(См. также: Пс.134:15–18 ; Прем.13:10–15 ; Ис.40:19–20; 44:9–20; 46:6–7 ; Иер.10:3–5 ; Послан. Терем.). 5) Деян.17:29 . «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» . 6) 1Ин.5:21 . «Дети! храните себя от идолов» . 7) Рим.1:23 . «И славу нетленного Бога изменили во образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» . 8) Откр.9:20 . «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не покланяться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» . Как бы, однако, ни был многочислен ряд свидетельств, приводимых сектантами в опровержение Святых икон, все же свидетельства эти не могут поколебать православного учения об иконопочитании. Почему? Да потому, что свидетельства, приводимые сектантами, говорят об идолах, а иконы далеко не то же, что идолы. Идолы изображения ложных богов, а иконы – изображения Самого Истинного Бога и Святых Его. Цель употребления идолов – поклонение и служение самим идолам; цель употребления икон – возношение умом и сердцем к тем Святым лицам, какие изображены на иконах. Идолы заставляли людей забывать об Истинном Боге; а иконы, наоборот, постоянно напоминают людям о Боге и Святых Его. Вот почему Господь, запрещавший делать кумиров, или идолов, не только, в то же время, не запрещал делать Священных Изображений, или икон, но Сам, как мы видели, повелел поставить в храме изображения херувимов. ( Исх.25:18–19 ; 3Цар.6:23 ). Сектанты говорят, будто изображения херувимов имели место лишь в Ветхом Завете, а в Новом – они будто бы отменены. В подтверждение сектанты ссылаются на следующее место из Священного Писания. 9) Евр.9:5 . «А над ними херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно» . Но Апостол не пишет, будто херувимы, как утверждают сектанты, были отменены; он только не считает нужным говорить об изображениях херувимов, как и о других принадлежностях скинии, подробно; потому что Евреям, к которым Апостол писал вышеозначенные слова, устройство скинии и без того было хорошо известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Современный человек не менее древнего склонен к многобожию. Как недавно сказал поэт, " Я верю в Иисуса Христа/Я верю в Гаутаму Будду/Я верю в пророка Мухаммеда/Я верю в Кришну, я верю в Гаруду " . Нетрудно отыскать каких-нибудь учителей, льстящих слуху, которые расскажут про то, что все это разные формы проявления чего-то неопредленно-божественного, так что настроиться на космические энергии можно где угодно. Попытки объяснить, что так не получится, что наш Бог – ревнитель, часто вызывают негодование и обиду. В чем проблема-то? Но объяснять надо – потому что Он действительно Ревнитель. По ряду очень важных причин, которые сводятся к одной – Он нас любит. Он любит нас и поэтому не хочет, чтобы мы отдавали нашу жизнь (или, как и древние язычники, наших детей) пустоте и тщете. У языческих богов есть одна фундаментальная проблема – их, на самом деле, нет. Это " ничтожные идолы " . Что-то, что люди себе придумали, сконструировали, вытесали из камня или отлили из золота. " Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. (Пс.134:15-18) " . Бог Авраама, Исаака и Иакова реально существует; боги язычников – нет. Современный религиозный плюрализм чаще всего исходит из подразумеваемого атеизма – никого нет, так что неважно, чем бы дитя ни тешилось. Но Церковь провозглашает, что Бог гораздо более реален, чем что бы то ни было еще. Обращаетесь ли Вы к Нему – или к идолам – бесконечно важно. Это, на самом деле, единственное, что важно. Он любит нас и поэтому хочет дать нам подлинное, вечное, непреходящее счастье, которое мы можем обрести только в Нем – и только когда мы обратимся к Нему. Идолослужение лишает нас вечной радости – и обрекает на вечное несчастье. Он любит нас, и поэтому хочет установить с каждым – и каждой – уникальные личные отношения. Это бывает трудно понять, потому что часто мы подхватываем образ Бога как какой-то безличной силы, энергии, благожелательной – но именно как-то безлично-благожелательной. Бог Библии – как раз наоборот, интенсивно, предельно личностен. Он учит, как Отец сына своего (Вт. 8:5), жалеет, как Мать (Ис.49:15), беседует, как друг (Исх. 33:11), скорбит и негодует, как обманутый супруг (Иер.3:20), наконец, становится Человеком в лице Иисуса Христа, поселяется среди людей, прикасается к ним, освобождая и исцеляя, принимает муку и смерть, причем не ради абстрактного человечества, но ради каждого человека лично – как пишет Святой Апостол Павел, " живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня " (Гал.2:20) Он хочет, чтобы наше сердце принадлежало Ему.

http://religare.ru/2_103027.html

14. Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово; он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 134, 16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость [ 12 ]. 15. Некоторый мирянин шел с сыном своим к авве Сисою в гору аввы Антония. На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтоб почить благословение. Потом отец встал, и оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: встань и поди отсюда. Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца [ 13 ]. 16. Авва Аммон сказал авве Сисою: когда читают книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды. Старец отвечал ему: это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога [ 14 ]. Авва Силуан 1. Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: что с тобою, отец? Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: я был восхищен на суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в царство небесное. И плакал старец, не хотел выходить из келлии своей, хотя и упрашивали его выйти. Когда же он выходил, то покрывал куколем лице свое, говоря: зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня [ 1 ]?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5. Если какая-либо из сестер, лишенная трапезы за неблаговидное поведение, ссылаясь на болезнь, попросит у меня поесть, могу ли я по состраданию тайно уделить ей что-нибудь? Из своей части можешь, а монастырского не давай. 6. Часто, изнемогая духом и телом на непосильном послушании, я со слезами поднимаю глаза к небу и прошу Господа взять меня из суетного мира сего. Не ропот ли здесь? Тут не ропот, а малодушие, с которым также нужно бороться, как и с ропотом, подбадривая себя тем благочестивым чувством и рассуждением, что для святой обители нужно трудиться до самопожертвования. 7. Если сестра за глаза говорит неправду, приносящую мне вред, могу ли я обличить ее во лжи? Прежде чем обличить, нужно достоверно знать, действительно ли клевещут на тебя? Лучше потерпеть напраслину, чем несправедливо обвинить человека. Советую тебе вырабатывать такое духовное устроение, чтобы со смирением и терпением переносить всякую клевету, прося Господа словами Псалмопевца: «избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» ( Пс.118:134 ). 8. Если сестра ведет себя по мирскому, производя соблазн, могу ли об этом передать или покрыть ее недостойное поведение молчанием? Братство обители составляет одно целое, одно тело, и в деле внешнего и внутреннего благоустройства члены его связаны между собой, как бы общей порукой, так что каждый, согрешая, становится повинен против другого. Исходя из этого, при решении поставленного тобой вопроса, нужно привести себе на память следующие слова Спасителя: «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ). Следуя приведенному завету Господа, сначала сама кротко обличи согрешающую сестру, явно позорящую святую обитель, и со слезами умоли прекратить соблазн. Если это не подействует, начни ее убеждать и вразумлять с единодушными добрыми инокинями, и только после того, как и такой прием окажется безрезультатным, сообщи начальнице о вредной для всего братства насельнице, прося принять против нее решительные меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

9 . Из каких камней? Разумеется, он имел в виду не бездушные вещественные камни, а людей, бездушных и временами жестоких, поклоняющихся камням или дереву, на которых исполнится то, что поется о таких людях в псалме: «Подобны им [идолам] будут делающие их и всякий, кто надеется на них» ( Пс.134:18 ). Те, кто сотворяет идолов и надеется на них, подобны своим богам: они превращаются в камни и дерево, становятся бесчувственными и бездушными. Ибо когда они взирают на устроение творений, их красоту, их назначение и видят величественную красоту мира, то не хотят в сотворенном увидеть Творца, не считают они, что существует некое Провидение, некий Управитель. Они слепы и видят мир теми же глазами, что и неразумные животные. 10 . Ибо не замечают они, что во всем, что они видят, присутствует разумное начало, всем правит Разум. Это что касается слов Иоанна: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Поэтому мы должны молить Бога, чтобы и нам, некогда бывшим камнями, стать детьми Авраама и прийти на место отвергнутых детей, утративших свое обетование и сыновство через собственные грехи. Я приведу еще одно свидетельство о камнях; в песне Мариам в книге Исход сказано: «Да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел» ( Исх.15:16 ). Бога просят, чтобы Он на какое-то время обратил язычников в камни, – что в действительности значит греческое слово «πολιθοντωσαν», – «доколе проходит» еврейский «народ». Несомненно, после того, как этот народ пройдет, язычники перестанут быть камнями и вместо жестоких сердец обретут разумную человеческую природу во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 23. Евангелие от Луки 3:9–12. На отрывок от слов: «Уже и секира при корне дерев лежит» до того места, где сказано: «Пришли и мытари креститься». 1 . Уже в то время Иоанн говорил: «Уже и секира при корне дерев лежит» ( Лк.3:9 ). И если бы завершение быстро наступило бы и конец времен был бы близок, у меня не возникло бы никаких вопросов. Поэтому я бы сказал, что словами: «Уже и секира при корне дерев лежит» и «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк.3:9 ) передается пророчество, которое в то время исполнялось. Но так как после этого прошло много столетий и минуло несчетное число лет с того времени до наших дней, то нам должно исследовать, как Святой Дух через пророка мог сказать: «Уже и секира при корне дерев лежит». Думаю, что пророчество относится к народу Израиля, который вскоре должен был стать отверженным. Но тем, кто выходил к Иоанну креститься, он, среди прочего, говорил: «Сотворите же достойные плоды покаяния». Иудеям же повторял: «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Поэтому когда он говорит: «Уже и секира при корне дерев лежит», то обращается к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

LXX: И будет в день тот, говорит Господь Саваоф, Я рассею все имена идолов от земли, и уже не будет больше памяти о них, и лжепророков, и духа нечистого удалю от земли. – В тот день, о котором он часто упоминает будут удалены от земли все идолы, т. е. те идолы, о которых говорит Псалмопевец: Идолы языческих народов – серебро и золото, дела рук человеческих ( Пс.134:15 ), так что нет никакой другой религии, кроме веры народа Христианского. Об этих же идолах написано у пророка: Рыдайте, изваяния в Иерусалиме и Самарии, ибо как Я сделал с Самариею и ея изваяниями, так сделаю и с идолами вашими ( Ис.10:11 ). Или же пророк говорит о тех идолах, о которых говорится у пророка: Дух же явственно говорит, что в самые последния времена некоторые отступят от веры, внимая духам обольстителям и учениям демонов в лицемерии лжесловесников, имеющих сожженную совесть свою ( 1Тим.4:1–2 ). Действительно, как идолы делаются рукою художника, так и извращенное учение еретиков обращает в идола то, что старается подделать, и производит то, что люди поклоняются вместо Христа антихристу. Вместо лжепророки в Еврейском сказано просто: пророки, т. е. nebim ( ); впрочем, и это также обозначает лжепророков; но и у язычников жрецы идолов называются пророками. Зах.13:3 . И будет, когда кто либо станет пророчествовать далее, то скажут ему отец его и матерь его, родившая его: Ты не будешь жить, ибо изрек ложь во имя Господне. И поразят Его отец его и матерь его, родившие его [Вульг: родители его], когда он станет пророчествовать. LXX: И будет, если человек будет пророчествовать далее, скажет ему отец его и матерь его, которые родили его: Ты не будешь жить, ибо говорил ложь во имя Господне и воспрепятствуют ему отец его и мать его, родившие его, когда он будет пророчествовать. – По изгнании с земли идольских имен, и лжепророков и духа нечистого, говорившего в них, если кто дальше пожелает испытать и пророчествовать от лица Господня, тотчас отец и мать его забудут о том, что они родители, чтобы сохранить служение Богу, и произнесут над сыном смертный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу (Быт. 17:7; 26:24; 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2 Пар.20:7; Ис.4:8; Иак.2:29). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим. 6:7–8; Гал.3:7, 26–29). И в будущей участи нашей за гробом — только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Мф. 8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь. Память преподобного Петра Память святой Поплии Святая Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером. По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц [ 1 ], с которыми славословила Господа. Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно воспели псалом: «Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них…» (Пс. 134:15–18). Случайно в то время мимо проходил прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что считает истину Божию выше всего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И еще говорит жидовствующий еретик: Давид сказал: “Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих… есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат”(Пс. 134, 15–17.); думается, об иконах сказал это Давид. Ответим еретику так: если, как ты говоришь, Давид потому уподобил иконы идолам, что они имеют рот, но не говорят, имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат, — то почему у самого Давида в храме, то есть в скинии, стояли херувимы, которых повелел Бог Моисею создать из золота, — и были у них рты, но не говорили они, были у них глаза, но не видели, были у них уши, но не слышали? В наших церквах все устроено подобно тому, как было в церкви Давида. У него были херувимы, литые из золота и изваянные из дерева, у нас же — честные кресты и святые иконы, созданные из золота, серебра и дерева. У него по стенам скинии и на занавесях были вышиты херувимы золотом, серебром, пурпуром, синим и темно-красным искусным шитьем по шелку, ибо стены и занавеси скинии были из шелка — и мы так же на плащанице и на воздухах вышиваем образы святых. Иконы у нас написаны красками — но в чем разница между шитьем по шелку и изображением красками? Разве не один у них первообраз? Если мудр вышивающий и мудр живописец, оба делают одно дело: первый разноцветными шелками, а второй разными красками создают подобные изображения, и различия нет между ними. Разве не видишь ты, что ничего мы не делаем такого, о чем бы не было сказано в Писании? Но как в то время те золотые херувимы, вышитые по стенам и занавесям, “уста имели, но не говорили”, и тому подобное, и это не бесчестило их, но были они предметом общего почитания и поклонения, как созданные в честь и во славу истинного Бога и по повелению Его, и ради них сотворил Бог великие, таинственные и неизреченные чудеса, — так же и мы имеем святые иконы и другие Божественные и освященные вещи в честь и во славу истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа и святых Его. Сначала нужно понять, что такое икона и что такое идол. Многообразны и бесчисленны различия и расхождения между святыми иконами, которые мы, христиане, почитаем, и гнусными идолами, которых почитали эллины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как должен человек поступить с самим собою, чтобы лучше успеть в исполнении обязанностей своих к Богу? Что значит отвергнуться себя? Какое утешение может иметь человек, когда, отвергаясь себя, лишается многих естественных удовольствий? Согласно с первой заповедью почитание Ангелов и святых человеков? 8. Вторая заповедь Закона Божия Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли… не поклоняйся им и не служи им. Исх.20:4 –5. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. Пс.134:15 –18. В первой заповеди содержится общее повеление о почтении, которое мы должны воздавать единому истинному Богу. В последующих трех заповедях это общее повеление проводится далее и излагается частнее. И прежде всего во второй заповеди указывается, чему мы не должны воздавать почтения, приличного одному Богу. Заповедь сия читается так: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Итак, человек не должен делать себе кумиров, не должен поклоняться им и служить им. Спрашивается прежде всего, что такое кумир, о котором говорится здесь? Язычники, как мы знаем уже, поклонялись тварям вместо Творца: светила небесные, людей, животных, пресмыкающихся – все это они боготворили в духовной слепоте своей. Но заблуждения их этим не ограничились. Вскоре они стали делать изображения мнимых божеств своих и этим изображениям воздавать поклонение, приличное одному Богу. Так о филистимлянах известно, что они имели у себя изображение своего бога, известного под именем Ваала или Молоха. Оно было сделано из меди и представляло собою истукана с туловищем человека и головою вола. В середине голова и туловище истукана были пусты и когда нужно было приносить жертвы ему, то его раскаляли и на раскаленные руки его полагали детей, которые и сжигались там.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сектант : Сделанные из мертвого вещества и ничем не разнящиеся от идолов, иконы бессильны помочь человеку, поэтому Бог через псалмопевца Давида осудил всех уповающих на них: Идолы язычников серебро и золото, дело рук человеческих: уста имеют и не проговорят, глаза имеют и не видят. Уши имеют и не услышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них ( Пс.134:15–18 ) 69 . Священник : Это относится к идолам, но никак не к святым иконам. А если иконы идолы, то идолы и изображения херувимов в Ветхом Завете, о которых я сказал. Если же изображения эти повелел изготовить Сам Бог, то мог ли Он запретить святые иконы? И если не могут быть осуждены благоговейно взиравшие на эти изображения, то не подпадают осуждению и почитатели святых икон. И притом идолы воистину бессильны, а от икон происходили бесчисленные чудеса, показывавшие, что на них почиет Божественная благодать. Сектант : И все же почитание изображений Бога и святых дело языческое, ведь именно язычники делали вещественные подобия Бога и поклонялись им, по слову апостола: славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим.1:23 ). Но для христиан было бы безумием возвращаться к подобного рода язычеству. Священник : Апостол обличает здесь ложные представления язычников о Боге. Христиане же никогда не уподобляли Бога тленному человеку или различным животным, но, напротив, изображали Его на иконах таким, каким Он явил Себя людям во Христе. Вот почему святые иконы особенно располагают к благоговению душу всякого верующего человека и просвещенного, и некнижного. Вот почему и художники отдавали свое дарование на службу Богу, возвеличивая Того, Кто столь богато их одарил. Сектант : Нельзя изобразить Сказавшего: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). В Новом Завете об этом ясно свидетельствует евангелист Иоанн: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ; 1Ин.4:12 ). И апостол Павел учит о Боге, Который обитает в неприступном свете и Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010