108–109 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 111 об.–116 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 116 об.–117 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 118–124 об. – поновление мужчинам; л. 124 об.–127 об. – поновление вельможам; л. 127 об.–128 об. – поновление детям; л. 129–134 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 134–136 – поновление женщинам. М и х. Q 49. Сборник. XII в. 4°. 247 л. Содержание: л. 211–223 об. – чин исповеди; л. 211–223 об. – поновление мирянам. Погод. 75а. Требник. Первая половина XV в. 4°. 134 л. Пергамен. Записи: л. 41 об. – «Господи, помози рабу Своему Никифору» (XV в.); л. 134 – «Помози, Господи, рабу Божию Василию» (XVI в.); л. 1 об. – «От Фед. Лопухова 1851 ноябр. 4. 100 сер ». Содержание: л. 116–124 – чин исповеди; л. 117 об.–118 – Наставление-вопросник; л. 118 об.–119 об. – поновление мирянам. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог/Ред О.В. Творогов, В.М. Загребин Л., 1988. Вып. 1. С. 64–65; Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 72; ПС XV, 1613; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...... С. 46. Издание: Корогодина М.В. Исповедные тексты в Сербии и на Руси (по рукописным материалам, хранящимся на территории России)//Црквене Cmyдuje. Центра за црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Година I. Bpoj 1. С. 134 (Наставление-вопросник) . Погод. 300. Служебник. Конволют: 1) л. 1–12 – XII в.; 2) л. 13–252 – середина XV в. 4°. 252 л. Содержание: л. 119 об.–130 – чин исповеди; л. 125–125 об. – Наставление вопросник; л. 130–133 – чин исповеди; л. 130–131 об. – поновление; л. 133–135 об. – молитвы перед причастием; л. 135 об.–138 – поновление. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 211–212; ПС XV, 1537. Погод. 305. Требник. XII в. 16°. 296+ I л. Содержание: л. 2–28 – чин исповеди; л. 8 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 9–11 об. – поновление; л. 11 об.–20 об. – поновление; л. 20 об.–21 – поновление; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? „Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» ( Пс.17:44–45 ). О вас говорит: „вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.:52:5), а о язычниках: „зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). О народе же и о синагоге говорит: „изъясни рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» ( Гал.4:30 ). „Оставих дом Мой, оставих достояние мое» ( Иер.12:7 ). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что „бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» ( Иер.12:8 ). Что же оно сделало? „Даде противу мене глас свой» ( Иер.12:8 ). Что оно говорило? „Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин.19:15 ). А о язычниках: „дал еси достояние боящимся имене Твоего» ( Пс.60:6 ). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: „днесь сбыстся писание сие ( Лук.4:21 ). Скажи же, иудей, вместо „в начале о наследствущей» не нужно ли „в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты „в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: „поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» ( Пс.135:17,21,22 ). Народы „в конце» наследовали царство небесное. „Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:4 ). Ты дочь Вавилона услышала: „дщи Вавилоня, окаянная» ( Пс.138:8 ). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: „слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое ( Пс.44:11 ). „Глаголы моя внуши, Господи», – „Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Пример обозначения промыслов, «Как орел покроет гнездо свое» (ср. Втор.32:11 ) и – то, что рядом; «дарований» же, – потому что сказано, «Отверзаешь руку Свою» (ср. Пс.103:28 ) и «Дающий пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ). Очевидно, и это свидетельствует о промысле. «Проявлений» же – потому что в образе человека Он являлся в Ветхом Завете святым, а в образе голубя – Дух Святой. К промыслу же относится и наказание нечестивых, ибо сказано пророком: «Как медведица удрученная, или как леопард» (ср. Ос.13:7–8 ). Силы же называются очами и другими частями тела. «Свойств» же – потому что у Амоса Он назван отвесом ( Ам.7:7–8 ), ибо божественной природе свойственны бесстрастность и непреклонность, как и состояниям испорченности истребляемость, почему и говорится: «Бог наш – огонь поядающий» (ср. Евр.12:29 ). И остальное из сказанного ясно трудолюбивым; и возводительное и иносказательное (апагогическое и символическое) рассмотрение у них не противоречат друг другу. «Жребии» и «обители» можно понять как образы неизменности и незыблемости божественной природы, что обнаруживается и в образе кладущихся в основание камней. «Исхождения» же и «разделения» – сообщение присущих Ему по природе благ, как в случае лилии, например; благоухания, отчего и говорится «цвет полевой» ( Пс.102:15 ), «лилия долин» ( Песн.2:1 ). Так же следует понимать и «соединения» с Ним – обращающихся и связывающихся с Ним творений, как показывает образ краеугольного камня. Женские же украшения, о которых говорится у Исаии (ср. Ис.61:3 ), обозначают многообразие божественного промысла. Подобно этому под плавкой и плавильней следует разуметь или созидательный промысел, или разделяющую и очищающую силу. Становится здесь ясным и смысл образа военного снаряжения: он обозначает способность низлагать и уничтожать противников. «Оружие же варварского производства» заставляет вспомнить: «В одежде, шитой золотом» ( Пс.44:14 ) и «Препояшь оружие Твое по бедру Твоему, Сильный» ( Пс.44:4 ). Ведь оружие (букв.: «фракийский меч») – варварское оружие, как сообщает Филарх. Подобным образом ремесленником является всякий мастер, работающий с огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   Безграничная Божия благость, проявляющаяся в отношении к твари как безграничная любовь, свидетельствует, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:16, 8), что только Он благ (см. Мк.10:18; Пс.105:1, 106:1, 135:1—26; Иак.1:17; Ис.49:15). Благость как таковая отразилась на Божиих творениях: «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс.144:9; ср.: Сир.18:12; Прем.11:25—27). Цель сотворения мира содержится в самом Божием побуждении к сотворению мира, ибо участие во всесовершенной Божией благости и есть цель созданных существ: «Мы созданы... на дела благая» (Еф.2:10; ср.: Евр.13:21; Мф.5:16). А участие в Божией благости — это и участие в Божием блаженстве. Это естественно проявляется в прославлении Бога со стороны созданных существ. Святые Ангелы непрестанно славят Бога, ибо своей жизнью они непрестанно и добровольно участвует в благости, а тем самым и в блаженстве Трисолнечного Господа (см. Ис.6:3; Откр.4:8; Пс.102:20). Таинственным образом вся тварь прославляет Бога, Своего Творца (см. Пс.18:2; Ис.6:3; Пс.148:1—13). Человек создан для того, чтобы, совершенствуя себя в Божией благости, участвовать в Божием блаженстве и за это прославлять Бога, своего Творца и Спасителя. Так как Божия благость и любовь к людям достигают вершины в искупительном подвиге Спасителя, то Спаситель совершение дела искупления называет прославлением Отца Своего Небесного (см. Ин.17:4). Внести всю свою личность в искупительный подвиг Спасителя, усвоить Его всем своим существом и тем самым прославить Бога душой и телом, мыслями и делами, чувствами и желаниями — вот в чем цель существования человека на земле. Преуспевая в Божией благости и насыщаясь ею, человек уподобляется Богу, участвуя таким образом в Божием блаженстве и входя в вечную радость Господа своего. Святое Откровение так раскрывает нам всеобщую цель и смысл всего сотворенного: «Всё сделал Господь ради Себя» (Притч.16:4), «всё Им и для Него создано» (Кол.1:16; ср.: Еф.3:9; Евр.1:2), «Его же ради вся» (Евр.2:10), Он — Омега всего (см. Откр.1:8); всё грядет к тому, «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28); ибо Он — «крайнее всех желание».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часослов Син. 863 в начале 1-го часа приводит тропарь: «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи»; этот тропарь повторяется трижды. Затем, после восьми псалмов и Аллилуиа со стихами, читается, в качестве тропаря часа, молитва «(Христе), Свете истинный», предваряемая словами своего окончания: «И исправи», служившими, вероятно, ее припевом. Вслед за тем – на «Слава» – указываются и другие тропари, чередующиеся по дням недели: в понедельник и вторник – «Грешников просящих услыши, Господи», в среду и пятницу – «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», в четверг – «Пречистая Богородице, в отчаянии от лютых наших прегрешений», в субботу – «Победоноснии мученицы». Наконец, приводятся, по-видимому, тоже в смысле тропаря, обычные стихи часа: Пс. 118 , ст. 133–135 (Стопы моя) и Пс. 70 , ст. 8 (Да исполнятся); при чем первый стих повторяется трижды. На 3-м часе за псалмами следует тропарь часа «Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа», с надписанием: «Того благий». Наряду положены и другме тропари: в понедельник и вторник – «Помышляю день страшный и трепещу» (9 каф.), в среду и пятницу – «Токмо водрузися древо креста» (сед. 6 гл.), в четверг – «Милосердия источник (двери?) отверзи нам». Читаются неизменно, в качестве тропаря, и обычные стихи: «Господь Бог благословен» ( Пс. 67:20–21 ), с троекратным повторением первого стиха. В числе тропарей 6-го часа первым, после псалмов, поставлен нынешний тропарь «Иже в шестый», но в измененном и дополненном виде; при чем надписывается он словами своего видоизмененного окончания: «И гвоздьми». На «Слава» для понедельника и вторника назначается тропарь «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», для четверга – «Упование мира, благая Богородице Дево» (отпуст. 6 гл.), для пятницы – «Господи, очисти грехи наша, Ты бо еси человеколюбец». Затем читаются обычные стихи: «Скоро да предварят ны», трижды, и – «Славы ради имене Твоего» ( Пс. 78:8–9 ). На 9-м часе после псалмов положен тропарь «Иже душу, на древе вися, предал еси»; тропарь этот предваряется и заканчивается молитвенным возгласом «Христе Боже наш, слава (Тебе)» и напоминает собою обычный тропарь 9-го часа: «Иже в девятый час». За ним следуют иные тропари: в понедельник и вторник – «Страшен еси, Господи, и кто противостанет праведному Твоему гневу», в среду и пятницу – «Пречистому образу Твоему», в четверг – «С пророками и мучениками, и учениками Спаса, Богородице Марие, предвари». После тропарей приводятся обычные стихи: «Не предаждь нас до конца», трижды, и – «Авраама ради» ( Дан. 3:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытан и судове Его, и не исследованы пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» ( Рим.11:33 ). Христианин! Размышляя с благоговением о премудрости Божией, следы которой открываются для тебя во всех великих и малых творениях Божиих, старайся и жизнь свою, и все свои действия согласовать с теми премудрыми планами, которые видишь ты в мире. Видя во всём мире порядок, согласие, старайся и в делах своих соблюдать порядок, приучай себя уважать и соблюдать законы Божии и царские, живи со всеми в мире и согласии. Видя, что одно создание в мире помогает другому, старайся и ты помочь ближнему твоему, чем можешь, удели что-либо от своего достатка неимущему,защити обиженного, подай другому добрый совет в его деле трудном, ободри печального словом ласковым. Все свои дела старайся направлять к одной доброй цели и с мудростью удаляй от себя грех и зло. «Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение». Аминь. Поучение 5-е (на первый член Символа веры). О благости Божией «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 .)». Из всех высочайших свойств Божиих Свящ. Писание более всего прославляет благость Божию, – как она проявляется по отношению к тварям, – и в особенности по отношению к людям. 1) Господь по благости Своей, – даровавши жизнь тварям, даёт им и всё необходимое для жизни. «Он прозябает траву скотом ( Пс.103:14 ), одевает сено сельное ( Мф.8:30 ), питает птицы небесные (–26), даёт пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ). Вся к Нему чают дати пищу им во благо время. Давшу Ему им соберут: отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости ( Пс.103:27–28 .)». Иисус Христос говорит: «никтоже благ, токмо един Бог ( Мк.10:18 ), – то есть: совершенная благость свойственна одному Богу; Он есть Источник всех тех благ, которыми пользуются твари. 2) Но с особенной силой благость Божия проявилась по отношению к нам – людям. Кто даровал нам жизнь, дал нам возможность узреть свет Божий, красоту творений Божиих, – одарил нас разумной и бессмертной душой? Кто поддерживает жизнь нашу, даёт нам силы к трудам, охраняет нас от зол и несчастий? Кто как не всеблагий Творец мира? «Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 )». «Он солнце Своё сияет на злые и благие, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.5:45 )». «Он нам всё даёт обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), ниспосылает также всякое даяние благо и всяк дар совершен душам нашим ( Иак.1:17 ) и есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

  Хвала и любовь. Псалом 106. «Хвала есть выражение любви. Хвала и любовь – не синонимы, хвала – лишь частный, хотя и существенный аспект любви. Нельзя любить Бога, не хваля Его; нельзя хвалить Его, не любя» . В любви хвала намного выразительнее простого исповедания веры, поскольку исповедание ограничивает, а хвала расширяет. Язык исповедания – точен и категоричен; язык хвалы – неясен и полон намеков. Хвалящий Бога стремится умножить Его атрибуты, как, к примеру, в начале 17-го псалма, с легкостью используя вариации любовной лирики:               Люблю Тебя, JHWH, крепость моя!             JHWH твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой,             Бог мой, скала моя, в которой я укроюсь ,             щит мой, рог спасения моего и убежище мое (Пс 17:2-3; Ср. Пс 143:2).   Или же вместо того, чтобы их варьировать, просто повторяет. Таковы, например, многие псалмические припевы, среди которых – тот, что встречаем в начале 106-го псалма (а еще раньше – в начале 105-го):               Славьте JHWH, ибо Он благ,             ибо вовек любовь Его  ( ки ле-олам хасдо) (Пс 106:1).   Этот рефрен появляется в Псалтири не менее тридцати двух раз, из них двадцать шесть раз – в псалме 135, который является самой настоящей литанией любви Божьей. Встречается также за рамками Псалтири, в некоторых местах книги Хроник . Кажется в некотором смысле лозунгом, лейтмотивом литургии Второго храма. В псалме 106, однако, доминирует другой повтор:               Да славят JHWH за любовь Его ( йоду ла- JHWH хасдо )             и за чудные дела Его для сынов человеческих (Пс 106:8.15.21.31)!   Весь псалом сконструирован из рефренов. Кроме только что приведенного, четырежды, с небольшими вариантами, повторяется: «Воззвали к JHWH в скорби своей, и Он избавил (или спас, или вывел) их от бедствий их» (Пс 106:6.13.19.28). Раз за разом меняются лица, взывающие ко Господу, которые, получая освобождение, славят Его. Все они – «освобожденные Господом». С помощью этого термина изображаются изгнанники, которые получили возможность вернуться на родину. Многие потерялись в пустыне, другие оказались узниками, заключенными в цепи, некоторые были на грани смерти, другие претерпели кораблекрушение. Все они – свидетели Божьих чудес, Его любви, спасающей самым неожиданным способом. Но, быть может, следует думать не столько о четырех группах людей, сколько о четырех экзистенциальных опытах, которые могут переживаться всяким из нас. Каждый, в разных обстоятельствах, может потеряться в пустыне, быть узником, оказаться под угрозой смерти, испытать кораблекрушение. Псалом завершается мудрым замечанием, распространяемым на всех:

http://bogoslov.ru/article/3540495

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫЧКОВСКО-СИНАЙСКАЯ ПСАЛТИРЬ [Бычковская, Синайская кириллическая] древнерус. рукопись XI в., Псалтирь с библейскими песнями , снабженная гадательными приписками, одна из 6 известных слав. Псалтирей XI в. (наряду со старослав. Синайской глаголическойи древнерус. толковыми Евгениевской и Чудовской, утраченной в наст. время Слуцкой, а также открытыми в 2000 г. Новгородскими церами1-й трети XI в.), превосходящая все остальные объемом сохранившегося текста; наиболее полный образец древнерус. редакции перевода Псалтири (характерными чертами данной редакции являются лексические особенности, приемы редактирования более древнего южнослав. текста, а также специфический набор чтений греч. текста). Состоит из 160 листов пергамена размером 17,5-18 ´ 14 см (листы местами подклеены фрагментами пергаменной греч. богослужебной (?) рукописи X-XI вв.), сохранилась в 3 фрагментах: РНБ. Q. п. I. 73 (8 листов - Бычковская псалтирь), Синай. Б-ка мон-ря вмц. Екатерины. Slav. 6/0 (135 листов) и Slav. 6/N (17 листов, обнаружены в 1975). Б.-С. П. содержит текст Пс 9. 7 - 17. 3 (Slav. 6/N. Л. 1-8 об.), 17. 18 - 105. 47 (Slav. 6/N. Л. 9-9 об.; Q. п. I. 73. Л. 1-8 об.; Slav. 6/0. Л. 1-100 об.), 111. 10 - 134. 13 (Slav. 6/0. Л. 101-124 об.), 141. 7-151. 7 (Slav. 6/0. Л. 125-133) и библейские песни 1-7 (Slav. 6/0. Л. 133-133 об.; Slav. 6/N. Л. 10-17 об.; Slav. 6/0. Л. 134-135 об.). Кодекс написан беглым, или «деловым», уставом 3 писцами, 2 из к-рых были основными: 1-й основной писал с начала до 6-й строки л. 13 части Slav. 6/0 включительно и далее листы 17-42 той же части, 2-й основной написал текст с л. 42 об. до конца, 3-м выполнен небольшой объем - со строки 7 л. 13 части Slav. 6/0 до л. 16 об. включительно. Оборот л. 60 части Slav. 6/0 первоначально не был заполнен, позднее древнерус. писец повторил на нем текст псалма 151. Гадательные приписки киноварью на верхних и нижних полях выполнены 1-м писцом и являются древнейшими в слав. традиции. Имеются также более поздние (в т. ч. южнослав.) маргиналии.

http://pravenc.ru/text/153747.html

В дополнение к всеобщности и всепотребительности потопа свящ. Дееписатель заключает, что поточная вода, кроме непомерного лияния из облаков, и по прекращении сорока дневного дождя, еще поднималась над землею сто пятьдесят дней. Итак, потопное потребление людей и животных первого мира было таково, что не осталось на поверхности земли не только никаких памятников, но ниже явных следов жизни и животности первого мира. Окончание потопа Прекращение потопа со стороны Божией означается тем, что Бог вспомнил о Ное. Воспоминание от Бога о праведных есть ни что иное как воспоминание милостью и благоволением ( Пс.105:4,113:20 ), и вместе с тем прекращение тяжкого, скорбного, уничиженного состояния, в каком находятся воспоминаемые праведники ( Быт.30:22 ; Пс.131:1,135:23 ), а по отношению к неправедным это есть воспоминание судом и наказанием за благоденствие, которым нечестивые недостойно пользовались ( Пс.73:18,22; 136:7 ). Хотя праведный Ной в самом ковчеге среди потопных вод находился под видимою защитою и охранением Божиим; при всем том годичное пребывание в ковчеге не могло не быть состоянием страха, тесноты, лишений и многоразличных скорбей, если не для Ноя, то для его семейства, и для животных, которые также не исключались из воспоминания Божия. Начальным и естественным действием, к прекращению потопа было то, что Бог навел ветер на землю, без сомнения сильный, южный ( Исх.10:13,14:21 ), который с одной стороны разгонял облака, с другой осушал воздух и землю; между тем, по прекращении дождя, воды, покрывавшие землю, быстро устремились в свои вместилища теми же путями, какими прежде восходили на поверхность земли, и как в продолжение ста пятидесяти дней воды частью возвышались, частью оставались в известном возвышении, так в продолжение ста же пятидесяти дней уменьшались, стекали с земли в свои вместилища, и земля постепенно осушалась. По прочтении Паремьи в Прокимне ( Пс.56 ) усиленное молитвенное взывание к Богу о помиловании, взывание с душевным упованием: помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и с преискреннею надеждою на благоволительный покров и защиту среди всеобщей погибели: и на сень крылу твоею надеюся, или как читается с подлинника, и под тень крыл твоих укрываюсь, пока пройдут беды, прилично относится к Ною. Проводивший время пребывания в ковчеге в посте и молитве со своим семейством, Ной с прекращением дождя, особенно молился Богу о помиловании его с остатком тварей и об изведении на общий путь жизни; эта горячая молитва , как бы напоминала Богу о Ное и остатке тварей, и Бог вспомнил ( Быт.8:1 ) о Ное, вспомнил Божественным изволением окончить потоп, и Ноя с семейством и животными извести на пути мировой жизни. Посему молитва веры и упования, воссылаемая Ноем к Богу, об изведении его на обычное поприще жизни, как бы совпадает с тем, что Бог вспомнил или соизволил прекратить потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

8. Говорят, что противоположное излечивает свою противоположность, но не может противоположное также и [производить] себе противоположное, хотя каждая вещь заключает в себе нечто, как бы противоположное свойству своей природы, от преизбытка которого она произошла. К примеру, как грех , посредством доброго причинивший мне смерть, становится крайне грешен ( Рим.7:13 ), так и Причина [всего] доброго [Бог] посредством противоположного [этому доброму, то есть посредством смерти] причиняет нам [добро], которое в Его природе. Ведь, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Если бы мы сохранили начальное Богообщение, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшего. А ныне, хотя мы оказались недостойными по причине греха прежнего общения, не сохранив полученного, но по состраданию Божию мы помилованы и приняты в нерасторжимое общение, так как Принявший нас способен сохранить союз нерасторжимым. Тогда земля сильно блудодействовала и народ Господень в духе блуда отступил от Господа Бога своего ( Ос.1:2; 4:12 ), Того, Который стяжал его рукой крепкой и мышцей высокой ( Пс.135:12 ), вывел со знамениями и чудесами из дома рабства ( Исх.13:14 ) фараона, провел через Красное море и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня ( Пс.77:14 ). Тогда сердце их обратилось к Египту и стал народ Господень не Его народом (см. Ос.2:23 ), и помилованный – непомилованным, и возлюбленный – невозлюбленным. Поэтому ныне рождается Дева, чуждая прародительскому блуду, обручается с Самим Богом и рождает милость Божию. И народом Божиим становится тот, который не был прежде народом Божиим, и непомилованный [теперь] помилован, и невозлюбленный – возлюблен. Ибо из Нее рождается Сын Божий, в Котором благоволение [Бога Отца] (см. Мф.3:17 ). 9. Ветвистый виноград ( Ос. 10: 1 ) произрос у Анны, и поспела сладчайшая Гроздь, источающая земно-рожденным нектар для жизни вечной. Иоаким и Анна посеяли себе в правду ( Ос.10:12 ) и пожали плод жизни ( 2Кор.4:6 ). Они просветились светом познания (см. 2Кор.4:6 ), взыскали Господа, и им явилось Порождение правды. Не бойся, земля, и вы, чада Сиона, радуйтесь о Господе Боге вашем ( Иоил.2:23 ); ибо пустыня произрастила траву и бесплодная принесла плод свой. Иоаким и Анна, как мысленные горы, источили сладость ( Ам.9:13 ). Радуйся, Анна блаженнейшая, что ты родила Девочку, ибо эта Дочь [твоя] станет Матерью Бога, Вратами света, Источником жизни и снимет с жен [осуждение]. Лицо этой Отроковицы богатейшие из народа будут умолять ( Пс.44:13 ). Этой Отроковице поклонятся, принеся дары, цари народов. Эту Отроковицу ты приведешь к Царю всех Богу, облаченную в благолепие добродетелей как в шитую золотом одежду и украшенную благодатью Духа; Слава ее изнутри ( Пс.44:14 ). Ибо слава всякой [иной] женщины – муж, приходящий извне, слава же Богоматери изнутри – плод Ее чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010