15: 3), часто согрешающих вновь призывая к исповеданию грехов напоминанием: Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? (аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит) (Пс. 129: 3), нуждающихся в милости Божией научая говорить: " помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей " (Пс. 50: 1), призванных во святыню утверждая словами: " не отвергни меня от лица Твоего " (Пс. 50: 13), влекомым в судилище влагая в уста слова: " избави мя от клеветы человеческой " (Пс. 118: 134), боящимся восстания врагов внушая молиться: " избавь меня от врагов моих, Боже " (Пс. 58: 2), терпящих и благодетельствуемых возбуждая к благодарности словами: " терпя уповал я на Господа, и приклонился ко мне, и услышал молитву мою " (Пс. 39: 2). О, великая лира, души людей по всей вселенной, как бы какие струны, настраивающая к единому исповеданию! Как же такой и столь великий муж, украшение человеческих нравов, для восхваления которого нет слов, устроивший на земле ангельскую жизнь и увенчиваемый на небе похвалами ангелов, по какому попущению мог он впасть разом в два главнейшие греха? Ведь главнейшие из заповедей " не убивай " , " не прелюбодействуй " (Исх. 20: 13, 14), а в эти именно два главнейшие греха попущено было ему впасть. Нередко, углубившись в себя и размыслив обо всем этом, я повергаюсь в изумление, и подобно тому как судно в море носимое туда и сюда без кормчего заливается волнами, так нередко мой разум совершенно подавляется и запутывается в смятении мыслей: как муж, украшенный столькими добродетелями, царь и пророк, раб Христа и отец Его, раб по природе, отец по плоти ( " книга родства Иисуса Христа, сына Давидова " Мф. 1: 1), возвеличенный добродетелями более, чем царским венцом, облаченный в багряницу, и с искреннейшим смирением говоривший: " Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? " (Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1589...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАДЕЖДА [Евр.   греч. λπς], одна из главных христ. добродетелей. Добродетель - это свободное, сознательное и искреннее исполнение нравственного закона, данного Богом. Христ. добродетель в отличие от естественной добродетели, следующей указаниям разума или совести, которые могут ошибаться, основывается на Свящ. Писании, осуществляется усилием воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека ко Христу, вселяя в него Н. на спасение. В Библии Для выражения понятия «надежда» в ВЗ в основном используются существительные, образованные от глагольного корня   со значением «надеяться» -   и   Слово   употребляется в ВЗ лишь 5 раз в 3 книгах (3 раза в Книге пророка Иеремии, а также в 1 Езд 10. 2 и 1 Пар 29. 15), в то время как   используется 32 раза в 9 библейских книгах, причем чаще всего - в книгах Иова и Притчей. Для обозначения Н. в ВЗ используются иногда и слова, образованные от др. корней: «...на слово Его уповаю» (глагол породы Hiphil от корня   - Пс 129. 5); «И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя» (существительное   от корня   - Пс 38. 8); «Боже мой! на Тебя уповаю...» (глагол   - Пс 24. 2). Частая мысль, звучащая в библейских книгах,- Бог не постыдит Н. страдальцев и праведников: «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои» (Иов 5. 16); «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно» (Иов 11. 18); «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч 14. 26). В то же время Н. лицемеров и грешников тщетна: «А глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет» (Иов 11. 20); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов 27. 8). Н. праведников - Сам Бог: «Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс 70. 7). Псалмопевец прославляет надеющихся на Бога: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его...» (Пс 145. 5).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Четвертая заповедь Блаженства в версии Матфея весьма существенно отличается от параллельного места у Луки. В Проповеди на равнине речь идет о физическом голоде ( Лк. 6:21 ), в Нагорной проповеди – о духовном голоде и духовной жажде: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф. 5:6 ). В Ветхом Завете, в частности к книге Псалмов, образ жажды используется для описания сильного и горячего стремления человека к Богу, к исполнению Его законов и заповедей: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому ( Пс. 41:2–3 ). Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной ( Пс. 62:2 ). Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду ( Пс. 118:131 ). Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое ( Пс. 118:174 ). Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля ( Пс. 142:6 ). Понимание четвертой заповеди Блаженства зависит от того, какой смысл вкладывается в слово «правда». Слово δικαιοσνη в Септуагинте, как правило, соответствует еврейскому eeq или q («праведность») 126 . Обычно термин δικαιοσνη переводится как «праведность», «справедливость» или «правда» (в отличие от λθεια, переводимого как «правда» или «истина» 127 ). В общем контексте заповедей Блаженства этот термин имеет подчеркнуто религиозный смысл. Не случайно он встречается здесь дважды: сначала в четвертой, а потом в восьмой заповеди. Всего же в Евангелии от Матфея он встречается семь раз ( Мф. 3:15; 5:6, 10, 20; 6:1, 33; 21:32 ), из них пять – в Нагорной проповеди. Праведность – то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь 128 . Речь идет прежде всего о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией 129 . Именно о ней Иисус говорил Иоанну Крестителю: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (δικαιοσνην) ( Мф. 3:15 ). Иоанн Креститель, по словам Иисуса, пришел путем праведности (δικαιοσνης), но книжники и фарисеи не поверили ему ( Мф. 21:32 ). На Тайной Вечере, обещая ученикам послать им Святого Духа, Иисус снова говорил о правде:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

" А я воз любил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс.118:127 ). Итак, те презрели закон Твой, а я Твои заповеди предпочитаю золоту и драгоценным каменьям. Топаз принадлежит к числу драгоценных камней; упоминая о нем, про­рок имел в виду, конечно, все вообще камни, а он, вероятно, в то время ценился дороже прочих. И в другом месте говорит про­рок: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Эти слова означают, что он любит заповеди больше всякого богат­ства – и вместе, и в отдельности взятого. Вот совершенство христиа­нина! Ведь и Господь говорил: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Посему ко всем заповедя м Твоим я направлял ся, всякий путь неправды возненавидел» ( Пс.118:128 ). Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись. «Дивны откровения Твои, посе му углублялась в н их душа моя» ( Пс.118:129 ). Он показал, что не без основания любит откровения Божии: они, говорит, достойны удивления и способны увлечь и возбудить к любви тех, кто в состоянии воспринять их. И как же не удивительны они? Они наста­вляют человека в жизни совершенной и достойной, в обычаях добродетельных, в целомудрии и воздержании, в кротости и терпе­нии, в справедливости и доброте. Поэтому пророк и хвалится, что испытал их не на словах только, с легким сердцем, но как Бога мы должны любить всей душой, так должны любить и исполнять и заповеди Его. " Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев» ( Пс.118:130 ). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты «спаси меня по милости Твоей». Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Пи­саниях. Вспомни, Господи, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Гос­поди, что «человек подобен суете " ( Пс.143:4 ), что «не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ). Вспомни, Владыко, что «если... беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» ( Пс.129:3 ). Вспомни, Вла­дыко, что «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» ( Иов.25:4–5 ). Вспомни, Господи, что «вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Вспомни, Вла­дыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред То­бою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех . Поэтому, «спаси меня по милости Твоей», меня, просящего у Тебя ми­лости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь правед­ного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда счи­тается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. По­этому и теперь «спаси меня по милости Твоей»; пусть моя злоба не по­бедит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои ( Пс.8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этому сходно мытарево моление: «Боже! Милостив буди мне, грешнику» ( Лк.18:13 ). Великим грехам великой милости, и множеству беззаконий множества щедрот у Бога с верою просить должно, – дабы, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим 5:20 ). 2. Молитва кающегося «Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моего не помяни; по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» ( Пс.24:6–7 ). Много в юности и в неведении согрешает человек. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести смущается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения грехов просящим, – и с Псаломником часто повторять: «помяни щедроты Твоя», и прочее. 3. Молитва чувствующего в своей совести гнев Божий «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» ( Пс.6:2 ). Сходно этому молится пророк Иеремия: «Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленых нас сотвориши» ( Иер.10:24 ). И другое Псаломника: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» ( Пс.142:2 ). И еще: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» ( Пс.129:3 ). Не просто от наказания Божиего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божиего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). И Сам Христос говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ). Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Ибо всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погрузить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Христа, обещанная.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Это нужно сказать не об одних только иу­деях и не только о событиях, бывших с ними, но о всем вообще. Все, совершаемое Им, есть истина и суд; суд, т.е. правда. А истиною Писание часто называет и человеколюбие. Слова эти, следовательно, означают, что Бог совершает все по правосудию и вместе по человеколюбию. Подлинно, если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы.    6. Поэтому тот же пророк в другом месте говорит: «не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2); и еще: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» (Пс.129:3) Так, все, происходящее от Бога, исполнено того и другого. Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление. «Верны все заповеди Его». Как поступает часто пророк в других местах, так и здесь: от премудрости Божией, являющейся в творении и в разных видах промышления, он переходит к Его законода­тельству, показывая и здесь новый вид промышления. В са­мом деле, Бог вразумляет род человеческий не только тем, что создал столь много таких тварей, но и тем, что установил закон. Вот почему и в восемнадцатом псалме пророк, различая эти два вида промышления, в начале его говорит: «небеса поведают о славе Божией; а в средине, окончив речь о творении, присовокупляет: закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» (Пс.18:2, 8-9). Так и здесь, сказав о знамениях, чудесах и делах Божиих, переходит к заповедям и говорит: «верны все заповеди Его, утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте» (Пс.110:7-8). Не напрасно сказал он: «все», но употребил это выражение, имея в виду множество заповедей. Так, есть за­коны творения, которые соблюдают все создания, солнце и луна, день и ночь, звезды, земля и течение всей природы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Такие и подобные мысли внушало ему уныние, но он сдерживается и, чтобы не показаться воюющим, от них переходит уже к молитве и говорит: « обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей » (ст. 5). Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но « по милости Твоей ». О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин смерти, но Ты — « спаси меня по милости Твоей ». Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты « спаси меня по милости Твоей ». Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Писаниях. Вспомни, Господи, что « помышление сердца человеческого — зло от юности его » (Быт. 8:21). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Господи, что « человек подобен суете » (Пс. 143:4), что « не оправдается пред Тобою никто из живущих » (Пс. 142:2). Вспомни, Владыко, что « если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» (Пс. 129:3). Вспомни, Владыко, что « как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его » (Иов. 25:4, 5). Вспомни, Господи, что « вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя » (Пс. 50:7). Вспомни, Владыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред Тобою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, « спаси меня по милости Твоей », меня, просящего у Тебя милости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь праведного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда считается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5 . Пишу вам, отцы... ( 1Ин.2:13 ). Почему сначала дети? – Потому что прощены вам грехи через имя Его ( 1Ин.2:12 ) и вы возродились к новой жизни, потому и дети. А почему отцы? – Потому что вы познали Сущего от начала ( 1Ин.2:13 ). Ибо начало относится к отцовству 129 . Христос – новый во плоти, но древний в Божестве. Насколько древним мы Его считаем? Сколько Ему лет? Считаем ли мы, что Он старше Своей Матери? Разумеется, Он старше Матери: «Ибо через Него все было сотворено» (ср. Ин.1:3 ). Если всё, то Саму Матерь сотворил древний [Христос], чтобы от Нее родился новый. [P.164] Разве мы считаем, что Он старше только Матери? Древний [Христос] был прежде предков Матери. Пращуром Матери был Авраам, но Господь говорит: прежде Авраама Я есмь ( Ин.8:58 ). «Прежде Авраама?» – спросим мы. Прежде чем был создан человек, прежде чем сотворены были небо и земля. Прежде них был Господь, вернее, есть. Ибо не случайно Он сказал не так: «Прежде Авраама Я был», но сказал: прежде Авраама Я есмь. Ибо то, о чем говорят, что оно «было», уже не существует; а то, в отношении чего говорят, что «будет», еще не существует. Он же знает только «есть». Сообразно тому, что Он – Бог, к Нему применимо «есть» и неприменимо «был» и «будет». Там есть только один день, но [день] вечный. Этот день не находится между «вчера» и «завтра». Ибо, когда заканчивается «вчера», начинается «сегодня», которое закончится с наступлением «завтра». Сей же – единый день – без тьмы, без ночи, без протяженности, без меры, без часов. Называй это как хочешь. Если хочешь, «день»; если хочешь, «год»; если хочешь, «годы». В самом деле, сказано о нем: и лета Твои не кончатся ( Пс.101:28 ). А когда он назван днем? Когда было сказано Господу: Я сегодня родил Тебя ( Пс.2:7 ). Рожденный от вечного Отца, рожденный от вечности, рожденный навечно, Он не имеет никакого начала, никакого предела, никакого пространственного ограничения, потому что Он есть то, что существует, ибо Он сам есть Сущий. Сие имя Свое Он сказал Моисею: Скажи им: Сущий послал меня к вам ( Исх.3:14 ). Так что же? Значит, Он прежде Авраама? Прежде Ноя? Прежде Адама? Послушай Писания: «Прежде денницы Я родил Тебя» (ср. Пс.109:3 ). Более того, Он прежде неба и земли. Почему? Потому что все было сотворено через Него и ничего не было сотворено без Него (ср. Ин.1:3 ). Поэтому уразумейте, почему [апостол говорит] «отцы»: потому что отцами становятся, уразумев сущее от начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

    «Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой, да будут уши твои внемлюще гласу моления моего» (Пс. 129:1—2).     «Воздех к тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная тебе» (Пс. 142:6).     «Очи мои я возвел к Тебе, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением, премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс. 122:1—4). Святой Златоуст об этом    Молитва должна происходить от внутренности сердечной (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).    Сила молитвы силу огня угасила, львов свирепость укротила, брань усмирила, демонов прогнала, небо отверзла, и прочее (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).    Молитва многих большую силу имеет, чем молитва одного (Слово 3 о непостижимом Божественном естестве).    Нет ничего сильнее молитвы (Слово 8 против аномеев).    Ничто так входа к нам дьяволу не затворяет, как молитва и частое прошение (Слово 4 о непостижимом Божественном естестве).    Молитва — это пристанище обуреваемых, мятущимся якорь, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачевство, здравия страж (Слово 8 против аномеев).    Трезвым и бодрственным умом надлежит молиться (Катех. 2).    Молитвой грехи очищаются (Беседа 3 о покаянии).    Невозможно тому быть, чтобы без молитвы жизнь добродетельная была (Слово 1 о молитве).    Должна быть молитва от благого сердца, а не от великого шума (Слово о прав. Аврааме).    Тот пред лицом Божиим молится, кто молится целым умом (Катех. 2). Рассуждение о молитве     Прежде молитвы требуется:    Первое. Ни на кого не гневаться, не злиться, но всякую обиду оставить, чтобы и нам самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наш и, якоже и мы оставляем должником нашим... если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010