от осуждения, и за самые добрые дела, когда совершаем их не с добрым намерением, подлежим наказанию, то представь, насколько неправы суды человеческие. Люди не могут видеть всего; это возможно только для одного недремлющего Ока; людей мы можем обмануть, но Его – никогда. Потому не говори: мрак и стены окружают меня: кто видит меня? " Создавший по одному сердца наши " (Пс.32:15) знает все, потому что " и тьма не затмит от " Него (Пс.138:12). Впрочем, справедливо говорит грешник, что мрак и стены окружают его. Если бы не было мрака в душе его, то он яе отверг бы страха Божия и не предавался бы бесстыдству, так как прежде, нежели помрачится главенствующая часть (душа), грех не смеет войти. Потому не говори: кто видит меня? Есть Тот, Который " проникает до души и духа, составов и мозгов " (Евр.4:12), хотя сам ты не видишь себя, не можешь рассеять облака и, как бы окруженный со всех сторон стеною, не в состоянии воззреть на небо. 4. Мы представим тебе, какой угодно, грех, и ты увидишь, что действительно так бывает. Как воры и подкапыватели стен, намереваясь похитить что-нибудь драгоценное, исполняют это, погасив светильник, так порочный помысл поступает и с грешниками. В нас есть умственный светильник, постоянно горящий. Если дух прелюбодеяния, устремившись с великой силою, погасит свет его, то немедленно помрачает и преодолевает душу и тотчас расхищает все, в ней находящееся. Когда овладевает душой порочное пожелание, тогда разумное око ее, помрачившись, подобно как телесные очи помрачаются облаком и тьмой, не может видеть ничего, ни пропасти, ни геенны, ни страха, и она, будучи, наконец, не в состоянии противиться силе пожелания, делается удобопреклонной ко греху; пред очами ее как бы воздвигается непроницаемая стена, которая не позволяет лучу правды просветить разум ее, потому что порочные помыслы, порождаемые пожеланием, со всех сторон окружают ее. Тогда представляется человеку блудница, беспрестанно появляющаяся пред его глазамн, в его разуме и мыслях; и как слепые, хотя бы стояли среди полудня под открытым небом, не могут видеть света, потому что закрыты глаза их, так и он, хотя бы оглашали его со всех сторон бесчисленные спасительные догматы, будучи наперед охвачен в душе своей этой страстью, заграждает слух свой для всех внушений. Это хорошо знают те, которые испытали это. Но вам пусть не придется узнать это на опыте. И не один только этот грех, но и всякая порочная страсть производит то же самое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Ты творил их тайно, а Я тебя обличу перед всем миром, Ангелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, чтобы ты ни делал, ни начинал, ни замышлял в сердце своем. Укрываешься ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь». Такой слепец — это всякий блудник, прелюбодей, осквернитель и любитель нечистоты, всякий вор, хищник, грабитель и мздоимец-судья, всякий клеветник и ближнего славу терзающий, всякий, кто с другим лестно, коварно, хитро, лукаво, лживо и лицемерно обходится, и прочие. Все таковые слепы не телесными, а душевными очами, и стараются укрыться от людей, но от Бога Всевидящего скрыться не могут, утаивают свои беззаконные дела от людей, но Бог, Который больше всего мира людей, видит их. «Разумейте же, безумные в народе и глупые, наконец, поймите? Насадивший ухо не слышит ли? и создавший око не видит ли?» (Пс.93:8—9). «С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих; из уготованного жилища Своего посмотрел на всех, живущих на земле, Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15). «Очи Твои, Господи, отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каждому по пути его и по плоду дел его» (Иер.32:19). «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли во ад — и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня», но и ночь есть свет в услаждении моем, ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма, таков и свет» (Пс.138:7—12). Видишь, человек, что хотя нет при тебе никого из людей, но Бог Судия при тебе присутствует. И хотя никто из людей не видит тебя, но видит дела твои Бог, Которого ты должен бояться и стыдиться более всего мира, более всех Ангелов и людей, ибо пред Ним все создание — ничто. Бойся и кайся. И впредь берегись перед очами Божими беззаконничать — да не узнаешь на себе мстительную руку Его!    Когда слепой хотя и не видит человека, при нем находящегося, но точно знает, что при нем находится человек, то опасается делать непристойное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

XII. О почитании святых угодников Божиих Священное Писание, внушая нам никому не воздавать божеского почитания, кроме Единого истинного Бога ( Исх.20:2–5 ), вместе с тем учит, что и святые Божии достойны нашего почитания: «в вечной памяти будет праведник» ( Пс.111:6 ); «Память праведного пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» ( Притч.10:7 ). Святые суть друзья Божии ( Пс.138:17 ; Ин.15:14 ), в которых Бог прославляется ( 2Фес.1:10–12 ), а потому в этом-то и заключается пример почитания их (святых людей). Так, ученики пророческие показали искреннее почтение и поклонение пророку Божию Елисею ( 4Цар.2:14–15 ). Существуют также в Ветхом Завете и многие другие примеры религиозного почитания как ангелов, так и святых людей ( Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; 1Цар.28:14 и др.). В Новом Завете заповедь о почитании святых раскрывается в таком смысле. Сам Спаситель, подтвердивший закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, Ему одному служи» ( Втор.6:13 ), говорил ученикам Своим: «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» ( Ин.15:14 ); и ещё прежде, когда посылал их на проповедь, засвидетельствовал пред ними: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). «Кто принимает пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф.10:41–42 ). Наконец, религиозное почитание святых не только не противоречит и началам здравого разума, но оно (почитание) необходимо с точки зрения разума. Если мы почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать святых небожителей, этих великих наших благодетелей. Почитание святых вполне сообразно с нашей природой и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершённые в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области религиозно-нравственной жизни. Итак, с точки зрения Священного Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать тех святых людей, которых Сам Бог прославил дивными чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об Енохе Писание говорит удивительные слова: «Енох жил 165 лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом по рождении Мафусала 200 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было 365 лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5,21–24 ). Названный при рождении «освящением», Енох действительно соответствовал своему имени и, будучи в Духе Святом, стяжал дар пророчества. Своему сыну он дал имя, означающее «после смерти он будет послан», то есть, когда Мафусал умрет, придет Всемирный потоп. Действительно, смерть его последовала лишь за шесть лет до наступления этой казни, а по еврейскому счету он умер в самый год потопа. Главной добродетелью Еноха было постоянное живое ощущение вездеприсутствия Божия. И он мог сказать вместе с Давидом: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс.15,8 ). Енох чувствовал, что Бог знает, когда он садится и когда встает; разумеет помышления его издали ( Пс.138,2 ), и любое свое дело сообразовывал с волей Господней. Самое удивительное, что этот подвиг он нес среди изощренного культурного общества, главной идеей которого было самоугождение, доходящее до презрения к Создателю. Это удивительное соцветие добродетелей Откровение называет хождением пред Богом, и лишь еще об одном человеке говорится так, о Ное ( Быт.6,9 ), а величайшему послепотопному праведнику Аврааму Бог повелевает исполнять эту заповедь. В этой добродетели сочетались и вера, и покаяние, и смирение, и мужество, и целомудрие, воплощением которых был Енох. Сын Сирахов называет его угодившим Господу и образом покаяния для всех родов ( Сир.44,15 ), говоря, что «не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху» ( Сир.49,16 ). Этот праведник был бесстрашным обличителем отступников, людей, смешавших то, что Бог разделил. Он проповедовал покаяние и пророчествовал о грозном Суде Божием, ожидающем всех в конце времен. Небольшой отрывок из его пророческой проповеди сохранился у апостола Иуды: «О них [лжеучителях] пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: “Се, идет Господь со тьмами ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которое произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» ( Иуд.14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010